Тема урока
| Кол-во часов
| Характеристика деятельности учащихся
| Тип урока
| Виды контроля,
измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
План
| Факт
|
1. Роль книги в жизни человека и общества.
| 1
| Вводный урок, слово учителя, беседа, работа с книгой
| Урок изучения нового материала
| Фронтальный опрос
| Знать: о роли книги в жизни человека, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебника-хрестоматии
Уметь: пользоваться учебником
Развитие навыков ведения дискуссии
| Составить тезисы вводной статьи
|
|
|
2. Что такое фольклор? Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
| 1
| Сообщение, беседа, игра, чтение статьи учебника, обсуждение
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков
| Контрольные вопросы
| Знать: фольклор, жанры фольклора, их отличительные признаки
Уметь: определять жанр произведения
Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок
| Написать монологическое высказывание
|
|
|
3. Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна- лягушка». Образ невесты-волшебницы.
| 1
| Слово учителя, беседа, работа по учебнику
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки
Уметь: пересказывать сказку, охарактеризовать героев сказки
Развитие воображения и речи уч-ся
| Художественное рассказывание эпизода. Составление памятки
|
|
|
4.Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».
| 1
| Беседа, работа по тексту
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков
| Тест
| Знать: особенности волшебной сказки, героев, отражение в ней народных идеалов
Уметь: мотивировать ответ
Развивать воображение и речь уч-ся
| Иллюстрация к сказке
|
|
|
5. «Иван -крестьянский сын и чудо -юдо» - волшебная сказка героического характера.
| 1
| Беседа, чтение, пересказ
| Урок изучения нового материала
|
| Знать: жанровые особенности волшебной сказки
Уметь: видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты
Развивать навыки художественного пересказа
| Пересказ сказки
|
|
|
6. Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости. Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле.
| 1
| Урок внеклассного чтения, рассказ, беседа, пересказ
| Комбинированный
| Ответы на вопросы
| Знать: отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной
Уметь: определять вид сказки, опираясь на ее жанровые особенности
| Читать литературные сказки
|
|
|
7. Итоговый урок по фольклору
| 1
| Урок-игра
| Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков
| Тест
| Развивать творческие способности, познавательную активность детей
| Художественный пересказ эпизода
|
|
|
8. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
| 1
| Слово учителя, чтение, беседа
| Урок изучения нового материала
| Тест
| Знать: причины появления письменности у восточных славян и возникновении ДРЛ
Уметь: читать произведение ДРЛ
Приобщение уч-ся к культуре Древней Руси
| Письменно ответить на вопрос
|
|
|
9.М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».
| 1
| Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения
| Изучение нового материала
| Тест
| Знать: некоторые факты из биографии: детство, годы учения
Уметь: выразительно читать
| Инд.- биографию И.А.Крылова. выразительное чтение любимой басни
|
|
|
10. Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детство. Начало литературной деятельности.
| 1
| Рассказ учителя, беседа, работа по учебнику
| Изучение нового материала
| Викторина
| Знать: роды и жанры литературы, особенности басни как литературного жанра, факты биографии Крылова
Уметь: определять идейно-смысловую нагрузку в баснях
Уметь: охарактеризовать эпоху Крылова
| Составить список героев басен, одного из них нарисовать
|
|
|
11. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.
| 1
| Урок чтения и изучения, беседа, анализ
| Урок изучения нового материала
| Наизусть отрывок из басни
| Знать: историю создания басни, ее содержание
Уметь: выразительно читать по ролям, наизусть
Приобщение уч-ся к истории России
| Учить басню наизусть
|
|
|
12. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости.
| 1
| Урок внеклассного чтения. Чтение и обсуждение, чтение, разбор басен
| Комбинированный
| Викторина
| Знать: содержание басен Крылова и их моральный аспект
Уметь: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль
Развивать творческие способности уч-ся
| Прочитать очерк о В.А.Жуковском, Инд.- найти материал о поэте, прочитать сказку
|
|
|
13. В.А.Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна».
| 1
| Чтение, пересказ, анализ
| Урок изучения нового материала
| Отрывок из сказки наизусть
| Знать: историю создания сказки, отличие литературной сказки от народной
Уметь: выразительно читать и составлять план
| Подготовить пересказ фрагмента сказки. Ответить на вопрос: «Каким рассуждением можно закончить пересказ?»
|
|
|
14. Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев.
| 1
| Выразительное чтение, анализ
| Урок изучения нового материала
| Тест
| Знать: особенности жанра баллады, содержание баллады
Уметь: кратко пересказать сюжет, давать характеристику героям
Уметь создавать письменное оригинальное произведение
| Подготовить рассказ о А.С.Пушкине. Выразительное чтение стихотворения
|
|
|
15. Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне».
| 1
| Рассказ учителя, беседа
| Комбинированный
| Стихотворе-ние «Няне» наизусть
| Знать: факты биографии Пушкина, стихотворение как поэтизацию образа няни Арины Родионовны
| Выучить наизусть пролог к поэме
|
|
|
16. Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок
| 1
| Слово учителя, чтение, беседа
| Урок изучения нового материала
| Пролог наизусть
| Знать: поэтические средства художественной выразительности
Уметь: определять роль Пролога в поэме, работать с художественным текстом
| Составить план поэмы
|
|
|
17. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил.
| 1
| Чтение и обсуждение
| Урок изучения нового материала
|
| Знать: содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки
Уметь: описывать и характеризовать центральные образы
| Прочитать русские народные сказки
|
|
|
18. Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна»
| 1
| Сравнительный анализ, беседа
| Комбинированный
| Тест
| Знать: сюжеты сказок, их отличительные особенности
Уметь: проводить сравнительный анализ по заданным параметрам
Понимать и находить «бродячие» сюжеты сказок, владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос
| Прочитать сказки А.С.Пушкина, подготовить пересказ. Инд.- иллюстрацию
|
|
|
19. «Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина».
| 1
| Урок внеклассного чтения. Игра, беседа
| Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
| Словарная работа
| Знать: содержание изученных произведений
Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности
| Читать сказку А.Погорельского
|
|
|
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные
| 1
| Урок внеклассного чтения.
| Комбинированный
| Тест
| Знать: содержание и сюжет сказок
-
| Прочитать стихотворение «Бородино». Инд.- найти информацию о поэте
|
|
|
21. М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино».
| 1
| Слово учителя, беседа, чтение
| Изучение нового материала
| «Бородино» наизусть
| Знать: факты биографии поэта, условия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии лирики Лермонтова
Уметь: определять композицию произведения
Воспитание уважения к великому прошлому России
| Выразительно читать стихотворение. Составить цитатный план
|
|
|