Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка





Скачать 308.21 Kb.
НазваниеРеферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка
страница1/3
Дата публикации14.10.2014
Размер308.21 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вожеровская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

Реферат

Особенности использования

технологии модульного обучения

на уроках русского языка

Ховрякова Светлана Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

г.Нея

2012 г.

Содержание.

1. Введение ……………………………………………………1-2

2. Технология модульного обучения ……..…….………… ..2-6

3.Организация и проведение уроков русского языка

с использованием технологии модульного обучения..……7-20

4. Проблемы модульного обучения ……………………….20-21

5. Заключение…………………..……………………………21-23

6. Литература…………………………………………………24

1. Введение.

Традиционный урок в обычной школе… Какие ассоциации приходят вам на ум? Как показывает опыт, большинство из нас представляет себе учителя, который с указкой у доски объясняет новый материал, и школьников, старательно записывающих эти объяснения. Фантазии, правда, могут выходить за рамки предложенной схемы. Одним вспомнятся необычные опыты и эксперименты по физике или химии, другим – интересные беседы и диспуты о литературных героях. Но есть то, что в большинстве случаев останется неизменным: большое количество сложного, зачастую непонятного материала, который необходимо выучить. Да, именно выучить. А для чего?

- Как же, - скажут родители, - чтобы ребенок смог поступить в институт.

- Естественно, для того, - заметят учителя, - чтобы достичь образовательных стандартов.

Одна беда: через 2-3 года после окончания школы практически три четверти выученного забывается. Да и здоровья ученикам наша современная школа никак не прибавляет.

А что дают такие уроки учителю?

Нередко приходится слышать, что преподавание в школе не позволяет педагогу реализовать свой творческий потенциал, что через несколько лет работы учитель помнит только материал учебника, а на самообразование уже не остается времени. А сколько сил отнимает проверка огромного количества тетрадей, контрольных работ?

Думаю, нет необходимости убеждать учителей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, которые обеспечивали бы повышение качества учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей.

В достижении этих целей может помочь технология модульного обучения, которая, будучи личностно ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. Важным достоинством данной технологии является ее интеграционное качество, так как модуль – целостное единство содержания и технологии, его изучение реализуется через комплекс технологий, интегрируемых в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий и т. д.

2. Технология модульного обучения

Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторами которой были S.N Posilethwait, B.Goldshmid, M.L.Goldshmid и J.Russel). Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем – «модулем» в его обобщающем понятии.

Модульная технология обучения обретала статус самостоятельной дидактической системы постепенно, опираясь на ряд сущностных моментов программированного обучения: индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности, постоянное подкрепление обучающимся собственных действий по самоконтролю, последовательность и логичность этих действий.

В модульном обучении интегрированы теоретико-практические наработки и обобщения проблемного обучения, принципов индивидуализации и дифференциации обучения. Особенности рефлексивного подхода во многом способствовали созданию основ модульного обучения , определения принципов и правил его построения, методов и форм его реализации.

Модульные технологии, дидактические системы, отдельные курсы на основе принципов модульного обучения, созданы и функционируют во многих колледжах и гимназиях, университетах США и Западной Европы. Они получают распространение в России: в общеобразовательной школе, в системах начального, среднего и высшего профессионального образования, внедряются в образовательные системы обучения взрослых – при подготовке и переподготовке специалистов и при повышении квалификации.

Сущность модульного обучения состоит в том, что « обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей» [1].

Модуль – от латинского слова «modulies» – «мера», «способ». Разработчиками проблем модульной технологии подчеркивается соот -


1

Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения.- Каунас, 1989.- С.10
несение его дидактического определения с пониманием модуля в точных

науках, в технике: это – некая целостная функциональная система, ограниченная определенными рамками, которая обеспечивает выполнение какой-то конкретной функции от начала до конца. То есть – это функционально и конструктивно независимая единица, которая может быть относительно самостоятельной частью – объектом в составе другого более сложного объекта или в виде индивидуального изделия, агрегата, объекта.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание, технология овладения им, система контроля и коррекции объединены в систему высокого уровня целостности.

Исследователи утверждают, что модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:


  • в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;

  • дается разъяснение к этой информации;

  • определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ТСО, конкретных литературных источников, методов добывания информации);

  • приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;

  • указаны практические задания;

  • дается система самостоятельного и внешнего контроля.


В теории и практике модульного обучения приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.

В соответствии с принципом целевого назначения выделяют три типа модулей:

  1. познавательные (для изучения основ науки);

  2. операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);

  3. смешанные.

Рекомендуется разделять учебную дисциплину примерно на 10-12 (но не менее 5-6) модулей, исходя из того, что модуль, его оптимальный объем логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины, на изучение которого отводится, как правило, от 10-12 до 18-20 часов. При этом рекомендуется избегать таких крайностей, как слишком большой или слишком мелкий модуль (что затрудняет усвоение или систематичность знаний у слушателя). Например, в университетах США обычный лекционный курс разделен на 10-12 модулей.

Модульную технологию можно использовать в любой системе обучения: четкое дозирование учебного материала, информационно-методическое обеспечение с программой логически последовательных действий для обучающегося, возможность осваивать материал в удобное для него время, – все это помогает улучшишь качество и эффективность образовательного процесса в целом.

Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.

Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается преподавателем на основе определения основных идей курса. Каждой такой идее соответствует разработанный преподавателем модуль. Их совокупность обеспечивает реализацию основной цели изучения всей учебной дисциплины.

Исследователи рекомендуют начинать каждый модуль: 1) с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе); 2) с выдачи индивидуального задания, основанного на таком анализе. Заданием может быть: например, реферат по результатам анализа знаний, расчетно-графические задания, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т.п. Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и выходным проверяется уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем – соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», т.е. последующий модуль.

Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения.

На основе сказанного, принципами модульного обучения являются:


  1. принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);

  2. принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;

  3. принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны – реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося – все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их).

Новый технологический подход требует и новой технологической направленности:

  • предварительное проектирование учебного процесса;

  • центр внимания – учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности);

  • диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов;

  • целостность учебного процесса как педагогической системы.

При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий обучающихся.

В сущностных характеристиках модульного обучения заключается его отличие от других дидактических систем обучения.

Во-первых, содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме – как рациональнее действовать, где найти нужный материал и т. д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Модули позволяют перевести обучение на субъектно-субъектную основу. Отношения становятся паритетными.

В- третьих, обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке . Это дает ему возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Конечно, учитель тоже управляет учебно – познавательной деятельностью учащихся через модуль, но это более мягкое, а главное – сугубо целенаправленное управление.

В- четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет проблемы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается в модульном обучении. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей – готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям производства, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.

Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности. Существенно, что при модульной системе, когда учебная деятельность структурируется на: учебные ситуации, контроль и оценку, актуализируются аналитические, исследовательские умения специалистов.

П.Я. Юцявичене сформулировал восемь принципов данной технологии:

  1. модульность (обучение строится по модулям);

  2. деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);

  3. динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);

  4. метод деятельности;

  5. гибкость;

  6. осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);

  7. разносторонность методического консультирования;

  8. паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).

Достоинства модульного обучения:

  • повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;

  • компетенция определяет необходимые личностные качества;

  • сокращение сроков обучения;

  • реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;

  • быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.

В качестве сложностей отмечаются:

  • длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование;

  • необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места;

  • некоторая сложность организации учебного процесса.

Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса.

3. Организация и проведение уроков русского языка с использованием технологии модульного обучения.

Модульное обучение считается в настоящее время одной из перспективных технологий образования. Описанные в методиках дидактические компоненты этой технологии, в основном, касались точных наук: были разработаны модульные программы по математике, биологии, физике.

Но, не смотря на некоторые проблемы, связанные с применением технологий модульного обучения на уроках гуманитарного цикла, ее использование обеспечивает, как показала практика, системную подготовку к ГИА, позволяет сделать самостоятельную работу учащихся в условиях малокомплектной школы, где возникает необходимость проведения уроков в разновозрастных классах, более эффективной. Первым и главным критерием успешности обучения в модульном режиме для меня является желание учеников учиться, пробуждение интереса к предмету. Мой опыт использования модульной технологии небогат, я делаю первые шаги в организации модульного обучения и начала применение данной технологии с 9 класса. Ее использование в 9 классе объясняется тем, что учебный материал легко разбивается на несколько крупных блоков, к последнему году основной школы уже изучен систематический курс русского языка, ученики овладели основными умениями, различными способами самостоятельной работы.

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

  • Тщательно проработать учебный материал каждого урока .

  • Выделить главные основополагающие идеи.

  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...

  • Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.

  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...

  • Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).

  • Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconИспользование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка

Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconУчебно-методический комплекс по олимпийскому и паралимпийскому образованию...
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconУрок русского языка «Не с причастиями»
«Повышение мотивации к обучению и успешной сдаче итоговой аттестации посредством использования разнообразных методических форм на...
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconДоклад Метод проектов на уроках русского языка
Алгоритм деятельности учителя и учащегося в технологии проектного обучения
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconМоу «оош с. Холки» Повышение мотивации обучения учащихся через использование...
Заключение
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconИспользование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы
А уроках материалы модульного курса В. Ю. Выборновой «Вокруг тебя Мир…». Создание нестандартных ситуаций, постановка проблемной ситуации...
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconПовышения квалификации и профессиональной переподготовки
Особенности закрепления знаний на уроках русского языка при изучении «Морфемики и словообразования» в 5 классе, их особенности, методика...
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии деятельностного метода...
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обоснование значимости опыта использования технологии мастерских и технологии проблемного обучения на уроках литературы
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconПриходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный...
Необходимость внедрения новых информационных технологий в процесс обучения математики
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconМетодика использования стилистических упражнений на уроках русского языка
В разделе «Синтаксис. Пунктуация. Стилистика» обобщаются сведения о функциональных стилях речи, рассматриваются основные виды информационно-смысловой...
Реферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка iconМетодическая разработка по теме «Использование краеведческого материала...
Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск