Скачать 50.96 Kb.
|
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» Учитель начальных классов I квалификационной категории, МОУ « Уруссинской основной общеобразовательной школы №4» Цели:
ХОД УРОКА I. Организационный момент. Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вот книжки на столе, а вот тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И не досуг дуть на корабль бумажный. Сегодня у ребят урок уж очень важный. II. Сообщение темы и целей урока. – Ребята сегодня наш урок будет необычным – сказочным: мы продолжим изучать тему “Имена прилагательные”, посмотрим, как вы подружились с этой частью речи. Узнаем, что такое “Лексика”, для чего она нам нужна. Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза – Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Откройте свои тетрадочки, запишите число, классная работа. III. Обобщение. – Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его “завести”. А поскольку урок у нас сказочный, то и “завести” корабль можно только сказочным путём. Корабль сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, об имени прилагательном. Итак, что знаете об имени прилагательном? – Молодцы! Ну что ж поплыли? Имя прилагательное Мы с тобой дружны. Признаки предметов Называешь ты. Зима снежная. Мама нежная. Плывёт корабль В невидимую даль. IV. Работа над темой урока. В дороге ждут нас новые друзья! Узнаем вместе всё об этом – ты и я. На башне флаг с названием страны. Скорей читайте! – Лексика. – Вы удивлены? Мы остановились в океане Знаний на чудном острове Лексики. Вы знаете, что она обозначает? Лексика – наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые задания. И сегодня мы сами попробуем что-нибудь создать. – Итак, в путь! Быстрее, быстрее колёса крутитесь, И вот все вагоны вперёд покатились, Как будто они не вагоны, а мячики! Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики! В нашем поезде три пассажира. Первый – Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы другого цвета. Кого мы называем зайцем? – Небольшого пугливого зверька семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами. Едет зайка, рассуждает, Рассуждает и не знает: “Если я купил билет, Кто я заяц или нет?” – Почему же заяц призадумался? Кого мы ещё называем зайцем? – Пассажира, не имеющего билета, или зрителя, проникающего без билета куда-либо. – Что вы можете сказать о характере зайца? Какой он? – Трусливый. – Подберём слова, близкие по значению к слову “трусливый”. – Робкий, несмелый, боязливый, пугливый. – Запишите эти слова в столбик. – Что вы можете сказать об этих словах? – Это слова разные по звучанию, но близкие по значению. – В русском языке такие слова называют синонимы. Как вы думаете, трусость – это хорошее качество или нет? – Какое качество будет на противоположном полюсе нашего магнита? – Храбрый, смелый, отважный, мужественный. – Запишите эти слова во второй столбик. – Сравните слова, которые вы сейчас записали, со словом “трусливый”. Что вы можете сказать о значениях этих слов? – Это слова противоположные по значению. В русском языке их называют антонимы. К какой части речи относятся записанные вами слова? – К именам прилагательным. – Определите род этих прилагательных. – Мужской род. Образуйте от этих прилагательных форму женского и среднего рода. Сосед зайчишки Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. – Медведь. – В слове “медведь” 6 звуков, 7 букв. – Что вы можете сказать о слове “медведь”? – Одушевлённое имя сущ., м.р., 2 скл., с безударной гласной Е в первом слоге. – А кто из вас знает, почему этого косолапого сладкоежку назвали “медведь”? – Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд. Запись в тетрадях: Медведь – мёд, ведающий = “знающий, где есть мёд”. – Составьте со словом “медведь” предложение, запишите его в тетрадь. – Проверяем. – Очень интересные предложения. Я вам предлагаю своё. Давайте его запишем: Из чащи на берег вышла большая бурая медведица. Работа у доски (комментированное письмо). – Разберём это предложение по членам и частям речи. Составим схему предложения: Из _._ на _._ == ~~ ~~ __ . – Назовите словосочетания с именами прилагательными. – Медведица бурая, медведица большая. – Сделайте вывод: с какой частью речи связано имя прилагательное? – С именем существительным. – Как называется этот вид связи? – Согласование. Медведь заданья нам привёз, В своей корзинке он их вёз. – У вас на партах лежат карточки. Прочитайте отрывки, записанные на них.
– В каком отрывке более ярко описан лес? Как это достигается? – Во втором. Это передаётся с помощью прилагательных. – Для чего в речи используются имена прилагательные? – Именно они делают нашу речь живописной. – Без них речь бедна и невыразительна. Комментированное письмо. – Спишите второй отрывок, вставляя пропущенные буквы. – Какие правила русской грамматики вы вспомнили, выполняя это задание. – Подчеркните в тексте волнистой линией имена прилагательные. – Вы очень хорошо работаете, поэтому мы успеваем заглянуть в очень интересный уголок Лексики. Я вам прочитаю предложение, а вы подумайте, чем оно необычно: Мальчик услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку. – Что испугало мальчика? Почему? – Собаку съела – значит, она очень хорошо в чём-то разбирается. Она очень опытная, а мальчик этого не знал. – Собаку съесть – это фразеологизм, устойчивое выражение, которое перелетая из одного предложения в другое, не меняет своего значения. В нашем языке таких выражений много. И я уверена, что вы их знаете и сейчас вспомните. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь, О них обычно говорят Водой … (не разольёшь) Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … (медвежью услугу) – Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим о большом количестве людей в тесном помещении. – "Как сельдей в бочке". – О проливном дожде, ливне. – "Льёт как из ведра". V. Итог урока. – Ребята, сказочные тетради закрываем. К концу подходит наш урок – Пора нам подвести итог. – Что нового вы узнали сегодня на уроке? – Какие задания у вас вызвали наибольший интерес? – С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке. – Что понравилось? – Что удивило? – Что запомнилось? И ещё одно заданье От меня вам на прощанье: VI. Домашнее задание. – Нарисуйте страну Лексику и напишите о ней. Прощаться настала пора… Книгу закрывать пора! С нею мы узнали много слов И много всяких всячин, И если ты запомнил их, Не зря урок наш был потрачен. Ребята, спасибо вам за урок. Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок. Перемены ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо. |
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» Цель урока: создание комфортной образовательной среды для формирования прочных знаний по лексике русского языка, в возможности ее... | Презентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем... Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета... | ||
Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | Урок русского языка в 5-м классе "Путешествие по стране русского языка" Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, делать вывод, развивать кругозор | ||
Конспект урока ... | Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | ||
Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | Конспект гимнастики пробуждения в старшей группе: «Путешествие в страну Лилипутию» Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | ||
Урок в 7 классе Учитель русского языка и литературы моу «Вурнарская сош №1» Это стихотворение японского поэта Мацуо Басё. Я приглашаю вас в путешествие по прекрасной стране восходящего солнца, по стране, символом... | Конспект урока русского языка по теме Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | ||
Конспект урока русского языка Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | Конспект урока русского языка 5 класс. Имя существительное. Повторение... Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название.... | ||
План-конспект урока по информатике Путешествие компьютера по стране «информатика» Воспитание настойчивости и самодисциплины, вовлечение в активную практическую деятельность | Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения» Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В | Конспект урока русского языка в 6 классе «Спряжение глаголов» подготовлен... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |