Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика»





Скачать 50.96 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика»
Дата публикации18.07.2013
Размер50.96 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока русского языка

«Путешествие по стране лексика»

Учитель начальных классов I квалификационной категории,

МОУ « Уруссинской основной общеобразовательной школы №4»

Цели:

  • обобщить знания об имени прилагательном;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • познакомить с явлениями синонимии, антонимии и фразеологии;

  • развивать устную и письменную речь;

  • развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;

  • повысить интерес к родному языку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня у ребят урок уж очень важный.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята сегодня наш урок будет необычным – сказочным: мы продолжим изучать тему “Имена прилагательные”, посмотрим, как вы подружились с этой частью речи. Узнаем, что такое “Лексика”, для чего она нам нужна.
Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза –

Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

Откройте свои тетрадочки, запишите число, классная работа.

III. Обобщение.

– Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его “завести”. А поскольку урок у нас сказочный, то и “завести” корабль можно только сказочным путём. Корабль сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, об имени прилагательном. Итак, что знаете об имени прилагательном?

– Молодцы! Ну что ж поплыли?

Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Плывёт корабль
В невидимую даль.

IV. Работа над темой урока.

В дороге ждут нас новые друзья!
Узнаем вместе всё об этом – ты и я.
На башне флаг с названием страны.
Скорей читайте!

– Лексика.

– Вы удивлены? Мы остановились в океане Знаний на чудном острове Лексики. Вы знаете, что она обозначает?

Лексика – наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые задания. И сегодня мы сами попробуем что-нибудь создать.

– Итак, в путь!

Быстрее, быстрее колёса крутитесь,
И вот все вагоны вперёд покатились,
Как будто они не вагоны, а мячики!
Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики!
В нашем поезде три пассажира. Первый –
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета.
Кого мы называем зайцем?

– Небольшого пугливого зверька семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

Едет зайка, рассуждает,
Рассуждает и не знает:
“Если я купил билет,
Кто я заяц или нет?”

– Почему же заяц призадумался? Кого мы ещё называем зайцем?

– Пассажира, не имеющего билета, или зрителя, проникающего без билета куда-либо.

– Что вы можете сказать о характере зайца? Какой он?

– Трусливый.

– Подберём слова, близкие по значению к слову “трусливый”.

Робкий, несмелый, боязливый, пугливый.

– Запишите эти слова в столбик.

– Что вы можете сказать об этих словах?

– Это слова разные по звучанию, но близкие по значению.

– В русском языке такие слова называют синонимы. Как вы думаете, трусость – это хорошее качество или нет?

– Какое качество будет на противоположном полюсе нашего магнита?

Храбрый, смелый, отважный, мужественный.

– Запишите эти слова во второй столбик.

– Сравните слова, которые вы сейчас записали, со словом “трусливый”. Что вы можете сказать о значениях этих слов?

– Это слова противоположные по значению. В русском языке их называют антонимы. К какой части речи относятся записанные вами слова?

– К именам прилагательным.

– Определите род этих прилагательных.

– Мужской род.

Образуйте от этих прилагательных форму женского и среднего рода.

Сосед зайчишки
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

– Медведь.

– В слове “медведь” 6 звуков, 7 букв.

– Что вы можете сказать о слове “медведь”?

– Одушевлённое имя сущ., м.р., 2 скл., с безударной гласной Е в первом слоге.

– А кто из вас знает, почему этого косолапого сладкоежку назвали “медведь”?

– Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.

Запись в тетрадях:

Медведь – мёд, ведающий = “знающий, где есть мёд”.

– Составьте со словом “медведь” предложение, запишите его в тетрадь.

– Проверяем.

– Очень интересные предложения. Я вам предлагаю своё. Давайте его запишем:

Из чащи на берег вышла большая бурая медведица.

Работа у доски (комментированное письмо).

– Разберём это предложение по членам и частям речи. Составим схему предложения:

Из _._ на _._ == ~~ ~~ __ .

– Назовите словосочетания с именами прилагательными.

– Медведица бурая, медведица большая.

– Сделайте вывод: с какой частью речи связано имя прилагательное?

– С именем существительным.

– Как называется этот вид связи?

– Согласование.

Медведь заданья нам привёз,
В своей корзинке он их вёз.

– У вас на партах лежат карточки. Прочитайте отрывки, записанные на них.

Карточка № 1

Прекрасен лес зимой. Д…ревья покрыты хлоп…ями снега. Все ветки в инее. Со…нце осв…щает верхушки д…рев…ев.

 

Карточка  № 2

Прекрасен сне…ный лес зимой. Сонные д…ревья покрыты пуш…стыми хлоп…ями снега. Все ветки в серебристом инее. Зимнее со…нце осв…щает в…рхушки д…рев…ев.

– В каком отрывке более ярко описан лес? Как это достигается?

– Во втором. Это передаётся с помощью прилагательных.

– Для чего в речи используются имена прилагательные?

– Именно они делают нашу речь живописной.
– Без них речь бедна и невыразительна.

Комментированное письмо.

– Спишите второй отрывок, вставляя пропущенные буквы.

– Какие правила русской грамматики вы вспомнили, выполняя это задание.

– Подчеркните в тексте волнистой линией имена прилагательные.

– Вы очень хорошо работаете, поэтому мы успеваем заглянуть в очень интересный уголок Лексики. Я вам прочитаю предложение, а вы подумайте, чем оно необычно:

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.

– Что испугало мальчика? Почему?

Собаку съела – значит, она очень хорошо в чём-то разбирается. Она очень опытная, а мальчик этого не знал.

Собаку съесть – это фразеологизм, устойчивое выражение, которое перелетая из одного предложения в другое, не меняет своего значения. В нашем языке таких выражений много. И я уверена, что вы их знаете и сейчас вспомните.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь,
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь)

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу)

– Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим о большом количестве людей в тесном помещении.

– "Как сельдей в бочке".

– О проливном дожде, ливне.

– "Льёт как из ведра".

V. Итог урока.

– Ребята, сказочные тетради закрываем.

К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?

– С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке.

– Что понравилось?

– Что удивило?

– Что запомнилось?

И ещё одно заданье
От меня вам на прощанье:

VI. Домашнее задание.

– Нарисуйте страну Лексику и напишите о ней.

Прощаться настала пора…
Книгу закрывать пора!
С нею мы узнали много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.
Ребята, спасибо вам за урок.
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconКонспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы»
Цель урока: создание комфортной образовательной среды для формирования прочных знаний по лексике русского языка, в возможности ее...
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconПрезентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем...
Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета...
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconУрок русского языка в 5-м классе "Путешествие по стране русского языка"
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, делать вывод, развивать кругозор
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconКонспект урока
...
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconКонспект гимнастики пробуждения в старшей группе: «Путешествие в страну Лилипутию»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconУрок в 7 классе Учитель русского языка и литературы моу «Вурнарская сош №1»
Это стихотворение японского поэта Мацуо Басё. Я приглашаю вас в путешествие по прекрасной стране восходящего солнца, по стране, символом...
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconКонспект урока русского языка по теме
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconКонспект урока русского языка
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconКонспект урока русского языка 5 класс. Имя существительное. Повторение...
Урок русского языка. А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название....
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconПлан-конспект урока по информатике Путешествие компьютера по стране «информатика»
Воспитание настойчивости и самодисциплины, вовлечение в активную практическую деятельность
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения»
Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В
Конспект урока русского языка «Путешествие по стране лексика» iconКонспект урока русского языка в 6 классе «Спряжение глаголов» подготовлен...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск