Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся





Скачать 98.89 Kb.
НазваниеВсе эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся
Дата публикации19.07.2013
Размер98.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» говорится, что результаты международных сравнительных исследований свидетельствуют о наличии определенных проблем качества общего и дополнительного образования. В частности, эти исследования показали, что российские школьники демонстрируют достаточно высокий уровень владения предметными знаниями по математике и естествознанию, но значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, использовать в различных продуктивных видах деятельности, например, выражать и обосновывать свою точку зрения, работать с различными источниками информации. [1]

Именно поэтому, в новом Федеральном государственном образовательном стандарте чётко прописаны требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися образовательной программы, среди которых:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей.[2]

Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся.

Совершенствование технологий формирования коммуникативной культуры личности - одно из центральных инновационных направлений отечественной педагогической теории и практики. Оно обусловлено социокультурными процессами современности. Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Из психологии известно, что человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл. В урочной деятельности данный подход можно осуществить, используя различные методики учебного сотрудничества, одна из них - создание на уроке проблемной ситуации, решение которой должно быть найдено в результате высказывания и обсуждения различных версий.

При таком построении учебной деятельности очень вероятна ситуация возникновения спора. Педагогический спор : хорошо это или плохо, как выйти из ситуации спора победителем и, вообще, возможно ли это сделать? Как во время спора услышать рациональные взгляды противоположной стороны. Как предупредить или нейтрализовать спор в случае его конфликтного развития?

Спор – процесс обсуждения проблемы, в ходе которого каждая из сторон, аргументируя свою позицию и опровергая позицию собеседника, стремится отстоять свою точку зрения.

Согласно «Словарю синонимов русского языка», глагол «спорить» имеет самое широкое значение, означая всякое выступление против чьих-либо взглядов, положений, выражение несогласия с ними. Синонимами слова «спорить» выступают: «дискуссировать» – публично обсуждать спорный вопрос; «диспутировать» – участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу; «дебатировать» – устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу; «полемизировать» – участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения, свое мнение.

Создателем теории спора считается древнегреческий философ и учёный Аристотель. Он разделил методы ведения спора на три группы:

  • диалектику – искусство спорить с целью выяснения истины;

  • эристику – искусство любой ценой доказать свою правоту;

  • софистику – стремление добиться победы в споре с посредством преднамеренного использования ложных доводов.

Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» по поводу спора высказывает следующее мнение: «…в мире существует только один способ одержать верх в споре – это уклониться от него. В девяти случаев из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников ещё больше, чем прежде, убеждается в своей абсолютной правоте. Человек, которого убедили против его воли, не отречётся от своего мнения и поневоле». [4] Я частично согласна с данными высказываниями, если речь идёт о споре «обыденном». В повседневной жизни, в профессиональном общении с администрацией, коллегами, учениками, наверное, действительно нужно избегать «острых углов». Ещё Бен Франклин говорил: « Если вы спорите, раздражаетесь и возражаете, вы можете иногда одержать победу, но победа эта будет бессмысленной, ибо вы никогда не добьётесь расположения вашего противника». Будучи человеком рефлексивным, после спора, возможно, с какими-то здравыми идеями противоположной стороны, я соглашусь, но вряд ли признаю это открыто вслух.

Спор является непременным атрибутом педагогического взаимодействия. Педагогический спор – представляет собой особый коммуникативно – жанровый феномен, ведь, во-первых, конструктивный педагогический спор нужно ещё суметь организовать, что сделать не так-то легко. Педагогический спор необходим исключительно для выяснения истины, т.е. педагогический спор представляет собой спор диалектический. Всякие попытки перевести педагогический спор в эристику или софистику желательно пресекать, переводя беседу в нужное русло. Во-вторых, спор со многими участниками может проходить успешно лишь в тех случаях, когда все его участники обладают достаточной дисциплиной ума, способностью схватывать суть того, о чём говорится, и пониманием сущности, задачи спора. В-третьих, в педагогическом споре значительную роль играет поведение спорящих, их манера дискутировать, знание и понимание особенностей манеры спорить, умение вовремя уловить изменения в поведении своих оппонентов. Учителю в педагогическом споре отводится особая роль – фасилитатора. Он должен сдерживать слишком «горячих» спорщиков, должен создавать во время спора такую обстановку, которая не позволяла бы отдельным спорщикам вести себя высокомерно, с апломбом. Однако, достаточно часто учитель сам выступает в роли участника спора. К сожалению, многие преподаватели, да и я сама грешу этим, до сих пор используют в споре негативные средства влияния, действуя с позиции «сильного», «право имеющего» в силу своего статусно - ролевого положения коммуникативного лидера. Это превращает педагогическое взаимодействие в односторонний процесс воздействия, которое не всегда бывает эффективным в споре, так как исключает отношение к ученику как к личности - равноправному участнику профессиональной коммуникации. [6] Вполне естественно, то в результате спора ученики могут выдвинуть неверную версию, или настаивать на ложном утверждении, которое впоследствии может привести к неверным выводам. В таком случае, советует Дейл Карнеги, не следует открыто говорить выступающему, что он не прав, а лучше начать с таких фраз: «Я считал иначе, но возможно я ошибаюсь; давайте проверим факты…». Я проверила это на собственном опыте. Действительно, эти слова обезоруживают любого оппонента и не дают разгореться конфликту. В споре, также как в диалоге, необходимо избегать категоричных слов «всегда», «никогда», не нужно начинать выступление с фраз типа: «давно хочу сказать…», «пришло время объясниться…», не нужно аппелировать к прошлому, не нужно сравнивать собеседника с другими, не нужно показывать, что знаете мотивы его поведения (видите его «насквозь»). В противном случае, неудачное речевое поведение учителя, особенно в ситуации интеллектуального противостояния, может разрушить отношения с учениками, снизить их познавательный интерес и в конечном итоге привести к педагогическому поражению.[7]

Ещё одним доводом, почему не стоит говорить человеку, что он не прав, это «бесконечность процесса познания». Очень часто бывает так, что собственные взгляды на какую-либо проблему через некоторое время изменяются, и то, во что ты верил, казалось бы совсем недавно, оказывается не совсем верным, ведь наука идёт вперёд. Лет 10 назад на уроках химии я рассказывала детям о замечательном антипригарном, совершенно безвредном для здоровья тефлоновом покрытии. Сейчас бы я не стала так уверенно пропагандировать использование такой посуды. Вспомним мудрые слова Сократа, обращённые к своим ученикам: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Наверное, глупо надеяться быть умнее Сократа.

Приходится признать, что отстаивая свою точку зрения в споре, мы очень часто дорожим не самими идеями, а своим самолюбием, для которого возникает угроза. Мы хотим продолжать верить в то, что привыкли принимать за истину. В конечном итоге, «вся наша аргументация сводится к изысканию доводов, позволяющих нам и впредь верить в то, во что мы верим теперь» (Джеймс Харви Робинсон).

Сегодня, когда с огромной скоростью в нашу жизнь врываются новые компьютерные и Интернет - технологии, становится актуальной ещё одна проблема – постепенная утрата созданного поколениями и воспетого классиками богатства русского языка. Возможность быстро кому-то ответить посредством короткого сообщения катастрофически усиливает безграмотность, поскольку можно не задумываться о правописании, о знаках препинания. Наконец, вообще становится модным коверкать слова; а через некоторое время человек настолько к этому привыкает, что уже не может сказать, как же всё-таки правильно должно быть написано то или иное слово. Развитие мозга невозможно при деградации способности к выражению своих мыслей посредством языка. Чем богаче язык, тем образнее мысли, тем продуктивнее работа человека.[10] Мы запомнили слова, сказанные Л.Л.Любимовым на научно-практическом семинаре: «Дьявол играет нами, когда мы неточны в словах». Отсюда вытекает ещё одна из задач, которую можно решать с помощью педагогического спора: выработка умения грамотно выражать свои мысли посредством языка и чётко их формулировать.

Как часто в жизни возникают ситуации, когда спорящие стороны просто не хотят слушать доводы противоположной стороны. Поэтому, ещё одной очень важной задачей, стоящей перед педагогическим спором, - это задача научить оппонентов слушать и слышать друг друга. Неумение слушать – основная причина неэффективного общения, которое приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. Большинству людей несвойственно умение слушать. Слушать – трудное занятие. Мы не слушаем потому, что чрезмерно заняты собственной речью. Мы не слушаем потому, что ошибочно думаем, что слушать - значит просто не говорить. Слушание – активный процесс, требующий постоянных усилий и сосредоточенности. Анализируя своё поведение на очередном скучном педсовете, конференции, ловлю себя на мысли, что лишь делаю вид, что слушаю или обдумываю свой ответ, если есть вероятность, что зададут вопрос. «Слышать» в общении означает понимание состояния говорящего, сопереживание его чувствам, ориентирование на цели и задачи партнёра и, главное, умение проявить своё понимание, принятие, используя обратную связь.[5]

Правильная организация педагогического спора способствует развитию умения не только высказывать свою точку зрения, но и умения услышать своего оппонента.

Ещё Николай Бердяев в «Русской идее» указывал на особую противоречивость русского народа: «Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был народом откровений и вдохновений, от не знал меры и легко впадал в крайности. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; индивидуализм, обострённое сознание личности и безличный коллективизм; смирение и наглость; рабство и бунт».[8] В крови у русского народа уже заложена склонность к противоречивости, т.е. к спору. Также для русского народа всегда был присущ монологизм, т.е. психологическая установка, которая предполагает доминанту на самого себя, свои интересы, желание добиться собственных целей. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.[3] Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, причём выбор этот должен быть направлен на достижение не собственных корыстных целей. Это должны быть люди способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны, т.е. люди рефлексивные, умеющие увидеть и взять на вооружение самые лучшие достижения современности, и не повторять исторических ошибок.

Если бы мы научились рефлексивно относиться ко всем событиям, видеть не только свою позицию, но и оппонента, может быть сейчас мы жили не в пору «моральной разрухи». Резонно возникает вопрос: «Что делать?».

В какой - то мере ответ на него предлагает замечательный русский поэт В. Корнилов.

Считали: всё дело в строе,

И переменили строй,

И стали беднее втрое

И злее, само собой.

Считали: всё дело в цели,

И хоть измели цель,

Она, как была доселе,

За тридевять земель.

Считали: всё дело в средствах,

Когда же дошли до средств,

Прибавилось повсеместно

Мошенничества и зверств.

Меняли шило на мыло

И собственность на права,

А необходимо было

Себя поменять сперва.[9]

Последние строки, кажется, перевернули мою душу: «Нужно менять себя!!!». Нужно менять себя, нужно постоянно учиться и самосовершенствоваться, быть в курсе новых тенденций, осваивать новые технологии.

Возвращаясь к недостаткам в качестве образования выпускников, указанным в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» можно предполагать, что организация на уроках и во внеурочной деятельности педагогического спора, приведёт к развитию коммуникативной компетентности обучающихся, и наши выпускники будут уметь слушать и слышать, высказать свою точку зрения и грамотно её аргументировать, принимать решения и, наверное, самое главное - нести за них ответственность.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (проект)

  3. Распоряжение Правительства РФ от 17ноября 2008г.№1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020года»

  4. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс,1989

  5. Атватер И.Я вас слушаю… М.: Экономика, 1984

  6. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988

  7. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991

  8. Бердяев Н.Русская идея. СПб.: Азбука, 2012

  9. Ямбург Е.Я. Педагогический декамерон. М.: Дрофа, 2009

  10. Новаковская Ю.В.Наш идеал – недоросль, или какое образование нам нужно?//Естественнонаучное образование: взаимодействие средней и высшей школы/Под общей ред. академика РАН Л.Л.Лунина и проф. Н.Е.Кузьменко. М.: Издательство Московского университета, 2012.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: обсудить важнейшие правила поведения детей в природе; формировать коммуникативную компетентность
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconМаоу «сош№3» г. Краснокамска
Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют...
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся icon«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско»
Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют...
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconФестиваль образовательных сайтов и блогов
Образование должно формировать и развивать икт-компетентность. Долж­ны сформироваться навыки и умения безопасного и целесообразного...
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconКомментарии
Все эти вещи: темнота, бессознательность, неподвижность, безжизненность, бесплотная Бесконечность и безмерный ноль — все эти слова...
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconДанного реферата: «Сегментация пользователей сети Интернет»
Применение компьютерных сетей ведет к значительным структурным и функциональным изменениям в психической деятельности человека. Эти...
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Формационно-коммуникационно-технологическая компетентность» «Методическая компетентность» включают в себя по 9 заданий. Пятый раздел...
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 3 Технологии...
Все это помогает им вырабатывать умения методического мастерства учителя иноязычной культуры, среди которых проектировочные, адаптационные,...
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: формировать у обучающихся языковую, исследовательскую, коммуникативную компетенции
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconКомпетентности, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий,...
Ключевые слова: профессионализм, профессиональная компетентность, компетентность, компетенция, профессиограмма
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconСеменович А. В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей
Тенденции изменений отношений в сфере занятости во многом определяют вектор развития общества в целом
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconIii. Практическое применение комплекса «1С: Предприятие 5»
Эти факторы определяют относительную сложность применения программных продуктов для успешного и повседневного отражения хозяйственных...
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconИсследовательской работы студентов в колледже
Современный медицинский работник должен владеть не только необходимой суммой медицинских знаний, но и определенными умениями творческого...
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconПрофессиональное образовательное учреждение «красноярский медицинский...
С целью овладения пк в ходе освоения данной темы студент должен (проводим спецификацию компетенции раскладываем на базовые умения...
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconПравила поведения обучающихся общие положения
Настоящие правила определяют нормы поведения обучающихся во время пребывания в школе и на пришкольной территории, а также во время...
Все эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся iconПояснительная записка
Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Все умения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск