Исследовательской работы студентов в колледже





Скачать 332.09 Kb.
НазваниеИсследовательской работы студентов в колледже
страница1/4
Дата публикации04.01.2015
Размер332.09 Kb.
ТипНаучная работа
100-bal.ru > Литература > Научная работа
  1   2   3   4
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ В КОЛЛЕДЖЕ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Современный медицинский работник должен владеть не только необходимой суммой медицинских знаний, но и определенными умениями творческого решения практических задач. Все эти умения приобретаются в колледже путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе.

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого туда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством преподавателей. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки медработников.

К числу исследовательских работ относятся реферат, доклад, курсовая работа, дипломная работа, научно-исследовательская работа.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социально-медицинских явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в медицинской деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).

Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством преподавателей. Формы этой работы:

а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;

б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

в) написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследования;

г) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;

д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики и стажировки.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает:

а) работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при циклах;

б) участие в научно-исследовательских работах по темам цикловых комиссий;

в) выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в колледже;

г) участие во внутриколледжных, краевых, региональных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

д) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований;

е) разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий для учебного процесса;

ж) изучение и обобщение передового опыта медицинской практики.

НИРС может носить практический или опытно-экспериментальный характер, в отдельных случаях может быть выполнена работа теоретического характера.



Научно-исследовательская работа, носящая практический характер имеет следующую структуру:

  • введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы, основные характеристики работы (проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования)

  • теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора;

  • практическая часть, которая состоит из проектирования деятельности, описание её реализации, оценки её результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных методик, рекомендаций и пр., с обоснованием их разработки и указаниями по их применению;

  • заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

  • список используемой литературы;

  • приложения.

Научно-исследовательская работа, носящая опытно-экспериментальный характер, состоит из:

  • введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи эксперимента;

  • теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогической обоснование проблемы;

  • практической части, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

  • заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

  • списка используемой литературы;

  • приложений;

Научно-исследовательская работа, носящая теоретический характер, состоит из:

  • введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, определяется предмет, формулируются цели и задачи исследования;

  • теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством глубокого анализа литературы, психолого-педагогическое, философское, медицинское обоснование проблемы;

заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;

  • списка используемой литературы;

  • приложений.

Объем НИР должен составлять не менее 30 страниц печатного текста.

В научно-исследовательской работе студент должен показать:

• Прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

• Умение изучать и обобщать литературные источники, решать практические задачи, делать выводы и предложения;

• Навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современными методами исследований.

Общими требованиями к научно-исследовательской работе являются:

  • Целевая направленность;

  • Четкость построения;

  • Логическая последовательность изложения материала;

  • Глубина исследования и полнота освещения вопросов;

  • Убедительность аргументаций;

  • Краткость и точность формулировок;

  • Конкретность изложения результатов работы;

  • Доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

  • Грамотное оформление.

Выбор темы для НИР имеет исключительно большое значение. Правильно выбрать тему - это значит наполовину обеспечить ее успешное выполнение. Под темой принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования. Это и предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и ставший потому содержанием дипломного исследования.

Существенно облегчит выбор темы ее конкретизация. Для этого следует определить задачу, которая должна быть решена. Затем следует уяснить какие явления, предметы, закономерности должно охватить исследование и еще отграничить данную тему от примыкающих к ней.

Например, ранее - " Проблемы заболеваемости младших школьников" - теперь - "Роль экологических факторов в заболеваемости младших школьников".

Прежде чем выбрать тему работы, следует определить объектную область, актуальность темы, объект и предмет исследования, так как каждая тема находится как бы в определенной системе координат.

Актуальность - какие задачи стоят в аспекте выбранного направления в современных социально - экономических условиях развития общества вообще и данного конкретного региона в частности; что, по большому счету, сделано предшественниками, и что хотелось бы раскрыть в данной работе.

Проблема - в общеупотребительном языке - синоним слова "задача", "препятствие". В научном смысле - объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний.

Проблема исследования формулируется в виде вопроса. Например: "Каковы условия, необходимые и достаточные для формирования у будущих специалистов профессионального мышления?", или "Какой должна быть система содержания, методов и средств обучения, которая позволит сформировать у студентов деловые качества в условиях свободной экономической зоны?".

Объектная область исследования - это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Для студентов, обучающихся в медицинских колледжах, объектными областями являются учебные дисциплины общегуманитарного, социально-экономического, общепрофессионального и специального циклов.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Формулировка объекта - важный этап научного исследования.

Например: Тема "Социально - психологические условия повышения эффективности профессиональной адаптации молодых специалистов"; объект - профессиональная адаптация молодых специалистов.

После объекта формулируется предмет исследования, под которым понимается то, что находиться в границах объекта. Чаще всего это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой студент познает целостный объект, выделяя при этом главные и наиболее существенные (с точки зрения выбранного направления исследования) признаки объекта. Один и тот же объект может служить предметом разных исследований или даже научных направлений.

При формулировании предмета исследования следует знать, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней.

Например, по теме "Социально - психологические условия повышения эффективности профессиональной адаптации молодых специалистов, предмет исследования - эффективность профессиональной адаптации молодых специалистов.

Объект и предмет исследования как категории процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы. Это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всей исследовательской работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Формулировки цели в исследовательских работах выглядят примерно следующим образом: "раскрыть особенности….", "проанализировать и обобщить..., определить значение….. для развития …. ", "выявить возможности использования ……".

Цель работы конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задачи исследовательской работы логически вытекают из ее общей цели и рассматриваются как основные этапы работы студента, они определяют алгоритм поэтапных действий для достижения цели. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления. Например: "Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:

1)изучить..., 2)выявить..., 3)разработать..., 4) экспериментально проверить..."

или

1) проанализировать сущность понятия...., 2) исследовать возможность и эффективность, 3) определить, выявить педагогические условия реализации...,4) определить последовательность этапов..., 5)эЭкспериментально проверить... и т.п.

Например:

Тема: "Компьютерные программы как средство организации работы в ЛПУ".

Задачи:

  • выявить особенности организации работы в ЛПУ;

  • выявить особенности использования компьютерных программ в организации деятельности ЛПУ;

  • изучить (разработать) программные средства улучшения организации работы ЛПУ и методику их использования;

  • проверить эффективность применяемых (разработанных) программ в исследовательском эксперименте.

После формулирования объекта, предмета и цели исследования приступают к выработке гипотезы.

Гипотеза - основание, предположение иными словами, предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Гипотеза - главный метод научного познания. Выдвинутая гипотеза подвергается экспериментальной или теоретической проверке, которая ее утверждает или опровергает.

Гипотезы бывают:

  • Описательные - с указанием причин и возможных следствий;

  • Объяснительные, когда раскрываются возможные следствия из определенных факторов, а также условия, при которых эти следствия обязательно произойдут, т.е. раскрывается, в силу каких причин и обстоятельств данное исследование имеет место;

  • Описательно - объяснительные.

При построении гипотезы и всего дальнейшего исследования следует иметь в виду одно обстоятельство: выдвинутая студентом гипотеза может и не подтвердиться. И хотя в науке отрицательный результат не менее важен, чем положительный, строить исследовательскую работу, в которой в выводах утверждалось бы, что гипотеза исследования не подтвердилась, не следует.

На основе глубокого теоретического изучения проблемы, далее необходимо выяснить, какие из методов (наблюдение, эксперимент, опрос, логический анализ и синтез, абстрагирование, формализация, моделирование) необходимы для исследования, и составить список данных методов и приемов.

Выводы иногда не соответствуют поставленным задачам, иногда не дают ответа на вопрос, решена ли каждая задача и как конкретно. В выводах нужно показать, какой минимум обязательных условий надо обеспечить, чтобы иметь такой же результат, какого достиг исследователь. Ведь работу можно считать удачной в том случае, если можно практически использовать полученные результаты. Поэтому так важно соблюсти требование - изложить для других условия, при которых воспроизведение установленного факта возможно.

Выводы должны отвечать следующим методическим требованиям:

  • Быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;

  • Вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательской работы студентов в колледже iconНа конференцию могут быть представлены оригинальные научные и учебно-методические...
В целях расширения сферы учебно-исследовательской, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов (уирс, нирс)
Исследовательской работы студентов в колледже iconМетодические указания по выполнению и оформлению учебно-исследовательской...
Рассматриваются вопросы, связанные с порядком выполнения и оформлением учебно-исследовательской работы студентов. Даны общие требования...
Исследовательской работы студентов в колледже iconРабочая программа дисциплины «психология» для студентов
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Исследовательской работы студентов в колледже iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Исследовательской работы студентов в колледже iconОрганизация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,...
Исследовательской работы студентов в колледже iconОтчет по научно-исследовательской работе студентов экономического факультета за 2012-2013 г
Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и проводится...
Исследовательской работы студентов в колледже iconТехнологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Исследовательской работы студентов в колледже iconУчебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история...
Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов
Исследовательской работы студентов в колледже iconКомплексный план гбоу спо «Самарский медико-социальный колледж» на 2013-2014 учебный год
План учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов
Исследовательской работы студентов в колледже iconИсследовательская работа студентов проводится с целью более осознанного...
В колледже самостоятельная работа студентов включает в себя этапы подготовки и написания доклада, реферата, курсовой и выпускной...
Исследовательской работы студентов в колледже iconТемы для самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов...
Современные психологические исследования резервных возможностей психики новорожденного
Исследовательской работы студентов в колледже iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Исследовательской работы студентов в колледже iconПоддьяков А. Н. Неопределенность в решении комплексных проблем //...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Исследовательской работы студентов в колледже iconОтчет о научной исследовательской работе студентов (магистрантов) Института
Организация научно-исследовательской деятельности студентов и их участие в научных исследованиях и разработках в 2012 году
Исследовательской работы студентов в колледже iconПлан организации научно-исследовательской работы студентов медицинского...
Обсуждение стратегии выбора темы нирс зав кафедрами совместно с главными специалистами мз рб и разработка исследовательской деятельности...
Исследовательской работы студентов в колледже iconИтоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год
Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск