Скачать 332.09 Kb.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОЛЛЕДЖЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Современный медицинский работник должен владеть не только необходимой суммой медицинских знаний, но и определенными умениями творческого решения практических задач. Все эти умения приобретаются в колледже путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе. Понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого туда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством преподавателей. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки медработников. К числу исследовательских работ относятся реферат, доклад, курсовая работа, дипломная работа, научно-исследовательская работа. Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социально-медицинских явлений с использованием научных методик. Основные задачи научной работы студентов: а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора; б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы; в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин; г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в медицинской деятельности. Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС). Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством преподавателей. Формы этой работы: а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы; б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах; в) написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследования; г) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ; д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики и стажировки. Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает: а) работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при циклах; б) участие в научно-исследовательских работах по темам цикловых комиссий; в) выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в колледже; г) участие во внутриколледжных, краевых, региональных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу; д) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований; е) разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий для учебного процесса; ж) изучение и обобщение передового опыта медицинской практики. НИРС может носить практический или опытно-экспериментальный характер, в отдельных случаях может быть выполнена работа теоретического характера. Научно-исследовательская работа, носящая практический характер имеет следующую структуру:
Научно-исследовательская работа, носящая опытно-экспериментальный характер, состоит из:
Научно-исследовательская работа, носящая теоретический характер, состоит из:
• заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;
Объем НИР должен составлять не менее 30 страниц печатного текста. В научно-исследовательской работе студент должен показать: • Прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала; • Умение изучать и обобщать литературные источники, решать практические задачи, делать выводы и предложения; • Навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современными методами исследований. Общими требованиями к научно-исследовательской работе являются:
Выбор темы для НИР имеет исключительно большое значение. Правильно выбрать тему - это значит наполовину обеспечить ее успешное выполнение. Под темой принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования. Это и предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и ставший потому содержанием дипломного исследования. Существенно облегчит выбор темы ее конкретизация. Для этого следует определить задачу, которая должна быть решена. Затем следует уяснить какие явления, предметы, закономерности должно охватить исследование и еще отграничить данную тему от примыкающих к ней. Например, ранее - " Проблемы заболеваемости младших школьников" - теперь - "Роль экологических факторов в заболеваемости младших школьников". Прежде чем выбрать тему работы, следует определить объектную область, актуальность темы, объект и предмет исследования, так как каждая тема находится как бы в определенной системе координат. Актуальность - какие задачи стоят в аспекте выбранного направления в современных социально - экономических условиях развития общества вообще и данного конкретного региона в частности; что, по большому счету, сделано предшественниками, и что хотелось бы раскрыть в данной работе. Проблема - в общеупотребительном языке - синоним слова "задача", "препятствие". В научном смысле - объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний. Проблема исследования формулируется в виде вопроса. Например: "Каковы условия, необходимые и достаточные для формирования у будущих специалистов профессионального мышления?", или "Какой должна быть система содержания, методов и средств обучения, которая позволит сформировать у студентов деловые качества в условиях свободной экономической зоны?". Объектная область исследования - это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Для студентов, обучающихся в медицинских колледжах, объектными областями являются учебные дисциплины общегуманитарного, социально-экономического, общепрофессионального и специального циклов. Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Формулировка объекта - важный этап научного исследования. Например: Тема "Социально - психологические условия повышения эффективности профессиональной адаптации молодых специалистов"; объект - профессиональная адаптация молодых специалистов. После объекта формулируется предмет исследования, под которым понимается то, что находиться в границах объекта. Чаще всего это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой студент познает целостный объект, выделяя при этом главные и наиболее существенные (с точки зрения выбранного направления исследования) признаки объекта. Один и тот же объект может служить предметом разных исследований или даже научных направлений. При формулировании предмета исследования следует знать, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней. Например, по теме "Социально - психологические условия повышения эффективности профессиональной адаптации молодых специалистов, предмет исследования - эффективность профессиональной адаптации молодых специалистов. Объект и предмет исследования как категории процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы. Это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всей исследовательской работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Формулировки цели в исследовательских работах выглядят примерно следующим образом: "раскрыть особенности….", "проанализировать и обобщить..., определить значение….. для развития …. ", "выявить возможности использования ……". Цель работы конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задачи исследовательской работы логически вытекают из ее общей цели и рассматриваются как основные этапы работы студента, они определяют алгоритм поэтапных действий для достижения цели. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления. Например: "Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются: 1)изучить..., 2)выявить..., 3)разработать..., 4) экспериментально проверить..." или 1) проанализировать сущность понятия...., 2) исследовать возможность и эффективность, 3) определить, выявить педагогические условия реализации...,4) определить последовательность этапов..., 5)эЭкспериментально проверить... и т.п. Например: Тема: "Компьютерные программы как средство организации работы в ЛПУ". Задачи:
После формулирования объекта, предмета и цели исследования приступают к выработке гипотезы. Гипотеза - основание, предположение иными словами, предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Гипотеза - главный метод научного познания. Выдвинутая гипотеза подвергается экспериментальной или теоретической проверке, которая ее утверждает или опровергает. Гипотезы бывают:
При построении гипотезы и всего дальнейшего исследования следует иметь в виду одно обстоятельство: выдвинутая студентом гипотеза может и не подтвердиться. И хотя в науке отрицательный результат не менее важен, чем положительный, строить исследовательскую работу, в которой в выводах утверждалось бы, что гипотеза исследования не подтвердилась, не следует. На основе глубокого теоретического изучения проблемы, далее необходимо выяснить, какие из методов (наблюдение, эксперимент, опрос, логический анализ и синтез, абстрагирование, формализация, моделирование) необходимы для исследования, и составить список данных методов и приемов. Выводы иногда не соответствуют поставленным задачам, иногда не дают ответа на вопрос, решена ли каждая задача и как конкретно. В выводах нужно показать, какой минимум обязательных условий надо обеспечить, чтобы иметь такой же результат, какого достиг исследователь. Ведь работу можно считать удачной в том случае, если можно практически использовать полученные результаты. Поэтому так важно соблюсти требование - изложить для других условия, при которых воспроизведение установленного факта возможно. Выводы должны отвечать следующим методическим требованиям:
|
На конференцию могут быть представлены оригинальные научные и учебно-методические... В целях расширения сферы учебно-исследовательской, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов (уирс, нирс) | Методические указания по выполнению и оформлению учебно-исследовательской... Рассматриваются вопросы, связанные с порядком выполнения и оформлением учебно-исследовательской работы студентов. Даны общие требования... | ||
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,... | Отчет по научно-исследовательской работе студентов экономического факультета за 2012-2013 г Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и проводится... | ||
Технологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Учебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история... Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов | ||
Комплексный план гбоу спо «Самарский медико-социальный колледж» на 2013-2014 учебный год План учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов | Исследовательская работа студентов проводится с целью более осознанного... В колледже самостоятельная работа студентов включает в себя этапы подготовки и написания доклада, реферата, курсовой и выпускной... | ||
Темы для самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов... Современные психологические исследования резервных возможностей психики новорожденного | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Поддьяков А. Н. Неопределенность в решении комплексных проблем //... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Отчет о научной исследовательской работе студентов (магистрантов) Института Организация научно-исследовательской деятельности студентов и их участие в научных исследованиях и разработках в 2012 году | ||
План организации научно-исследовательской работы студентов медицинского... Обсуждение стратегии выбора темы нирс зав кафедрами совместно с главными специалистами мз рб и разработка исследовательской деятельности... | Итоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской... |