Темы контрольных работ по древнерусской литературе
1.Образ русской земли в «Слове о полку Игореве».
2. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве»: сходство и различие памятников.
3. Гражданский и патриотический пафос «Слова о погибели Русской земли».
4.Образ главного героя и символическое значение образа Горя-Злочастия.
5.Элементы барокко в виршевой поэзии Симеона Полоцкого.
Темы рефератов по древней русской литературе
1. Периодизация ДРЛ, ее жанровое своеобразие.
2. «Повесть временных лет» - вопросы композиции.
3. «Повесть временных лет» - идейно-художественное содержание.
4. Житийная литература XI-XII веков. Оригинальные русские жития («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского»).
5. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве».
6. Поэтические особенности «Слова о полку Игореве».
7. «Моление Даниила Заточника»: жанрово-стилевое своеобразие.
8. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.
9. «Хожение в Палестину» игумена Даниила: идея, композиция, личность путешественника.
10. Цикл произведение ДРЛ о татаро-монгольском нашествии. Обзор.
11. «Повесть о разорении Рязани Батыем» как образец воинской повести. Идея произведения. Композиция повести. Героическое и трагическое в повести.
12. «Слово о погибели Русской земли» как лироэпический отклик на события XIII века. Гражданское и патриотическое звучание произведения.
13. «Повесть о житии Александра Невского». Жанровая специфика «Повести». Принципы изображения центрального героя.
14. «Задонщина» - политические тенденции и художественные особенности.
15. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина как первое автобиографическое произведение ДРЛ.
16. «Повесть о Петре и Февронии»: принципы изображения героев, особенности сюжета, жанр, стиль.
17. Публицистика XVI века. Максим Грек.
18. Публицистика XVI века. Иван Пересветов.
19. Сочинения Ивана Грозного (Послание в Кирилло-Белозерский монастырь).
20. Вирши Семеона Полоцкого.
21. Вирши Кариона Истомина.
22. «Повесть о Юлиании Лазаревской» как трансформация житийного жанра.
23. Идейно-художественное содержание «Повести о Горе-Злочастии».
24. Литературные традиции и новаторство в «Повести о Савве Грудцыне».
25. Жанрово-стилистическое своеобразие «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного».
26. Демократическое звучание сатирической «Повести о Шемякином суде».
Темы курсовых работ по древнерусской литературе
1. «Поучение» Владимира Мономаха как политическое и нравственное завещание.
2. Жанровое своеобразие «Сказания о Борисе и Глебе»
3. Стилистика «Слова о полку Игореве»
4. «Житие Александра Невского» как воинская повесть.
5.Особенности языка и стиля «Хождения за три моря Афанасия Никитина».
6. Тема разума в «Повести о Петре и Февронии».
7. «Повесть о Фроле Скобееве» как плутовская новелла
8. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Личность и характер автора.
9. Поэтико-структурный анализ «Сказания о Мамаевом побоище».
10.Панегирические вирши Симеона Полоцкого.
Темы контрольных работ 1. Реформа русского стихосложения (анализ стихотворных отрывков)
2. Черты переходного времени литературе.
3. Нарушение принципов классицизма в драматургии.
4. Формирование прозаических жанров.
Темы контрольных работ
Тема любви в лирике А.Блока и её художественная реализация.
Образ главной героини в лирике А.Блока.
Образ лирического героя в поэзии А.Блока.
Традиции русской романтической поэзии XIX века в лирике А.Блока.
Пейзаж и его функции в лирике А.Блока.
Мистические мотивы в лирике А.Блока.
Тема «двойничества» в поэзии А.Блока.
Образы-символы в поэзии А.Блока.
Стилевое своеобразие лирики Н. Клюева.
Особенности критического наследия Д.Мережковского.
Лирика Д.Мережковского: проблематика и поэтика.
Библейские мотивы лирики Н.Клюева.
Фольклорные традиции в лирике М.Цветаевой.
Проблематика и поэтика цикла «Лебединый стан» М.Цветаевой.
Мистические мотивы лирики В.Брюсова.
Темы рефератов
Тема одиночества в лирике И.Бунина.
Тема свободы в романтических рассказах М.Горького.
Загадки русской души в творчестве И.Бунина.
Деталь и символ в прозе И.Бунина.
Тема памяти в произведениях И.Бунина.
«Грамматика любви» в прозе (поэзии) И.Бунина.
Образ лирического героя в дооктябрьской поэзии В.Маяковского.
Образ России в лирике С.Есенина до Октября.
Народно-поэтическая основа дооктябрьского творчества С.Есенина.
Темы города и деревни в лирике С.Есенина.
«Цветовая радуга» поэзии С.Есенина.
Тема родного дома в поэзии С.Есенина.
Образы «братьев наших меньших» в лирике С.Есенина.
«Я по-прежнему такой же нежный…» Тема любви в лирике С.Есенина.
Тема свободы в ранних романтических рассказах М.Горького.
Стилевое своеобразие лирики Н. Клюева.
Темы курсовых работ по русской литературе ХХ века
Библейские мотивы лирики Н.Клюева.
Фольклорные традиции в лирике М.Цветаевой.
Проблематика и поэтика цикла «Лебединый стан» М.Цветаевой.
Мистические мотивы поздней лирики В.Брюсова.
Загадки русской души в прозе И.Бунина.
Деталь и символ в прозе И.Бунина.
Тема памяти в произведениях И.Бунина.
«Грамматика любви» в прозе И.Бунина.
Образ лирического героя в послеоктябрьской поэзии В.Маяковского.
Образ России в лирике С.Есенина до Октября.
Народно-поэтическая основа дооктябрьского творчества С.Есенина.
Темы города и деревни в лирике С.Есенина.
«Цветовая радуга» поэзии С.Есенина.
Тема родного дома в ранней поэзии С.Есенина.
Образы «братьев наших меньших в лирике С.Есенина.
«Я по-прежнему такой же нежный…» Тема любви в ранней лирике С.Есенина.
Роль библейских мотивов в дореволюционной прозе.
Тема родного дома в поэзии С.Есенина.
Образы «братьев наших меньших в лирике С.Есенина.
«Я по-прежнему такой же нежный…» Тема любви в лирике С.Есенина.
Роль библейских мотивов в прозе 20–30-х гг. о революции и гражданской войне.
Образ ребёнка в прозе о революции и гражданской войне.
Тема памяти в творчестве писателей русского зарубежья.
Русский характер в романе А. Толстого «Пётр Первый».
Автобиографическая основа романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Нравственно-философская проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Москва и москвичи глазами М.Булгакова.
Тема труда в прозе А.Платонова.
Образ дороги в произведениях А.Платонова.
Тема детства в творчестве А.Платонова.
Нравственные идеалы народа в произведениях М.Шолохова.
Тема человеческого братства в поэзии А.Твардовского.
Темы рефератов по русской литературе ХХ века
Реалии советской эпохи в поэзии 30 – 40-х гг.
Тема Родины и патриотизма в прозе и поэзии советского периода.
Сатирическая литература 20-х гг.
Тема любви в русском модернизме рубежа начала XX века.
Тема города в поэзии начала XX века.
Концепция пространства и времени в лирике начала XX века.
Тема России в лирике начала XX века.
Идейно-художественные особенности «новокрестьянской» поэзии после Октября.
Судьба Росси в лирических размышлениях Н.Гоголя, М.Лермонтова, А.Блока.
Экзистенциальные мотивы русской лирики начала XX века.
«Грамматика любви» в творчестве И.Бунина.
Религиозно-философские основы лирики Н.Клюева.
Образ лирического героя в дооктябрьском творчестве В.Маяковского.
Тема любви в лирике С.Есенина.
Народно-поэтическая основа творчества С.Есенина.
Тема Родины в творчестве С.Есенина.
Роль библейских мотивов в прозе 20–30-х гг. о революции и гражданской войне.
Образ ребёнка в прозе о революции и гражданской войне.
Нравственный выбор личности в прозе о революции и гражданской войне.
Тема памяти в творчестве писателей русского зарубежья.
Образ России в романе А.Толстого «Пётр Петрый».
Тема Петра I в русской литературе (А. Пушкин, Д. Мережковский, А. Толстой).
Тема революции и гражданской войны в «Белой гвардии» М.Булгакова.
Тема России в произведениях А.Платонова.
История и современность в романе А. Толстого «Пётр Первый».
Темы курсовых работ
Стилевое своеобразие лирики Н. Клюева.
Библейские мотивы лирики Н.Клюева.
Фольклорные традиции в лирике М.Цветаевой.
Проблематика и поэтика цикла «Лебединый стан» М.Цветаевой.
Мистические мотивы поздней лирики В.Брюсова.
Загадки русской души в прозе И.Бунина.
Деталь и символ в прозе И.Бунина.
Тема памяти в произведениях И.Бунина.
«Грамматика любви» в прозе И.Бунина.
Образ лирического героя в послеоктябрьской поэзии В.Маяковского.
Образ России в лирике С.Есенина после Октября.
Народно-поэтическая основа послеоктябрьского творчества С.Есенина.
Темы города и деревни в лирике С.Есенина.
«Цветовая радуга» поэзии С.Есенина.
Идейно-художественные особенности поэмы С.Есенина «Чёрный человек».
Темы контрольных работ
Природа как основа человеческого бытия в произведениях «деревенщиков» 50 – 60-х гг.
Тема «братьев наших меньших» в литературе 1950-х гг.
Тема исторической памяти и преемственности поколений в советской литературе.
Проблема истинных и ложных ценностей в военных повестях (по выбору студента).
Образ «малой родины» в творчество Е. Носова.
Тема деревни в военной и послевоенной прозе.
Тема подвига в военной литературе.
Автобиографические мотивы прозы А. Платонова.
Проблема нравственного противостояния в «лейтенантской прозе».
Идеал русской жизни в творчестве В. Астафьева.
Судьба человека в творчестве М. Шолохова.
Злободневное и вечное в произведениях В. Некрасова.
Автобиографические мотивы лирики Н. Тихонова.
Темы рефератов
Стилевое своеобразие лирики А. Твардовского.
Библейские мотивы фронтовой поэзии.
Фольклорные традиции военной лирики.
Проблематика и поэтика «Поэмы без героя» А. Ахматовой.
Мистические мотивы поздней лирики Н. Заболоцкого.
Загадки русской души в прозе Ю. Бондарева.
Деталь и символ в прозе К. Воробьёва.
Тема памяти в произведениях В. Кондратьева.
«Грамматика любви» в военной прозе В. Астафьева.
Образ лирического героя в поэзии Ю. Друниной.
Образ России в лирике В. Бокова.
Народно-поэтическая основа творчества Е. Винокурова.
Темы города и деревни в лирике Н. Старшинова.
«Цветовая радуга» поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин».
Темы курсовых работ
Образы русских солдат в романах Ю. Бондарева.
Библейские мотивы в повести К. Воробьёва «Это мы, Господи».
Роль фольклорных мотивов в военной прозе малых жанров.
Образ ребёнка в прозе о Великой Отечественной войне.
Тема памяти в творчестве писателей русского зарубежья.
Русский характер в одноимённом романе А. Толстого.
Автобиографическая основа творчества В. Некрасова.
Нравственно-философская проблематика повести Е. Носова «Усвятские шлемоносцы».
Москва и москвичи глазами военного поколения.
Тема возвращения в творчестве А.Платонова.
Образ дороги в произведениях А.Платонова.
Тема детства в творчестве А.Платонова.
Нравственные идеалы народа в произведениях М.Шолохова.
Тема человеческого братства в поэзии А.Твардовского.
Темы контрольных работ
Природа как основа человеческого бытия в произведениях современных авторов.
Тема «братьев наших меньших» в современной литературе.
Тема исторической памяти и преемственности поколений в современной литературе.
Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах В. Шукшина разных лет.
Образ «малой родины» в произведениях современной литературы.
«Время тревожных романов»: роман в современной прозе.
Тема деревни в современной советской прозе.
Тема любви в прозе В. Астафьева.
Автобиографические мотивы прозы В. Астафьева.
«Мысль семейная» в произведениях В. Белова.
Идеал крестьянской русской жизни в прозе В. Белова.
Роль «маленького человека» в пьесах А. Вампилова.
Судьба человека в произведениях К. Воробьёва.
Злободневное и вечное в произведениях В. Распутина.
Автобиографические мотивы лирики Н. Рубцова.
Темы рефератов
Тема Родины в лирике Н. Рубцова.
Система образов в рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Тема праведничества в прозе А. Солженицына.
Тема существования человека в тоталитарном обществе в прозе А. Солженицына.
Московская интеллигенция в изображении Ю.Трифонова.
Главный герой рассказов В. Шукшина.
Интертекстуальность как свойство современной прозы.
Сон и его художественная функция в современной литературе.
Маска как вариация образа героя современной прозы.
Авторское начало и его роль в организации современного текста ( Проблема жанровых дефиниций).
Открытая авторская позиция как приём организации современного текста.
Приём внутреннего монолога как средство создания характера в современной прозе.
Принципы организации сюжетного пространства в современной литературе.
Варианты организации структуры текста (графичность, монтажность, авторские внесюжетные отступления) в современной литературе.
Роль журнальных литературных премий.
Языковая специфика прозы А.И. Солженицына.
Стилевые особенности публицистика В.Г. Распутина.
Форма рассказа и её развитие в творчестве В.Г. Распутина.
Специфика создания социальных характеристик в прозе В.С. Маканина.
Временная система повестей В.С. Маканина второй половины 1980–1990-х годов.
Шестидесятники как литературное движение своего и современного времени.
Трансформация формы автобиографической повести в современной прозе.
Приём внутреннего монолога как средство создания характера в писательской мемуаристике.
«Герои-неудачники» в «московских повестях» Ю.Трифонова.
«Мелочи жизни» в структуре повестей «московского цикла» Ю.Трифонова.
«Мемуарный текст»: к вопросу об эволюции термина.
Романтические миры С.Лукьяненко.
Специфика создания миров в современной фантастике.
Формы повествования и их роль в современной структуре текста.
Повествовательные планы и их роль в структурной организации современной прозы.
Образ Времени и приёмы его художественного воплощения в современной прозе.
Фольклорные формы (детские страшные рассказы («страшилки»), былички, анекдоты) и их трансформация в современном тексте.
Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты» в контексте творчества писателя.
Образы-топосы «железной дороги» и «железнодорожного вокзала» как импульс к развитию основного действия в отечественной поэзии и прозе.
Слово и его художественная функция в художественном мире военной поэзии.
Многоголосие и его функция в военной прозе.
Библеизмы и их функция в военной прозе.
Русская история и пути её интерпретации в военной прозе.
Фольклорные формы и специфика их использования в военной прозе.
Реальные и ирреальные миры и специфика их создания в военной прозе.
Великая Отечественная война глазами послевоенного поколения.
Тема праведничества в прозе А. Солженицына.
Главный герой ранних рассказов В. Шукшина.
Сон и его художественная функция в военной литературе.
Авторское начало и его роль в организации военной прозы( Проблема жанровых дефиниций).
Открытая авторская позиция как приём организации военной прозы.
Приём внутреннего монолога как средство создания характера в военной прозе.
Принципы организации сюжетного пространства в современной литературе.
Варианты организации структуры текста (графичность, монтажность, авторские внесюжетные отступления) в военной литературе.
Композиционные особенности рассказов А.И. Солженицына 1960-х гг.
Форма рассказа и её развитие в творчестве В.Г. Распутина.
Трансформация формы автобиографической повести в военной прозе.
Любовь как основа человеческого бытия в произведениях авторов военного времени.
Тема «братьев наших меньших» в военной литературе.
Тема исторической памяти и преемственности поколений в военной литературе.
Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах В. Шукшина 60-х гг.
Образ «малой родины» в произведениях военной литературы.
«Время тревожных романов»: роман в военной прозе.
Тема деревни в военной прозе.
Природа как основа человеческого бытия в произведениях современных авторов.
Тема «братьев наших меньших» в современной литературе.
Тема исторической памяти и преемственности поколений в современной литературе.
Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах В. Шукшина разных лет.
Образ «малой родины» в произведениях современной литературы.
«Время тревожных романов»: роман в современной прозе.
Тема деревни в современной советской прозе.
Тема любви в прозе В. Астафьева.
Автобиографические мотивы прозы В. Астафьева.
«Мысль семейная» в произведениях В. Белова.
Идеал крестьянской русской жизни в прозе В. Белова.
Роль «маленького человека» в пьесах А. Вампилова.
Судьба человека в произведениях К. Воробьёва.
Злободневное и вечное в произведениях В. Распутина.
Автобиографические мотивы лирики Н. Рубцова.
Тема Родины в лирике Н. Рубцова.
Система образов в рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Тема праведничества в прозе А. Солженицына.
Тема существования человека в тоталитарном обществе в прозе А. Солженицына.
Московская интеллигенция в изображении Ю.Трифонова.
Главный герой рассказов В. Шукшина.
Интертекстуальность как свойство современной прозы.
Сон и его художественная функция в современной литературе.
Маска как вариация образа героя современной прозы.
Авторское начало и его роль в организации современного текста ( Проблема жанровых дефиниций).
Открытая авторская позиция как приём организации современного текста.
Приём внутреннего монолога как средство создания характера в современной прозе.
Принципы организации сюжетного пространства в современной литературе.
Варианты организации структуры текста (графичность, монтажность, авторские внесюжетные отступления) в современной литературе.
Роль журнальных литературных премий.
Языковая специфика прозы А.И. Солженицына.
Композиционные особенности рассказов А.И. Солженицына.
«Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына: проблематика, структурная организация, персонажная система, жанровая специфика.
Стилевые особенности публицистика В.Г. Распутина.
Форма рассказа и её развитие в творчестве В.Г. Распутина.
Специфика создания социальных характеристик в прозе В.С. Маканина.
Временная система повестей В.С. Маканина второй половины 1980–1990-х годов.
Шестидесятники как литературное движение своего и современного времени.
Трансформация формы автобиографической повести в современной прозе.
Приём внутреннего монолога как средство создания характера в писательской мемуаристике.
«Герои-неудачники» в «московских повестях» Ю.Трифонова.
«Мелочи жизни» в структуре повестей «московского цикла» Ю.Трифонова.
«Мемуарный текст»: к вопросу об эволюции термина.
Романтические миры С.Лукьяненко.
Специфика создания миров в современной фантастике.
Формы повествования и их роль в современной структуре текста.
Повествовательные планы и их роль в структурной организации современной прозы.
Образ Времени и приёмы его художественного воплощения в современной прозе.
Фольклорные формы (детские страшные рассказы («страшилки»), былички, анекдоты) и их трансформация в современном тексте.
Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты» в контексте творчества писателя.
Образы-топосы «железной дороги» и «железнодорожного вокзала» как импульс к развитию основного действия в отечественной поэзии и прозе.
«Городской шум» как способ создания художественного образа и его компонент.
|