Скачать 135.3 Kb.
|
Перова И. Н. "Развитие познавательных способностей учащихся с помощью элективных курсов" (Выступление на педагогическом совете. 2014 год) В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых - создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся. Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Элективные курсы как обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы, могут выполнять различные функции. Можно выделить следующие основные функции элективных курсов: Во-первых, они могут «поддерживать» изучение профильных предметов на заданном стандартом профильном уровне. Например, элективный курс «Культура русской речи» поддерживает изучение предмета «Русский язык» на профильном уровне. Во-вторых, некоторые из них могут служить основой для внутрипрофильной специализации обучения. Например, курс «Введение в языкознание» в классах социально-гуманитарного или лингвистического профиля. В-третьих, курсы могут обеспечивать профессиональное самоопределение и знакомить с основами профессиональной деятельности. Это, например, курсы «Основы журналистики». В-четвертых, элективные курсы могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в гуманитарном классе, выберет курс «Творческая мастерская», где он сможет свои гуманитарные знания преломить через призму ИКТ, создать проекты, используя компьютерные технологии. В-пятых, элективный курс может развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволит школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне, например, я вела такой элективный курс, как "Говорим и пишем правильно" В-шестых, элективные курсы могут выполнять роль «надстройки», т. е. происходит дополнение содержания профильного курса. Такой дополненный курс становится углубленным, а класс, в котором он изучается, превращается в класс с углубленным изучением отдельных дисциплин. Например, курс «Школа юного филолога». В-седьмых, элективные курсы могут интегрировать несколько образовательных областей. Так, например, в содружестве с Киргановой Т. М., учителем истории, мы разработали интегрированный элективный курс для 7-классников "Литература через призму истории". Он также поддерживает базовый курс литературы и истории. Курсы по выбору в 9-х классах, организуемые в целях предпрофильной подготовки, их структура и содержание должны носить вариативный характер и удовлетворять следующим условиям. - Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. - Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал, помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: "Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?". - Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. - Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т. д.). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность). - Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить "монополию учителя на информацию". - Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. - Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистантные и т. п.). Технологии, используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информация по имеющимся источникам, и т. д.). Одной из особенностей элективных курсов является их практико-ориентированный характер, реализация деятельностного подхода в обучении. Предлагаемые программы элективных курсов не могут удовлетворить все запросы учащихся, поэтому учитель должен быть готов сам разработать программу элективного курса, исходя из запросов учащихся, своих возможностей и материально-технической базы кабинета. Одним из направлений развития системы элективных курсов является адаптация программ наиболее удачных факультативных курсов, обеспеченных учебными и методическими пособиями. Это позволит частично решить проблему учебно-методического обеспечения элективных курсов. Кроме того, при их реализации можно использовать электронные учебники, возможности Интернет-ресурсов. При разработке программы элективного курса необходимо: · проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля; · определить, чем содержание базового курса будет качественно отличаться от базового или профильного курса (содержание элективного курса представлено вскользь, односторонне, неглубоко, вообще не рассматривается); · определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля; · разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, определить количество часов на каждый из них; · выяснить возможность обеспечения данного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, материалами. Составить список литературы для учителя и для учащихся; · выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, инициативности, творчества ученика при изучении курса. Если программа курса предполагает выполнение практических работ, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе; · продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса; · определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса; · продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление и др. Так, например, мы совместно с Киргановой Т. М. создали авторский интегрированный курс "Литература через призму истории". Элективный курс интегрирует знания учащихся по истории и литературе и ликвидирует разрыв в изучении образовательных дисциплин, что помогает формировать разносторонне развитую личность, что актуально не только для школы в частности, но и для системы образования РФ в целом. Специфика школы с многопрофильным обучением как нельзя лучше соответствует выбору данного курса, позволяет углублённо изучать две дисциплины в их взаимосвязи. 7 класс также подходит для выбора тематики курса. Это та параллель, когда учащиеся уже получили первичное представление о предметах, но не могут пока связать их воедино. Кроме того, программа по литературе под редакцией Коровиной для 7 класса нацелена на изучение литературы через призму истории, поэтому данный элективный курс расширяет знания учащихся, получаемые на уроках. Также 7 класс в данной школе – это первая ступень предпрофильного обучения, когда учащиеся осознают серьёзность получения образования и выбирают для себя будущий профиль. Цели: 1. Интегрировать и расширить знания по курсу 7 класса по истории и литературе 2. Стимулировать интерес к изучению истории и литературы 3. Расширить кругозор учащихся по изучаемым предметам 4. Активизировать познавательную активность через ролевые игры и выполнение мини-проектов Задачи: 1. Сформировать навыки работы с историческими документами 2. Сформировать навыки работы в группе 3. Развивать навыки анализа литературного текста 4. Развивать умения различать литературный вымысел и историческую действительность 5. Научить выделять и аргументировать разные точки зрения на одну историческую личность В основу представленного элективного курса заложена идея воспитания и развития гармонично развитой личности, способной глубоко и нестандартно мыслить, связывать воедино полученные знания, ориентироваться в историческом процессе и в истории литературы. Программа рассчитана на 35 часов При создании элективного курса мы проанализировали пересечение тем по литературе и истории, выделили блоки изучения:
Из формулировки данных блоков уже видно, какие произведения русской литературы послужили отправной точкой. Это былины, "Повесть временных лет", жития, "Песня про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова, драма А. С. Пушкина "Борис Годунов", поэма "Полтава" А. С. Пушкина, "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя и другие произведения. Для уроков литературы часто необходим подробный исторический комментарий, которые не может быть "уложен" в рамки урока. Также и для уроков истории необходимо подкреплять изученный материал яркими литературными иллюстрациями. Но цель курса не сводится только к этому. Более глубокая цель - формирование такой гуманитарной личности, которая сможет соотносить явления в разных плоскостях учебных дисциплин, курс развивает познавательные и творческие способности учащихся. Это возможно благодаря продуманной системе занятий и приёмов и методов работы, используемых на них. Кроме слова учителя, его лекций, часто проводимых двумя учителями сразу (бинарных занятий), используются такие методы активизации учащихся, как эвристическая беседа, работа с документами и текстами, исследование, заполнение сравнительных таблиц, создание проектов разных типов, работа с видеоматериалами, иллюстрациями. Чем разнообразнее будут используемые на занятиях приёмы, тем больший интерес к дисциплинам возникает у ребят. Такая планомерная и глубокая работа даёт хорошие результаты. Ребята стали победителями и призёрами школьной научно-практической конференции "Окоём", городского этапа "Шага в будущее", по одной из тем - "Пётр Первый: чудо или чудовище?" - был проведён интеллектуальный марафон, состоящий из 3- этапов: конференция, диспут и игра. Результаты также видны на итоговой аттестации учащихся. Ребята, освоившие данный курс, успешно сдали ЕГЭ по истории и литературе и поступили в вузы. Другой элективный курс, на котором мне хотелось бы остановиться, - это "Школа юного филолога". За основу создания данного курса я взяла готовые курсы "Введение в языкознание", "История русского языка", "Основы культуры речи" и создала обобщённый вариант данного курса, рассчитанный на 3 года обучения: в 7, 8 и 9 классах. Необходимость создания такого курса была продиктована отсутствием призовых мест во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Для учителя русского языка и литературы не секрет, что задания олимпиады ни в коей мере не пересекаются со школьной программой. Они включают навыки перевода текста с древнерусского языка на современный русский, проверяют знания по этимологии, с которой школьники сталкиваются на уроках очень редко и мало. Формирование глубоко развитой языковой личности невозможно без углублённого занятия лингвистикой. Эти все причины и побудили меня создать данный курс, а также поддержку для него в виде презентаций и видеороликов. Были созданы такие презентации, как
Данные презентации не только содержат серьёзный лингвистический материал, но и учебные анимации, разные виды заданий, игры. Всё это в наглядной и интересной форме преподносит учащимся сложный для усвоения материал. Результат не заставил себя ждать: Колосовская Н. стала победителем городского и областного тура олимпиады по русскому языку, участвовала во всероссийском этапе. Симагина Е. стала победителем городского этапа в 2010 году и призёром областного тура. Симонова К. - победителем городского этапа в 2013 году. К сожалению, пока это единичные примеры. Большой интерес вызвал курс "Творческая мастерская". Необходимо расшифровать это несколько неточное название: "Использование компьютерных технологий для создания проектов по русскому языку и литературе". учащиеся 7, 10 классов общеобразовательных школ. Объём занятий - 72 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов. По типологической классификации, программа относится к экспериментальным - первый год находится в процессе апробации. По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональным, т.к. предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.
Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
В учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности. Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки. Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию таких работ. Сейчас работы ребят я использую на уроках. Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде документального фильма. Мы давно привыкли к письменной интерпретации лирического текста. Но насколько интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация стихотворения создаётся в виде фильма или диафильма. Такие работы создавали ребята по стихотворениям Блока, Тютчева, пейзажной лирике, вступлению к поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" Создание рекламного фильма - мечта любого руководителя фирмы. Создать анимационный фильм - презентацию довольно просто с помощью редактора презентаций Microsoft PowerPoint, а также Movie Maker. Во втором полугодии учащиеся овладеют навыками создания учебных и рекламных фильмов, телепередач о русском языке. Такие передачи создавали учащиеся 8И класса, выступили на городском туре "Шаг в будущее" и заняли 2 место. Большая работа была проведена при создании учебного фильма "По следам героев "Мастера и Маргариты"". Ребята создали хороший полный фильм, в ходе работы над которым съездили в Москву, прошли по следам героев, сняли фрагменты фильма. На нынешнем этапе работы элективные курсы, к сожалению, менее творческие, они авторские, в них заняты учащиеся 10-11 классов. Они в основном направлены на подготовку к ЕГЭ, но тем не менее и здесь можно разнообразить занятия интересными формами работы. Так, на занятиях элективного курса "Говорим и пишем правильно" я использую созданные мной презентации для коллективного выполнения заданий, тестирования. Ребята изучают и обобщают сложный лингвистический материал, материал по культуре речи, которая в базовом курсе русского языка представлена разрозненными и мало систематизированными темами. Учащиеся сдают теоретические зачёты, выполняют индивидуальные задания на карточках. Более интересный и творческий курс - «Русская литература: классика и современность» для 11И класса. Автор этого курса - Н. Г. Акопова и Е. А. Иванова. Курс рассчитан на 2 года изучения и готовит к сдаче ЕГЭ по литературе, что является сложной задачей в связи с тем, что современные учащиеся не знаю детально текста изучаемых произведений, плохо ориентируются в литературном процессе. Курс позволяет закрепить и обобщить изученные знания, сформировать навыки написания короткого ответа на проблемный вопрос и сочинения полного объёма. Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся. На занятиях мы учимся создавать развёрнутый план-конспект, сложные планы сочинений, занимаемся лингвистическим анализом текста, готовим доклады и сообщения по проблемным вопросам литературы. Ведущая форма работы на занятии - эвристическая беседа, исследование, анализ текста. Такие формы на сегодняшний день часто уходят с уроков литературы, а в связи с введением сочинения по литературе их необходимо вернуть в учебный процесс. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью элективных курсов является развитие, дополнение, углубление содержания базового и профильного курсов математики, удовлетворение... | «Итоги работы шмо в 201 2 -201 3 учебном году и планирование работы на новый учебный год» Развитие учебно-познавательных и творческих способностей учащихся с помощью современных образовательных технологий | ||
О безотметочном оценивании элективных курсов в гбоу сош №687 Минобразования России от 13. 11. 03г. №14-51-277/13-03 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего... | О ведении элективных курсов 2013 год Общие положения Настоящее положение регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и определяет порядок получения дополнительного... | ||
Учебном году перед педагогическим коллективом школы стояли следующие... Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически... | Классный час в 8 б класс Тема : Турнир эрудитов Развитие познавательных способностей учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения | ||
Положение об обучении учащихся профессионального цикла Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях... | Оглавление рабочей программы Пояснительная записка. Содержание учебного... В. А. Лазаревой в контексте системы Л. В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках физики | Уроках биологии Открытый урок по теме «Бесполое и половое размножение» Развитие познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема мо: «Развитие учебно-познавательных и творческих способностей учащихся в соответствии с фгос ноо» | Конспект занятия по разделу «развитие познавательных способностей дошкольников» Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, делать вывод, развивать кругозор | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | Разработка урока физики у костра Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки... | ||
«Развитие познавательного интереса на уроках географии» ... | Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных... Программа предназначена для детей 7-10 лет, учащихся 1, 2, 3 классов, имеющих проблемы в обучении |