Скачать 3.79 Mb.
|
Согласовано Согласовано Утверждаю Руководитель МО Заместитель Директор директора по УР МОУ«КПСОШ № 1» ФИО МОУ «КПСОШ № 1» Сибгатуллина Ф.А. Протокол Высоцкая М.В. № от Приказ № ______от « » 20 г. « ___»______ 20__ г. «___»_______20___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) МОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1» Ф.И.О. Тамакова Гульсария Закировна Категория I Предмет русский язык, литература Класс 5, 6, 8, 9 Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №____ от«___ »_________20___г. 2010 - 2011учебный год Учебно-тематическое планирование Русский язык Класс 5 Учитель Тамакова Гульсария Закировна Количество часов Всего 170 час; в неделю 5 час. Плановых контрольных уроков 8 зачетов 5 тестов 10 Административных контрольных уроков 4 ч. Планирование составлено на основе Программы «Русский язык» для 5-9кл., авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. (заключения РАО(№01-106/5/7д от 06.08.2007) и РАН ( 101106-5215/390 от 04.07.2008), заключения РАО (от 13.10.2005) и РАН (от 30.09.2005),заключения РАО (№ 01-188/5/7 от 06.07.2006) и РАН (№10106-5215/392 от 04.07.2008).программа Учебник «Русский язык» для 5 кл., авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева название, автор, издательство, год издания Дополнительная литература название, автор, издательство, год издания Программа по русскому языку 5-6 классР.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.ТекучеваРекомендовано Министерством образования и науки РФПрограмма соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Русский язык» для 5-9кл., авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. (заключения РАО(№01-106/5/7д от 06.08.2007) и РАН ( 101106-5215/390 от 04.07.2008), заключения РАО (от 13.10.2005) и РАН (от 30.09.2005),заключения РАО (№ 01-188/5/7 от 06.07.2006) и РАН (№10106-5215/392 от 04.07.2008).Пояснительная запискаРусский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи. Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»². ² «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: Баласс, 2003. С. 87–92. А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности. Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип. В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина³) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык». ³ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для начальной школы . – В кн.: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 114–135. Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений. Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах. Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира. Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы4. 4 См.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь (прежнее название – «Моя любимая Азбука». – М.: Баласс, 1996–2008; Русский язык (первые уроки). – М.: Баласс, 1997–2008; Русский язык, 2, 3, 4-й кл. – М.: Баласс, 1997–2008. Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе5. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием. 5 См.: Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. – М.: Педагогика, 1990. На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы6. 6 См. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002. Структура курса русского языка в 5–9-м классах Курс подразделяется на две части: 1) 5–7-й классы; 2) 8–9-й классы. В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово. Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок. Основная часть курса 5–7-й кл. содержит следующие темы:
Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком. Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами. В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка. Материал излагается линейно и линейно-ступенчато. Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи. Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно. В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи. |
Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. Учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева... Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: образовательная система «Школа 2100».... | Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. Учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева... Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: образовательная система «Школа 2100».... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: образовательная система «Школа2100».... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: образовательная система «Школа 2100».... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. Русский язык: Учебник для 6 класса основной школы... | Программа аттестационных испытаний для поступающих на 2-й курс в... Образовательная система «Школа 2100» Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В русский язык. Учебник для 5 класса... | ||
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Русский язык: Учебник для 6 класса основной... Рабочая программа по русскому языку для VI класса создана на основе программы по русскому языку для основной школы Р. Н. Бунеева,... | Учебник для 5 класса основной школы. Цель урока: закрепить основные... Образовательная система «Школа 2100» Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В русский язык. Учебник для 5 класса... | ||
На уроках русского языка в 5-9 классах Сыктывкара обучение русскому языку в 5-9 классах в целях обеспечения непрерывного и преемственного учебного процесса по Образовательной... | Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для 5–11 классов авторов Р. Н. Бунеев, Е. В.... | ||
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса на 2013-2014 учебный года Умк: учебником Литературное чтение 2 класс «Маленькая дверь в большой мир» в 2-х частях, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М.: Баласс,... | Учитель : Марютина Н. А. Урок русского языка в 5 классе по ос «Школа-2100» Русский язык. 5 класс: учеб для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, Н.... | ||
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Программа по русскому языку в рамках развивающей образовательной системы «Школа 2100», М.: «Баласс»,... | ||
Программа: Р. Н. Бунеев и др. Программа по литературе (5-11 классы) Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Литература. Учебник-хрестоматия «Шаг за горизонт». 5 класс. В 2-х частях. М.: Баласс, 2011 | Бунеев Р. Н. Букварь: 1 класс: учеб ник по обучению грамоте и чтению... Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Примерные основные... |