Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала





Скачать 306.31 Kb.
НазваниеСт преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала
страница1/3
Дата публикации21.01.2015
Размер306.31 Kb.
ТипКраткое содержание
100-bal.ru > Литература > Краткое содержание
  1   2   3
Автор материала: Смирнова Е.В.,

ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ

Дата предоставления материала:

21 января 2008 года

Дисциплина: русский язык
1. Название статьи, автор, выходные данные:

Павлова А. И., О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2007. – №8. – с. 11
Ключевые слова:

Техноло­гия развития критического мышления, основные приемы техноло­гии развития критического мышления, приемы и методы визуальной организации материала, типы речи в тексте, смысловое развертывание текста, коммуникативный подход в обуче­нии русскому языку, формирование коммуникативной компетенции, возвра­щение культуры массового читателя.
Краткое содержание статьи:
Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется техноло­гия развития критического мышления, главной особенностью которой «явля­ется "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется трехфазо­вой структурой урока: 1) вызов (акти­визация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание), 3) ре­флексия (размышление, анализ, твор­ческая интерпретация) — и реализует­ся через следующие приемы и методы работы:

  • постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или уча­щимися);

  • поиск в тексте ответов на постав­ленные вопросы;

  • маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

  • расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической
    последовательности;

  • графическая систематизация мате­риала текста: кластеры, таблицы, схе­мы;

  • ведение записей («бортовых жур­налов» и др.).

Мы используем эти приемы при под­готовке к ЕГЭ, в работе с текстами школьных учебников по русскому язы­ку, на занятиях элективного курса «Что такое реферат и как его напи­сать».

Покажем основные приемы техноло­гии развития критического мышления на примере анализа отрывка из книги Н.Галь:

Молодой отец строго выговаривает че­тырехлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

— Пожалуйста, — вполне серьезно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разго­вор.

Или серьезно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Произво­дился забор (!) проб выдыхаемого воздуха».
(5) Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космо­навты брали пробы. (6) Но нет, несолидно!

Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕ­ЛЯРИТА!

Это — самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи.
(9) Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил ее точным, убийствен­ным названием. (10) Статья его так и назы­валась — «Канцелярит», и прозвучала она
поистине как SOS. (11) Не решаюсь ска­зать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12) Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канце­лярит не сдается, он наступает, ширится. (13) Это окаянный и зловредный недуг на­
шей речи. (14) Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чув­ства, ни на грош информации, а лишь заби­вают и угнетают живое, полезное ядро.

(15) Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмо­ра. (16) И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьез говорит другому: «Я выра­жаю вам благодарность».
«+» (согласен), «—» (вызывает сомне­ние), «!» (это главное; это удиви­ло...). В беседе по прочитанному про­исходит осмысление содержания. Вна­чале предлагаем учащимся самим за­дать вопросы по тексту (создать «кор­зину "прямых" и "скрытых" вопро­сов»), например: «Что говорит отец четырехлетней дочери?», «О каком «заборе» идет речь в статье?», «Что такое канцелярит?», «В каком случае слова-штампы наносят вред культуре и языку?», «Какие произведения на­писал К.И. Чуковский? Что вы могли бы сказать о художественном стиле пи­сателя?», «Кого вы могли бы отнести к рыцарям, "которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова"?». Учащи­еся обсуждают, какие из предложен­ных ими вопросов помогают опреде­лить тему и основную мысль текста, позицию автора.

В применяемой нами технологии большое внимание уделяется приемам и методам визуальной организации материала, поэтому на данном этапе урока можно заполнить таблицу, в ко­торую записывается дополнительный материал об отношении человека к языку, слову. Заранее подготовленные ученики приводят примеры из статей писателей-классиков, современных прозаиков и поэтов на эту тему.
Учащиеся работают с опорной инст­рукцией «Определение типа речи».

Если в тексте раскрываются признаки пред­мета (действия, процесса), которые перечис­ляются в определенной последовательности и располагаются по степени значимости так, что каждый последующий элемент добавляет но­вые сведения к предыдущему, то по типу речи это описание. Его целью является созда­ние детального представления о каком-либо предмете через множество его отличительных признаков. Характерна параллельная связь предложений. Глаголы несовершенного вида при этом создают статичную картину.

Если в тексте есть развитие действия, ука­зание на временные отношения, значит, пе­ред нами повествование, так как его объектом является событие. Повествование фиксирует отдельные стадии изменения объ­екта. Для текста характерна цепная связь предложений. Глаголы передают совершаю­щиеся действия и помогают создать дина­мичную картину.

Если в тексте предметом изложения высту­пает не объект, а процесс получения новых знаний или сообщается само это знание, зна­чит, перед нами рассуждение. В тексте высказывается определенная мысль, затем она доказывается, аргументируется; после этого формулируется вывод. Опираясь на ключевые слова из рематической части пред­ложений и на план, можно восстановить ин­формационное содержание текста.

Проанализировав содержание отрыв­ка, учащиеся приходят к выводу, что они познакомились с текстом-рассуж­дением.

Расположение ключевых слов, клю­чевых предложений в логической по­следовательности позволяет составить опорную схему, которая отражает раз­витие мысли, например:

1.Молодой отец говорит четырехлетней до­чери: «Можешь гулять, но поставь в извест­ность меня или маму». В статье пишут о ра­боте экипажа космической станции: «Прово­дится забор (!) проб выдыхаемого воздуха».

2.Хочется снова и снова бить в набат: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

3. Почему?

4. Это самая распространенная болезнь нашей речи, которую К.Чуковский заклеймил точным, убийственным названием.

5. Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора.

6 В литературе герои часто разговаривают так, что кажется: читатели отзовутся знаменитым «Не верю!» Станиславского.

7. Кто же должен прививать людям бережное отношение к родному языку? Кто, если не мы сами?!
Прием расположения ключевых предложений в логической последова­тельности близок «построению линии смыслового развертывания текста»4. Это движение мысли можно отразить и в виде схемы, сделав юмористиче­ский рисунок к экспозиции текста и изобразив элементы рассуждения, опираясь на ключевые слова. Можно перенести основную информацию в схему, опорными точками которой будут ключевые предложения.

На «этапе рефлексии» учащиеся формулируют аргументы для доказа­тельства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором текста проблеме. Анализ текста завершается написанием творческой работы.

При работе с текстом можно исполь­зовать и прием «П — М — В» (плюс — минус — вопрос).

П (плюс)

М (минус)

В (вопрос)


Новая информация, почерпнутая из текста, которая, с точки зрения учени­ка, носит позитивный характер, зано­сится в графу «П». Информация, не­интересная для ученика, записывается им в графу «М». Наиболее интерес­ные и спорные факты заносятся в гра­фу «В». Практика использования дан­ного приема показывает, что инфор­мация не только более активно вос­принимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма органи­зации материала позволяет провести дискуссию по спорным вопросам и способствует формированию коммуни­кативной компетенции учащихся.

Применение приемов и методов ви­зуальной организации материала мы считаем уместным не только в стар­ших классах, но и в V—IX классах, когда закладываются основы читатель­ской грамотности, формируется готов­ность ученика к осмысленному чте­нию. Графические формы организа­ции материала стали одним из основ­ных приемов на «стадии осмысления» лингвистических тем.

Тезис

Хочется снова и снова бить в набат: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

Аргументы

Это самая распространенная болезнь нашей речи, которую К.Чуковский заклеймил точным, убийственным названием

Быстро разрастаются штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни информации, а лишь угнетают живое, полезное ядро.


Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора.


В литературе герои часто разговаривают так, что кажется: читатели отзовутся знаменитым «Не верю!» Станиславского.


Вывод

Кто должен прививать людям бережное отношение к родному языку? Кто, если не мы сами?!


Определяющим при планировании таких уроков явля­ется содержательная сторона текстов. Так, при изучении в V классе темы «Понятие о частях речи» просим уча­щихся вспомнить, какие части речи им уже известны, и предположить, каким образом их можно объединить и по каким критериям изучать. Ведущим приемом при этом становится состав­ление «кластера». Применение его в начале урока помогает учащимся выйти на собственное целеполагание. Пятиклассники понимают, что в цент­ре внимания изучаемой темы будут имена существительные, имена прила­гательные, глагол, местоимение, наре­чие, предлог, союз, частица. Сравне­ние основных признаков частей речи (общеграмматическое значение, син­таксическая роль в предложении и др.) позволяет им предположить, что одни из них (предлог, частица, союз) выполняют служебные функции, а другие — самостоятельные. Мы запи­сываем заголовки смысловых блоков вокруг основной темы «Части речи». Затем учащиеся, чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположе­ния, знакомятся с учебно-научным текстом «Понятие о частях речи». В ходе работы в кластер вносятся допол­нения и уточнения. На стадии рефлек­сии создаем коммуникативную ситуа­цию, предлагая выполнить задание: определите роль частей речи в данном тексте и подготовьте об этом связный рассказ.

Работая с учебником, дети записы­вают основные мысли параграфа и свои вопросы в «бортовой жур­нал», состоящий из таблицы, которая имеет графы: «Что мне известно поданной теме?», «Что нового я узнал из текста?». В ней учащиеся фиксируют и вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, например: «Что на­зывается глаголом?» и «Какими чле­нами предложения может быть инфи­нитив?», «Может ли глагол быть в предложении определением?».

Концептуальную таблицу используем, когда предполагается сравнение трех и более аспектов и вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, к чему нужно подобрать сравнение, а по вер тикали — различные черты и свойства, по которым это сравнение делается. Учащиеся работают в группах по сле­дующему плану:

  • чтение текста (или текстов);

  • выделение главного, пересказ;

  • обсуждение информации в груп­пе;

  • выделение линий сравнения, их запись на отдельных карточках.

На этапе рефлексии учащиеся рабо­тают, опираясь на материал таблицы. Так, при сравнении именных частей речи заполняется такая таблица:


Линии сравнения

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя

числительное

Общеграмматическое значение










Постоянные признаки























Далее следует обсуждение вопроса: «Какая информация не вошла в таб­лицу? »

Такой прием может стать ведущим на уроке. Например, работая по теме «Стили речи», учащиеся должны не только заполнить «линии сравнения», но и определить те направления, по которым можно сравнить публицисти­ческий и научный стили речи. Школь­ники получают задание: «Представь­те, что вам необходимо написать очерк в газету (публицистический стиль) и отчет (учебно-научный стиль) на одну тему: «Выполнение летнего задания по какому-либо школьному предмету». Чем будут отличаться ваши работы? Какие «линии сравнения» можно обо­значить?». Предположения учащихся записываются в таблицу, например: сфера применения, языковые (лекси­ческие, морфологические, синтакси­ческие) и стилистические особенности. Затем просим прочитать два текста — о публицистическом и научном стилях речи, сделать выписки, дополнить, если это необходимо, таблицу. В каче­стве домашней работы предлагаем (на выбор) выполнить задания, основан­ные на интеграционных связях с дру­гими предметами, например: 1) напи­шите сочинение в публицистическом стиле о своих впечатлениях, получен ных при выполнении летнего задания по биологии; 2) оформите отчет (в учебно-научном стиле) о выполнении летнего задания.

В заключение хотелось бы отметить, что о необходимости усиления комму­никативной направленности обучения свидетельствуют не только результаты экзаменов, но и исследования психо­логов. Наблюдения показывают, что многие школьники испытывают страх перед публичным выступлением, стес­няются обратиться к учителю за разъ­яснением непонятного материала, не умеют работать в группах, участво­вать в дискуссии. Поэтому реализация коммуникативного подхода в обуче­нии русскому языку предполагает та­кую организацию учебного процесса, при которой у учащихся возникало бы желание найти способы решения по­знавательных задач и формировались бы умения и навыки использования языка в различных сферах и ситуаци­ях общения. Использование техноло­гии развития критического мышления на уроках русского языка способству­ет формированию у учащихся логи­ческого мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвра­щения культуры массового читателя.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconСт преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу...
Фио, должность автора программы: Потапова Лидия Павловна, учитель русского языка и литературы. Моу «Зареченская средняя школа №1»...
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче егэ по русскому языку*
Смирнова Е. В., ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconОтечеству Авторы Оня К. Л., учитель мобу «сош №5 г. Новотроицк»
Воронина Ю. В., к п н., доцент кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconСелезнева Л. А., методист кафедры дидактики и частных методик ипк...
«Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики через использование проблемно-поискового метода обучения»
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconНазвание курса
Смирнова Е. В., ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconУченые записки института непрерывного педагогического образования. Вып. 6
Фимина М. А., к п н., ст преподаватель кафедры дич, методист кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconПример программы пробного предметного курса для 9 класса «Основы рационального питания»
Ю. В. Воронина, старший преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала icon«Справедливость»
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconУрок №12
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconУрок №10
Железнова Лариса Борисовна, ст преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconПрограмма элективного курса «Химические знания в жизни человека»
Криворучкина Людмила Васильевна, методист кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconУрок №12
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconУрок №9
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск