Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала





НазваниеСт преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала
страница1/5
Дата публикации23.02.2015
Размер0.63 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5
Автор материала: Смирнова Е.В.,

ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ

Дата предоставления материала:

26 мая 2007 года


ФИО, должность автора программы: Потапова Лидия Павловна, учитель русского языка и литературы. МОУ «Зареченская средняя школа № 1» Тоцкого района Оренбургской области
Дисциплина: русская словесность

Название курса: Обучение сочинениям разных жанров

Класс, на который рассчитана программа: 10 класса гуманитарного профиля

Сроки реализации программы: в течение 1 полугодия
Дисциплина: литература

Название курса: Зарубежная литература эпохи романтизма

Класс, на который рассчитана программа: 10 класса гуманитарного профиля

Сроки реализации программы: в течение 1 полугодия

Краткая аннотация программ элективных курсов для профильной школы (гуманитарный профиль):
Программы данных элективных курсов предназначены для изучения в классах гуманитарного профиля. Основной задачей их является создание условий для формирования и развития у школьников:

    1. Интеллектуальных и практических умений в области лингвистического анализа текста и анализа художественного произведения.

    2. Умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания.

    3. Творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, излагать свои мысли в письменной форме.

    4. Интереса к изучению русского языка и литературы, зарубежной литературы.

В результате изучения элективных курсов учащиеся приобретут следующие знания и умения.

Знания:

  • о выразительных возможностях слова и особенностях организации текста как динамической системы речевых средств;

  • об основных принципах анализа текста;

  • о единстве и национальном своеобразии литературы (в частности зарубежной литературы эпохи романтизма);

  • о взаимодействии разных видов искусств в романтизме.

Умения:

  • анализировать художественные произведения разных жанров, выполнять лингвистический анализ текста;

  • наблюдать за функциями различных языковых средств и приемами их использования в художественных текстах;

  • описывать результаты проведенных наблюдений;

  • интегрировать результаты наблюдений, участвовать в дискуссии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программами предусматривается лекционная форма обучения (при изучении теоретического материала) и практические занятия.

Элективные курсы работают за счет школьного компонента учебного плана. Примерный план для гуманитарного профиля представлен в Концепции профильного обучения.

Программа элективного курса для учащихся 10 класса гуманитарного профиля «Обучение сочинениям разных жанров»
Пояснительная записка

Программа элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» для учащихся 10-х классов, выбравших гуманитарный профиль обучения в старшей школе (углубленное изучение русского языка, литературы, английского языка), углубляет курс русского языка и литературы и имеет практическую направленность.

Изучение языка художественной литературы позволяет глубже понять произведение в неразрывном единстве его идейно-эстетического содержания и формы, способствует формированию художественного вкуса учащихся и обогащению их речи, воспитывает в них любовь к родному слову, к русской культуре.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Оказание помощи в приобретении практических навыков, активизации творческих способностей школьников – путь обучения, который в конечном итоге ведет к развитию письменной речи. Основная цель любого учебного предмета, а тем более словесности – научить в слове передавать свои мысли, чувства, настроения, переживания ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом состоит огромная роль комплекса письменных работ, предлагаемых учащимся.

Цель данной программы является:

  • формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Курс ориентирован на решение следующих задач:

  • помочь учащимся обобщить знания по русскому языку и литературе;

  • завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно - критических статей;

  • совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями;

  • свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Данный курс обогатит знания учащихся в области лексики, фразеологии, станет хорошим дополнением к учебнику русского языка и послужит развитию учебно-исследовательской деятельности школьников, обеспечит творческое применение знаний, поможет формированию навыков творческой деятельности, интереса к ней.

Предлагаемый курс (объем – 21 ч.) может быть реализован в течение одного полугодия.
Учебно-тематический план


п.п

Тема

Количество часов

Виды деятельности учащихся

Всего

В том числе

теория

практика

1.

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

1

1




  • запись лекции учителя;

  • составление плана опорной таблицы.

2.

Работа над текстом художественного произведения.

3

1

2




2.1

Основные единицы текста.

1

1




  • запись лекции учителя;

  • составление текстов на любую тему и в любом стиле.

2.2.



Ф.М. Достоевский.

Роман «Подросток».

(Свидание героя романа с Ахматовой.)


1




1

  • аналитическое чтение;

  • отбор и систематизация фактического материала к темам сочинения;

  • стилистический эксперимент (работа учащихся над выразительными средствами языка).

2.3

А.К. Толстой. «Князь Серебряный» (отрывок).

1




1

  • анализ предложенного отрывка по схеме;

  • самостоятельный анализ текста.

3.

Основные типы тем сочинений по лирике.

5

1

4




3.1

Основная тематика и проблематика лирических произведений.

1

1




  • запись лекции учителя.

3.2

Сочинение – анализ стихотворения.

1




1

  • исследование текста.

3.3


Сравнительный анализ лирических произведений.

1




1

  • восприятие, истолкование, оценка поэтического текста;

  • нахождение художественных средств, определение их роли;

  • сопоставительный анализ лирических произведений; творческие работы учащихся.




3.4

Ассоциации.

1




1

  • выстраивание ассоциативных рядов.

3.5


Поэтика лирического произведения.

1




1

  • нахождение поэтических средств, с помощью которых авторам удалось выразить итог лирического высказывания; определение стихотворного размера;

  • определение художественных особенностей конкретного стихотворения.

4.

Основные подходы к анализу эпического произведения.

5

1

4




4.1

Возможность различного словесного выражения одной темы.

1

1




  • анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы;

  • аргументированное истолкование и оценка идейно – художественного своеобразия произведения;

  • определение художественных достоинств исследуемого текста и его значимости для литературного процесса, общественной жизни.

4.2



Сочинение - рецензия


2




2

  • обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращенье имя», творчество автора – заметное явление литературы, полемика вокруг автора, актуальность проблематики произведения);

  • создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы, фильм, спектакль, литературный концерт.

4.3


Сочинение – анализ эпизода (общие рекомендации).


2




2

  • аналитическое чтение текста;

  • составление списка эпизодов, анализ которых значим для понимания смысла произведений XIX и XX веков;

  • анализ эпизодов по плану;

  • анализ школьных сочинений, в основе которых лежит анализ эпизода.

5.

Основные типы сочинений.

5

1

4




5.1

Основные типы сочинений.

1

1







5.2


Сочинение – описание.


1




1

  • знакомство с образцами сочинений разных типов: (описание пейзажа, архитектурного памятника, литературного героя, эпизода);

  • практикум (обдумывание основного пейзажа, определение объема и содержания темы);

  • анализ и оценка собственных текстов.

5.3



Сочинение – рассуждение.


2




2

  • составление плана, подбор аргументов и фактического материала;

  • разборка темы сочинения как доказательство или опровержение.

5.4

Сочинение - характеристика

1




1

  • написание сочинений на заданную тему.

6.

Защита учащимися сочинений разных жанров.

1




1

  • «проба пера» - творческие работы учащихся;

  • организация выставки творческих работ.




Итого

21

5

16






Содержание программы

Тема 1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. (1 час)

Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
Тема 2. Работа над текстом художественного произведения. (3 часа)

2.1. Основные единицы текста.

Предложение, прозаическая строфа (группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль) и фрагмент – группа прозаических строф, объединенных по смыслу и грамматически. Глава, часть и текст в целом – законченное речевое произведение.
2.2 Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». (Свидание героя романа Аркадия с Ахматовой.)

Знакомство с типами речи. Выбор формы речи от 1 лица, позволяющий дополнительно, изнутри охарактеризовать героя – рассказчика, передать его непосредственный взгляд на окружающее, его эмоции, оценки, интонации.
2.3 А.К. Толстой. «Князь Серебряный» (отрывок).

Специальные художественно – изобразительные средства (тропы). Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и другие.
Тема 3. Основные типы тем сочинений по лирике. (5 часов)

3.1 Основная тематика и проблематика лирических произведений.

«Сквозные» темы лирики (сопоставление произведений двух авторов, нескольких авторов одной эпохи, разных эпох). Тема, мотивы, проблематика, образ лирического героя, художественное своеобразие. Анализ одного лирического произведения (исследование текста стихотворения в единстве его содержания и формы в контексте творчества автора и русской поэзии в целом).

3.2 Сочинение – анализ стихотворения.

Стихотворения А.А. Фета и Ф.И. Тютчева (человек и природа). Восприятие, истолкование. Оценка. Отбор и систематизация необходимого материала. Умение оперировать литературоведческими понятиями и терминами.

3.3 Сравнительный анализ лирических произведений.

Сравните тексты сочинений посвященных разбору одного и того же стихотворения. Отметьте общее в подходах обоих авторов и своеобразие истолкования стихотворения каждого из них. Тема, идея, проблема, конфликт.

Стихотворная речь. Стихотворная речь в связи с содержанием стихотворения как элемент своеобразия авторской поэтики. Художественная функция стихосложения. Рифма (мужская, женская, дактилическая, простая, составная, парная, перекрестная, опоясанная).

3.4 Ассоциация.

Связь между отдельными представлениями: реминисценции, аллюзии, ассоциации.

3.5 Поэтика лирического произведения.

Особенности стиля автора, совокупность художественных средств, которыми пользуется автор.
Тема 4. Основные подходы к анализу эпического произведения. (5 часов)

4.1 Возможность различного словесного выражения одной темы.

Жанровое своеобразие эпических произведений (социально – психологический роман, историческая повесть, фантастический рассказ). Идейный смысл произведения (круг явлений действительности, которые автор отбирает, обобщает, воспроизводит). Проблематика произведения. Мировоззрение автора. Композиционное своеобразие.

4.2 Сочинение - рецензия.

Единство содержания и формы. Использование и оценка идейно – художественного своеобразия произведения. Поэтика автора, его поэзия и средства ее выражения, стиль рецензии. Актуальность проблематики произведения. Анализ названия (семантика, ассоциации). Композиционные особенности и их роль. Художественный конфликт и его движение в развитии сюжета. Мастерство в создании характеров.

4.3 Сочинение – анализ эпизода (общие рекомендации).

Место эпизода в произведении, характер изображенного события, действующие лица. Роль эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.
Тема 5. Основные типы сочинений. (5 часов)

5.1. Основные типы сочинений.

Сочинение – описание. Сочинение – повествование. Сочинение – рассуждение. Функции описания в художественной литературе. Своеобразие повествования как типа речи, его функции в художественной литературе. Назначение и сфера использования рассуждения.

5.2 Сочинение – описание.

Портретные, пейзажные, событийные описания. Многообразие стилистических функций. Анализ текстов. Портретная характеристика Печорина.

5.3 Сочинение – рассуждение.

Рассуждение – доказательство, рассуждение – опровержение. Основной тезис высказывания. Объем и содержание темы. Составление плана. Подбор аргументов и фактического материала.

5.4 Сочинение – характеристика

………………… Анализ планов.

Тема 6. Защита учащимися сочинений разных жанров. (1 час)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconСт преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу...
Павлова А. И., О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2007. – №8....
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче егэ по русскому языку*
Смирнова Е. В., ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconОтечеству Авторы Оня К. Л., учитель мобу «сош №5 г. Новотроицк»
Воронина Ю. В., к п н., доцент кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconСелезнева Л. А., методист кафедры дидактики и частных методик ипк...
«Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики через использование проблемно-поискового метода обучения»
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconНазвание курса
Смирнова Е. В., ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconУченые записки института непрерывного педагогического образования. Вып. 6
Фимина М. А., к п н., ст преподаватель кафедры дич, методист кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconПример программы пробного предметного курса для 9 класса «Основы рационального питания»
Ю. В. Воронина, старший преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала icon«Справедливость»
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconУрок №12
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconУрок №10
Железнова Лариса Борисовна, ст преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconПрограмма элективного курса «Химические знания в жизни человека»
Криворучкина Людмила Васильевна, методист кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconУрок №12
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconУрок №9
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу дата предоставления материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск