Скачать 0.63 Mb.
|
Автор материала: Смирнова Е.В., ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ Дата предоставления материала: 26 мая 2007 года ФИО, должность автора программы: Потапова Лидия Павловна, учитель русского языка и литературы. МОУ «Зареченская средняя школа № 1» Тоцкого района Оренбургской области Дисциплина: русская словесность Название курса: Обучение сочинениям разных жанров Класс, на который рассчитана программа: 10 класса гуманитарного профиля Сроки реализации программы: в течение 1 полугодия Дисциплина: литература Название курса: Зарубежная литература эпохи романтизма Класс, на который рассчитана программа: 10 класса гуманитарного профиля Сроки реализации программы: в течение 1 полугодия Краткая аннотация программ элективных курсов для профильной школы (гуманитарный профиль): Программы данных элективных курсов предназначены для изучения в классах гуманитарного профиля. Основной задачей их является создание условий для формирования и развития у школьников:
В результате изучения элективных курсов учащиеся приобретут следующие знания и умения. Знания:
Умения:
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программами предусматривается лекционная форма обучения (при изучении теоретического материала) и практические занятия. Элективные курсы работают за счет школьного компонента учебного плана. Примерный план для гуманитарного профиля представлен в Концепции профильного обучения. Программа элективного курса для учащихся 10 класса гуманитарного профиля «Обучение сочинениям разных жанров» Пояснительная записка Программа элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» для учащихся 10-х классов, выбравших гуманитарный профиль обучения в старшей школе (углубленное изучение русского языка, литературы, английского языка), углубляет курс русского языка и литературы и имеет практическую направленность. Изучение языка художественной литературы позволяет глубже понять произведение в неразрывном единстве его идейно-эстетического содержания и формы, способствует формированию художественного вкуса учащихся и обогащению их речи, воспитывает в них любовь к родному слову, к русской культуре. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Оказание помощи в приобретении практических навыков, активизации творческих способностей школьников – путь обучения, который в конечном итоге ведет к развитию письменной речи. Основная цель любого учебного предмета, а тем более словесности – научить в слове передавать свои мысли, чувства, настроения, переживания ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом состоит огромная роль комплекса письменных работ, предлагаемых учащимся. Цель данной программы является:
Курс ориентирован на решение следующих задач:
Данный курс обогатит знания учащихся в области лексики, фразеологии, станет хорошим дополнением к учебнику русского языка и послужит развитию учебно-исследовательской деятельности школьников, обеспечит творческое применение знаний, поможет формированию навыков творческой деятельности, интереса к ней. Предлагаемый курс (объем – 21 ч.) может быть реализован в течение одного полугодия. Учебно-тематический план
Содержание программы Тема 1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. (1 час) Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. Тема 2. Работа над текстом художественного произведения. (3 часа) 2.1. Основные единицы текста. Предложение, прозаическая строфа (группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль) и фрагмент – группа прозаических строф, объединенных по смыслу и грамматически. Глава, часть и текст в целом – законченное речевое произведение. 2.2 Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». (Свидание героя романа Аркадия с Ахматовой.) Знакомство с типами речи. Выбор формы речи от 1 лица, позволяющий дополнительно, изнутри охарактеризовать героя – рассказчика, передать его непосредственный взгляд на окружающее, его эмоции, оценки, интонации. 2.3 А.К. Толстой. «Князь Серебряный» (отрывок). Специальные художественно – изобразительные средства (тропы). Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и другие. Тема 3. Основные типы тем сочинений по лирике. (5 часов) 3.1 Основная тематика и проблематика лирических произведений. «Сквозные» темы лирики (сопоставление произведений двух авторов, нескольких авторов одной эпохи, разных эпох). Тема, мотивы, проблематика, образ лирического героя, художественное своеобразие. Анализ одного лирического произведения (исследование текста стихотворения в единстве его содержания и формы в контексте творчества автора и русской поэзии в целом). 3.2 Сочинение – анализ стихотворения. Стихотворения А.А. Фета и Ф.И. Тютчева (человек и природа). Восприятие, истолкование. Оценка. Отбор и систематизация необходимого материала. Умение оперировать литературоведческими понятиями и терминами. 3.3 Сравнительный анализ лирических произведений. Сравните тексты сочинений посвященных разбору одного и того же стихотворения. Отметьте общее в подходах обоих авторов и своеобразие истолкования стихотворения каждого из них. Тема, идея, проблема, конфликт. Стихотворная речь. Стихотворная речь в связи с содержанием стихотворения как элемент своеобразия авторской поэтики. Художественная функция стихосложения. Рифма (мужская, женская, дактилическая, простая, составная, парная, перекрестная, опоясанная). 3.4 Ассоциация. Связь между отдельными представлениями: реминисценции, аллюзии, ассоциации. 3.5 Поэтика лирического произведения. Особенности стиля автора, совокупность художественных средств, которыми пользуется автор. Тема 4. Основные подходы к анализу эпического произведения. (5 часов) 4.1 Возможность различного словесного выражения одной темы. Жанровое своеобразие эпических произведений (социально – психологический роман, историческая повесть, фантастический рассказ). Идейный смысл произведения (круг явлений действительности, которые автор отбирает, обобщает, воспроизводит). Проблематика произведения. Мировоззрение автора. Композиционное своеобразие. 4.2 Сочинение - рецензия. Единство содержания и формы. Использование и оценка идейно – художественного своеобразия произведения. Поэтика автора, его поэзия и средства ее выражения, стиль рецензии. Актуальность проблематики произведения. Анализ названия (семантика, ассоциации). Композиционные особенности и их роль. Художественный конфликт и его движение в развитии сюжета. Мастерство в создании характеров. 4.3 Сочинение – анализ эпизода (общие рекомендации). Место эпизода в произведении, характер изображенного события, действующие лица. Роль эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения. Тема 5. Основные типы сочинений. (5 часов) 5.1. Основные типы сочинений. Сочинение – описание. Сочинение – повествование. Сочинение – рассуждение. Функции описания в художественной литературе. Своеобразие повествования как типа речи, его функции в художественной литературе. Назначение и сфера использования рассуждения. 5.2 Сочинение – описание. Портретные, пейзажные, событийные описания. Многообразие стилистических функций. Анализ текстов. Портретная характеристика Печорина. 5.3 Сочинение – рассуждение. Рассуждение – доказательство, рассуждение – опровержение. Основной тезис высказывания. Объем и содержание темы. Составление плана. Подбор аргументов и фактического материала. 5.4 Сочинение – характеристика ………………… Анализ планов. Тема 6. Защита учащимися сочинений разных жанров. (1 час) |
Ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу... Павлова А. И., О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2007. – №8.... | Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче егэ по русскому языку* Смирнова Е. В., ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу | ||
Отечеству Авторы Оня К. Л., учитель мобу «сош №5 г. Новотроицк» Воронина Ю. В., к п н., доцент кафедры дидактики и частных методик ипк и ппро огпу | Селезнева Л. А., методист кафедры дидактики и частных методик ипк... «Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики через использование проблемно-поискового метода обучения» | ||
Название курса Смирнова Е. В., ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу | Ученые записки института непрерывного педагогического образования. Вып. 6 Фимина М. А., к п н., ст преподаватель кафедры дич, методист кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу | ||
Пример программы пробного предметного курса для 9 класса «Основы рационального питания» Ю. В. Воронина, старший преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу | «Справедливость» Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | ||
Урок №12 Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | Урок №10 Железнова Лариса Борисовна, ст преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | ||
Программа элективного курса «Химические знания в жизни человека» Криворучкина Людмила Васильевна, методист кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу | Урок №12 Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | ||
Урок №9 Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу |