Скачать 124.42 Kb.
|
5. Пример программы пробного предметного курса для 9 класса «Основы рационального питания» Автор: Ю.В.Воронина, старший преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ Пояснительная записка Образовательная программа курса по выбору «Основы рационального питания» предназначена для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться в выборе профиля дальнейшего обучения. Общий объем курса - 34 часа. Программа подготовлена на основе содержательного материала базовых курсов биологии «Живой организм», «Человек и его здоровье», «Общая биология», где вопросы этой темы изучаются только в 8-м классе, фрагментарно в 6-м и 10-м классах, многие аспекты курса не изучаются в базовом курсе вообще (например, традиции питания, история гигиены и культуры питания, взаимосвязь погоды, климата и питания и др.). Более подробно в программе рассматриваются валеологические вопросы. Материал данного курса отобран в соответствии с общими целями образования и помогает учащимся овладеть системой основных общебиологических знаний и умений, способствует формированию ценностных ориентаций, социально значимых качеств личности. Основной целью программы является обеспечение подготовки учащихся для понимания ими важности рационального питания как одного из основных факторов здорового образа жизни, позволяющего:
В данном варианте программы используется сокращенная версия курса (12 ч.), не предполагающая проведения лабораторно-практических занятий (они могут использоваться отдельно, в рамках индивидуальных занятий). Кроме того, содержание данного курса направлено на создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения (для решения данной цели используется полная версия курса объемом 34 ч.). Для реализации обозначенной цели программа предполагает решение следующих задач:
Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления проектной и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в «портфолио» учащихся. Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т. е. не менее 3 раз за цикл обучения). В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится итоговая конференция учащихся с сопутствующей выставкой работ. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА (полная версия — 34 часа)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА (сокращенная, «ориентационная» версия - 12 часов)
Содержание программы 1. История гигиены и культуры питания. Входная диагностика. Значение знаний о гигиене организма, сохранение его здоровья. Порядок проведения занятий по курсу, правила поведения учащихся во время практических занятий, в кабинете, инструкция по технике безопасности. Культура питания как часть общей культуры здоровья – основы основ жизни человека. Истоки гигиены питания. Реферативная работа: Традиции питания. Краткая кулинарная история человечества. 2.Питание с социально-медицинской точки зрения. Роль питания в возникновении «болезней цивилизации». Избыток веса. Истощение (гипотрофия, кахексия). Практическая работа: Определение оптимального веса (диетический анамнез, антропометрия). Реферативная работа: Булимия и анорексия. 3. Питание как гастрономически - кулинарная проблема. Основные принципы кулинарии. Особенности питания отдельных этнических или географических районов. Реферативная работа: Различия в питании мужчин и женщин. 4. Погода, климат и питание. Общее воздействие атмосферных условий. Реферативная работа: Влияние солнечной радиации на питание. 5. Научные теории и концепции рационального питания. Классическая теория сбалансированного питания. Целесообразное питание. Реферативная работа: Античная теория питания. 6.Основные компоненты пищи. Питательные вещества, обеспечивающие энергию. Белки. Углеводы. Уровень глюкозы в крови (гликемия). Гликемический индекс. Жиры или липиды. Рекомендации для снижения уровня холестерина в крови. Питательные вещества, не обеспечивающие энергию. Клетчатка. Различные типы клетчатки. Воздействие клетчатки на организм. Роль воды в рациональном питании. Возмещение воды другими напитками (минеральные воды, кофе, чай, соки). Минеральные соли и микроэлементы. Витамины. Пищевые добавки. Реферативная работа: Белковая недостаточность, её причины и симптомы. Сахар и здоровье. Заменители пищевого сахара. Холестерин и риск сердечно-сосудистых заболеваний. БАДы – нужно или нет? Практические работы: Определение пищевых добавок (специальных) в продуктах питания. Лабораторные работы: Выделение белков из биологического материала (казеин молока, альбумин куриного яйца, растительный альбумин и др.). Исследование свойств белков: денатурация, осаждение, высаливание, разложение. Роль ферментов в ускорении химических реакций. Качественные реакции на углеводы, липиды.
Продукты наиболее важные в питании (хлеб, бобовые, картофель, молоко и молочные продукты, рекомендуемое количество молока в день, яйца, яблоки, чеснок и лук, оливковое масло, мед и другие пчелиные продукты, использование меда и пчелиных продуктов в профилактическом питании, съедобные грибы). Реферативная работа: Роль грибов в диетическом питании. Приправы и питание. Практические работы: Составление пирамиды питания. 8. Энергетические нормы в питании. Теория о калориях. Режим питания как один из основных принципов рационального питания. Практические работы: Составление меню на основе теории о калориях. 9.Физиологические аспекты процесса пищеварения. Виды питания (в зависимости от преобладающего питательного вещества, продуктов и вида кухни). Понятие об «альтернативном питании» Реферативная работа: Влияние сенсорных свойств пищи на регулирование аппетита. Физиологическая активность в регулировании питания. Виды диет. Питание для больного. 10. Значение обработки продуктов в рациональном питании. Теория пищевой относительности. Рафинирование продуктов. Тепловая обработка продуктов. Реферативная работа: Здоровое питание – это питание на основе натуральных продуктов. 11. Питание и вредные привычки. Питание и алкоголь. Позитивные качества алкоголя. Негативные последствия употребления алкоголя. Культура потребления вина и пива. Питание и современный ритм жизни. Реферативная работа: Винопитие с гастрономической точки зрения. 12. Заповеди здорового питания. Итоговая конференция (защита проектов и других творческих работ). Методические рекомендации Курс предполагает обобщение имеющихся знаний, прирост новых для обучающихся знаний и выход на более высокий уровень понимания проблем питания. В связи с этим возможны следующие виды деятельности учащихся:
Учащиеся могут выбрать любые работы, из названных выше, а также вид отчетных работ из предложенного перечня и литературу, по которой они будут готовить собственные работы. Критерии успешности учащихся Ученик получает зачет (оценка не ниже "4") при условии:
Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий) за:
Контрольные задания. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение “гигиены питания” как науки. Что является предметом изучения гигиены питания? 2. Какова роль питания в возникновении «болезней цивилизации»?
Тестовые задания (в форме открытых вопросов): Кто написал первый трактат по гигиене питания?. 1. Аристотель
4. Гиппократ Как назывались на Руси большие сборники в 500 и более страниц, основное содержание которых — лекарственная ботаника? 1. лечебники 2. ветрограды 3. травники 4. сборники Кто ввел в науку термин «витамины»?
Кто подробно описал технологию антропометрии?
Заболевание, которое вызвано недовольством своей фигуры и заключается в отказе от еды, называется:
Литература
|
Тематический план лекций по гигиене с основами экологии человека,... Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального... Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные»... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального... Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального... Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:... | ||
Наука о питании. Принципы рационального и сбалансированного питания Оксо 260100. 68 0 Технология продуктов питания, по магистерской программе – Организация производства и обслуживания на предприятиях... | Тематический план раздел: «Кулинария» ... | ||
Урок по теме Расход энергии. Нормы питания Цель: Показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, познакомить учащихся со способами определения... | Тема «Введение в дисциплину» Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей | ||
Научно-педагогическая деятельность Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей | Название научно-исследовательской работы Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей | ||
Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников | Программа предметного курса по истории для 9 класса Эти правила требуют только одного: осторожного обращения с огнем | ||
«Здоровое питание – залог успешного обучения и крепкого здоровья школьников» Цель: Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактика заболеваний. Развитие культуры... | Организация рационального Организация рационального (здорового) питания школьников: Практическое пособие / Г. О. Рощина, И. Ю. Яланузян – Ярославль: гоау яо... | ||
Технологические карты методико-практических занятий для студентов... Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей | Герберт шелтон натуральная гигиена — наука жизни Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей |