Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт»





НазваниеУчебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт»
страница1/9
Дата публикации13.02.2015
Размер1.05 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Литература > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Михайлюк О.Л.




Литература второй половины XIX века


Учебное пособие




ОМСК, 2006

Рецензенты:

Доцент кафедры ОмГУ, к.ф.н. Ермакова О.Л.

Методист высшей квалификационной категории ГОУ СПО «ОмГКПТ» Моисеева Г.А.

Автор: Михайлюк О.Л.

Литература второй половины XIX века. Учебное пособие по литературе.

Омск: ОмГКПТ, 2006 -74 с.



Учебное пособие рекомендуется как для преподавателей литературы, так и для студентов I курса технического отделений.




Введение
Комплект лекций по литературе XIX века рекомендуется студентам для формирования информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер, обеспечивает целостное миропонимание и научное мировоззрение, основу которого составляет чтение и изучение на историко-литературной основе выдающихся произведений русской литературы. Курс включает обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить студентов с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

По каждому разделу приводятся общие требования к уровню изучения темы, ее содержание, краткие рекомендации по проведению самостоятельной работы студентов и практических занятий. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют открыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений. Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей. Студенты имеют возможность на ознакомление с дополнительным материалом или на беседы с по произведениям, прочитанным обучающимися самостоятельно. Художественные произведения группируются вокруг важнейших социально-политических и нравственных проблем определенного времени, сохраняется хронологический принцип структурирования курса. Работа над этими разделами курса, включающимися в себя произведения писателей разных направлений, эстетических позиций и социально-политических взглядов, позволяет широко использовать сопоставительный анализ и выработать у студентов объемное, объективное представление о развитии литературы.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60 – 90 годов



XIX века (занятие № 1 – 2)
Основные понятия: западники, славянофилы, натуральная школа и ее основные принципы, русский реализм.
Студент должен знать: программы западников и славянофилов.
Студент должен уметь: выявлять реалистические признаки в произведениях.
Опираясь на обзорную лекцию, подготовить сообщение:

«Литература второго периода русского освободительного движения»
Научиться составлять синхронистические таблицы.

Научиться широко и свободно использовать политическую и научную терминологию.

Научиться писать сочинение – очерк.

ГРОЗОВЫЕ ШЕСТИДЕСЯТЫЕ


(литература второй половины XIX века)

(Обзорная тема)
План:

  1. Второй период русского освободительного движения.

  2. Общественно – политическая борьба в России 60 – 70 годов и ее отражение в литературе.

  3. Развитие критического реализма:

1) Писатели – реалисты второй половины XIX века показывают типические явления жизни, стремясь найти корни социальных бедствий и средства их преодоления.

2) В произведениях писателей – классиков этого периода отражается «великое народное море, взволновавшееся до самых глубин».

3) Выражение в литературе общенародных идеалов и стремлений способствует расширению средств художественной выразительности, появлению новых литературных жанров, например: романа – эпопеи («Война и мир» Л.Н. Толстого), поэмы – эпопеи («Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова).

  1. Во второй половине XIX столетия русская литература приобретает мировое значение, и становится властительницей дум не только в России, но и за рубежом.

В 1855 году умер царь Николай I, три десятилетия, правления которого остались в истории России под именем «Николаевской реакции».

В 1856 году бесславно закончилась Крымская война, показавшая «гнилость и бессилие крепостной России». В газетах и журналах, кружках и группах люди самых различных социальных слоев, положений, возрастов, взглядов спорили о дальнейшей судьбе России, требовали уважения к личности, ее человеческому достоинству, отстаивали свободу слова, собраний…

Русская литература откликнулась в самом начале пробуждения России – 1856 г.:

  • первым романом И.С. Тургенева «Рудин»;

  • «Губернскими очерками» писателя – сатирика Н. Щедрина

(М.Е. Салтыков);

  • повестями Л.Н. Толстого «Юность» и «Утро помещика»;

  • новой пьесой А.Н. Островского «Доходное место»;

  • первым сборником стихотворений Н.А. Некрасова;

  • новыми сборниками стихотворений А. Фета и Н. Огарева

(друга А.И. Герцена).

В конце 1853 года в «Современник» пришел Н.Г. Чернышевский, а с 1855 – начал сотрудничать Н.А. Добролюбов, и с того времени журнал становится вдохновителем и организатором революционно-демократических сил России.

В 1857 году Герцен и Огарев, находясь в эмиграции, начали издание газеты «Колокол».

В 1859 году поэт Курочкин и художник Н. Степанов основали «Искру» - журнал политической сатиры.

В 1860 году во главе журнала «Русское слово» стал критик – демократ Д.И. Писарев.

В атмосфере 60-х годов определились три основные общественные группы: - консерваторы, либералы и революционные демократы.

Консерваторы: (это были, в основном, крупные помещики – крепостники, придворные круги, чиновничья знать) решительно выступали против любых общественных перемен, хотели сохранить крепостнические порядки николаевских времен. Ярые реакционеры, они отчаянно сопротивлялись каждой свежей мысли, каждому новому начинанию.

Либералы: (люди различных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, торгово-промышленные круги) порою остро критиковали порядки самодержавно – политического государства. Выступали против крепостного права, обличали взяточничество, коррупцию. Мечтали о свободах, но постепенных, исходящих из самой власти, а главное – без каких–либо бунтов, волнений, революций. К этой группе относились А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Испытав на себе произвол самодержавной власти – запреты, аресты, ссылки, они навсегда определили свое отношение к народу, свое место в борьбе за его свободу.

Но немало было и таких, кто примкнул под влиянием людей. В годы реакции, особенно после покушения на Александра II (1866 г.).

В главном же вопросе – путях уничтожения крепостничества – либералы всех оттенков не сумели преодолеть классового страха перед крестьянской революцией.

Революционеры–демократы – это в подавляющем большинстве разночинцы, дети мелких чиновников и канцелярских служащих, сельского духовенства, реже – дети вольноотпущенников и городских ремесленников, мелких торговцев. Они получали образование, отказались от «доходных мест», чиновничьей карьеры. Жили репетиторством, журнальной работой, переводами, литературным трудом, работали учителями, врачами. Жили, как правило, бедно, нередко голодали и отличались от городской бедноты тем, что имели образование. В их среде и выросла новая общественная сила – революционная демократия, выразившая стремление народных масс покончить с самодержавием и крепостничеством. Это были материалисты по убеждению, реалисты по поступкам, бунтари по характерам, которые в 60-е годы заняли ключевые позиции в науке, искусстве, журналистике, литературе. Выступая против гнета и насилия, против консерваторов и либералов, они нередко допускали в этой борьбе ошибки, однако в главном – в необходимости революционной ломки старых устоев в интересах трудового народа – они были непоколебимы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconМетодическое пособие для проведения внеаудиторной работы и кружковой работы по дисциплине
Автор: Ревягина Зоя Михайловна – преподаватель учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» высшей квалификационной категории...
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconРабочая программа профессионального модуля пм. 03 Оказание доврачебной...
Степановым А. В. преподавателем реаниматологии и медицины катастроф высшей квалификационной категории гаоу спо «Казанский медицинский...
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconАндрей Немзер (Государственный университет Высшая школа экономики, Москва)
Автор: Ревягина Зоя Михайловна – преподаватель учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» высшей квалификационной категории...
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconМетодика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии...
Вирютина Т. И., заведующая аптекой, провизор высшей квалификационной категории огкуз «Инфекционная клиническая больница им. Е. Н....
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconМгпу учебно-методичекий комплекс дисциплины
Рецензенты: Иванчук Н. В., к п н., доцент кафедры математики и мом мгпу, Беляев Владимир Яковлевич кандидат физ мат наук, доцент...
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconДиплом и сертификат 2006 год Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации 2006»
Должность, преподаваемый предмет: учитель, географии и биологии высшей квалификационной категории
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ для студентов...
Автор : Гусева Ольга Ильинична преподаватель бжд гоу спо «Таштагольский горный техникум», высшей квалификационной категории
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconУчебное пособие Омск-2003 удк 5(075) ббк 20я73
Л 83 Сборник заданий по курсу “Концепции современного естествознания” : Учеб пособие Омск: Изд-во Омгту, 2003. 68с
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Савельева Ксения Юрьевна – учитель высшей квалификационной категории, муниципальный методист, сотрудничает с омц
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconКривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной...
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год
Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,...
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconУчебное пособие для студентов технического отделения по дисциплине «Немецкий язык»
Учебное пособие предназначено для студентов Омгкпт технического отделения специальностей 1705, 1706
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconТесты для контроля знаний студентов спо на практических занятиях по дисциплине
Рецензенты: Сараева Г. Н., кандидат философских наук, Козина Н. Н., педагог – психолог высшей категории
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: Локоть Вадим Владимирович, кандидат физ мат наук, доцент кафедры математики и мом, Беляев Владимир Яковлевич кандидат...
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconУчебно-методический комплекс фтд: универсальная алгебра основная...
...
Учебное пособие омск, 2006 Рецензенты: Доцент кафедры ОмГУ, к ф. н. Ермакова О. Л. Методист высшей квалификационной категории гоу спо «Омгкпт» iconУчебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999
Воспитание современного школьника: учебное пособие. – Омск: издательство Омгпу, 1999


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск