Скачать 1.05 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Михайлюк О.Л.Литература второй половины XIX векаУчебное пособие ОМСК, 2006 Рецензенты:Доцент кафедры ОмГУ, к.ф.н. Ермакова О.Л.Методист высшей квалификационной категории ГОУ СПО «ОмГКПТ» Моисеева Г.А.Автор: Михайлюк О.Л.Литература второй половины XIX века. Учебное пособие по литературе.Омск: ОмГКПТ, 2006 -74 с.Учебное пособие рекомендуется как для преподавателей литературы, так и для студентов I курса технического отделений.Введение Комплект лекций по литературе XIX века рекомендуется студентам для формирования информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер, обеспечивает целостное миропонимание и научное мировоззрение, основу которого составляет чтение и изучение на историко-литературной основе выдающихся произведений русской литературы. Курс включает обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить студентов с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе. По каждому разделу приводятся общие требования к уровню изучения темы, ее содержание, краткие рекомендации по проведению самостоятельной работы студентов и практических занятий. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют открыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений. Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей. Студенты имеют возможность на ознакомление с дополнительным материалом или на беседы с по произведениям, прочитанным обучающимися самостоятельно. Художественные произведения группируются вокруг важнейших социально-политических и нравственных проблем определенного времени, сохраняется хронологический принцип структурирования курса. Работа над этими разделами курса, включающимися в себя произведения писателей разных направлений, эстетических позиций и социально-политических взглядов, позволяет широко использовать сопоставительный анализ и выработать у студентов объемное, объективное представление о развитии литературы. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60 – 90 годовXIX века (занятие № 1 – 2) Основные понятия: западники, славянофилы, натуральная школа и ее основные принципы, русский реализм. Студент должен знать: программы западников и славянофилов. Студент должен уметь: выявлять реалистические признаки в произведениях. Опираясь на обзорную лекцию, подготовить сообщение: «Литература второго периода русского освободительного движения» Научиться составлять синхронистические таблицы. Научиться широко и свободно использовать политическую и научную терминологию. Научиться писать сочинение – очерк. ГРОЗОВЫЕ ШЕСТИДЕСЯТЫЕ(литература второй половины XIX века) (Обзорная тема) План:
1) Писатели – реалисты второй половины XIX века показывают типические явления жизни, стремясь найти корни социальных бедствий и средства их преодоления. 2) В произведениях писателей – классиков этого периода отражается «великое народное море, взволновавшееся до самых глубин». 3) Выражение в литературе общенародных идеалов и стремлений способствует расширению средств художественной выразительности, появлению новых литературных жанров, например: романа – эпопеи («Война и мир» Л.Н. Толстого), поэмы – эпопеи («Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова).
В 1855 году умер царь Николай I, три десятилетия, правления которого остались в истории России под именем «Николаевской реакции». В 1856 году бесславно закончилась Крымская война, показавшая «гнилость и бессилие крепостной России». В газетах и журналах, кружках и группах люди самых различных социальных слоев, положений, возрастов, взглядов спорили о дальнейшей судьбе России, требовали уважения к личности, ее человеческому достоинству, отстаивали свободу слова, собраний… Русская литература откликнулась в самом начале пробуждения России – 1856 г.:
(М.Е. Салтыков);
(друга А.И. Герцена). В конце 1853 года в «Современник» пришел Н.Г. Чернышевский, а с 1855 – начал сотрудничать Н.А. Добролюбов, и с того времени журнал становится вдохновителем и организатором революционно-демократических сил России. В 1857 году Герцен и Огарев, находясь в эмиграции, начали издание газеты «Колокол». В 1859 году поэт Курочкин и художник Н. Степанов основали «Искру» - журнал политической сатиры. В 1860 году во главе журнала «Русское слово» стал критик – демократ Д.И. Писарев. В атмосфере 60-х годов определились три основные общественные группы: - консерваторы, либералы и революционные демократы. Консерваторы: (это были, в основном, крупные помещики – крепостники, придворные круги, чиновничья знать) решительно выступали против любых общественных перемен, хотели сохранить крепостнические порядки николаевских времен. Ярые реакционеры, они отчаянно сопротивлялись каждой свежей мысли, каждому новому начинанию. Либералы: (люди различных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, торгово-промышленные круги) порою остро критиковали порядки самодержавно – политического государства. Выступали против крепостного права, обличали взяточничество, коррупцию. Мечтали о свободах, но постепенных, исходящих из самой власти, а главное – без каких–либо бунтов, волнений, революций. К этой группе относились А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Испытав на себе произвол самодержавной власти – запреты, аресты, ссылки, они навсегда определили свое отношение к народу, свое место в борьбе за его свободу. Но немало было и таких, кто примкнул под влиянием людей. В годы реакции, особенно после покушения на Александра II (1866 г.). В главном же вопросе – путях уничтожения крепостничества – либералы всех оттенков не сумели преодолеть классового страха перед крестьянской революцией. Революционеры–демократы – это в подавляющем большинстве разночинцы, дети мелких чиновников и канцелярских служащих, сельского духовенства, реже – дети вольноотпущенников и городских ремесленников, мелких торговцев. Они получали образование, отказались от «доходных мест», чиновничьей карьеры. Жили репетиторством, журнальной работой, переводами, литературным трудом, работали учителями, врачами. Жили, как правило, бедно, нередко голодали и отличались от городской бедноты тем, что имели образование. В их среде и выросла новая общественная сила – революционная демократия, выразившая стремление народных масс покончить с самодержавием и крепостничеством. Это были материалисты по убеждению, реалисты по поступкам, бунтари по характерам, которые в 60-е годы заняли ключевые позиции в науке, искусстве, журналистике, литературе. Выступая против гнета и насилия, против консерваторов и либералов, они нередко допускали в этой борьбе ошибки, однако в главном – в необходимости революционной ломки старых устоев в интересах трудового народа – они были непоколебимы. |
Методическое пособие для проведения внеаудиторной работы и кружковой работы по дисциплине Автор: Ревягина Зоя Михайловна – преподаватель учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» высшей квалификационной категории... | Рабочая программа профессионального модуля пм. 03 Оказание доврачебной... Степановым А. В. преподавателем реаниматологии и медицины катастроф высшей квалификационной категории гаоу спо «Казанский медицинский... | ||
Андрей Немзер (Государственный университет Высшая школа экономики, Москва) Автор: Ревягина Зоя Михайловна – преподаватель учебной дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» высшей квалификационной категории... | Методика выполнение и оформление курсовых работ по фармакогнозии... Вирютина Т. И., заведующая аптекой, провизор высшей квалификационной категории огкуз «Инфекционная клиническая больница им. Е. Н.... | ||
Мгпу учебно-методичекий комплекс дисциплины Рецензенты: Иванчук Н. В., к п н., доцент кафедры математики и мом мгпу, Беляев Владимир Яковлевич кандидат физ мат наук, доцент... | Диплом и сертификат 2006 год Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации 2006» Должность, преподаваемый предмет: учитель, географии и биологии высшей квалификационной категории | ||
Методические рекомендации по выполнению практических работ для студентов... Автор : Гусева Ольга Ильинична преподаватель бжд гоу спо «Таштагольский горный техникум», высшей квалификационной категории | Учебное пособие Омск-2003 удк 5(075) ббк 20я73 Л 83 Сборник заданий по курсу “Концепции современного естествознания” : Учеб пособие Омск: Изд-во Омгту, 2003. 68с | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Савельева Ксения Юрьевна – учитель высшей квалификационной категории, муниципальный методист, сотрудничает с омц | Кривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной... Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств | ||
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,... | Учебное пособие для студентов технического отделения по дисциплине «Немецкий язык» Учебное пособие предназначено для студентов Омгкпт технического отделения специальностей 1705, 1706 | ||
Тесты для контроля знаний студентов спо на практических занятиях по дисциплине Рецензенты: Сараева Г. Н., кандидат философских наук, Козина Н. Н., педагог – психолог высшей категории | Учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: Локоть Вадим Владимирович, кандидат физ мат наук, доцент кафедры математики и мом, Беляев Владимир Яковлевич кандидат... | ||
Учебно-методический комплекс фтд: универсальная алгебра основная... ... | Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск 1999 Воспитание современного школьника: учебное пособие. – Омск: издательство Омгпу, 1999 |