Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении





Скачать 140.09 Kb.
НазваниеРекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении
Дата публикации25.02.2015
Размер140.09 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
РЕКОМЕНДАЦИИ

по реферативной работе студентов

Рефераты в учебном заведении являются одним из видов научно-исследовательской работы и методом воспитания творческого восприятия. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, а также привить навыки самостоятельной обработки, обобщения и систематизированного изложения ма­териала.

Реферат (от латинского слова refero - сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме доклада содержа­ния научного труда, литературы по теме.

Изложение материала происходит в основном своими сло­вами (т.е. основные мысли автора текста пересказываются ав­тором реферата, причем некоторые положения могут приво­диться в виде цитат, тех или иных цифровых данных, схем, таблиц и т.п.)

1 Виды рефератов
Рефераты могут быть ОБЩИМИ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ И СВОДНЫМИ.

В ОБЩЕМ, РЕФЕРАТЕ содержание реферируемого произведе­ния излагается более или менее всесторонне.

В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ РЕФЕРАТЕ отражаются лишь те во­просы, которые представляют интерес для определенной кате­гории специалистов.

В СВОДНОМ РЕФЕРАТЕ объединены рефераты, выполняемые на основе изучения нескольких книг, брошюр и журнальных статей или других источников научно-технической информа­ции. Сводный реферат часто называют реферативным обзо­ром.
Тематика рефератов определяется преподавателем, рас­сматривается и утверждается ЦМК, иногда тема может быть предложена и студентом, но и она должна утверждаться.
2 Требования к реферату
Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

  • правильно отражать основное содержание реферируе­мого произведения или научной темы;

  • изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа);

  • изложение должно вестись в порядке развертывания основных действий, вопросов, фактов;

  • все предложения в тексте должны быть тщательно об­думаны;

  • содержать критические замечания и собственные выво­ды.


3 Этапы работы над рефератом
ПЕРВЫЙ ЭТАП - уяснение содержания темы и целевых уста­новок. На основе этого нужно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание.
ВТОРОЙ ЭТАП - составление календарного плана работы над рефератом. План необходим для того, чтобы правильно орга­низовать работу и придать ей более целеустремленный харак­тер. Кроме того, календарный план заставляет работать в оп­ределенном ритме.

Календарный план работы над рефератом предусматривает: сроки подбора и изучения литературы, составление плана ре­ферата, написание каждого раздела темы, редактирование, са­мостоятельное оформление, составление схем, представление работы руководителю, доработку реферата в целях устранения отмеченных недочетов и окончательное оформление.
ТРЕТИЙ ЭТАП – просмотр литературы. Он необходим для накапливания знаний, осмысливания темы в интересах правильного составления плана реферата.

Часто студенты, не владея рациональными приемами, много времени затрачивают на просмотр литературы. Рекомендуется следующий порядок: прочитать титульный лист и оглавление, затем внимательно ознакомиться с предисловием, введением, заключением. В оглавлении отметить те параграфы и разделы, которые представляют наибольший интерес для раскрытия те­мы. В предисловии студент найдет для себя ответы на такие вопросы: цель написания, основные направления работы, под­ходы к ним, границы исследования, общий характер труда. Знакомясь с заключением, важно отметить, к каким выводам пришел автор по основным вопросам. Это нужно для того, чтобы при просмотре глав и разделов быстро найти место, где автор строит свои доказательства, обосновывает главные во­просы темы.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - включает подбор соответствующей лите­ратуры. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотеки.
ПЯТЫЙ ЭТАП - составление плана реферата. План нужен для того, чтобы работа шла целеустремленно, а не на ощупь, что­бы заранее было известно, что именно и в каком порядке пи­сать. Кроме наименования темы он обычно включает перечень и последовательность основных вопросов (разделов, их крат­кое содержание).
ШЕСТОЙ ЭТАП - изучение литературы и работа с ней. Реко­мендуется начинать изучение с источников последних лет, прежде всего тех, которые в наибольшей степени освещают вопросы реферата. Такой порядок позволит студенту быстро освоить тему, оценить значение других источников и взять из них необходимый материал.
Сплошное чтение предполагает углубленное изучение ли­тературы, что, как известно, является творческим процессом. Поэтому, работая над книгой, необходимо не только запоми­нать прочитанное, но и активно осмысливать, логически пере­рабатывать всю информацию.

При чтении рекомендуется придерживаться такой последо­вательности: после прочтения законченной мысли сопоставить ранее известное с новыми данными. Затем выразить свое кри­тическое отношение к изученному вопросу. Это помогает ото­брать наиболее ценный материал, глубоко понять и логически переработать прочитанное.

Полезно также мысленно делить прочитанное на части, от­мечая основные, важные моменты. Вместе с тем, надо связы­вать прочитанную главу с предыдущей, а главы объединять в разделы, т.е. осуществлять переход от частей к целому. Прове­дя, таким образом, анализ и синтез прочитанного, студент смо­жет глубоко понять содержание книги.

Для облегчения дальнейшей работы с книгой в процессе пер­вичного чтения полезно делать отметки карандашом на полях, подчеркивать комментарии. Каждый обучаемый может ис­пользовать свои условные знаки. Например, главную мысль выделить одной чертой, факты - волнистой и т.п. Разумеется, подобные отметки возможны лишь на собственной книге. При работе с источниками из библиотечного фонда надо пользо­ваться закладками, на которых указать, в каких абзацах по сче­ту сверху выражена главная мысль.

СЕДЬМОЙ ЭТАП - запись прочитанного.

Существует несколько способов записи: аннотация, план, выписка цитат, тезисы, конспект. Наиболее полно изученную литературу отражает конспект.
Различают три типа конспектов: систематический, свобод­ный и тематический или сводный конспект.

СИСТЕМАТИЧЕСКИМ называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги.

В СВОБОДНОМ КОНСПЕКТЕ запись делается в наиболее удобном для студента порядке.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ тот, в котором обобщено содержа­ние нескольких источников по одной теме.

4 Примерная структура реферата
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.
ОГЛАВЛЕНИЕ - излагается название составляющих (глав, во­просов) реферата, указываются страницы. Реферат следует составлять из четырех частей: введения, основной части, заключения и списка литератур.
ВВЕДЕНИЕ - формулируется суть исследуемой проблемы, ее значимость и актуальность, обосновывается выбор темы, указывается цель и задачи реферата. Показывается научный интерес и практическое зна­чение.

Объем введения составляет 2-3 страницы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - доказательно раскрывается в каждом разделе отдельная проблема или одна из ее сторон. Каждый раздел является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графи­ки, схемы. Основная часть должна включать в себя также соб­ственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты и исследования.

Средний объем основной части реферата составляет 5-15 страниц.
Следует обратить особое внимание на:

  • логику изложения материала;

  • обоснованное деление его на параграфы;

  • умение формулировать их названия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ - подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, указывается что интересно, что спор­но, предлагаются рекомендации. Заключение должно быть кратким, четким, вытекающим из основной части.

Объем заключения 2-3 страницы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по фамилии автора или по названию сборников), необходимо указать место издания, на­звание издательства, год.
ПРИЛОЖЕНИЯ - содержат таблицы, графики, рисунки, иллюстрирующие текст реферата.

5 Требования к оформлению реферата


  • Объем реферата может колебаться в пределах 7-15 печатных страниц, включая титульный лист, план и перечень использованной литературы (четырнадцатый шрифт через полтора интервала); все приложения к работе не входят в ее объем.

  • Содержание реферата, его объем определяется преподавателем (руководителем) в зависимости от конкретной работы;

  • На титульном листе указывается:

  • наименование учебного заведения;

  • тема реферата:

  • фамилия, имя, отчество автора;

  • курс, группа, специальность;

  • фамилия, инициалы научного руководителя;

  • город и год написания реферата.

  • Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

  • Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

  • Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

  • Количество литературных источников при написании реферата должно быть не менее 5-10.


ЛИТЕРАТУРА ГРУППИРУЕТСЯ В СПИСКЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ:

  1. нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти: Конституция, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ – в хронологической последовательности;

  2. ведомственные правовые акты в хронологической последовательности;

  3. источники статистических данных в хронологической последовательности;

  4. документы и материалы государственных архивных учреждений – в хронологической последовательности;

  5. книги и статьи на русском языке – в алфавитном порядке;

  6. книги и статьи на иностранных языках – в алфавитном порядке.


ВКЛЮЧЕННАЯ В СПИСОК ЛИТЕРАТУРА НУМЕРУЕТСЯ СПЛОШНЫМ ПОРЯДКОМ ОТ ПЕРВОГО ДО ПОСЛЕДНЕГО НАЗВАНИЯ.

Каждая книга должна быть соответствующим образом описана. В это описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется), полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.), после косой черты – данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются), после тире – название города, в котором издана книга, после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило, и наконец, после запятой – год издания, после тире - число страниц.
Ниже приведены ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ различных видов произведений печати.
Запись необходимо давать в соответствии с требова­ниями составления ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библио­графическое описание документа. Общие требования и правила составле­ния».

Описание книги одного автора

Фелистов Э. ArchiCAD : Справочное руководство / Э. Фелистов. - М.: Познавательная книга плюс, 1999. - 192 с.

Описание книги двух авторов

Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров. - М.: Рус. яз., 1993. - 347 с.

Описание книги трех авторов

Алексеев Д. И. Словарь сокращений русского языка / Д.И. Алексеев, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров. - 3-е изд., с прил. новых сокращений. - М.: Рус. яз., 1983.-487 с.

Описание книги четырех авторов

Физические основы термоциклического борирования сталей / A.M. Гурьев, Э.В. Козлов, Л.Н. Игнатенко, Н.А. Попов. - Барнаул: Алтай, 2003.

Описание книги пяти и более авторов

Актуальные проблемы управления образования в регионе / Г.Н. Сери­ков, В.К. Кузнецов, И.Н. Розанов и др. - Челябинск, 2003.

Описание книги под редакцией

Материалы и техника рисунка / Под редакцией В.А. Королёва. - М.: Изобразительное искусство, 1983.

Описание методических указаний

Измерение радиоактивности проб объектов окружающей среды: мето­дические указания к лабораторной работе по дисциплине «Теоретические основы защиты окружающей среды» для студентов дневной формы обуче­ния специальности 3302 «Инженерная защита окружающей среды» / сост. В.А. Ламтюгин, В.Ф. Ельцин. - Ульяновск, 2002. - 28 с.

Описание учебного пособия

Курганов С.А. Анализ установившихся режимов линейных электриче­ских цепей методом схемных определителей: Учебное пособие / С.А. Кур­ганов, В.В. Филаретов. - Ульяновск : УлГГУ, 2002. - 148 с.

Описание статьи из сборника, книги

Барке В.Н. Современное состояние и тенденция развития ультразвуко­вой обработки материалов / В.Н. Барке, А.Л. Лифшиц // Современные на­правления в области технологии машиностроения. — М.: Машгиз, 1957. - С. 51-52.

Описание статьи из журнала

Братухин А.Г. Композиционные материалы в Российской гражданской авиатехнике / А.Г. Братухин // Вестник машиностроения. - 1997. - № 7. - С. 25-31.

Описание стандартов

ГОСТ 7.53-2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг. - М.: Изд-во стандартов, 2002. - 3 с.

Фамилии автора или первое слово называния издания пишутся полужирным шрифтом.

Название пособия или учебные издания указываются без кавычек.

Например:

Акимов И.С. Финансы. М., 1999. Бочаров И.С. Кредит. М, 1999.

При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т. В 10 т. (но не 3-х, 10-ти и т.п.).

Например:

Порядковый номер издания пишется так:

5-е изд.; 2-е изд., доп.; 3-е изд., испр.;

Бердяев Н.А. Соч.: в 2 т. М, 1982. Т.1. С. 32 Сухомлинский В.А. Изб. соч.: В 3 т. М. 1980.

Место издания - обязательный библиографический элемент - приводится в
именительном падеже.

Условные обозначения:

Москва - М, 1999;

Санкт-Петербург - СПб., 1999;

Петроград -Пг., 1917;

Ленинград -Л., 1991;

Москва - Ленинград - М.-Л., 1991;

Нижний Новгород - Н. Новгород;

Ростов - y а - Дону - Ростов н/Д;

Лондон -L;

Нью-Йорк -N.Y.;

Париж - Р.

Но! Названия других городов сохраняются полностью. Самара, 1999.

При двух местах издания указываются оба и пишутся через тире:

Например:

Москва - Рига: М. - Рига, 1999.

Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсутствии года издания пишутся прописные буквы «Б.Г.» (без года) или «S. A.» (Sine anno) для иностранных языков.

При ссылке на тома, части, разделы, главы (в зависимости от построения источника) и страницы соблюдаются следующие правила:

  • все сведения даются арабскими цифрами;

  • так как эти данные являются дополнительной информацией, они отделяются друг от друза точкой и пишутся в сокращении:

Том 4: Т. 4. Выпуск 6: Вып. 5. Книга 2: Кн. 2. Глава 4: Гл. 4. Раздел 3: Разд. 3. Страница 200-210: С. 200-210

Например:

Есенин С.А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1970. Т. 2. Гл. 7. С.51-81.

Правило оформления сносок:

  • Нумерация сносок дается арабскими цифрами на каждой странице текста самостоятельно.

  • Объем сносок рассчитывается по каждой странице и отделяется от текста сплошной чертой.

  • В случае, когда один и тот же источник цитируется в издании несколько раз, то после первого полного библиографического описания источника допускается сокращение его данных (указывается только автор, наименование и страницы источника).

  • Вторая и последующие сноски, идущие подряд на одной странице текста и относящиеся к одному и тому же источнику, пишутся следующим образом: (Пример: Там же, с. 52).



  1. Отзыв преподавателя на реферат


Реферат должен иметь отзыв преподавателя – руководителя об обоснованности, практической значимости работы и возможности ее использования в учебном процессе.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

7 Основные требования к набору реферата


    1. Реферат оформляется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297) без рамки и основной надписи.




    1. Реферат следует выполнить одним из следующих способов:

  • МАШИНОПИСНЫМ — в соответствии с требованиями ГОСТ 13.1.002. шрифт должен быть четким, высотой не менее 2,5мм, расстояние между строками - 1,5 интервала.

  • НА ПЕРСОНАЛЬНОМ КОМПЬЮТЕРЕ 14 шрифтом через 1,5 интервала.

  • РУКОПИСНЫМ - чернилами, пастой одного цвета (черного, синего, фиолетового), четким, аккуратным почерком.




    1. Текст реферата следует оформлять с соблюдением следующих размеров полей: левое - 25мм., правое - 20мм., верхнее - 20мм., нижнее - 20мм.






    1. Все страницы номеруются, начиная с титульного листа. Арабскую цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля листа, без слова страница на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа (начиная со второго листа).




    1. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключения, списку литературы, приложениям.


Заголовки 1-й ступени (основные) выполняются прописными буквами полужирного или светлого начертания (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ и т.д.); заголовки 2-й и 3-й ступеней – строчными буквами полужирного или светлого начертания, причем полужирное начертание предпочтительней светлого; прописные буквы - предпочтительней строчных (основные требования).
Расстояния между основаниями строк заголовка принимают таким же, как и в тексте, точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.
Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, разным 10-15 мм от края поля.


    1. Текст оформляется с учетом расстояний:

  • Между заголовком и текстом - 15мм (2 интервала).

  • Между заголовком раздела и подразделом - 8мм (1 интервал).

  • Абзацные отступы - 10-15мм.




    1. Титульный лист реферата






8 Критерии оценки реферата

  • письменная грамотность;

  • актуальность темы исследования, ее научность, логиче­ская последовательность изложения;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала, грамотность раскрытия темы;

  • правильность и полнота использования источников;

  • соответствие оформления реферата стандартам;

  • практическое применение (использование).



9 Защита реферата
На защите реферата студент должен выступить со вступительным словом. Иногда требуют, чтобы это слово было подготовлено в письменном виде.
Вступительное слово оформляется как чистый текст без каких-либо специальных деталей. В нем должны содержаться:

  • обоснование выбора темы, ее актуальность;

  • максимально краткая характеристика содержания работы.


Объем вступительного слова не должен превышать двух страниц; произносить его вы должны не более двух – трех минут.

10 Выставление оценки за защиту реферата
Выставляемая оценка складывается из ряда моментов:

  • соблюдение требований к реферату (критерии оценки);

  • умения четко и грамотно рассказать о представленном реферате;

  • способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconМетодические рекомендации по выполнению работы 1 Рекомендации по подготовке первой главы
На формирование этой характеристики должна быть нацелена подготовка студентов в учебном заведении, важной составной частью которой...
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002
...
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconМетодические рекомендации по реферативной работе студентов 43 Приложение II 45
Учебная дисциплина «Информатика» в соответствии с фгос 3-его поколения входит в математический и естественно – научный цикл. В результате...
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconСтруктура самообследования
«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении...
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....
Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconВведение в специальность
Целью изучения дисциплины является знакомство студентов со специальностью Микро- и наноэлектронные технологии и системы и методикой...
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconМоделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconМетодические рекомендации по их написанию, задания на практику, вопросы...
Экстернат – самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального...
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconПсихология религии
Конституционный принцип свободы совести как основа преподавания курса в светском высшем учебном заведении
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconНачисление баллов в системе брс для студентов
Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), требованиями Государственных...
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconМетодические рекомендации для преподавателей
Способы учебной деятельности включают самостоятельную, аудиторную работу студентов, развитие творческих способностей (контрольные...
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconМетодические рекомендации к самостоятельным работам студентов мдк....
Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол...
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура
Рекомендации по реферативной работе студентов рефераты в учебном заведении iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Экономического факультета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск