Скачать 140.09 Kb.
|
РЕКОМЕНДАЦИИ по реферативной работе студентов Рефераты в учебном заведении являются одним из видов научно-исследовательской работы и методом воспитания творческого восприятия. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, а также привить навыки самостоятельной обработки, обобщения и систематизированного изложения материала. Реферат (от латинского слова refero - сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме доклада содержания научного труда, литературы по теме. Изложение материала происходит в основном своими словами (т.е. основные мысли автора текста пересказываются автором реферата, причем некоторые положения могут приводиться в виде цитат, тех или иных цифровых данных, схем, таблиц и т.п.) 1 Виды рефератов Рефераты могут быть ОБЩИМИ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ И СВОДНЫМИ. В ОБЩЕМ, РЕФЕРАТЕ содержание реферируемого произведения излагается более или менее всесторонне. В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ РЕФЕРАТЕ отражаются лишь те вопросы, которые представляют интерес для определенной категории специалистов. В СВОДНОМ РЕФЕРАТЕ объединены рефераты, выполняемые на основе изучения нескольких книг, брошюр и журнальных статей или других источников научно-технической информации. Сводный реферат часто называют реферативным обзором. Тематика рефератов определяется преподавателем, рассматривается и утверждается ЦМК, иногда тема может быть предложена и студентом, но и она должна утверждаться. 2 Требования к реферату Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
3 Этапы работы над рефератом ПЕРВЫЙ ЭТАП - уяснение содержания темы и целевых установок. На основе этого нужно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание. ВТОРОЙ ЭТАП - составление календарного плана работы над рефератом. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, календарный план заставляет работать в определенном ритме. Календарный план работы над рефератом предусматривает: сроки подбора и изучения литературы, составление плана реферата, написание каждого раздела темы, редактирование, самостоятельное оформление, составление схем, представление работы руководителю, доработку реферата в целях устранения отмеченных недочетов и окончательное оформление. ТРЕТИЙ ЭТАП – просмотр литературы. Он необходим для накапливания знаний, осмысливания темы в интересах правильного составления плана реферата. Часто студенты, не владея рациональными приемами, много времени затрачивают на просмотр литературы. Рекомендуется следующий порядок: прочитать титульный лист и оглавление, затем внимательно ознакомиться с предисловием, введением, заключением. В оглавлении отметить те параграфы и разделы, которые представляют наибольший интерес для раскрытия темы. В предисловии студент найдет для себя ответы на такие вопросы: цель написания, основные направления работы, подходы к ним, границы исследования, общий характер труда. Знакомясь с заключением, важно отметить, к каким выводам пришел автор по основным вопросам. Это нужно для того, чтобы при просмотре глав и разделов быстро найти место, где автор строит свои доказательства, обосновывает главные вопросы темы. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - включает подбор соответствующей литературы. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотеки. ПЯТЫЙ ЭТАП - составление плана реферата. План нужен для того, чтобы работа шла целеустремленно, а не на ощупь, чтобы заранее было известно, что именно и в каком порядке писать. Кроме наименования темы он обычно включает перечень и последовательность основных вопросов (разделов, их краткое содержание). ШЕСТОЙ ЭТАП - изучение литературы и работа с ней. Рекомендуется начинать изучение с источников последних лет, прежде всего тех, которые в наибольшей степени освещают вопросы реферата. Такой порядок позволит студенту быстро освоить тему, оценить значение других источников и взять из них необходимый материал. Сплошное чтение предполагает углубленное изучение литературы, что, как известно, является творческим процессом. Поэтому, работая над книгой, необходимо не только запоминать прочитанное, но и активно осмысливать, логически перерабатывать всю информацию. При чтении рекомендуется придерживаться такой последовательности: после прочтения законченной мысли сопоставить ранее известное с новыми данными. Затем выразить свое критическое отношение к изученному вопросу. Это помогает отобрать наиболее ценный материал, глубоко понять и логически переработать прочитанное. Полезно также мысленно делить прочитанное на части, отмечая основные, важные моменты. Вместе с тем, надо связывать прочитанную главу с предыдущей, а главы объединять в разделы, т.е. осуществлять переход от частей к целому. Проведя, таким образом, анализ и синтез прочитанного, студент сможет глубоко понять содержание книги. Для облегчения дальнейшей работы с книгой в процессе первичного чтения полезно делать отметки карандашом на полях, подчеркивать комментарии. Каждый обучаемый может использовать свои условные знаки. Например, главную мысль выделить одной чертой, факты - волнистой и т.п. Разумеется, подобные отметки возможны лишь на собственной книге. При работе с источниками из библиотечного фонда надо пользоваться закладками, на которых указать, в каких абзацах по счету сверху выражена главная мысль. СЕДЬМОЙ ЭТАП - запись прочитанного. Существует несколько способов записи: аннотация, план, выписка цитат, тезисы, конспект. Наиболее полно изученную литературу отражает конспект. Различают три типа конспектов: систематический, свободный и тематический или сводный конспект. СИСТЕМАТИЧЕСКИМ называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги. В СВОБОДНОМ КОНСПЕКТЕ запись делается в наиболее удобном для студента порядке. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ тот, в котором обобщено содержание нескольких источников по одной теме. 4 Примерная структура реферата ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. ОГЛАВЛЕНИЕ - излагается название составляющих (глав, вопросов) реферата, указываются страницы. Реферат следует составлять из четырех частей: введения, основной части, заключения и списка литератур. ВВЕДЕНИЕ - формулируется суть исследуемой проблемы, ее значимость и актуальность, обосновывается выбор темы, указывается цель и задачи реферата. Показывается научный интерес и практическое значение. Объем введения составляет 2-3 страницы. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - доказательно раскрывается в каждом разделе отдельная проблема или одна из ее сторон. Каждый раздел является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы. Основная часть должна включать в себя также собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты и исследования. Средний объем основной части реферата составляет 5-15 страниц. Следует обратить особое внимание на:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, указывается что интересно, что спорно, предлагаются рекомендации. Заключение должно быть кратким, четким, вытекающим из основной части. Объем заключения 2-3 страницы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по фамилии автора или по названию сборников), необходимо указать место издания, название издательства, год. ПРИЛОЖЕНИЯ - содержат таблицы, графики, рисунки, иллюстрирующие текст реферата. 5 Требования к оформлению реферата
ЛИТЕРАТУРА ГРУППИРУЕТСЯ В СПИСКЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ:
ВКЛЮЧЕННАЯ В СПИСОК ЛИТЕРАТУРА НУМЕРУЕТСЯ СПЛОШНЫМ ПОРЯДКОМ ОТ ПЕРВОГО ДО ПОСЛЕДНЕГО НАЗВАНИЯ. Каждая книга должна быть соответствующим образом описана. В это описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется), полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.), после косой черты – данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются), после тире – название города, в котором издана книга, после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило, и наконец, после запятой – год издания, после тире - число страниц. Ниже приведены ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ различных видов произведений печати. Запись необходимо давать в соответствии с требованиями составления ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Описание книги одного автора Фелистов Э. ArchiCAD : Справочное руководство / Э. Фелистов. - М.: Познавательная книга плюс, 1999. - 192 с. Описание книги двух авторов Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров. - М.: Рус. яз., 1993. - 347 с. Описание книги трех авторов Алексеев Д. И. Словарь сокращений русского языка / Д.И. Алексеев, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров. - 3-е изд., с прил. новых сокращений. - М.: Рус. яз., 1983.-487 с. Описание книги четырех авторов Физические основы термоциклического борирования сталей / A.M. Гурьев, Э.В. Козлов, Л.Н. Игнатенко, Н.А. Попов. - Барнаул: Алтай, 2003. Описание книги пяти и более авторов Актуальные проблемы управления образования в регионе / Г.Н. Сериков, В.К. Кузнецов, И.Н. Розанов и др. - Челябинск, 2003. Описание книги под редакцией Материалы и техника рисунка / Под редакцией В.А. Королёва. - М.: Изобразительное искусство, 1983. Описание методических указаний Измерение радиоактивности проб объектов окружающей среды: методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Теоретические основы защиты окружающей среды» для студентов дневной формы обучения специальности 3302 «Инженерная защита окружающей среды» / сост. В.А. Ламтюгин, В.Ф. Ельцин. - Ульяновск, 2002. - 28 с. Описание учебного пособия Курганов С.А. Анализ установившихся режимов линейных электрических цепей методом схемных определителей: Учебное пособие / С.А. Курганов, В.В. Филаретов. - Ульяновск : УлГГУ, 2002. - 148 с. Описание статьи из сборника, книги Барке В.Н. Современное состояние и тенденция развития ультразвуковой обработки материалов / В.Н. Барке, А.Л. Лифшиц // Современные направления в области технологии машиностроения. — М.: Машгиз, 1957. - С. 51-52. Описание статьи из журнала Братухин А.Г. Композиционные материалы в Российской гражданской авиатехнике / А.Г. Братухин // Вестник машиностроения. - 1997. - № 7. - С. 25-31. Описание стандартов ГОСТ 7.53-2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг. - М.: Изд-во стандартов, 2002. - 3 с. Фамилии автора или первое слово называния издания пишутся полужирным шрифтом. Название пособия или учебные издания указываются без кавычек. Например: Акимов И.С. Финансы. М., 1999. Бочаров И.С. Кредит. М, 1999. При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т. В 10 т. (но не 3-х, 10-ти и т.п.). Например: Порядковый номер издания пишется так: 5-е изд.; 2-е изд., доп.; 3-е изд., испр.; Бердяев Н.А. Соч.: в 2 т. М, 1982. Т.1. С. 32 Сухомлинский В.А. Изб. соч.: В 3 т. М. 1980. Место издания - обязательный библиографический элемент - приводится в именительном падеже. Условные обозначения: Москва - М, 1999; Санкт-Петербург - СПб., 1999; Петроград -Пг., 1917; Ленинград -Л., 1991; Москва - Ленинград - М.-Л., 1991; Нижний Новгород - Н. Новгород; Ростов - y а - Дону - Ростов н/Д; Лондон -L; Нью-Йорк -N.Y.; Париж - Р. Но! Названия других городов сохраняются полностью. Самара, 1999. При двух местах издания указываются оба и пишутся через тире: Например: Москва - Рига: М. - Рига, 1999. Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсутствии года издания пишутся прописные буквы «Б.Г.» (без года) или «S. A.» (Sine anno) для иностранных языков. При ссылке на тома, части, разделы, главы (в зависимости от построения источника) и страницы соблюдаются следующие правила:
Том 4: Т. 4. Выпуск 6: Вып. 5. Книга 2: Кн. 2. Глава 4: Гл. 4. Раздел 3: Разд. 3. Страница 200-210: С. 200-210 Например: Есенин С.А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1970. Т. 2. Гл. 7. С.51-81. Правило оформления сносок:
Реферат должен иметь отзыв преподавателя – руководителя об обоснованности, практической значимости работы и возможности ее использования в учебном процессе. По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам. 7 Основные требования к набору реферата
Заголовки 1-й ступени (основные) выполняются прописными буквами полужирного или светлого начертания (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ и т.д.); заголовки 2-й и 3-й ступеней – строчными буквами полужирного или светлого начертания, причем полужирное начертание предпочтительней светлого; прописные буквы - предпочтительней строчных (основные требования). Расстояния между основаниями строк заголовка принимают таким же, как и в тексте, точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, разным 10-15 мм от края поля.
8 Критерии оценки реферата
9 Защита реферата На защите реферата студент должен выступить со вступительным словом. Иногда требуют, чтобы это слово было подготовлено в письменном виде. Вступительное слово оформляется как чистый текст без каких-либо специальных деталей. В нем должны содержаться:
Объем вступительного слова не должен превышать двух страниц; произносить его вы должны не более двух – трех минут. 10 Выставление оценки за защиту реферата Выставляемая оценка складывается из ряда моментов:
|
Методические рекомендации по выполнению работы 1 Рекомендации по подготовке первой главы На формирование этой характеристики должна быть нацелена подготовка студентов в учебном заведении, важной составной частью которой... | Методические рекомендации для студентов заочного обучения иркутск 2002 ... | ||
Методические рекомендации по реферативной работе студентов 43 Приложение II 45 Учебная дисциплина «Информатика» в соответствии с фгос 3-его поколения входит в математический и естественно – научный цикл. В результате... | Структура самообследования «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.... Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа | Введение в специальность Целью изучения дисциплины является знакомство студентов со специальностью Микро- и наноэлектронные технологии и системы и методикой... | ||
Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | Методические рекомендации по их написанию, задания на практику, вопросы... Экстернат – самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального... | ||
Психология религии Конституционный принцип свободы совести как основа преподавания курса в светском высшем учебном заведении | Начисление баллов в системе брс для студентов Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), требованиями Государственных... | ||
Методические рекомендации для преподавателей Способы учебной деятельности включают самостоятельную, аудиторную работу студентов, развитие творческих способностей (контрольные... | Методические рекомендации к самостоятельным работам студентов мдк.... Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Экономического факультета |