«Практикум. Односоставные предложения»





Скачать 126.84 Kb.
Название«Практикум. Односоставные предложения»
Дата публикации13.08.2013
Размер126.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 11»

_____________________________________________________________________________

* 663340, Красноярский край, г. Норильск, район Кайеркан, ул. Надеждинская, дом 16

Тел./факс: (3919) 390-501.

Е – mail: mou_g11@list.ru

Конспект урока русского языка в 8 классе

Учитель Лазарева Л.В.

Тема урока: «Практикум. Односоставные предложения».

Модуль: «Эти нелёгкие односоставные предложения».

Тип урока: повторение и систематизация изученного об односоставных предложениях.

Форма урока: урок с использованием компьютерной презентации.

Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение (работа с модулем), компьютерная технология.

Цели урока:

  1. ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучению русского языка: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы «Эти нелёгкие односоставные предложения».

ориентированные на развитие ценностного отношения учащихся к предмету: содействовать

осознанию ценности изучения русского языка; воспитание любви к русскому языку.

  1. связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать предложение, текст; обеспечить развитие у школьников умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать.

  2. связанные с обеспечением развития у школьников культуры самоуправления учением: создать условия для развития у школьников умения работать во времени; создать условия для развития умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

  3. ориентированная на развитие у школьников рефлексивной культуры: обеспечить развитие у школьников умение объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений на язык общих положений.

  4. обобщение и систематизация учебного материала, выделение наиболее общих понятий и научных идей, вычленение связей между изученными явлениями, контрольная проверка знаний;

  5. закрепление общеучебных умений и навыков: осмысление специфики односоставных предложений;

  6. усвоение классификации односоставных предложений; отработка умений находить односоставные предложения в тексте и определять их вид

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, печатные материалы ( модули ), личные карты, толковые словари.

Ход урока

1. Организационный этап. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Сообщение темы урока. (слайд 2 презентации ), типа урока (слайд 3 презентации)

3. Этап постановки целей урока. (слайд 4 презентации )

4. Работа по модулям

УЭ 0. Постановка целей урока. (слайд 3, 4 презентации )

Работая над темой «Односоставные предложения», вы уже узнали: какие предложения называются односоставные, познакомились с их структурой, видами, научились определять их в предложении.

Сегодня на уроке-практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки по всему изученному материалу.

УЭ 1. Проверка творческого домашнего задания. (слайд 5 презентации )


  1. Зачитайте рассказ на свободную тему, в котором используются разные типы односоставных предложений. Назовите типы односоставных предложений.

Темы:

    1. «На уроке литературы»

    2. «Большая перемена»

    3. «Поход в театр»

УЭ 2. Актуализация знаний о типах односоставных предложений .
Входной контроль (слайды 6,7, 8 презентации )

  • Восстановите алгоритм “Как определить тип односоставного предложения”.

  • Самостоятельно проверьте, сверяясь с образцом в презентации урока.

  • Определите, какие цели нам удалось реализовать в модуле 1.


Самопроверка (слайд 9 презентации).

1. нет

2. нет

3. да

4. да

5. да

УЭ 3. Актуализация знаний о типах односоставных предложений .

  1. Прочитайте слова М.В.Ломоносова: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит». (слайд 10 презентации).

- О каком типе односоставных предложений идет речь?

  1. В определённо-личных предложениях главный член выражается глаголами 1-го – 2-го лица ед. или мн. числа наст./буд. времени или глаголами повелительного наклонения. Рассмотрим примеры таких предложений из стихотворений А.Фета и М.Лермонтова. (слайд 11 презентации).

1.Люблю грозу в начале мая.
(Ф.И. Тютчев)

2. Синие горы Кавказа, приветствую вас!

( М.Ю.Лермонтов )

3. Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной.

( М.Ю.Лермонтов )

  1. Прочитайте слова филолога А.Пешковского: (слайд 12 презентации).

«Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».

- О каком типе односоставных предложений идет речь?

  1. В неопредёленно-личных предложениях главный член (сказуемое)выражается глаголом 3-го л. мн.ч. наст./буд. времени или глаголом мн. ч. прош. времени. Рассмотрим примеры таких предложений из стихотворений В.Высоцкого и А.Пушкина. (слайд 13 презентации).




  1. На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

  1. Я не люблю,

Когда мне лезут в душу…

( В.Высоцкий)

3. Ведут ко мне коня.

4. Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

( А.Пушкин )

  1. Безличные предложения.

Безличные предложения разнообразны как по способу выражения главного члена, так и по смыслу (содержанию). Рассмотрим таблицу, изображённую на слайде. (слайд 14 презентации).

  • Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

  • Зачитайте примеры таких предложений.

  • Подчеркните сказуемые. ( Объяснение с комментарием.)

Рассмотрим примеры таких предложений из произведений К.Паустовского и С.Есенина. (слайд 15 презентации).

1. В саду пахло ночным холодом.

2. Гремело сразу со всех сторон.

(К.Паустовский )

3. Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны.

( С.Есенин )

УЭ 4. Практический блок 4. (слайд 16 презентации).

Самостоятельная работа.

1. Прочитайте монолог магистра и определите тип односоставного предложения, который он представляет. (слайд 17 презентации).

Монолог

1. Мое хобби – собирать сказуемые. Ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова-состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение безличных. Есть и уникальный экземпляр – слово нет.

2. Прочитайте диалог личных предложений и определите их тип. (слайд 18 презентации).

Диалог личных предложений.

1. Какая наглость считать себя лучше других! Мы, друзья, тоже яркие индивидуальности. Особенно я, ведь только у меня в отношении лица полная определённость. Никаких загадок. Это либо говорящий, либо собеседник, и всегда только кто-то один из них. Я точно знаю, о ком говорю.
Безличные предложения. (слайд 19 презентации).
I вариант

  1. В чем особенность безличного предложения?

  2. Укажите грамматические признаки глаголов-сказуемых в безличных предложениях.

  3. Найдите безличные предложения.

  4. Запишите номера ответов на листочках.




  1. Вечерело.

  2. Вокруг была глухомань.

  3. Хотелось выйти на воздух.

  4. Весь этот заповедный край скрывала глухая ночь.

  5. Лучше этого места нет.

  6. Звезды одиноко горели над соснами.

  7. Не спалось.

  8. Ночь погасила цвета.


II вариант (слайд 20 презентации).
Найдите безличные предложения, в которых простое глагольное сказуемое выражено неопределенной формой глагола.

    1. В саду не было запаха прелой травы.

    2. Звенеть росе в лугах!

    3. В ненастье и во время грозы клева не было.

    4. Грозы природе не избежать.

    5. Трудно было остаться дома в первый зимний день.

    6. Тебе не понять красоты этого сурового края.

    7. Начинало светать.

    8. Не осилить морозного чуда.

- Запишите номера ответов на листочках.
УЭ 5. Ответьте на проблемный вопрос.

Почему назывные предложения чаще всего употребляются в художественной литературе и публицистике?

Творческое задание для работы в парах (слайд 21 презентации).
При помощи согласованных и несогласованных определений распространите назывные предложения. Написать мини-сочинение.

Вечер. Стадион. Матч. Команды готовы к встрече.

(Выборочная проверка)

УЭ 6. Выходной контроль ( тест ) (слайд 22 презентации).

Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип, отметив номера предложений:

определенно-личные –

неопределенно-личные –

обобщенно-личные –

безличные –

1. Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел. 4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком. 6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз. 8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта. 15. Нахожу его круговращательным. 16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств. 17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота. 18. Мне не спиться. 19. Вспоминаю вчерашнее. 20. Да, из черного не сделаешь белое… 21. Но можно попытаться.

УЭ 7. Реализованы ли на уроке интегрирующая и комплексная дидактическая цели? (слайд 23 презентации).
Закончите фразы:

Я научилась (-ся)…

Я запомнила (-ил)…

Я рада (рад)…

Мне хочется сказать…

Теперь я …

ЭТАП ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

На уроке было интересно;

Было интересно, но не все;

Скучно, тоскливо.

Итог урока.

Домашнее задание ( дифференцированное). (слайд 24 презентации).

1. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «На уроке русского языка». Используйте о/п. Работая над сочинением, расскажите о своём самочувствии и настроении в начале и в конце урока русского языка. Порассуждайте, чем вызвано изменение настроения.

2. По картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце» составьте сочинение-миниатюру, используя односоставные предложения.

Приложение

Карта-модуль

Вариант Модуля для учащегося: «Практикум. Односоставные предложения»

Модуль: практикум «Эти нелёгкие односоставные предложения».


УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство

по усвоению

учебного

материала

УЭО


УЭ 1

Постановка целей урока.
Работая над темой «Односоставные предложения», вы уже узнали: какие предложения называются односоставные, познакомились с их структурой, видами, научились определять их в предложении.

Сегодня на уроке-практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки по всему изученному материалу. Поэтому цели урока таковы:

& обобщение и систематизация учебного материала, выделение наиболее общих

понятий и научных идей, вычленение связей между изученными явлениями, контроль-

ная проверка знаний;

& закрепление общеучебных умений и навыков: осмысление специфики одно - составных предложений;

  • усвоение классификации односоставных предложений; отработка умений находить односоставные предложения в тексте и определять их вид


Проверка творческого домашнего задания.

Зачитайте рассказ на свободную тему, в котором используются разные типы односоставных предложений. Назовите типы односоставных предложений.

Темы:

«На уроке литературы»

«Большая перемена»

«Поход в театр»



Обратитесь к таблице в учебнике.

стр.67

УЭ2


Актуализация знаний

Входной контроль

  • Восстановите алгоритм “Как определить тип односостав. предложения”.

  • Самостоятельно проверьте, сверяясь с образцом в презентации урока.

  • Определите, какие цели нам удалось реализовать в модуле 1.


Самопроверка (слайд 9 презентации).


1. нет

2. нет

3. да

4. да

5. да


Сверьте с образцом в презентации урока


УЭ 3. Актуализация знаний о типах односоставных предложений





1) Прочитайте слова М.В.Ломоносова на слайде 10.

- О каком типе односоставных предложений идет речь?

Рассмотрим примеры таких предложений из стихотворений А.Фета и М.Лермонтова. (слайд 11 презентации).

2) Прочитайте слова филолога А.Пешковского: (слайд 12 презентации).

«Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».

- О каком типе односоставных предложений идет речь?

3) Безличные предложения.

Безличные предложения разнообразны как по способу выражения главного члена, так и по смыслу (содержанию). Рассмотрим таблицу, изображённую на слайде. (слайд 14 презентации).

  • Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

  • Зачитайте примеры таких предложений.

  • Подчеркните сказуемые. ( Объяснение с комментарием.)

Рассмотрим примеры таких предложений из произведений К.Паустовского и С.Есенина. (слайд 15 презентации).



Обратитесь к слайдам 10, 11, 12,

13, 14, 15

Укажите тип предложения.

В чём его особенность?

Обратитесь к учебнику для полного ответа на поставленный вопрос


УЭ 4. Практический блок 4.


Самостоятельная работа.

1. Прочитайте монолог магистра и определите тип односоставного предложения, который он представляет. (слайд 17 презентации).

2. Прочитайте диалог личных предложений и определите их тип. (слайд 18 презентации).



Обратитесь к таблице в учебнике.

стр.67

УЭ 4. Практический блок 4.

Безличные предложения. (слайд 19 презентации).

I вариант

  1. В чем особенность безличного предложения?

  2. Укажите грамматические признаки глаголов-сказуемых в безличных предложениях.

  3. Найдите безличные предложения.

  4. Запишите номера ответов на листочках.

II вариант (слайд 20 презентации).

- Найдите безличные предложения, в которых простое глагольное сказуемое выражено неопределенной формой глагола.





УЭ 5. Ответьте на проблемный вопрос.

- Почему назывные предложения чаще всего употребляются в художественной литературе и публицистике?

При помощи согласованных и несогласованных определений распространите назывные предложения. Написать мини-сочинение.

Вечер. Стадион. Матч. Команды готовы к встрече.

(Выборочная проверка)



Творческое задание для работы в парах (слайд 21 презентации).

УЭ 6. Выходной контроль ( тест ) (слайд 22 презентации).


- Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип, отметив номера предложений:

определенно-личные –

неопределенно-личные –

обобщенно-личные –

безличные –



Выполняем на листочках



УЭ 7.


- Реализованы ли на уроке интегрирующая и комплексная дидактическая цели? (слайд 23 презентации).

Закончите фразы:

Я научилась (-ся)…

Я запомнила (-ил)…

Я рада (рад)…

Мне хочется сказать…

Теперь я …

ЭТАП ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

На уроке было интересно;

Было интересно, но не все;

Скучно, тоскливо.

Итог урока.

Домашнее задание ( дифференцированное)

1. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «На уроке русского языка». Используйте о/п. Работая над сочинением, расскажите о своём самочувствии и настроении в начале и в конце урока русского языка. Порассуждайте, чем вызвано изменение настроения.

2. По картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце» составьте сочинение-миниатюру, используя односоставные предложения.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Практикум. Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: «Односоставные предложения». Будем отличать односоставные предложения от двусоставных предложений...
«Практикум. Односоставные предложения» iconТема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В....
Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г
«Практикум. Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Односоставные и неполные предложения», формировать умения находить односоставные и неполные предложения, определять их роль в рекламных...
«Практикум. Односоставные предложения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
«Практикум. Односоставные предложения» iconУрок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения»
Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения», закрепить умение работать над рефератом, совершенствовать работу в группах,...
«Практикум. Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Назывные предложения». Урок объяснения нового материала (раздел «Односоставные предложения»11часов, назывные предложения-1...
«Практикум. Односоставные предложения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям
«Практикум. Односоставные предложения» iconУрок-проект по русскому языку по теме «Односоставные предложения»
Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка схемы односоставного предложения
«Практикум. Односоставные предложения» iconУрок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения....
Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской...
«Практикум. Односоставные предложения» iconИсследование по проблеме Роль о/л предложений в тексте; формировать...
Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений
«Практикум. Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование односоставных предложений обогащает речь, делает ее более живой и эмоциональной, а умение видеть односоставные предложения...
«Практикум. Односоставные предложения» iconОдносоставные предложения Обобщающий урок
Оборудование: таблица «Основные группы односоставных предложений», карточки (тест)
«Практикум. Односоставные предложения» iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Цели и задачи изучения темы
«Практикум. Односоставные предложения» iconУрок русского языка в 8классе. Тема: односоставные предложения
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Абатская средняя общеобразовательная школа №1
«Практикум. Односоставные предложения» iconТема: Односоставные предложения
Цель урока: познакомить учащихся с определенно – личным предложением – одним из видов односоставных предложений с главным членом...
«Практикум. Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения". Урок в 9-м классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск