Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры





Скачать 77.43 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры
Дата публикации14.03.2015
Размер77.43 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А.К.Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Пензенского института развития образования (Сборник «Программы элективных курсов для организации предпрофильной подготовки учащихся средней школы.» ,2005 г)

Программа данного элективного курса предназначена для расширения и углубления представления учащихся о профессиональной коммуникации, возможностях работы с текстами, обеспечивающими профессиональную деятельность в разных сферах (главным образом, текстами научного стиля речи), на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель программы - формирование рецептивных и продуктивных умений речевой деятельности в процессе работы со специальными текстами разных жанров.

Освоение программного материала предполагает систематизацию, расширение и углубление знаний учащихся в области стилистики научной речи, формирование понятия о специальном языке как языке профессиональной коммуникации. При этом основное внимание уделяется работе с текстами.

В результате освоения элективного курса учащиеся должны знать:

- понятие «специальный язык» и сферы его применения;

- особенности терминологических систем как основы профессионального языка;

- основные жанры научного стиля речи и их характерные признаки;

-основные нормы общения в профессиональной сфере.
Учащиеся должны уметь:

- использовать разные виды чтения в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи;

- передавать содержание текста в виде плана, тезисов, конспекта;

- анализировать языковые особенности предложенных текстов;

- создавать вторичные тексты разных жанров (аннотации, рефераты) на основе прочитанного;

- создавать собственные тексты разных жанров в научном стиле;

- оформлять высказывания в устной и письменной речи в соответствии с существующими нормами.

В учебном плане МОУ СОШ с. Кириллово на изучение курса отведено 34 часа (1 час в неделю)

Программа курса составлена в соответствии с принципами общей дидактики: научности (опирается на основные положения современной лингвистики), развивающего обучения (предполагает исследовательскую работу учащихся), воспитывающего обучения.

Занятия курса предполагают разнообразие ученической деятельности: исследование, подготовка и выступление с докладом, диспут, языковой тренинг.

Содержание курса

Тема 1.Коммуникативная культура и культура речи в сфере профессиональной деятельности.

Понятие о культуре речи: нормативный, коммуникативный и этический аспекты. Коммуникативные качества речи ( точность, логичность, правильность, богатство, выразительность, ясность, доступность) и их роль в профессиональной коммуникации. Норма коммуникативная целесообразность как факторы регуляции речевого поведения в профессиональной сфере.

Тема 2. Понятие о специальном языке как языке науки и профессиональной деятельности.

Функции и функциональные разновидности специального языка. Средства выражения специальных реалий, категорий, понятий. Термины и терминосистемы. Норма в терминологии. Профессиональные жаргоны. Терминологические словари.

Тема 3. Язык науки и научный стиль речи.

Специфика научной деятельности и описания ее результатов. Общие чертыязыка науки ( высокая информативность, точность, обобщенность и логичность выражения) и языковые особенности научного стиля речи. Использование языковых средств выразительности в научной речи.

Тема 4. Функционально-смысловые и жанровые разновидности научного стиля речи.

Специфика проявления функций научного стиля речи. Функциональные подстили ( собственно научный, научно-популярный, научно-учебный).

Смысловые разновидности научного стиля речи. Основные жанры научного стиля речи: монография, статья, диссертация, реферат, тезисы, доклад и т.д.

Тема 5. Композиция и структура научного текста.

Виды текстовой информации (основная, второстепенная, вспомогательная) и ее отражение в научном тексте. Роль введения, особенности развертывания темы, формулирование выводов, заключение. Абзац и сложное синтаксическое целое в структуре и композиции научного текста. Научное описание, сообщение-повествование, рассуждение.

Тема 6. Особенности чтения научного текста.

Чтение как вид речевой деятельности и его характеристики. Правила и приемы чтения научных текстов. Способы выделения информации. Библиографическое описание статьи, книги.

Тема 7. Основные виды информационной переработки научного текста.Выписки, их роль в подготовке будущего высказывания. Культура и этика цитирования. Правила приемы сжатия текстовой информации. Виды конспекта (монографический, тематический, реферат-конспект), правила конспектирования. План. Виды плана.

Тема 8. Вторичные тексты и особенности их создания (аннотация, реферат).

Назначение и структура аннотации. Виды рефератов (конспект, обзор, резюме) и их использование в научной и практической деятельности. Требования к содержанию реферата. Структура и язык реферата.

Тема 9. Формы представления научного знания в устной речи (доклад, выступление на научной конференции, дискуссия).

Особенности научной коммуникации. Общие правила подготовки информационных сообщений (обдумывание темы, ранжирование информации, работа над речевой формой выступления).Виды докладов и выступлений. Дискуссия, этика поведения

.

Тематическое планирование курса




урока

Тема занятия

Кол-во часов

1
2
3

4
5

6
7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Коммуникативные качества речи и их роль в профессиональной коммуникации.

Специальный язык. Средства выражения специальных реалий

Норма в терминологии. Терминологические словари.

Язык науки и языковые особенности научного стиля речи и средства ее выразительности.

Средства выразительности научной речи.

Функциональные и смысловые разновидности научного стиля речи

Основные жанры научного стиля речи.

Композиция и структура научного текста

Научное описание, сообщение-повествование, рассуждение.

Правила и рациональные приемы чтения научных текстов.

Выписки и их роль в подготовке будущего высказывания

Правила и приемы сжатия текстовой информации.Конспект.

Тезисы.

Виды плана.

Аннотация

Виды рефератов и их использование в науке и практике.

Устная публичная речь.

Виды докладов и выступлений

Дискуссия

Обобщение по теме « Коммуникативная культура и культура речи в профессиональной деятельности.»
Всего 34 часа

1
1
1

2
2

1
2

2

3

3

1

1

2

2

1

2

2

1

3

1




Литература

Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М.: Просвещение, 2000.

Голуб. И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2004.

Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Флинта: Наука, 1998.

Калмыкова И.Р. Методика подготовки учащихся к экзаменационному реферату //Русский язык: Прилож. к газете «Первое сентября». – 2000. – № 16 (232), апрель. – С. 2-4, 13.

Калмыкова И.Р. Школьный экзаменационный реферат как жанр //Русский язык: Прилож. к газете «Первое сентября». – 1999. – № 31 (199), август. – С. 1-2.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1993.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Норма, 2004.

Леонов С.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся при подготовке доклада на литературную тему //Научно-исследовательская деятельность школьников: Сборник статей и материалов. – Пенза: ИПКиПРО, 2001. – С. 65-78.

Московкина И.И. Школа рационального чтения: Основы чтения как вида речевой деятельности: Программа курса //Учебные программы курсов по выбору для организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы: Учебно-методическое пособие. – Пенза: ИПКиПРО, 2004. – С. 59-77.

Никитин В.В. Резервы нашего интеллекта: технология интенсивной подготовки к экзаменам. – М.: Сфера, 2002.

Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю.– М.: Педагогический поиск, 1994.

Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1989.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразов. учеб. заведений.– М.: Дрофа, 1996.

Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). – М.: АПКиПРО, 2000.

Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студентов вузов. – М: Академия, 2003.




Литература

Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М.: Просвещение, 2000.

Голуб. И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2004.

Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Флинта: Наука, 1998.

Калмыкова И.Р. Методика подготовки учащихся к экзаменационному реферату //Русский язык: Прилож. к газете «Первое сентября». – 2000. – № 16 (232), апрель. – С. 2-4, 13.

Калмыкова И.Р. Школьный экзаменационный реферат как жанр //Русский язык: Прилож. к газете «Первое сентября». – 1999. – № 31 (199), август. – С. 1-2.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1993.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Норма, 2004.

Леонов С.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся при подготовке доклада на литературную тему //Научно-исследовательская деятельность школьников: Сборник статей и материалов. – Пенза: ИПКиПРО, 2001. – С. 65-78.

Московкина И.И. Школа рационального чтения: Основы чтения как вида речевой деятельности: Программа курса //Учебные программы курсов по выбору для организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы: Учебно-методическое пособие. – Пенза: ИПКиПРО, 2004. – С. 59-77.

Никитин В.В. Резервы нашего интеллекта: технология интенсивной подготовки к экзаменам. – М.: Сфера, 2002.

Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю.– М.: Педагогический поиск, 1994.

Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1989.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразов. учеб. заведений.– М.: Дрофа, 1996.

Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). – М.: АПКиПРО, 2000.

Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студентов вузов. – М: Академия, 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconСписок трудов старшего преподавателя кафедры эпизоотологии и терапии,...
Применение электропунктурной рефлексотерапии при лечении собак с суставной патологией
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconВ результате изучения элективного курса ученик должен знать
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconРабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной...
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconРабочая программа элективного курса технология создания сайтов
Планирование составлено на основе Программы элективного курса «Технология создания сайтов» для общеобразовательных школ, рекомендованной...
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconРабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы»
Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд...
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconРабочая программа курса по выбору «деловой английский»
...
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconРабочая программа курса составлена на основе авторской программы...
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Львовой С. И «Уроки словесности», Программы элективных курсов по...
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconПояснительная записка
...
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconРабочая программа составлена на основе программы элективного курса...
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой...
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе...
Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconРабочая программа составлена Битнер И. А., кандидатом филологических...
Рабочая программа составлена Битнер И. А., кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английской филологии
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconРабочая программа элективный курс по истории
Программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» предназначена для изучения учащимися 9 классов и составлена...
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А. К. Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры  iconРабочая программа по элективному курсу
Составлена на основе программы профильного курса «Информатика x-xi» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск