Дети – читатели и исследователи чтения





Скачать 115.96 Kb.
НазваниеДети – читатели и исследователи чтения
Дата публикации19.03.2015
Размер115.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Дети – читатели и исследователи чтения/Г.Р. Мацько/Зал литературы на иностранных языках Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького. – Новосибирск, 2012.

Дети – читатели и исследователи чтения

Галина Романовна Мацько,

главный библиотекарь зала литературы на иностранных языках

Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького

(государственное бюджетное учреждение культуры Новосибирской области «Областная детская библиотека им. А. М. Горького»)
Не секрет, что чтение перестало быть главным из любимых занятий детей, в том числе и младших подростков. Отчасти оно стало деловым, т.е. чтением по необходимости, отчасти вытеснено другими формами досуга. Как вернуть утраченный интерес? Какое место должно занимать чтение в жизни современных детей? Эти проблемы исследуются педагогами, психологами, библиотековедами и т.д. Но можно попробовать превратить детей из пассивных не-читателей в творческих, активных исследователей. Мы, работники Новосибирской областной детской библиотеки, предложили школьникам 3-6-х классов принять участие в «журналистских расследованиях». Объект «расследования» - семейное чтение, итоги расследования излагаются участниками проекта в форме статьи для журнала. Два проекта – «Журналистское расследование «Машина времени» и «Моя домашняя библиотека» - уже завершены, и их результаты оказались достаточно интересными.

Межпредметные творческие проекты реализовывались в сотрудничестве с учителями начальных классов, русского языка и литературы, школьными библиотекарями. Цели и задачи проектов:

- формировать у детей представление о чтении, книгах, домашних библиотеках как семейной ценности, передающейся от поколения к поколению;

- стимулировать интерес к книгам, к чтению (проекты вызвали интерес даже у тех, кто, по собственному признанию, не любит читать, заставили детей пересмотреть своё отношение к этому занятию);

- развивать творческие способности детей, навыки литературного письма;

- развивать навыки исследовательской работы.

Проекты, по отзывам учителей, удачно дополнили учебно-воспитательную работу:

- ученики начальных классов занимаются исследовательской работой по разным школьным предметам, имеют соответствующие навыки, однако чтение и книги редко становятся объектом их исследований;

- под исследованием часто подразумевается изучение информации из книг, Интернета и т.д. Безусловно, это развивает навыки работы с опубликованными источниками информации. В то же время результатом работы редко становится «открытие», т.е. получение новой, никому не известной информации; скорее, это имитация исследования, что снижает мотивацию учащихся. Объект исследования в наших проектах у каждого участника был уникален и не изучен по определению;

- в ходе исследования участникам необходимо было расспрашивать своих родителей, других старших родственников об истории семьи. Такое общение тем более ценно для укрепления взаимопонимания между поколениями, что обычно взрослые интересуются делами детей, у детей встречный интерес проявляется реже.

Статья должна отвечать нескольким требованиям:

- содержать уникальную, эксклюзивную информацию;

- информация должна быть достоверной, правдивой, поэтому необходимо тщательно провести исследование. Приукрашивать его результаты нельзя!;

- это должна быть творческая работа, т.е. важно проявить изобретательность, фантазию, выдумку на всех этапах. Статьи, написанные разными людьми, просто не могут быть похожими, тем более одинаковыми;

- статья должна быть интересной читателям. А ещё понятной (какие-то моменты, которые кажутся очевидными автору, могут вызывать вопросы у людей, не знакомых с ним и его семьей);

- интересный материал достоин хорошего оформления. Можно иллюстрировать статью рисунками, фотографиями (собственными, а не из Интернета!).

Дополнительным стимулом для участия в проекте стала публикация лучших работ на сайте Новосибирской областной детской библиотеки www.maxlib.ru, на диске «Журналистское расследование «Машина времени», на страницах газеты «Вечерний Новосибирск».

«Журналистское расследование «Машина времени» проводилось в форме областного конкурса детского литературного творчества. В нём приняли участие 452 ребёнка 8 - 13 лет из 26 районов области, из городов Новосибирска, Бердска, наукограда Кольцово. В действительности число конкурсантов существенно больше, поскольку во многих районах и в отдельных учебных заведениях проводились предварительные конкурсы, в оргкомитет отправлялись лучшие работы. Участники конкурса должны были взять интервью у старших родственников или знакомых на тему «Что вы читали в детстве», точнее, в возрасте журналиста. (Правда, вспомнить себя в определённом возрасте оказалось очень сложной задачей, поэтому ответы респондентов, как правило, отражают их читательские предпочтения на протяжении всего детства – от 4 до 14 лет.)

Рассказать о своей любимой книге несложно, а вот чтобы узнать, что любили читать другие, нужно провести целое расследование, даже если «другие» - близкие люди. Многие журналисты до начала расследования не просто не знали, какими читателями были их родители, но никогда об этом даже не задумывались. Поэтому журналистам необходимо было провести настоящее исследование: продумать вопросы интервью, использовать разные способы получения информации (например, просмотреть домашнюю библиотеку, расспросить тех, кто знал героя интервью в детстве, изучить его читательский формуляр и т.д.), проверить и дополнить полученные сведения (респондент мог забыть или перепутать автора и название книги), проанализировать их и выразить личное отношение к проблеме. Наконец, автор статьи должен был придумать форму представления полученного материала. Журналисты могли воспользоваться помощью, – «Положение о конкурсе» содержало рекомендации, как подготовиться к интервью (выбрать подходящее время и обстановку, продумать вопросы), что включать в статью (кратко рассказать о «звезде» интервью и о себе, отобрать самые интересные ответы, помещать только «эксклюзивную» информация, а не перечисление прочитанных произведений, не аннотации к книгам и не литературоведческие рефераты).

Конечно, в силу возраста журналистов, каждая статья – это результат совместной работы детей и руководителей (родителей, учителей, библиотекарей и т.д.). Мы считаем, что в данном случае взрослые не выполняли работу за ребёнка, а занимались совместным творчеством, которое укрепляло взаимный интерес и уважение к читательским вкусам, ценностям между представителями разных поколений. К тому же сам формат интервью предполагает сотрудничество, от личности героя во многом зависит успех статьи.

Героями, «звёздами» интервью оказались не только родители, бабушки и дедушки, но и соседи, земляки (среди них и местные поэты, и ветераны войны). Стать героем интервью не только ответственно, но ещё и почётно. Поэтому с удовольствием отмечаем, что журналисты расспрашивали и библиотекарей, и учителей (даже директоров школ), и руководителей творческих кружков, что ещё раз подтверждает их авторитет, влияние на чтение детей. На наш взгляд, для учителей это стало своеобразным подарком к Году учителя. Кстати, библиотекарей (и детских, и школьных библиотек) некоторые конкурсанты выбирали в качестве руководителей своей работы, что свидетельствует об их авторитете у детей. Важно, что во всех работах чувствуется неподдельное уважение, любовь «журналистов» к своим «звёздам».

Конкурсное задание привлекло внимание детей к чтению, заставило взглянуть на хорошо знакомых взрослых людей с новой точки зрения – как на людей читающих. Похожи ли современные дети на своих старших родственников и знакомых? Одинаково ли их отношение к чтению? И взрослые, и дети сошлись во мнении, что сейчас все читают меньше, чем несколько десятилетий назад. Некоторые респонденты считают, что они сами и их ровесники много читали потому, что не было других развлечений и другого способа получения информации. (Кстати, многие дети убеждены, что ещё 20 лет назад не было ни детских кружков, ни спортивных секций, ни детских театров… Видимо, взрослые слишком редко рассказывают им о своём детстве). Поэтому современные дети, которым доступны Интернет и множество телепрограмм, просто обречены вырасти без книг. К счастью, сами журналисты настроены гораздо оптимистичнее и хотят (даже ставят целью) больше читать. То, что их старшие родственники много читали в детстве, вызывает у авторов работ уважение и гордость. Мы считаем, что это очень важный момент – воспитание без поучения, ведь никакие нотации, призывы читать больше не вызвали бы у детей таких эмоций. Некоторые дети представили, что прошло лет 20, и их собственные дети спрашивают: «А что ты читал в детстве?..». Конечно, каждому захочется в этой ситуации укрепить свой авторитет, выглядеть образованным, начитанным, интересным человеком. Готовиться ответить на этот вопрос надо уже сейчас.

Юные исследователи выяснили, что представителей старших поколений в детстве нередко ругали за то, что они… слишком много читают («портят зрение», «меньше помогают по хозяйству», «жгут керосин»). Поэтому самые находчивые читали по ночам – под одеялом, с фонариком (вот это всем журналистам показалось страшно интересным занятием, которое необходимо испытать на себе). Современных детей тоже ругают… за то, что они читают слишком мало. А ещё изменилась скорость чтения (или время, которое чтению уделяется?). Ещё старшие братья и сёстры в детстве могли прочитать захватывающий приключенческий роман (например, «Всадник без головы») за три дня. Журналистам это кажется невероятным. Современное детское чтение стало более «гламурным». Дети прошлых поколений гораздо меньше внимания обращали на яркие обложки и иллюстрации, наоборот, потрепанный, «зачитанный» вид книги они считали ее отличной рекомендацией.

О каких любимых в детстве книгах вспоминают «звёзды»? Нами составлен список этих произведений (209 авторов). По частоте упоминаний лидируют: «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, русские народные сказки, сказки и стихи А. С. Пушкина. Книгу Гайдара называют любимой даже те, кому сейчас меньше 30 лет и кто не успел побыть пионером. Вспоминая о книгах, посвящённых пионерам-героям, Великой Отечественной войне, респонденты иногда уточняли, что «существовала такая идеология. Нас заставляли читать книги о героях, о благородных, самоотверженных людях, любящих Родину. Нынешним детям это будет неинтересно». Видимо, всё-таки речь идёт об общечеловеческих ценностях, и литература о настоящих героях нужна всем поколениям. Кстати, у большинства самих «журналистов» возникло желание прочитать книги, которыми зачитывались в детстве их «звёзды». Многие книги из этого списка – настоящая классика детской литературы. Отдельные книги упоминаются по одному разу, некоторые, похоже, не найдёшь ни в одной библиотеке. Такова особенность читательского восприятия – на него, особенно в детском возрасте, влияет не только художественная ценность произведения, но и множество других факторов. (Некоторые респонденты забыли автора или точное название произведения, но помнят, как выглядела обложка, какие были иллюстрации, даже особый типографский запах книги). Поэтому получившийся перечень книг – это не рекомендательный список литературы «Лучшие книги для детей», а, скорее, «Любимые книги детей, которые уже стали взрослыми». На наш взгляд, исследовать, какие книги остаются в воспоминаниях, субъективных впечатлениях через десятилетия как часть детства, не менее важно и интересно, чем изучать объективную картину детского чтения.

Конкурс позволил взрослым вспомнить, что они были детьми (не всегда идеальными), задуматься, каким они хотели бы видеть чтение своих детей. Во многих случаях и взрослых, и детей объединяет очень прагматичный подход к чтению. «Звёзды» отмечают, что чтение книг помогло им стать коммуникабельными (легче общаться с людьми на различные темы), эрудированными, грамотными людьми. Чтение предстаёт как занятие очень полезное, но… довольно нудное (и это после рассказов о собственном чтении – чтении увлекательном, захватывающем, «запойном»!). Респонденты сожалеют, что дети читают недостаточно и не лучшие книги. Пожалуй, единственный способ привить любовь к книгам – это показать на личном примере, что читать надо не только по необходимости (как взрослые читают профессиональную литературу, а дети – книги по школьной программе), не забывать о классике (и не только в жанре детектива), а главное – читать с удовольствием. (Правда, есть ещё способ – запрещать детям читать. Обязательно подействует).

Вторая творческая работа была выполнена учащимися 3-4-х классов Экономического лицея г. Новосибирска. Перед участниками проекта была поставлена задача - рассказать о своей домашней библиотеке: как она создавалась, какие семейные реликвии хранит, сколько книг в библиотеке и каких (по видам изданий, темам и т.д.).

Информация для участников проекта была представлена в форме мультимедийной презентации и в печатном виде. Предлагаем вашему вниманию фрагменты этой инструкции.

«Когда вам требуется какая-либо книга, в какой библиотеке вы ее ищете? Конечно же, в той, которая ближе всего к вам. Догадались? Речь идёт о домашней библиотеке. Толковый словарь объясняет, что библиотека – это собрание книг. Домашняя библиотека собирается постепенно, часто случайно, но она может много рассказать о своём владельце. А вы хорошо знаете своё «собрание»? Знаете историю его создания, из каких книг оно состоит, сколько (приблизительно) изданий включает? Или, чтобы ответить на эти вопросы, сначала необходимо провести расследование?..

Ваша работа будет состоять из нескольких этапов:

  1. Сбор и анализ информации.

  2. Написание статьи.

  3. Оформление статьи.

Прежде всего, подумайте, что вы уже знаете о своей библиотеке? А что было бы интересно узнать вам и вашим читателям? И как можно получить эти сведения?

Ваша домашняя библиотека, скорее всего, состоит из трёх частей:

    • ваши личные книги (и те, что вы читали до школы, и нынешние). Большая часть, вероятно, издана в 21-м веке;

    • детские книги, принадлежавшие вашим родителям, старшим братьям и сёстрам и т.д. Возможно, с этими книгами вы не очень хорошо знакомы;

    • книги, принадлежащие взрослым. Чтобы изучить эту часть библиотеки, обязательно требуется и разрешение, и помощь взрослых.

Конечно, ваша статья будет посвящена главным образом детской домашней библиотеке. Чтобы было проще работать, составьте предварительный план исследования: Что я знаю? Что надо узнать? Как получить информацию?

Способы получения информации могут быть разными: просмотр книг, подсчёт (конечно, приблизительный), интервью у старших родственников. Какие-то сведения вы сможете вспомнить сами.

Вопросы (пункты исследования) вы придумаете самостоятельно. Но полученные ответы – это ещё не статья. Во-первых, вам надо проанализировать полученную информацию. Возможно, какие-то результаты стали для вас открытием. Например, вы считали себя поклонником фантастической литературы, а в вашей личной библиотеке она занимает скромное место. Наверняка этому есть объяснение, и написать об этом стоит.

А может быть, вы и не догадывались, насколько домашняя библиотека большая (или маленькая). Кстати, написать интересную статью можно и о небольшой библиотеке. Например, объяснить, почему дома мало книг (вы записаны в библиотеку, никто в семье не любит читать, другие варианты).

Во-вторых, факты и рассуждения вам надо изложить в форме статьи. Расскажите только о тех итогах исследования, которые вам кажутся наиболее интересными. Конечно же, подробно стоит рассказать об «особенных книгах»:

-книгах, которые считаются семейной реликвией (дороги именно для вашей семьи);

-книгах, которые дороги лично вам;

-самой старой книге по году издания (не по году написания!);

-книгах с дарственными надписями (кому? за что?);

-книгах с автографами авторов;

-самодельных, рукописных книгах, альбомах и т.д.

Но надо не пересказывать содержание этих книг, а рассказать историю их «жизни» в вашей библиотеке.

Также читателям интересно будет прочитать, какие открытия для себя вы сделали в ходе исследования, что узнали нового. Не забудьте написать, хорошо ли вы знаете, какие книги есть у вас дома. Например, если вы получили задание прочитать какое-либо произведение (или написать сообщение по теме), то вы начнёте поиск книги дома (или вам не придётся искать, потому что вы точно знаете, есть она у вас или нет; или вы вообще не вспомните про домашнюю библиотеку)? Изменилось ли что-то после «расследования»?

Что не надо включать в статью, так это список книг вашей библиотеки и пересказ их содержания.

Наверняка вы хороший рассказчик, поэтому вначале расскажите кому-нибудь свой материал (или представьте, что рассказываете), а потом записывайте и редактируйте. Готовую статью тоже полезно дать кому-нибудь прочитать: такая «независимая экспертиза» покажет, насколько интересна будет ваша работа для читателей».

Многие участники проекта отметили, что у них состоялось настоящее знакомство с собственной библиотекой. Те, кто не очень любит читать, с удивлением отметили, что даже не догадывались, какая у них дома большая и интересная библиотека. Почти каждый нашёл для себя книги, которые планирует прочитать в ближайшем будущем. С особой гордостью авторы рассказывали о книгах, которые покупали ещё их родителям, даже прабабушкам и прадедушкам (вообще, и книги XIX века, и 1956, и 1990 года издания, по мнению детей, объединяются словом «старинные»). Многие дети не просто выразили желание оставить своим потомкам личную библиотеку, но и задумались, какой же она будет.

Взрослые (организаторы, педагоги, родители) отмечают, что у юных исследователей возник интерес к истории своей семьи, к тому, как жили дети и взрослые в годы войны и более поздние времена. Оказалось, что их родные в детстве побеждали в разных творческих конкурсах, и лучшей наградой для них были книги, пусть даже тоненькие, неяркие (но они до сих пор хранятся в домашних библиотеках). Для некоторых детей стало открытием, что беседовать со своими бабушками и дедушками, расспрашивать их – это интересно. Разве не интересно узнать, с какими замечательными людьми им приходилось встречаться? (Многие вспомнили своих учителей, библиотекарей, а прабабушка одного журналиста переписывалась с А. Волковым – тем самым, знаменитым писателем.) А как увлекательно рыться в семейных архивах, разглядывать фотографии родных, сделанные десятилетия назад!.. И это не просто получение полезных навыков исследовательской работы, но и воспитание – человека, семьянина, гражданина.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дети – читатели и исследователи чтения iconИгра Что? Где?
На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения Н. Н. Носова
Дети – читатели и исследователи чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уважаемы читатели, обратите внимание на занимательную серию книг «Читают все». Эти книги хороши для громкого чтения всей семьёй!
Дети – читатели и исследователи чтения iconПраздник для первоклассников
«Дети—это … Кстати, ребята, вы хотите узнать, что значит «дети» для взрослых? Я приготовила несколько высказываний, которые нам прочитают...
Дети – читатели и исследователи чтения iconУрок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Е. Носова «Красное вино победы»
Победы. Война ушла в историю, но не ушла из истории. И мы, читатели, благодаря прекрасным произведениям Бориса Васильева, Василя...
Дети – читатели и исследователи чтения iconРабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой...
Дети – читатели и исследователи чтения iconА. М. Хромушина, учитель иностранных языков, моау впг средства обучения...
Обучение каждому виду чтения имеет свои особенности. Проблемой того, как должно быть организовано данное обучение и с помощью каких...
Дети – читатели и исследователи чтения iconОбзор профессиональной периодики за 2 квартал 2013 года Жизнь библиотечного...
Предлагаем вашему вниманию обзор периодической печати, поступившей в первой половине 2013 года в организационно-методический отдел...
Дети – читатели и исследователи чтения icon«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом»
«дети с нарушениями развития», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети...
Дети – читатели и исследователи чтения iconСодержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных...
Понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения
Дети – читатели и исследователи чтения iconЧитатели

Дети – читатели и исследователи чтения iconЗаседание ноу№1 отв. Нурмухамбетова С. Турганова Г. Научно-ученическая...
Организация и проведение спортивного праздника "Эстафета зелёного огонька" в рамках городской акции «Внимание,дети!»
Дети – читатели и исследователи чтения iconПрограмма коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий...
Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые...
Дети – читатели и исследователи чтения iconУважаемые читатели!
Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш
Дети – читатели и исследователи чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего...
Дети – читатели и исследователи чтения iconА. С. Пушкин "Уж небо осенью дышало ", Г. Скребицкий "Осень" Открытый...
Дети читают эпиграф на доске (слова М. М. Пришвина): "Мы любим и бережем нашу Родину, научимся же беречь нашу родную природу"
Дети – читатели и исследователи чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие навыка чтения в третьем классе предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения, увеличение скорости (беглое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск