Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс





Скачать 242.68 Kb.
НазваниеКомплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс
страница1/3
Дата публикации23.03.2015
Размер242.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Автор – Громов Иван Анатольевич
КОМПЛЕКТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ
ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

В конце I полугодия решил на своих 22 десятиклассниках провести небольшой эксперимент. Контрольную работу для них составил из двух частей: первая часть – наш родной, традиционный (теперь, кажется, уже никому не нужный) диктант, вторая часть – А1 – А30 из материалов для подготовки к ЕГЭ. Для диктанта подобрал хороший научно–популярный текст, насыщенный и орфограммами, и пунктограммами, и прочим лингвистическим богатством. Результат: пятерка – 1, четверок – 10, троек – 8, а также, увы, три двойки. За часть А: пятерок – 14, четверок – 6, троек – 2. Без двоек. И вот сижу, думаю: с чего бы это? (Кстати, на ГИА тогдашние 30 моих девятиклассников имели результаты такие: «5» – 5, «4» – 14, «3» – 11. После 9–го класса некоторые ребята ушли, другие добавились – из соседних основных школ). Подумав–подумав, пришел к печальным выводам. Сдать и ГИА, и ЕГЭ значительно легче, чем в тех формах, которые использовались на протяжении многих десятилетий. Подготовить детей к ответам на не самые сложные вопросы большого труда не составляет. (О путанице в формулировке заданий ЕГЭ нужно писать отдельную статью…) С одной стороны, это хорошо. Только кому на руку это облегчение? Я понимаю: когда изобретают стиральную машину–автомат, это и облегчение, и просто замечательно. А применительно к русскому языку? Вместо серьезной, кропотливой, творческой работы, щедро сдобренной научной подоплекой (взять хотя бы экзаменационные рефераты) – задания А и В, которые, как известно, сидели на трубе… + С из 150 слов… В общем, идем по наилегчайшему пути: дети рассуждать и писать не умеют – сократить объем сочинения или изложения, сформулировать правила, установить закономерности, сделать выводы не в состоянии – убрать их из экзамена… Ситуация с формами проведения экзамена с зеркальной точностью отражает ситуацию, сложившуюся во многих сферах жизни, например в электронных СМИ: к пустейшим сериалам приучили, к нецензурщине с экранов приучили, к постельным сценам приучили, все успешно ОДЕВАЮТ шляпы и куртки и при этом заключают дОговоры и постоянно звОнят по телефону… По принципу – «Чего изволите? Мы вам предоставим». Нет чтобы людей, и молодежь в первую очередь, поднять на ступеньку выше, показать благородные чувства, гармонию души и тела – нет, обилие хамства, грязи и вселенского бедлама. Назад, в пещеру. О важности школьного научного познания говорить уже не приходится. Доходит до абсурда. Задание А14: «В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?» Правильный ответ – цифра 3. Дети мои указывают именно этот вариант. Прошу двухметрового детину выйти к доске и пояснить свой ответ. Пишет: клеЮщий, строЮщий, спорЮщие. Смеялись все, а громче всех – сам Денис. Смех сквозь слезы…

Не так давно одна большая умница, лингвист, кпн, сотрудник Владимирского ИПКРО посоветовала мне познакомиться с новым учебником русского языка: «Рекомендую работать именно по нему, там очень хорошо просматривается система подготовки к ГИА и ЕГЭ». Открываю: «О Господи, уже до боли знакомые Укажите пример с ошибкой…» Спрашиваю: «А где наука–то?» Отвечает: «И.А., да кому сейчас наука нужна?» Немая сцена. Каково это было слышать моим ушам, облагороженным за последние полтора десятка лет научно–методическими идеями М.В.Панова?..

В юбилейном номере «Русского языка» Н.А.Борисенко с грустью констатирует, что « после введения ЕГЭ из старших классов ушел урок русского языка». От себя добавлю – больше того: из старших классов уходит сам учитель русского языка, а на смену ему является репетитор. Ибо приходится в буквальном смысле натаскивать ребят на егэвские задания, словно мы не с детьми работаем, а занимаемся дрессировкой: апорт, фас, фу, причастный оборот, деепричастный … Самое страшное – на экзамене не нужна красота научного исследования, любование лингвистическими закономерностями, проникновение в самое сердце русского слова. Сухость, бездушие, холодный расчет. Поневоле Чичикова вспомнишь. Да и вообще: к чему приучают задания ЕГЭ, основанные на трех неверных и только одном верном ответах? Если на уроке три раза написать жыл и только один раз жил, неизвестно, что останется в детской памяти. (Впрочем, проблема запоминания – это уже из области психологии. Интересно было бы услышать мнение психологов по поводу нынешней формы проведения экзамена).

Как не скатиться в эту бездушную пучину натаскивания? Наверное, у многих моих коллег есть свои рецепты и варианты выхода. Хочу поделиться своим. Иными словами, попытаться ответить на вопрос, как объединить в одном флаконе и лингвистику, и псевдолингвистику?
Задание А1
Это задание требует знания орфоэпических норм, и в первую очередь – постановки ударения. Многочисленные пособия рекомендуют просто запоминать произношение отдельных слов и словоформ, процитирую одно из них: «Прочитайте слова, в которых учащиеся! (выделено мною – И.Г.) часто допускают ошибки при постановке ударения и произношении отдельных гласных и согласных звуков. Постарайтесь их запомнить! (снова выделено мною». Способы подачи материала в этих пособиях разнообразны: и по алфавиту, и по частям речи, и общим списком. И все–таки предложенный способ видится нам не совсем надежным, так как для запоминания правильного варианта произношения слова нужно его именно произносить. Чтобы уши привыкали… Поэтому мы идем таким путем.


I. Вначале составляем таблицу. (Все данные фиксируются в специально заведенной тетради – «Подготовка к ЕГЭ»).


слово (словоформа)

способ запоминания

примеры речевых ситуаций

звонИт

по нач.ф.: звонИть

Завтра позвонИшь; не слышишь что ли, телефон звонИт…

обеспЕчение

нет никакого ПЕЧЕНЬЯ!

ОбеспЕчение продуктами питания школьных столовых ведется на должном уровне.

красИвее

по н.ф.: красИвый

Сегодня ты еще красИвее!

вручАт

по н.ф.: вручИть (ударение падает на последний слог)

ВручАт награды (помните мультфильм про пластилиновую ворону: «В подарок сразу врУчат, а может быть, вручАт»… Так что сделают с подарком?

включАт

см. предыдущую строку

Зайдешь, включИшь свет…

каталОг

из франц. языка (в нем, как известно, ударение падает всегда на последний слог)

Подписной индекс на газету «Русский язык» найдешь по каталОгу Роспечати.


И т.д. (У нас получился список из 200 слов и словоформ. По желанию, дети расширяют его, работая самостоятельно, – с использованием указанного ниже словаря, за неимением его в Интернет могут войти практически все).

Очень хорошее подспорье – «Словарь ударений русского языка» И.Л.Резниченко (Москва, АСТ – ПРЕСС, 2008).

Варианты работы с таблицей.

  • Работа в парах. Прочитать по очереди каждую строку вслух соседу по парте. (Немножко шумно, но этот шум рабочий и вполне управляем.)

  • Каждому учащемуся необходимо по указанной строке составить как можно больше своих примеров и прочитать их вслух (варианты: учителю, соседу по парте, родителям…).

Образец примеров со словоформой звонИт и производных от нее.

1) По ком звонИт колокол?

2) ЗвонИшь тебе, звонИшь, а ты трубку не берешь.

3) Извини, но давай завтра созвонИмся, у меня сейчас времени нет.

4) Телефон звонИт, а никто не подходит…

5) Да завтра он мне опять позвонИт!

6) А завтра ты мне позвонИшь?

7) Почему ты мне не звонИшь?

8) ЗвонЯт, откройте дверь.

9) А давай Денису позвонИм!

10) Опять будильник так рано звонИт, переведи стрелку!..
II. Прочитайте вслух данные предложения.

  • Экспертная комиссия приступила к рассмотрению представленных материалов.

  • Мама, завяжи мне, пожалуйста, банты еще красивее.

  • Извините, но мы не сможем вас принять на работу: в бухгалтерах мы на сегодняшний день не нуждаемся.

  • Не нужно вечером ходить одной по пустынному кварталу!

  • В связи с непогодой все аэропорты столицы закрыты.

  • Вам необходимо пройти курс лечения в диспансере.

  • Социальный педагог обратился с ходатайством в комиссию по делам несовершеннолетних.

  • В отчете за второй квартал было много неточностей.

  • На курсах повышения квалификации учителя с большим вниманием слушали всех лекторов.

  • На региональный слет съехались гармонисты со всех местностей области.

  • Мусоропровод третий день не работает.

  • Некролог о Пушкине начинался словами «Солнце русской поэзии закатилось!»

  • Необходимо облегчить выпускникам подготовку к ЕГЭ.

  • Непросто работать с избалованными детьми.

  • В скольких метрах находится этот дом: в 100 или в 200?

  • Склады были забиты до отказа.

  • Э–э, да ты читаешь по складам!

  • Закупорив банки с огурцами, мы отнесли их в подвал.

  • Мною взято из кассы 317 рублей 44 копейки.

  • Деньги взяты для проведения банкета.

  • Сумма взята для немедленного расходования.

  • Отвечая у доски, время от времени приходится смотреть на доску.

(Количество примеров можно уменьшить или увеличить, у нас оно зависит от числа учащихся – по одному «на брата»).
III. Распределите слова и словоформы на три группы: с ударением на 1–м слоге, на 2–м и на 3–м. Не забывайте произносить их вслух!

Начать, начал, начало (смеркаться), начали, начала, начавший, начатый, начата, начато, начаты, начав, изжил, изжила, изжило, изжили, изжитый, изжит, изжита, изжито, изжиты, сняла, сняло, сняли, снятый, снята, снято, сняты.

  • Попытайтесь установить закономерность в произношении приведенных глагольных форм. Приведите свои примеры, подтверждающие установленную закономерность.


IV. Расставьте ударение в словоформах прилагательных, постарайтесь установить закономерности в их произношении (учтите, что в произношении отдельных словоформ возможна двойная постановка ударения! Определите, в каких).

Ловка, ловко, ловки, скупа, скупо, скупы, ценна, ценно, ценны, мила, мило, милы, голоден, голодна, голодно, голодны, гола (от голый), голо, голы, гибка, (дерево) гибко, гибки.

  • С приведенными словоформами составьте не менее 10 предложений, прочитайте свои записи соседу по парте.


V. Четвертое лишнее!

1) ИсчЕрпав, нАверх, цЕнтнер, харАктерный (образ).

2) ВЕроисповЕдание, вЕчеря, (поступки) мерзкИ, дЫшащий.

3) БронЯ (у танка), бронЯ (на билет), включенО, вреднЫ.

4) ГастронОмия, дОроги (эти фотографии), зАвидный, задОлго.

5) Скучный, пустячный, коричневый, нарочно.

6) ПризЫв, фОрзац, феерИя, кремЕнь.

7) НачАть, нАчал, нАчала, нАчаты.

8) ПрИняв, прИбыл, созЫв, освЕдомиться.

9) ОдарИшь, одАрят, одаренА, одаренЫ.

10) ТОрты, дозИровать, клЕить, шОфер.

  • С «лишними» словами составьте предложения, озвучьте их.


VI. Контрольная карточка (выдается каждому учащемуся при проведении зачетной работы, контрольного среза и т.д.).

Перед вами список из 29 слов и словоформ. Их нужно разместить в трех «волшебных квадратах»: с ударением на первом слоге в первом, на втором слоге – во втором, на третьем – в третьем. Какие словоформы оказались «лишними»?
Слова и словоформы
Столяр, свекла, возрастов, волну, обделят, косящий (траву), пиала, акрополь, слепень, расценены, рефлексия, дотемна, ценны, чутки, (о) лосе, митинговый, квашение, исповедание, инженеров, жалюзи, девица, приглушишь, заторможено, заманят, булава, брался (за любое дело), бармен, багровеешь, бледно.

КВАДРАТ №1































КВАДРАТ № 2






























КВАДРАТ №3






























Ключ

Квадрат № 1: свЕкла, вОзрастов, цЕнны, чУтки, (о) лОсе, квАшение, брАлся, бАрмен, блЕдно.

Квадрат № 2: столЯр, волнУ, обдЕлят, косЯщий, акрОполь, слепЕнь, рефлЕксия, девИца, замАнят.

Квадрат № 3: пиалА, дотемнА, митингОвый, исповЕдание, инженЕров, жалюзИ, приглушИшь, булавА, багровЕешь.

«Лишние» словоформы: расцененЫ, заторможенО.

Эту контрольную карточку предложил детям на уроке. Результат оказался плачевным. Затем дал ее в качестве домашнего задания, чтобы посоветовались с близкими, обратились к словарям, заглянули в Интернет…Ведь в данном случае важен не контроль, а формирование устойчивых орфоэпических навыков. После вдумчивой домашней работы с произношением разобрались, а на уроке еще раз потренировались в постановке ударения. Согласитесь, не везде оно достаточно прозрачное…
Комментарий для коллег
Предложенный комплект заданий рассчитан далеко не на один урок (как и последующие комплекты). Их нужно использовать «порциями», как любил говорить М.В.Панов. Сегодня поработаем с таблицей + домашнее задание по ней, недели через две поиграем в четвертое «лишнее» и т.д. Главное, чтобы трудные случаи орфоэпии систематически были на слуху у детей. И тогда, может быть (как хочется в это верить!), сегодня парень девушке позвонИт, и созвонЯтся они и завтра, и зазвонЯт в их честь колокола… К всеобщей учительской радости.
Задание А2
На мой взгляд, это задание не относится к числу очень сложных. Есть (что бы ни говорили мы про своих учеников!) языковая интуиция, языковое чутье. И, наверное, ну очень неразвитый человек не сможет отличить сытный новогодний ужин от сытого кота Бориса. Есть, разумеется, и достаточно непрозрачные речевые ситуации, связанные с представить и предоставить, жизненным и житейским… Но школа не может научить на всю жизнь (не зря говорят Век живи – век учись). Как писал С.Л.Соловейчик, школа – начало жизни. И жизнь не раз подскажет, где дело житейское, а где жизненный опыт… Как показывает практика, дети без особого труда выбирают необходимый пароним, и поэтому перейдем к заданию
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconСистема подготовки к егэ по литературе
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В конце первого полугодия это, как правило, повторение изученной темы, а в конце года подведение итогов целого курса. В разных классах...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconИнновационные функции профессорско-преподавательского состава Еще...
Темы и задания, вызвавшие затруднения при выполнении экзаменационной работы. Примеры заданий, вызвавших затруднения при ответе на...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconСписок литературы и электронных ресурсов для подготовки к егэ по английскому языку
Вербицкая, М. В., Махмурян, К. С., Симкин В. Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с...
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconГбоу спо со «Камышловский педагогический колледж» мс исо 9001: 2011
Егэ, типовые конструкции тестовых заданий; вопросы, вызывающие наибольшую сложность. Содержание диска соответствует государственному...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconРеферат по теме: «Методика подготовки учащихся к выполнению части а в егэ»
Методический принцип повторения и обобщения материала при подготовке учащихся к выполнению заданий части а в егэ
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconТесты по курсу «Обществознание» 10-11 классы Подготовка к егэ
Введен Единый государственный экзамен, также предполагающий использование тестовых заданий. Предлагаемое издание имеет своей задачей...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconРоль тестовой подготовки в процессе преподавания истории
Учитывая то, что егэ стало обязательным, данным вопросом следует заниматься систематически и целенаправленно. Появились исследования...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный институт педагогических измерений (фипи). Особенно обратите внимание на раздел «Открытый сегмент фбтз» – это система...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconЛитература Перед записью темы урока по внеклассному чтению ставится пометка «Вн чт.»
Записи в журнале для надомного обучения в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) подписывают родители (законные представители)...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconОсновные сведения о егэ
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Егэ и гиа касается меня непосредственно. Я самым лучшим образом отношусь к этой, уже не новой системе сдачи экзаменов. Как я убедилась...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconЕдиный государственный экзамен (егэ)
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Комплекты заданий для подготовки к егэ в конце I полугодия решил на своих 22 десятикласс iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению контрольных работ...
«процессуальные особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск