Скачать 89.89 Kb.
|
Роль проектной деятельности на уроках татарского языка и литературы Л.М. Исмагилова, учитель татарского языка и литературы МБОУ «Бизякинская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района РТ. Повышение интереса ребёнка к предмету является большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятся. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытившаяся фраза: "Надо читать!" Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения. Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету? Я нашла для себя путь решения этой проблемы – это проектно- исследовательская деятельность. Причём я использую этот метод в любом классе. Хочу отметить, что проектно- исследовательская работа оправдывается на все 100%. Все ученики, даже те, кого я называю "слабыми", с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов иногда (по своей инициативе) принимают участие и родители, что, по моему мнению, является очень хорошим воспитательным моментом. Считаю, что проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним – подростком – сила интереса, старшим – сила цели. С каким энтузиазмом школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели. Действительно, возможно ли сохранить энтузиазм, интерес, желание у всех идти по этому пути дальше, когда путники такие разные? Да и разве естественно это – всем идти одним путём? Поэтому наметился поворот к личностно ориентированной парадигме, которая наиболее предпочтительна в современных условиях. Достичь их формирования при традиционных подходах к построению процесса образования, когда ведущей деятельностью ученика является восприятие и репродукция большого объёма информации, сложно и возможно только частично. Из этого противоречия возникает проблема поиска средств и методов формирования у учащихся необходимых компетенций. Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитее критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках татарского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся. При использовании данного проекта стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого ученика. Подготовку и защиту проекта провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов. Опыт работы позволяет сделать следующий вывод: на уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складывается в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории татарской литературы в её движении и развитии. Известно, что задача изучения литературы в старших классах – это обогащение читательского, нравственного опыта учащихся, формирование научных основ анализа художественных произведений, развитие художественного вкуса и эстетических потребностей. Курс литературы, включающий в себя монографические и обзорные темы, строится на историко-хронологической основе с попыткой представить литературное развитие, смену литературных направлений как процесс. Как планирую свою деятельность и деятельность учащихся? Провожу это в несколько этапов: 1. Сама продумываю тему проекта. ( Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Уточняю время проведения. В работе использую литературные и Интернет - источники). 2. Формулирую основополагающий и проблемный вопросы. 3. Формулирую дидактические цели проекта и его методические задачи. 5. Учащиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) исследований. 6. Учащиеся выдвигают гипотезы решения данных проблем. 7. Определение названия проекта. 8. Формирование групп и обсуждение плана работы. 9. Обсуждение со школьниками возможных источников информации. 10. Самостоятельная работа учащихся. 11. Подготовка учащимися презентации. (Форма презентации может быть любая: доклад, выпуск бюллетеня, буклет, мультимедийная презентация и т.д.) 12. Защита проекта и оценивание результатов школьниками и учителем. При работе над проектной деятельностью учащихся я использую следующий алгоритм деятельности учителя и учащихся в разработке проектов.
Критерии оценивания работ учащихся 1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. 2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; 3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; 4. Степень осмысления использованной информации; 5. Уровень сложности и степень владения использованными методиками; 6. Оригинальность идеи, способа решения проблемы; 7. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; 8. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; 9. Владение рефлексией; 10. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 11. Социальное и прикладное значение полученных результатов. Готовясь к уроку, задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своим предметом, новым материалом, как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их самостоятельную и творческую деятельность, какой метод лучше использовать для этого. На уроках татарского языка и литературы учу детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивая умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на моих уроках позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний обучаемых. Из вышесказанного видно, что использование метода проектов на уроках даёт положительные результаты.. Основная трудность в организации этой деятельности – перегрузка учащихся. Исследовательская работа над проектом – объёмная, кропотливая, особенно, если это – поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но всё-таки стараюсь избегать больших временных затрат. Активно использую творческие, итоговые формы, исследовательскую деятельность, связанную с размышлениями ребят над проблемой, постановкой экспериментов, участием в оформлении школы, кабинетов. Большую помощь в работе над проектами оказывают ресурсы Интернета. При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Это позволяет учащимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникационных технологий. Вывод В данной работе, исходя из цели, рассмотрели, как влияет проектная деятельность на качество образования. Для этого была изучена теория и практика осуществления проектной деятельности в образовательном процессе. Из вышесказанного видим, что обращение к проектной методике в образовательном процессе позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала. Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, с развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы. Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении татарского языка и литературы, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе. Список литературы. 1. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. Издательство «Учитель». – 2009. 2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М. - 2008. 3. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. / Под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение. - 2010. 4. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2006. |
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы | Экологическое воспитание на уроках татарского языка и литературы Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | ||
Регламент работы съезда 10 августа 2014 года с 12. 00 Регистрация... Регистрация участников VI всероссийского съезда учителей татарского языка и литературы | Проектная деятельность на уроках географии. 3-5 Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением икт в проектной деятельности. Внедряя в педагогическую практику технологию... | ||
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Функционирует этнографический музей «Светелка». Учебные кабинеты начальных классов, русского языка и литературы, татарского языка... | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | ||
На уроках литературы Технология проектной деятельности давно известна педагогике. Метод проектов разработан еще в 20 – е годы прошлого века американским... | Расписание открытых мероприятий по теме «Роль и место проектной деятельности... «Роль и место проектной деятельности учащихся в образовательном пространстве школы» | ||
На уроках русского языка и литературы Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы | Мбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы | ||
«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках родного языка и литературы» | Статья на тему «Использование проектной деятельности учащихся на уроках английского языка» Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме | ||
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник «Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы | Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б |