Скачать 242.41 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Литературный институт имени А.М. Горького» УТВЕРЖДАЮПроректор по учебной работе______________ М.Ю. СТОЯНОВСКИЙ«_____» ___________2014 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РИТОРИКА по специальности: 071101.65 «Литературное творчество» Факультет очный, заочный Кафедра русского языка и стилистики Квалификация (степень) выпускника литературный работник Москва — 2014 Разработчики: Профессор каф. русского языка и стилистики, доктор педагогических наук, профессор _______________ Михальская А.К Рецензенты: Зав. кафедры русского языка и стилистики, доктор филологических наук, профессор ______________ Камчатнов А.М. Профессор каф. русского языка и стилистики, доктор филологических наук, профессор ______________ Скворцов Л.И. Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры Литературного мастерства ______201_г., протокол № . Зав. кафедрой ________________ /А.М.Камчатнов/ Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом института (дата) __________________ 201__ г., протокол № Председатель ______________ /_____________/
1. Цели и задачи дисциплины: цель дисциплины «Риторика» заключается в ознакомлении студентов с теоретическим наследием риторической классики - основными категориями и моделями, включенными в основу современных стилистики, поэтики, герменевтики, культуры речи, лексикологии, теории коммуникации, логики, психолингвистики, а также с основными этапами развития красноречия, начиная с античного периода и завершая ХХ в. Задачи: показать историю становления категориальной системы современных научных дисциплин, изучающих употребление языка; познакомить с основами публичного выступления; раскрыть истоки русского риторического идеала и особенностей отечественного красноречия. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Учебная дисциплина относится к профессиональному циклу. Для изучения данной дисциплины необходимы знания античной литературы и всеобщей истории, современного русского языка, начальные знания латинского или (и) греческого языка, истории русского литературного языка, теоретической стилистики; умения стилистического анализа текста, лексико-семантического анализа, устная и письменная речевая компетенция, соответствующая уровню студента старшего курса гуманитарного (филологического) вуза. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владением культурой мышления, способность к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умение анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-6); способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-7); способностью ориентироваться в базовых положениях филологической теории, применять их с учетом особенностей современного развития науки, владением методами оценки научных исследований, интеллектуального труда (ПК-1); способностью и готовностью изучать и использовать язык как материал словесности (ПК-3.1); способностью и готовностью изучать и использовать язык как материал в современном состоянии (ПК-3.3); способностью и готовностью вести корректную дискуссию в печати и в устных выступлениях (ПК-10); готовностью изучать классические филологические труды отечественных и зарубежных ученых (ПК-27); способностью и готовностью к осуществлению педагогической, воспитательной и образовательной деятельности в образовательных учреждениях и сферах публичной и частной жизни (ПК-36); способностью и готовностью к внедрению в преподавание новейших достижений в области содержания и методики обучения словесности и языку как материалу словесности, методик, относящихся к творческому процессу (ПК-37). 4. Требования к усвоению содержания курса В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные модели речевого воздействия, типологию речи, представлять себе сущность важнейших обобщений классической античной риторики и содержание ее главных разделов в последовательности античного риторического канона, понимать истоки русского публичного красноречия и его специфику. Уметь: использовать в собственном тексте, а также находить и определять в любом тексте наиболее типичные приемы, используемые в целях воздействия на аудиторию Владеть: основными риторическими стратегиями, тактиками и приемами создания влиятельных высказываний. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум
7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика курсовых работ _______________________________ _____________________________________________________________________________ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Виноградов В.В. Поэтика и риторика. – В кн.: О художественной прозе. – В.В.Виноградов. Избранные труды. О языке художественной прозы. М., 1980.
б) дополнительная литература 1. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности. – В кн.: Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. 2. Аверинцев С.С. Проблема индивидуальности стиля в античной и византийской риторической теории. – В кн.: Литература и искусство в ситсеме культуры. М., 1988. 3. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., «Academia», 1998. 4. Аннушкин В.И. Эволюция предмета риторики в истории русской филологии (Х1- середина Х1Х веков). \\ Автореф. дисс. на соискание ученой степени д.ф.н. М., МГУ, 1997. 5. Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика.\\Отв.ред. М.Л.Гаспаров. М.-Л., 1991. 6. Античные риторики \ Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1978. 7. Бахтин М.М. Лекции по зарубежной литературе. Саранск, 1999. 8. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991. 9. Безменова Н.А. Речевое воздействие как риторическая проблема. –В кн.: Проблемы эффективности речевой коммуникации. М., 1989. 10. Бережная Т.М. Современная американская риторика как теория и практика манипулирования общественным мнением. АКД. М., 1986. 11. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984. 12. Василенко Т.В. Терминология русских риторики ХУ111 – начала Х1Х в. Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.ф.н. М., Поморский ГУ, 1998. 13. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. 14. Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001. 15. Евстафьев В.А. СМИ в системе массовых коммуникаций в России \\ Автореф….докт. филол.н. М., МГУ, 2001. 16. Елеонская А.С. Русская ораторская проза в литературном процессе ХУ11 в. М., 1990. 17. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Спб., 2000. 18. Иванова Ю.В. Поэтика «Исповеди» Аврелия Августина в контексте христианской литературы 1У века. \\ Автореф. дисс... к.ф.н. М., МПГУ, 2000. 19. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. М., 1994. 20. Кибардин Н.П. Система педагогики блаженного Августина. М., 1966. 21. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. М., МГУ, 2002. 22. Кочеткова Н.Д. Радищев и проблема красноречия в теории ХУ111 в. - В кн.: А.Н.Радищев и литература его времени. Л., 1977. Т. 12. 23. Красноречие Древней Руси (Х1-ХУ11 в.). Сост. Т.В.Черторицкая. М., 1987. 24. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. М., 1998. 25. Купина Н.А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. Екатеринбург-Пермь, 1995. 26. Курбатов Г.Л. Риторика. – В кн.: Культура Византии. Т.1. М., 1984. 27. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. 28. Мартынова О.Ф. Топика и аргументация на уроках риторики в старших классах средней школы. Автореф. дисс...к.п.н. М., МПГУ, 2002. 29. Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного красноречия. М., 1981. 30. Михальская А.К. Педагогическая риторика: История и теория. М., “Academia”, 1998. 31. Михальская А.К. Полевая структура политического дискурса\\ Журналистика в 1999 г.: Тез. науч.-практ. конф. Ч.V. М., МГУ, 2000. 32. Михальская А.К. Риторические стратегии и тактики публичного дискурса. Программа курса. – «Преподаватель», 2001, №1. 33. Михальская А.К.Межличностная коммуникация и речевое поведение в диаде. Программа курса. – Там же. 34. Михальская А.К. Риторика и этология. – В сб.: Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Материалы Первой всероссийской конференции по риторике. Москва 1997. 28-30 января. М., «Добросвет», 1998. 34. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 1999. 35. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. – Сб. научно-аналитических обзоров. М., 1987. 36. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – 3-е изд. М.. 1989. 37. Общая риторика \Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М. и др. Общ.ред. и вступл. Авеличева А.К. М., 1986. 38. Ораторы Греции: Пер. с древнегреч. \Сост. и науч. подг. текстов М.Л.Гаспарова. М., 1985. 39. Радченко В.Н. Американская наука об ораторском искусстве в ХХ в. АКД. М., 1987. 40. Реснянская Л.Л. Двусторонняя коммуникация: Методика организации общественного диалога. М.. 2001. 41. Риторика и стиль \ Под ред. Ю.В.Рождественского. М., 1984. 42. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., «Добросвет», 1999. 43. Русская риторика. Хрестоматия. \Под ред. Л.К.Граудиной. М., «Просвещение», 1996. 44. Сергеич П. Искусство речи на суде. Любое издание. 45. Сопер Поль. Основы искусства речи. М., «Прогресс», 1992. 46. Сиротинина О.Б. Разговорные типы речевой культуры и хорошая речь\\ Хорошая речь. Саратов, 2001. 47. Стратий Я.М., Литвинов В.Д., Андрушко В.А. Описание курсов философии и риторики Киево-Могилянской академии. Киев, 1982. 48. Тамзина А.Т. Стилистический анализ американской ораторской прозы. АКД. М., 1988. 49. Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989. Источники
в) программное обеспечение ___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________ ____________________________________________________________________________ (Указывается: автор(ы), наименование, год и место издания, а также электронные издания. Основная учебная литература предполагает издания за последние 10 лет; для учебных дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет) 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: стандартно оборудованные аудитории для проведения семинарских занятий. Дополнительно: видеопроектор, DVD- плеер, экран настенный и др. видео- и аудио оборудование. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: В процессе изучения дисциплины для тем, требующих выработки практических умений и навыков, используется разработанная автором технология лекций-тренингов. В заключение курса рекомендуется написание студентами зачетной работы в соответствии с традиционным каноном убеждающего рассуждения - классической восьмичастной хрии на выбранную тему в объеме до 4-5 с. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Культура и искусство», специальностям 070301 «Актерское искусство», 070501 «Режиссура», 071101 «Литературное творчество», 074301«Продюсерство»... | Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний»... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Призовое место ... | Рабочая программа дисциплины Для студентов специальности 030501. 65- «Юриспруденция» Риторика [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. 46 с | ||
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 07 Ботаника Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины од. 01. 06 Физическая культура... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Рабочая программа дисциплины Риторика и гомилетика Направление 033400 «Теология» Дисциплина является базовой дисциплиной профессионального цикла, частью модуля «Практическая теология конфессии». Для освоения дисциплины... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Генетика человека с основами медицинской генетики является частью основной профессиональной... | Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальности... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности 050141 Физическая культура |