Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности»





Скачать 311.58 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности»
страница1/3
Дата публикации15.04.2015
Размер311.58 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Котовчихина

Замолоцких Е.Г.

Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 1 сентября 2012 г.













Учебно-методический комплекс
по модулю История русской словесности

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ»

Направления:

Специальное (дефектологическое) образование
Дизайн
Лингвистика
Туризм
Журналистика
Педагогическое образование
Вокальное искусство
Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
Психолого-педагогическое образование
Менеджмент
Организация работы с молодежью
Психология
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Прикладная информатика
Управление в технических системах
Экология и природопользование
Биология
Политология
Государственное и муниципальное управление
Юриспруденция
Кафедра русской и зарубежной литературы
Составитель: канд. филол. наук, доцент Журавлева Т.Ю.

Москва-2012

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

Н.Д. Котовчихина


Решение заседания кафедры

Протокол № 1

«1» сентября 2012г.


  1. Программа модуля «История русской словесности»

Направления:

Специальное (дефектологическое) образование
Дизайн
Лингвистика
Туризм
Журналистика
Педагогическое образование
Вокальное искусство
Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
Психолого-педагогическое образование
Менеджмент
Организация работы с молодежью
Психология
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Прикладная информатика
Управление в технических системах
Экология и природопользование
Биология
Политология
Государственное и муниципальное управление
Юриспруденция
Кафедра русской и зарубежной литературы

Составитель: канд. филол. наук, доцент Журавлева Т.Ю.

Москва-2012
1. Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса
Цель дисциплины состоит в том, чтобы сформировать потребность и любовь к чтению произведений русской классической и современной литературы, развивать навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом, развивать у студентов умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью, способствовать развитию эстетического вкуса.

Задачи дисциплины:

– формировать представление о русской словесности как о социокультурном феномене, занимающем особое место в развитии нации и человечества;

- формировать представление о чтении как виде творческой деятельности и о процессе, в котором взаимодействуют эмоционально-зрительные и мыслительные операции, определяющие качество чтения, и навык критического осмысления при восприятии и интерпретации текстов разного типа;

- соотнести процесс обучения с нахождением оптимальных способов выработки навыков общения студентов с художественными произведениями разных видов и жанров для создания художественной картины мира;

– сформировать готовность и способность студентов воспринимать и понимать искусство (способность быть читателем, зрителем, слушателем) и

к самостоятельному постижению явлений художественной культуры;

– использовать активные формы обучения как основу решения проблемы мотивации студентов к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности;

– сделать главным в процессе обучения непосредственный контакт студентов с произведениями искусства;

- помочь освоить формы и способы организации самостоятельной работы (исследование предложенных проблем, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание эссе, рецензий на самостоятельно прочитанные произведения, рлжготовка и защита творческого проекта)

Ожидаемые результаты:

В процессе изучения дисциплины студент должен

Знать

- основные пути, идеи, проблемы интерпретации русской классики в живописи, музыке, кино;

- особенности «языка» живописи, музыки, кино как средства творческого прочтения русской классической литературы;

- примеры оригинальных подходов к интерпретации русской классики в живописи, музыке, кино

Уметь:

- самостоятельно формулировать собственное мнение о явлениях художественной культуры
- выбирать адекватный литературоведческий инструментарий для оценки литературного произведения

- устанавливать связи интерпретируемого другими видами искусства (живопись, музыка, кино) произведения русской классики с исторической эпохой, стилем, языком «интерпретатора»

- сформировать и выразить личное отношение к фактам творческой интерпретации русской классики в живописи, музыке, кино

- выявлять нравственные и эстетические ценности интерпретации русской классики в живописи, музыке, кино

Иметь представление

- О специфике развития, проблематике и поэтике классической и современной русской литературы

Владеть навыками

- восприятия и оценки примеров истолкования русской классики в живописи, музыке, кино

- готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе
- участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований

- участия в разработке и реализации различного типа проектов

- владение базовыми знаниями сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий

- свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме

- владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке

- способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем

Объем в ЗЕ: 1 кредит.

Время изучения: курс_1___________семестр__1_______________

Взаимосвязь с другими модулями:

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Российская культура и искусство

Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

Мировоззренческий ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

1.3.2. Имеет представление об основных этапах развития мировой и отечественной культуры, взаимосвязи современной культуры с культурными явлениями прошлого

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: конспект, тестирование, планирование, заучивание наизусть, исторический анализ

2 уровень сложности: написание аннотации, рецензии, эссе, дискуссия, круглый стол

3 уровень сложности: творческое задание, творческий проект, творческое портфолио

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

Содержание разделов дисциплины
Тема 1.

Литература в системе искусства. Русская словесность. Литература.

Литературоведение

Литература как искусство. Искусство как познание, создание художественного образа, результат индивидуального человеческого творчества. Слово как «материал» литературы; изобразительность словесного образа. Место литературы в ряду других искусств.

Словесность как изучение единства содержания произведения словесности и способов языкового выражения этого содержания. История словесности. Теория словесности.

Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные дисциплины. Теория литературы, история литературы, литературная критика. Текстология, палеография, библиография, библиотековедение. Закономерности развития литературы. Литературный процесс. Литературные роды, виды, жанры. Категория автора. Художественное произведение.

Основные этапы формирования русской национальной литературы. Древнерусская литература. Литература 18 века. Русская литература 19-20 вв. в контексте мировой литературы.

Тема 2.

Литературы для детей и юношества

Современная детская и юношеская литература. Культурно-философский смысл цензуры и ее роль в формировании эстетического вкуса. Современный издательский процесс и постсоветская детская и юношеская литература. Жанровый состав литературы для детей и юношества. Место и роль классической литературы 19-20 вв. для детей и юношества в современной социокультурной ситуации.

Русская неомифологическая проза в круге детского и юношеского чтения второй половины ХХ – начала XXI вв. Пониятие мифа. Мифология детства в классической литературе. Миф о детстве как «смыслообраз культуры». Мифологема детства в русской прозе. Тема «украденного детства». Национальная модель ребенка и детства. Ребенок и война.
Процесс ремифологизации рубежа 20-21 вв. и его особенности. «Авторский мифологизм». Неомифологические тенденции 60 – нач. 70-х гг. в России. Национально-фольклорный тип мифологизма. Роман-миф "Мастер и Маргарита" М.Булгакова: поиски нового, тайного смысла мира и человеческого существования. Этические и философские парадигмы отечественной художественной мифологизации. Мифологический сюжет как "моделирующая система"; "поливалентность символов" как способ художественно-философского осмысления действительности. Этологическая функция мифа и его нормативное значение. Мифологическая картина мира в современной молодежной прозе как свидетельство обостренного интереса к вопросам бытийного характера, стремления моделирования цельной картины мира и человека, усиления философского, интеллектуального потенциала детской и подростково-юношеской литературы.


Тема 3.

От классики до авангарда: поиски идеала в русской литературе

Развитие русской литературы в 19-20 вв. Герой эпохи, герой нашего времени как один из основных вопросов русской литературы 18-19 веков. Общие и особенные признаки выделения типа «иного человека». Женские образы русской классической литературы как альтернатива героям эпохи. Образ скучающего героя в произведениях отечественной классики XIX века. Личность и традиция: опыт преодоления проблемы "лишнего человека" в русской литературе XIX века.

Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. Место и функции русской классики в современной социокультурной ситуации. Переосмысление понятия классики и критериев оценок. Изменение списка и иерархии имен. Отрицание классики – как принцип перехода к новой литературе. Русская классика в новом прочтении.
Трансформация образа «героя нашего времени» в литературе ХХ-XXI вв.



Тема 4.

Альтернативные миры русской лирики



Лирика как род литературы. Поэзия – единство слова и действия. Отклонение от нормы коммуникации. Парадокс – основа лирической поэзии. Текстуальная и событийная стороны поэзии.


Слово и ритм. Рифмы. Системы стихосложения. Анализ и интерпретация поэтического текста. Поэтический текст как гипертекстуальная структура.
Русская лирика как «сверхобраз» национального художественного сознания.

Алгоритм поэтического, сопоставительного и лингвистического анализа текста.
Тема 5. Современная литература

Современный литературный процесс 1990-начала ХХ1 в. Смена литературной парадигмы – принципиальная характеристика новейшей литературной ситуации. Смешение литературных эпох, стилей, творческих концепций мира и человека. «Возвращенная литература». Литературные журналы, литературные премии. Рынок – инструмент управления литературным процессом. Массовость и элитарность литературы. Литература и манипуляция общественным сознанием.

Особенности русского постмодернизма. Возникновение русского постмодернизма, его периодизация. Философия и эстетика постмодернизма. Преломление постмодернистских принципов в творческой практике. Поэтический андеграунд. Отказ от «учительской» роли литературы. Концептуализм. Реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе. Формирование постреализма.

Современная массовая литература, видеокультура, рок-поэзия. Современная драматургия.

Сетература. Гипертекстуальность. Возможность коллективного творчества (многоавторность). Автоматическая обработка текста: сетература как динамическое искусство. Дискуссии и вопросы вокруг Сетературы.
Тема 6 . Интерпретация русской классики

в живописи, музыке, кино
Литературная кинематографичность. Монтажное сопряжение. Динамика изображения. Концепт Кино, каинометафора жизни. Аллюзии и прецендентные тексты. Управление восприятием читателя-зрителя. Прием остранения. Стереотипы киноизображения и способ мировосприятия.

Способы интертекстуального взаимодействия кино и литературы. Диалог современной литературы с прецендентными отечественными и зарубежными фильмами. Параллельная реальность советского кинематографа. Коллективная иллюзия как культурный контекст эпохи ХХ века.

Монтаж как отражение клипового мышления информационной эпохи. Современное научное представление картины мира и монтаж как принцип построения в культуре. Монтаж как композиционный элемент в системе клипового мышления. Художественно-философская природа монтажа, его роль в средневековй иконописи, в развитии искусств переломных эпох. Варианты монтажных систем в искусстве как отражение сочетания структурных и временных аспектов бытия культуры.

Языковые процессы в современной литературе. Феномен гипертекста и гиперкультуры. Факторы, определившие функционирование русского языка нашего времени. Отказ от прежних представлений о литературе и литературности. Ориантация на «среднего» носителя языка. Влияние массовой культуры, СМИ, Интернета, устного слова. Вторжение в литературный язык разговорной стихии. Отмена всех языковых запретов. Процессы заимствования, языковой игры, словотворчества, филологической рефлексии, фрагментарного письма, синонимической замены. Языковой эксперимент и пародирование. Необходимая текстовая компетенция и культурная память усредненного читателя. «Стебневый» образец словесного поведения

Цветовая композиция книги Ю. Левитанского «Кинематограф». Монтаж цветных и нецветных кусков. Эффект подобия словесного текста кинематографическому. Визуальный (цветовой) аспект как эффект движущегося изображения. Предельно сложный с формальной точки зрения текст, стремящийся к множественности структурных стержней, сцепленных друг с другом по принципу монтажа. Книга «Кинематограф» как сложная система со своеобразной полифонией, рядом композиционных линий, совпадающих друг с другом в точке их отношения к эстетике кино.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История русской кухни»
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской кухни» разработан для студентов 1 курса по направлению подготовки 260501....
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная...
...
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconМежду православием и пантеизмом
В статье рассматривается коллизия русской словесности XIX века, оказавшейся в своих ценностных основаниях под влиянием Православия...
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра; развивать мышление, речь, формировать умение передавать...
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Д история русской музыки [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. В
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconРабочая программа дисциплины (модуля) дв 2 русская литература и искусство...
Сформировать целостное эстетическое впечатление об этапах развития русской словесности, персоналиях процесса, основных шедеврах русской...
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Творчество Б. Пастернака рассматривается в курсе История русской литературы. Модуль 7: Русская литература ХХ века (3 часть)
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconПо произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история русской литературы...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconЖизнь и творчество И. А. Бунина Классик русской литературы, почетный...
Мориак, Р. М. Рильке, М. Горький, К. Паустовский, А. Твардовский и другие. И. Бунин всю жизнь шел своим путем, он не принадлежал...
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д пп. Ф. 12 История русской литературы. Древнерусская литература.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева;...
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История русской литературы XX (2 ч.)» с другими дисциплинами специальности 050301....
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» iconЮ. А. Матвеева История русской литературы
Ю. А. Матвеева История русской литературы XIX – XX веков. Планы семинарских занятий для студентов I курса дневного обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» icon«История русской фамилии» Хомякова Мария моу сош №38
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск