Викторина по теме «Музыка русских композиторов»





Скачать 90.15 Kb.
НазваниеВикторина по теме «Музыка русских композиторов»
Дата публикации18.04.2015
Размер90.15 Kb.
ТипВикторина
100-bal.ru > Литература > Викторина
1. Введение в тему. Отличительные черты музыки и литературы.

2. Инструментальные песни. Понятие – вокализ.

3. Музыка в сказках.

4. Музыка в баснях.

5. Музыка в рассказах.

6. Музыка в мультфильмах.

7. Музыка в кино.

8. Образы духовной музыки.

9. Музыкальная викторина по теме «Музыка русских композиторов».

4 четверть

1 четверть

Конспект урока № 8 по теме: «Образы духовной музыки»
Цель: Познакомить с духовной музыкой, колокольным звоном. Сформировать представления у учащихся о связи композиторской музыки с духовной.

Задачи:

Образовательные:

- Научить школьников воспринимать духовную музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- Уметь различать русские народные песни и церковное пение;

Развивающие:

- Способствовать развитию интереса к духовной музыке;

- Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных произведений;

- Развитие вокально-хоровых навыков;

Воспитательные:

- Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;

- Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;

- Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Формы работы: фронтальная, в парах..

Виды деятельности на уроке:

1. Хоровое и индивидуальное пение (исполнение песенного репертуара, вокальных импровизаций).

2. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.

Оборудование: ноутбук, синтезатор, 2 колокольчика.
Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя.

  1. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть 1 куплета песни «Голубой вагон».

В каком мультфильме звучала эта песня.

  1. Введение в новую тему.

Звучит колокольный звон

Скажите пожалуйста, что за звук открыл наш урок?

(Это был колокольный звон)

Учитель: Правильно. А где можно услышать колокольный звон

( на улице, в церкви, по телевизору)

Учитель: Наш сегодняшний урок будет посвящён духовной музыке, замечательному явлению - колокольному звону, церковному пению. Мы должны будем понять , то что духовная музыка является частью музыкального искуства.

- Скажите пожалуйста, а можно ли колокола назвать музыкальным инструментом? (Да)

Учитель: А почему?

(Потому что когда звенят колокола, то можно услышать в звоне мелодию)

Учитель: Правильно , Молодцы. Как вы думаете, колокольный звон - это новое явление или нет?

(Нет, это было придумано давно.)

Учитель: Если придумано давно, то должны остаться доказательства.

  1. Изучение темы. (Фронтальный опрос)

Наша сегодня задача - исследовать где звучал колокол, где можно услышать духовную музыку и какое место он занимает в душах русских людей. А в какое время мы чаще всего встречаем звон колоколов, и в каких местах?

(В церкви, в церковные праздники на пасху)

Учитель: Верно, в эти дни можно услышать один из самых красивых праздничных звонов, где звучат все колокола и большие и малые. Раз мы об этом заговорили, то вы уже знаете , что колокола бывают и большие и малые. Многим большим колоколам давали имена. Например :Реут, Лебедь, Сысой.

Учитель: самый большой колокол не только в России, но и во всём мире

находится в Москве, но только он не звучит потому что поломан. Назван он Царь-колокол. Самые лучшие колокола отливали в России. Они настолько разные, звонкие да певучие, что в Суздале даже устраивали колокольные концерты, в которых были задействованы все колокола и большие и малые.

  1. Слушание музыки.

Звучит праздничный звон

Ученик: Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возмещали время труда и отдыха, время веселья и скорби. Колокольный звон служил мерилом праведности и добра:

"Голос чище звона"; "Слава, что звон" - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

Люди с большим уважением и любовью относились к колоколам. О колокольном звоне написаны стихи и песни.

Звучит песня «Колокольный звон» Алябьева

Прослушивание.

Учитель: У каждого колокола особенный, неповторимый голос. Их можно разделить по группам. По величине, по месту изготовления. Учитель: Ребята, а где находились колокола, как назвали эти помещения?

(Колокольня, звонница)

Учитель: Почему называли колокольня - это понятно, а почему звонница?

(Потому - что оттуда лился колокольный звон)

Учитель: А как называли человека, который звонил в колокола?

(Звонарь)

Учитель: Как вы думаете - это лёгкое или трудное дело?

(Трудное)

Учитель: Это не просто трудное, а очень трудное дело. Например колокольня Ивана Великого имеет 4 яруса, 37 колоколов. Чтобы попробовать себя в роли звонаря, я предлагаю вам ритмичную игру.

  1. Игра "Праздничный звон" ( в парах)

Исполнение ритмичной мелодии учащимися.

Учитель: Знаете ли вы какое церковное пение было в Древней Руси.

Церковное пение было одноголосным, унисонным, мужским. Ещё одно отличительной чертой русской православной музыки являлось пение без сопровождения – каппела. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, овладевая церковной музыкальной культурой пришедшей на Русь из Византии, неизвестные создатели гимнов сразу не могли запеть на чужом языке, поэтому обогащали церковное песнопение родными русскими напевами, интонациями. А уже в середине 17 века, стало распространяться многоголосное пение.

Учитель: Предположите, сколько голосов может быть в многоголосном пении?

(от 3 до 8)

Учитель: В каком веке появился новый жанр – многоголосный духовный концерт? (18 веке)

Учитель: На какие два слова, можно разделить это название? ( Много голосов).

Слушание: Бортнянский Хоровой концерт №32

Учитель: Как вы считаете сколько голосов может быть в многоголосном пении. (4, 8, 10).

Учитель: В духовной музыке важную часть занимает многоголосное пение, эту музыку можно услышать в церквях. У хора в церкви есть специальное место оттуда не видно поющих, но голоса разносятся по всему храму, создавая ощущения действительно неземного звучания.

Учитель: Говорят: Икона – молитва в красках, храм молитва в камне, колокол – молитва в звуке В молитве человек обращается в Богу, со своим самыми сокровенными мыслями поддержать в трудную минуту жизни.

  1. Вокально-хоровая работа.

Ученики исполняют песню «Моя Россия»

  1. Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы с вами побывали в прошлом. Скажите, что вам понравилось? Какие мелодии? ( Дети отвечают).

  1. Итог урока.

Я думаю, вам ещё не раз захочется побывать в разных временах и послушать, какая музыка звучала XII, XIII веках. Звучит колокольный звон. И я вам желаю, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

А теперь подведём итог урока

(отметка за урок).

Всем спасибо за урок. До свидания.

4 класс

1 четверть

Конспект урока №9 по теме: «Музыка дружит не только с поэзией»
Цель: познакомить с музыкальными произведениями на спортивную и олимпийскую тематику.

Задачи:

- Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека (“Без музыки земля - пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет”)

- Научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами деятельности (музыка и спорт) на основе вновь приобретенных знаний;

- Способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к достижениям музыкального искусства;

- Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям, потребность в музыкальных переживаниях;

Формы работы: фронтальная.

Виды деятельности на уроке:

1. Хоровое пение (исполнение песенного репертуара, вокальных импровизаций).

2. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
Оборудование: ноутбук, синтезатор, презентация.

Музыкальный материал:

Ход урока.

1.Организационный момент.

Представьте, что однажды пропала на Земле вся музыка. К чему бы это

привело? (Ответы учащихся.) Да, от песен остались бы только стихи.

2. Повторение пройденного материала.

А какой жанр искусства (кстати, который вы все очень любите) также сильно бы изменился? (Подвести ребят к ответу «кино».) Верно, Кино и Музыка были вместе с самого начала – ведь звуковое кино появились только через 30 лет после изобретения синематографа, и в эпоху немых фильмов музыку в кино создавали таперы – музыканты, сопровождавшие показ фильма игрой на фортепиано. Музыка в кино помогает создать настроение, понять происходящее без лишних слов, сделать образы ярче и понятнее. Одним из композиторов, который писал замечательную музыку для кино, был Исаак Дунаевский.

Сообщение о композиторе.

Исаак Дунаевский – композитор, имя которого еще при жизни стало

легендарным. О такой невероятной популярности, всенародной любви,

которую он познал, можно только мечтать. Великий Исаак Дунаевский

создал удивительную музыку на все времена, наполненную оптимизмом,

восторгом и триумфом. Одним из таких примеров является музыка к к-ф

«Вратарь», увертюру из которого мы сейчас услышим. Увертюра-это своего рода вступление, которое коротко расскажет нам о том, встреча с какими героями и образами нас ждет. Слушаем и пробуем определить, сколько разных по характеру мелодий (а значит, и разных по характеру героев) прозвучит.

Слушание музыки.

Трек. Увертюра к фильму «Вратарь».

Ответы учеников. Комментарии учителя (два образа: один – яркий,

энергичный и жизнерадостный, другой – лирический, светлый). Основой для энергичной мелодии стал музыкальный фрагмент, который дальше в фильме превратится в яркий спортивный марш. Хотите узнать, как это будет? Тогда слушаем (на экран можно вывести текст марша и дети смогут подпевать).

Мы еще с вами встретимся с разными маршами, в том числе и спортивными.

3. Изучение нового материала.

Скажите, а какой вид спорта просто невозможно себе представить без союза с музыкой?

(Гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание.)

Какую роль играет музыка в этих видах спорта?

Роль музыки, хореографии в этих видах спорта очень велика. Более того,

правильно подобранная музыка, проработанный сюжет могут сгладить

недостатки и погрешности техники исполнения. И наоборот, впечатление от технически сложной и чисто выполненной программы может быть

испорчено, если выступление непродуманно с художественной точки

зрения.

4.Музыкальная игра «Угадай».

Презентация. (фронтальный опрос.)

А сейчас я предлагаю вам игру. Посмотрите на экран. Какие виды спорта

изображены на слайдах?

Ответы детей. То есть это виды спорта, которые на первый взгляд ничего

общего с музыкой не имеют. Согласны? А теперь давайте пофантазируем и представим, что эти слайды ожили и зазвучали. Какой по характеру, на ваш взгляд, мелодией зазвучал бы хоккей? (Яркая, напористая мелодия, смелая).

А бобслей? (Быстрая, стремительная.) С какой музыкой у вас ассоциируется

фристайл и почему? (Танцевальная, легкая.)

Я тоже выбрала для вас мелодию, но вот «забыла», для какого вида спорта.

Давайте вместе послушаем, и вы поможете мне «вспомнить», т.е. определить какому из представленных видов спорта эта музыка подходит больше всего и почему?

Слушание музыки.

Трек Г. Свиридова «Время, вперед!»

Обсуждение.

А теперь задание сложнее. Мы сейчас услышим несколько музыкальных

фрагментов, подумайте, с каким спортивным событием у вас ассоциируется эта мелодия.

Слушание музыки:

Пахмутова А.Н. «До свидания, Москва!»

Что вы знаете об этой песне?

Гимн Сочи – 2014

Когда состоится премьера этой песни?

Обсуждение.

5. Вокально-хоровая работа над песней «Трус не играет в хоккей»

- слушание песни;

- разбор мелодии;

- разучивание 1 куплета;

- закрепление.

6.Рефлексия.

-Что нового узнали о том, что музыка дружит не только с поэзией.

Ответы детей.

7. Оценка за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Викторина по теме «Музыка русских композиторов» icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconДуховная музыка в творчестве русских композиторов
Муниципальное общеобразовательное учреждение озерская средняя школа им. Дмитрия тарасова
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconБ. Л. Пастернак областной конкурс творческих работ учащихся «вечное слово»
Духовная музыка в творчестве русских композиторов Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки....
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconЧто такое «камерная музыка»?
В этом проекте речь пойдёт о том, как появилась камерная музыка (подробная история развития этого стиля), что она собой представляет....
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconВикторина по теме «Политическая система Великобритании»
Урок – викторина в профильном 10-м классе по умк под редакцией В. П. Кузовлёва по теме «Политическая система Великобритании»
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconТема урока Кол
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние,...
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconУрок в 8 a классе по теме: "Russian writers"
Составить и обсудить список имен русских писателей, произведения которых могут дать представление о русских людях партнерам по проекту...
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель курса: познакомить студентов с широким кругом произведений русских композиторов, написанных специально для детей или адаптированных...
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оформление урока: фотопортрет Б. Пастернака, пластинка (подписное издание) «Страницы русской поэзии xviii—xx вв. Б. Л. Пастернак»...
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconОбобщающая викторина «Птицы» Цели
Звучит музыка, а потом голоса птиц. На фоне этой записи ученик читает стихотворение
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconУроки с мхш «Радость». Тема: «Весенние песни- заклички»
Музыка. Открытый урок – викторина «Угадай мелодию» в 3-«б» кл начало в 30 час каб. №107
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconВнеклассное мероприятие «Великие химики в искусстве» (химия,музыка,изо)
Обучающая: познакомить учащихся с выдающимися творениями великих русских химиков в
Викторина по теме «Музыка русских композиторов» iconУрок «Заключительный урок викторина по теме «Соединенное Королевство...
Заключительный урок – викторина по теме Соединенное Королевство Великобритании и


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск