Анализ учебно-воспитательной работы за 2012-2013 учебный год Учебная работа
Школа насчитывала в 2012-2013 учебном году 1-9 классы -53 чел., из них начальная школа –14 чел.; основная школа –39.
В 2012 - 2013 учебном году занятия в школе проводились в одну смены, режим и условия работы благоприятные для организации эффективного учебно-воспитательного процесса, внеурочной деятельности учащихся, для соблюдения основных санитарно-гигиенических требований. Школа работала по пятидневной рабочей неделе в 1 первом классе и шестидневной рабочей неделе в 2-9 классах. Продолжительность урока –45 минут, перемены - 10, 20 минут. Во второй половине дня были организованы индивидуальные занятия, работа кружков. В течение учебного года было организовано горячее питание, охватывающее 100% учащихся. В 2012-2013 учебном году деятельность школы была направлена на реализацию требований Закона «Об образовании» об обязательном основном общем образовании и доступности среднего (полного) общего образования для каждого ребенка. В течение учебного года находились на контроле вопросы исполнения всеобуча. В целях снижения количества пропущенных без уважительных причин уроков проводились мероприятия:
- своевременное выявление причин отсутствия обучающихся на уроке; - отчеты классных руководителей по работе с обучающимися, пропускающими занятия без уважительных причин; - посещение классным руководителем семей обучающихся, склонных к прогулам; - индивидуальная работа с родителями обучающихся, пропускающими уроки без уважительных причин. Данные мероприятия позволили снизить количество пропущенных уроков по неуважительным причинам. В 2012-2013 учебном году необходимо оставить на постоянном контроле вопросы всеобуча, классным руководителям более оперативно действовать в случае выявления обучающихся, склонных к пропускам уроков без уважительных причин.
Вопрос об успеваемости в течение года был в центре внимания коллектива школы, регулярно рассматривался на педагогических советах, совещаниях, заседаниях методических объединений.
По итогам учебного года в целом по школе успеваемость составила 100%, качество знаний – 42,5 %. Отличников –1.
В каждой из 2-х ступеней качество обучения, успеваемость выглядит следующим образом:
| Успеваемость
| Качество знаний
| Начальная
| 100%
| 50%
| Основная
| 100%
| 41%
| Не подлежали аттестации обучающиеся 1-х классов (6 человек).
Во 2 – 4х классах на конец учебного года обучалось 8 человек
Много лет подряд школа работает без второгодников.
Проведём сравнительный анализ успеваемости по годам:
| Успеваемость
| Качество знаний
| 2010-2011
| 100%
| 51%
| 2011-2012
| 100%
| 37%
| 2012-2013
| 100%
| 42,5 %
| Анализ успеваемости, качества знаний отдельно по классам показали, что лучших результатов достигли следующие классы:
Класс/Кач-во знаний,%/Кл.руководитель
2 60% Алпеева Н.М.
5 50% Сапронова Н.Н.
9 77,7 Лифинцева Г.И.
Итоги успеваемости за 2012-2013 учебный год
Анализ успеваемости за год показал, что 2012-2013 учебный год окончили со следующими результатами:
За 2012-2013 учебный год учителями проделана хорошая работа по улучшению качества успеваемости учащихся. Учителя добились 100% абсолютной успеваемости по всем предметам во всех классах.
Самый высокий процент качества-100% литература, история (5 кл.),
Самый низкий процент качества - по русскому языку, английскому языку 8класс (30%),
Самый высокий балл качества - 4.7 (обж, физическая культура)5-9 класс)
Cамый низкий балл качества - 3,3 (русский язык, английский язык 8класс)
Повысилось качество знаний в 9 классе: средний балл по русскому языку за год 4 - в I четверти он был 3.7
Соответственно выросла качественная успеваемость: в конце года 29% -в I четверти лишь 14%.
По остальным предметам успеваемость в течение года оставалась по предметам на одном уровне.
Наблюдается следующая закономерность: успеваемость в 5-9 классах падает.
По результатам года в 5,6 классах средний балл по предметам гуманитарного цикла составляет 4 балла,
в 7 классе - 3,8балла,
в 8 классе - 3,3 балла,
в 9 классе - 3,7 балла,
Таким образом, самый низкий средний балл в 8 классе.
Самый высокий процент качества-100% математике (5кл.), технологии (5-9 кл.), информатике (5,6,9 класс).
Самый низкий процент качества – 30 по химии, русскому языку, английскому языку (8кл.).
По остальным предметам успеваемость оставалось на одном уровне.
Рекомендации:
учителям –предметникам на следующий 2013-2014учебный год обратить внимание на 8 и 9 классы, тем более что 9 классу предстоит сдача государственной аттестации;
в остальных классах продолжать работу на достигнутом уровне.
Анализ государственной (итоговой) аттестации учащихся
за курс основной школы
Всего выпускников 9 класса: 9 человек
Допущено к экзаменам: 9 человек
Статистические данные государственной (итоговой) аттестации
за курс основной общей школы в 2012 – 2013 уч. г.
Результаты экзаменов 9 класс. предмет
| Количество
учащихся
| Сдали
| Подтвердили
годовую
| Выше годовой
| Не подтвердили
годовую
| 5 и 4
| 3
| 2
| математика
| 9
| 7
| 2
| 0
| 6
| 0
| 2
| русский
| 9
| 9
| 0
| 0
| 6
| 3
| 0
| обществознание
| 1
| 1
| 0
| 0
| 1
| 0
| 0
| биология
| 5
| 5
| 0
| 0
| 2
| 1
| 2
| физика
| 2
| 0
| 2
| 0
| 0
| 0
| 2
| физкультура
| 3
| 2
| 0
| 0
| 3
| 0
| 0
| обж
| 7
| 7
| 0
| 0
| 6
| 1
| 0
| Русский язык
Сравнивая количество выпускников и качество, приходим к выводу: качество знаний по русскому языку за последние три года возросло.
Математика
За три года сдачи экзамена по математике мы наблюдаем следующую картину. Максимальный и минимальный баллы, полученные на экзамене, на протяжении трёх лет остаются стабильными.
Общие выводы и предложения:
· Учебные программы пройдены по всем предметам, отставаний нет.
· Контрольные работы проведены все.
· Стандарты государственного образования выполняются.
Рекомендации на 2013-2014 учебный год:
· В целях повышения качества знаний учащихся обратить внимание на организацию учебной деятельности.
· Больше времени и централизовано заниматься подготовкой детей для сдачи ГИА.
· Организовать необходимые индивидуальные консультации детей.
· Расширить познавательную область через творческий подход к изучению предметов.
Руководство и контроль
В течение всего учебного года вопрос об успеваемости и посещаемости обучающихся находился в центре внимания. В ходе контроля за текущей успеваемостью большое внимание уделялось, прежде всего, повышению уровня обученности школьников, систематической работе со слабоуспевающими детьми: беседы с учениками и их родителями, а главное – оказание им действенной методической помощи, т.к. проблема отставания в учебе достаточно остра.
В 2012-2013 учебном году под контролем администрации находилось качество знаний по русскому языку (2 - 4, 5, 7, 8, 9 классы), английскому языку (4, 5 - классы), математике (2 - 9 классы), чтению (1 – 5 классы), физике (9 - класс), химии (8 - 9 классы), истории (5-9),географии, информатике.. Под контролем находилась результативность обучения школьников начального звена. В начале учебного года и в конце проводилась проверка техники чтения в 1-7 классах в рамках преемственности. Результаты контроля процесса адаптации учащихся 1х, 5х, 9х классов к школе за 2012-2013 учебный год показали позитивную динамику. Однако результат контроля процесса адаптации учащихся 1-х классов к школе не показал сокращения адаптационного периода первоклассников. В течение учебного года проводились контрольные срезы: по русскому языку (1 – 9 классы), по математике (1 – 9 классы), по информатике (9 классы), химии (8 - 9 классы), английскому языку (4 - 9 классы).
Большое внимание уделялось проверке дневников обучающихся 2х – 9х классов. Проверка дневников показала, что в лучшем состоянии находятся дневники обучающихся 1-6 классов. Обучающиеся выполняют требования к ведению дневников, есть подписи родителей, классные руководители своевременно осуществляют контроль. В дневниках некоторых обучающихся общеобразовательных классов обнаружен ряд нарушений: первые страницы дневников не заполнены, не систематически ведётся контроль как со стороны родителей, так и со стороны классных руководителей. В следующем году продолжить контроль за ведением дневников.
Проверка тетрадей выявила следующие недостатки: отдельные учащиеся небрежно ведут записи и не выполняют работу над ошибками. Учителя русского языка на уроках используют не все виды разбора.
По итогам классно-обобщающего контроля были проведены малые педсоветы: в 5, 9 классах совместно с учителями, работающими с этими обучающимися. Результаты контроля рассматривались на заседаниях МО, совещаниях при директоре. Все рекомендации, которые давало руководство, строго выполнялись.
По преемственности проводилась следующая работа: совещания при директоре (сентябрь, октябрь, май), посещение уроков в 3-х – 5-х классах учителями-предметниками, контрольные работы по русскому языку и математике, проверка техники чтения в 4, 5-х классах. Все обучающиеся в данных классах показали ЗУН, соответствующие требованиям государственного стандарта образования.
Основными формами работы с родителями являлись:
- родительские собрания (как классные, так и общешкольные); - - дни открытых дверей (начальная школа)
- индивидуальные беседы с родителями;
В прошедшем учебном году было проведено 4 общешкольных родительских собрания: сентябрь – организационное, декабрь – подведение итогов первого полугодия, февраль – итоговые контрольные работы, переводные, выпускные экзамены, май – итоги окончания учебного года. Родительские собрания показали хорошую работу классных руководителей с родителями обучающихся. Очень важными и нужными являются собрания для родителей обучающихся 9 класса, на которых школа ориентирует родителей по пути дальнейшего получения образования их детьми. В этом учебном году систематически завуч , учителя-предметники, классные руководители консультировали родителей: учащихся 9 класса в связи с проведением ГИА по всем предметам учебного плана. Результаты экзаменов по данным предметам были хорошими.
В школе постоянно ведётся работа со слабыми учащимися, не справляющимися с программой, и их родителями. Эта работа проводилась в форме бесед, малых педсоветов, дополнительный консультаций и занятий.
Общие выводы
В основном поставленные задачи выполнены, учебные программы пройдены, второгодников и неуспевающих нет, государственный стандарт образования стабильно выполняется, повысилась активность учащихся в проводимых в школе мероприятиях творческого характера. Качество знаний выпускников начальной и основной школы остаётся стабильным.
Методическая работа
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей и связующим звеном в единое целое всю систему работы гимназии является методическая работа.
Учитывая уровень учебно-воспитательного процесса, сложившиеся традиции, запросы и потребности учителей, состояние учебно-материальной базы, а также особенности состава учащихся, педагогический коллектив школы продолжил работу по методической проблеме: «Совершенствование методики работы учителей по обеспечению стандарта образования с учётом личностно-ориентированной системы обучения». Исходя из этого, был определен круг задач:
1. Повышение качества обучения школьников за счет использования современных методов обучения наряду с традиционными методами.
2. Включение каждого ученика в работу на уроках в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса.
3. Осуществление на каждом уроке взаимосвязи обучения и воспитания.
4. Формирование у уч-ся действенных и системных знаний на уровне обязательного минимума подготовки по предметам.
5. Совершенствование системы внеурочной деятельности по предметам.
В соответствии с планом работы было проведено 4 заседания педсовета.
Подведение итогов методической работы за 2012 – 2013 учебный год и задачи на следующий учебный год.
В соответствии с общей методической темой школы были выбраны темы работы МО. Совершенствование методики работы учителя по обеспечению стандарта образования, с учетом личностно-ориентированной системы обучения», а также над нацпроектом.
В школе работают три МО :МО учителей естественно-математического цикла, МО гуманитарного цикла и МО начальных классов. МО учителей естественно-математического цикла включает в себя учителей математики, физики, технологии, информатики, химии и биологии. В МО учителей гуманитарного цикла входят учителя русского языка и литературы ,иностранных языков,истории,географии,обществознания. В МО учителей начальных классов –учителя начальных классов школы и её филиалов. В течение 2012-2013 учебного года были проведены все заседания.
Учителя работали над следующими направлениями:
1. Программа «Одаренные дети». Учителя старались уделять больше времени одаренным детям, т.е. задействовали их в участии предметных недель, в плановых олимпиадах, на уроках использовали дифференцированный подход, также дети готовили рефераты и доклады по отдельным темам, при написании которых учащиеся учились подбирать материал из различных источников (из книг, журналов, интернета).
2. Использование компьютера на уроках и во внеурочное время. В этом году учителя меньше проводили уроков с использованием ЦОР, т.к. нет специального оборудованного класс, компьютеры сильно устарели и постоянно выходят из строя.
3. Подготовка учащихся к итоговой аттестации.
Практически на каждом заседании МО шел обмен опытом, проведение уроков, учителя делились методикой работы со слабоуспевающими учащимися. В течении учебного года отслеживали состояние и результативность процесса обучения. Учителя при организации учебно-воспитательного процесса особое внимание обращали на выбор оптимальных методов и приемов обучения, на дифференциацию, на развитии навыков умственного труда.
Также на заседаниях МО обсуждались следующие основные вопросы:
1. Основная документация учителя-предметника.
2. Утверждение рабочих программ по предметам, факультативам естественно-математического цикла.
3. Ознакомление с демоверсиями, спецификациями ГИА 2014 г. по всем предметам.
4. Особенности современного урока с использованием информационных технологий при обучении предметам естественно-математического цикла.
5. Подготовка и проведение итоговой аттестации.
На заседаниях МО обсуждались также результаты контрольных срезов и вырабатывались рекомендации по коррекции этих результатов. В связи с проведением экзаменов в 9 классе в новой форме не только по русскому языку и математике, но и по истории, обществознанию, географии, биологии, химии,физике были проведены дополнительно заседания МО, на которых зам. директора по УВР Сапронова Н.Н. знакомила учителей с технологией проведения экзаменов, критериями оценки работ, рекомендациями по психологической подготовке выпускников.
Заседания тщательно готовились. Выступления и выводы основывались на глубоком анализе и практических результатах. На высоком уровне работали все МО. В их практике такие формы обучения, как: уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-путешествия, проектное.
В течение года проводился обмен опытом работы среди учителей через открытые уроки, которых было проведено более 20, выступления на семинарах, педсоветах. В течение года принимали участие в следующих конкурсах: в районных и областных конкурсах .
Традиционными видами работ являются предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Проведено 7 предметных недель (математики, истории и обществознания, русского языка и литературы, иностранных языков, биологии, химии , физики). В них приняло участие до 70 % обучающихся. Учителя применяли разнообразные методы и формы при проведении предметных недель (час занимательной математики, литературный час, путешествия по литературным станциям, и др..
В районных олимпиадах принимало участие 10 обучающихся 7 – 9 классов. По итогам районного тура грамотами был награжден 1 уч-ся. По сравнению с прошлым годом количество призовых мест уменьшилось. Также участвовали в Интернет- олимпиадах и по итогам проведения были награждены грамотами.
В течение этого учебного года наши уч-ся принимали активное участие в написании различных конкурсных сочинений, некоторые работы были отмечены грамотами районного отдела образования.
Проделанная за год работа позволяет сделать вывод: педагогический коллектив школы добился значительных успехов в области обучения и воспитания.
Задачи:
1. Систематически отслеживать результаты по накоплению и обобщению педагогического опыта.
2. Учителям-предметникам использовать:
· при проведении уроков образовательные компьютерные технологии;
· при подготовке к районным и областным олимпиадам материалы всероссийских олимпиад.
Общие выводы.
1. В основном поставленные задачи на 2012 – 2013 учебный год были выполнены. Учебные программы по всем предметам пройдены. Выполнение государственного стандарта по образованию (успеваемости) стабильно улучшается. Повысилась активность учащихся в проводимых в школе мероприятиях творческого характера.
2. Консультации, беседы с учителями, внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывают корректирующую помощь учителям. Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Учителя школы владеют методикой дифференцированного контроля, методикой самостоятельных работ, широко внедряют в практику элементы учебного занятия.
3. Наряду с имеющимися положительными результатами в работе школы имеются недостатки:
- Больше уделять внимания работе с выпускниками школы в подготовке к ГИА;
- не все учителя используют новые информационные технологии для совершенствования своего профессионального мастерства и повышения уровня преподавания своего предмета.
В школе работают 2 отличника народного просвещения, 1 учитель награждён Грамотой РОНО. Образовательный процесс в основной общеобразовательной школе с. Драгунка реализуется учебным планом, составленным с соблюдением норм федерального базисного плана и с учетом регионального учебного плана образовательных учреждений. Учебный план ориентирован на овладение базовыми знаниями, умениями основной школы. Учебный план школы обеспечивает минимальную обязательную нагрузку каждого учащегося с правом выбора дополнительных занятий.
Учителя нашей школы стремятся расширить виды познавательной деятельности школьников, включая в учебный процесс современные образовательные технологии: проблемное обучение, урок с использованием информационных технологий, групповые формы работы, интегрированный урок, проектную и исследовательскую деятельность. Применение учителями школы современных образовательных технологий, новых средств активизации учащихся осуществляется не только на уроках, но и в преподавании элективных курсов и внеклассной работе. Наиболее активно проектная деятельность учащихся используется на уроках иностранного языка, литературы, обществознания, информатики, технологии, МХК. Навыками исследовательской, проектной деятельности владеют дети, обучающиеся в 5-9 классах. Расписание уроков сбалансировано с точки зрения соблюдения санитарных норм, оно обеспечивает смену характера деятельности учащихся. Школьное расписание строится с учетом умственной работоспособности учащихся, в течение недели. В целях предупреждения перегрузки и снятия утомляемости на уроках учителя чередуют задания по степени трудности, избегают перегрузок в домашних заданиях. В школе достаточное внимание уделяется охране жизни и здоровья детей. На уроках в начальных классах физкультминутки, на переменах подвижные игры.
Цель управления школой – создать условия для развития личности каждого школьника. Эти задачи реализуются путем введения в учебно-воспитательный процесс диагностики усвоения знаний и навыков, анализа состояния учебно-воспитательного процесса, методической работы, выполнение государственных программ и находят отражение в плане работы школы, протоколах педсоветов, совещаний при директоре.
С целью подготовки участников образовательного процесса к активному использованию новых технологий для решения задач модернизации образования в школе оборудован компьютерный класс, оснащённый компьютером, используемый в учебном процессе. Школа подключена к сети Интернет. Учащиеся школы активно пользуются Интернетом для подготовки рефератов, докладов, презентаций, поиска дополнительного материала при подготовке домашнего задания, для подготовки номеров художественной самодеятельности. В настоящее время Интернет является более эффективным средством организации учебно – познавательной деятельности.
|