Управление образования и науки Тамбовской области





НазваниеУправление образования и науки Тамбовской области
страница1/12
Дата публикации01.05.2015
Размер1.41 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовский областной институт повышения квалификации

работников образования

Муниципальное образовательное учреждение

лицей № 29
Сотрудничество школы и вуза

как один из основополагающих компонентов

развития научно-исследовательской деятельности

в инновационном учебном заведении

(из опыта работы учителей

кафедры гуманитарных дисциплин

МОУ лицей № 29)

Тамбов 2007

В настоящем издании представлен анализ материалов о результатах научно-методической работы в рамках Договора о сотрудничестве между МОУ лицей № 29 и Институтом филологии ТГУ им. Г.Р. Державина.

Пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и учителей-предметников.


Автор-составитель: Н.Н. Шарандина, кандидат филологических наук,

учитель русского языка и литературы МОУ лицей № 29

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4

I. Договор о сотрудничестве между Институтом филологии ТГУ им. Г.Р. Державина и МОУ лицей № 29…………………………………………………………………........5

II. План совместных мероприятий МОУ лицей № 29 и Института филологии ТГУ им. Г. Р. Державина…………………………………………………………………….. 6

III. Результаты работы в рамках Договора о сотрудничестве……………………….. 7

IV. Работа лаборатории «Современная речь школьников»…………………………..14

V. Публикации учителей МОУ лицей № 29 (в рамках сотруднической деятельности)……………………………………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………………….. .69

Список использованной литературы…………………………………………………. 70

Приложение…………………………………………………………………………….. 71

Введение

В современных условиях становления и динамического развития рынка образовательных услуг полноценное существование и функционирование учебного заведения возможно исключительно при его соответствии организационной среде. Поставленные нами стратегические цели и задачи решаются посредством проектирования, развития и совершенствования учебного процесса в образовательном учреждении.

Работа МОУ лицея № 29 направлена на достижение стратегической цели, которая заключается в формировании творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации.

Задачи, которые ставит перед собой наше учебное заведение, выглядят следующим образом:

1. Развивать образовательное производство в лицее через:

  • реализацию 1 этапа комплексно-целевой программы развития лицея;

  • создание систематической базы учёта данных образовательного процесса, его диагностики;

  • продолжение работы по апробированию учебных планов в профильных лингво-математических и социально-гуманитарных классах;

  • укрепление материальной базы медкабинета;

  • совершенствование мониторинга физического развития детей;

  • повышение профессионального уровня педагогов через курсовую подготовку, аттестацию, участие в инновационных процессах.

2. Совершенствовать содержание и технологии образования:

  • повысить эффективность урочных занятий на всех ступенях обучения;

  • формировать и совершенствовать общеучебные навыки и способы деятельности школьников, считая это приоритетной методической задачей;

  • реализовывать программу психолого-педагогического сопровождения слабоуспевающих школьников;

  • продолжить формирование у школьников устойчивых познавательных интересов, сохраняя в лицее престиж знаний;

  • педагогам изучить технологию проектной деятельности, готовя её внедрение;

  • повысить результативность занятий с учащимися, мотивированными на учёбу.

По отношению к учащимся и педагогам миссия лицея заключается в предоставлении каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации.

В современных условиях качество образования является гарантией качества жизни человека. Поэтому возрастает ответственность учебного заведения за конечные результаты образовательной деятельности.

Инновационные изменения в образовательных учреждениях направлены на повышение результативности и эффективности учебного процесса и осуществляются в рамках системы качества образования. Успех любого инновационного учреждения зависит от того, насколько разнообразные, а главное – новые формы работы применяются. Своего рода конгломеративным “устройством”, т.е. “устройством”, охватывающим многие отрасли, разделы учебно-методического процесса, в этом отношении является работа по сотрудничеству с вузом, поскольку она открывает широчайшие горизонты для творческой деятельности как педагога, так и ученика. Сотрудничество с вузом позволяет современной школе стать конкурентоспособной на рынке образовательных услуг. И здесь на первый план выходит принцип непрерывного совершенствования, который «ведёт к постепенным улучшениям, усовершенствованиям, имеющим вид рационализации деловых процессов». [12, с. 128].

Из самых значительных инноваций, которые были осуществлены в последние годы, можно отметить заключение в 2005 году Договора о сотрудничестве между МОУ лицей № 29 и Институтом русской филологии ТГУ им. Г.Р. Державина. Это позволило нам расширить взаимодействие с высшими учебными заведениями Тамбовщины, а также найти достойное применение педагогическому опыту наших педагогов-филологов: в частности, стали возможными проведение совместных научно-практических конференций, семинаров и (что немаловажно) публикации статей учителей в вузовских научных сборниках.

I. Договор о сотрудничестве между Институтом филологии ТГУ им. Г.Р. Державина и МОУ лицей № 29

1. Договаривающиеся стороны

1.1. Институт филологии при ТГУ им. Г.Р. Державина (именуемый далее – институт), осуществляющий подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе, по специальностям филология (русский язык и литература), филология (зарубежная), в лице директора института Шарандина А.Л.

1.2. Тамбовское МОУ лицей № 29, осуществляющее профильное обучение (филологическое: обучение двум иностранным языкам) на III-й ступени (в дальнейшем – лицей), в лице директора лицея Мексичева А.И.

2. Предмет договора

Настоящий договор заключается в соответствии с концепцией педагогического образования РФ. Предметом договора является сотрудничество института и лицея в области филологических дисциплин.

3. Обязательства сторон

3.1. Институт обязуется:

1) развивать сотрудничество с лицеем, содействовать установлению творческих контактов между кафедрами института и кафедрой гуманитарных дисциплин лицея;

2) оказывать лицею консультативную и методическую помощь в организации учебного процесса, в составлении и рецензировании программной и учебно-методической документации;

3) оказывать помощь лицею в разработке тематики исследовательской деятельности на кафедре гуманитарных дисциплин;

4) создавать временные творческие объединения для ведения научно-методической работы, приглашать преподавателей и учащихся лицея к участию в научно-практических конференциях;

5) способствовать продолжению обучения выпускников лицея в институте.

3.2. Лицей обязуется:

1) предоставлять возможность и создавать необходимые условия для прохождения педагогической практики студентами института;

2) способствовать продолжению обучения выпускников лицея в институте;

3) развивать сотрудничество с институтом, устанавливать творческие контакты;

4) гарантировать оплату консультаций научных руководителей института;

5) при наличии вакансий принимать на работу преподавателей института в качестве совместителей.

4. Срок действия договора

4.1. Договор считается вступившим в силу с момента его подписания двумя сторонами и действует до 2010 года.

4.2. Договор подлежит расторжению в случае ликвидации или реорганизации любой из сторон, а также в случае невыполнения своих обязательств одной из сторон.

Настоящий договор заключён в 2005 году в г. Тамбове до 2010 г.

5. Юридические адреса сторон

Институт: 392000 г. Тамбов, ул. Советская, 93, т. 72-76-61

МОУ лицей № 29: 392000 г. Тамбов, ул. С. Разина, 7, т. 72-53-82
Институт МОУ лицей № 29

Директор института Директор лицея

филологии при ТГУ

им. Г.Г. Державина ______А.И. Мексичев

________ А.Л. Шарандин

Дата: 06.09.05. Дата: 06.09.05.


II. План совместных мероприятий МОУ лицей № 29 и Института филологии ТГУ им. Г. Р. Державина (к договору о сотрудничестве)1

На базе лицея № 29 создать научно-методический центр «Инновационные технологии и их использование в преподавании русского языка и культуры речи в школе». Основным направлением сотрудничества между Институтом филологии ТГУ им. Г. Р. Державина и лицеем № 29 на период 2005 – 2010 г.г. считать следующее:

1) изучение краеведческого материала; участие в международной научно - практической конференции “Замятинские чтения» (ежегодно);

2) совместно с кафедрой истории зарубежной литературы провести круглый стол “Преподавание зарубежной литературы в XXI веке” (“Зарубежная литература на современном этапе её развития”) - 2005 - 2006 уч. г.;

3) иностранные языки в диалоге культур: проведение совместно с кафедрой теории и практики преподавания английского языка семинара “Актуальные вопросы преподавания иностранных языков в культурологическом аспекте” (2007 - 2008 уч. г.);

4) принимать активное участие в реализации федеральной целевой программы “Русский язык” и областной целевой программы “ Русский язык на 2005 - 2008 уч. год” в рамках Закона Тамбовской области “ О Программе “Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004 - 2005 уч. г”;

5) принять участие в университетской конференции “ Культура речи на рубеже XX - XXI в.в.” и в “ Днях славянской письменности’’; организовать на базе лицея № 29 научно-практический центр «Современная речь школьников» (научный руководитель – кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы лицея № 29 Шарандина Н.Н.);

6) проведение ежегодных месячников в лицее “За культуру русской речи” (апрель);

7) чтение лекций по культуре речи аспирантами и студентами- практикантами Института филологии (ежегодно);

8) социолингвистический анализ культуры речи лицеистов (2005 - 2006 у. г). (отв.: Шарандина Н. Н.).
Институт МОУ лицей № 29

Директор института Директор лицея

филологии и журналистики

при ТГУ им. Г.Р. Державина

__________ А. Л. Шарандин _______ А. И. Мексичев
Дата: “ ___” _____200 __ г. Дата: “____” _____200 __ г.

III. Результаты работы в рамках Договора о сотрудничестве

В целом модель сотрудничества лицея № 29 и Института филологии можно представить следующим образом:

Мероприятия в рамках сотрудничества организуются, а затем осуществляются на основе кафедрального компонента, что очень удобно, так как лицейские структурные подразделения так же, как и в Институте, представляют собой кафедры.

Рассмотрим наиболее значительные, на наш взгляд, мероприятия, проведённые совместно с вузом.

В мае 2005 г. совместно с Институтом филологии в рамках месячника «За культуру русской речи» был проведен социолингвистический анализ культуры речи лицеистов. Учащимся 8 – 11 классов МОУ лицея № 29 была предложена анкета «Отношение к речевой культуре в современном российском обществе: Тамбовская область» (См.: Приложение А). Цель анкетирования: выявить отношение различных слоёв населения к речевой культуре с целью получения сведений о региональной языковой ситуации и выработать системные мероприятия в языковой политике государственных учреждений и общественных организаций по поддержке и сохранению русского языка как национального достояния российского общества.

Исследование проводилось в соответствии с принятым правительством РФ Постановлением № 483 от 27 июня 2001 г. «О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2002-2005 годы» и областной целевой подпрограммой «Русский язык» на 2005-2008 годы, принятой Тамбовской областной Думой (Постановление №1023 от 23 декабря 2004 г.).

По результатам проведённого социоисследования: а) в мае 2005 года Шарандина Н.Н. приняла участие в научно-практической конференции «Культура речи на рубеже XX-XXI веков», посвящённой Дням славянской письменности; вышла в свет её статья по материалам анкетирования «Отношение современных школьников к речевой культуре» в сборнике «Культура речи на рубеже XX-XXI веков» (издательство ТГУ им. Г.Р.Державина); б) в конце августа 2005 года на заседании кафедры гуманитарных дисциплин прозвучал доклад Шарандиной Н.Н. по проблеме культуры речи школьников (с учётом проведённой работы); в) в этой же связи опубликована статья Шарандиной Н.Н. «Влияние возрастных особенностей респондентов на результаты анкетирования (по данным экспериментального исследования)» // Язык. Речь. Речевая деятельность. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. – Н.-Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 2005.; г) с опорой на результаты проведённого социокультурного анализа на городской конференции «Грани творчества», проходящей в школе № 13, (март 2006 г.) ученик 9 Е класса Калистратов Тимофей занял 2 место (учитель – Шарандина Н.Н.).

В мае 2005 года учителя кафедры гуманитарных дисциплин Чернова В.Н., Бритвина Н.Н., Шарандина Н.Н., Маслова М.В., Неверова Л.А. приняли участие в научно-практической конференции «Культура речи на рубеже XX-XXI веков», посвящённой Дням славянской письменности. По результатам выступлений в 2006 году в издательстве ТГУ им. Г.Р.Державина были напечатаны статьи педагогов в сборнике с одноимённым названием - «Культура речи на рубеже XX-XXI веков»:

  • Бритвина Н.Н. Процесс аббревиации в русском языке (из истории и о современном состоянии)

  • Маслова М.В. Активные языковые процессы, отражённые в романе В.Пелевина «Generation «П»», и их роль в раскрытии идеи произведения

  • Неверова Л.А. К вопросу об изучении речевого этикета на уроках русского языка в 5 классе

  • Чернова В.Н. Культура речи и СМИ

  • Шарандина Н.Н. Отношение современных школьников к речевой культуре

В конце марта 2006 года совместно с кафедрой зарубежной литературы ТГУ им. Г.Р.Державина и кафедрами иностранных языков (английской и немецкой филологии) и гуманитарных дисциплин лицея № 29 проведён семинар «Преподавание зарубежной литературы в XXI веке». Проведение этого мероприятия прошло на общегородском уровне (благо сроки семинара совпали с днями школьных каникул). В совместной работе смогли принять участие и учителя, проходящие курсовую подготовку, и преподаватели лицея № 29, которым интересна зарубежная литература. Сотрудники Института филологии познакомили нас со своим опытом работы с произведениями зарубежной литературы, дали ценные методические и научные рекомендации, в частности, внимание было обращено на следующие проблемы:

  • языковые и литературные трудности в процессе преподавания произведений зарубежных авторов

  • современные произведения иностранной литературы малой эпической формы

  • жанр эссе в английской, немецкой, русской литературе

  • анализ стихотворной формы

  • из опыта работы: творческие задания, аудио - и CD записи

  • сравнительно-сопоставительный анализ основных направлений литератур разных стран.

В ходе подготовки к семинару по зарубежной литературе преподавателями Института учитывались учебные программы по иностранной литературе, по которым обучаются дети в лицее. Это очень важно, так как диалог между школой и вузом основывается не на гипотетических, отвлечённых проблемах, а на конкретном прикладном материале. Приводим здесь учебные программы по немецкой и английской литературе, которые апробируются учителями лицея на кафедре иностранных языков (зав. кафедрой – И.М. Белоусенко).

Программа по английской литературе

1 год обучения

«Становление и развитие литературы Великобритании в I – XVIII веках»


Тема

Кол-во

часов

Содержание

1.Ранний период английской литературы.

2

Героический эпос «Беовульф», отражающий эпоху первых завоеваний. Содержание и идея первого поэтического произведения.

2.Истоки формирования английского языка.

3

Быт и культура страны в период раннего средневековья. Первые английские «хроники».

3.Литература Средневековья.

3

Понятие о рыцарском романе: Книга Томаса Мэлори о Короле Артуре и Рыцарях Круглого стола; народный эпос: баллады о Робине Гуде; «Кентерберийские рассказы» Д.Чосера – объединяющий фактор разных культур.

4.Эпоха Возрождения.

2

Влияние германистов на формирование общественного самосознания.

5.В.Шекспир – автор эпохи Возрождения.

2

Биография великого драматурга, формирование нового направления в английской литературе. Сонеты Шекспира – образец высокой поэзии.

6.Творчество Шекспира: комедии.

2

Понятие о юморе, иронии, сюжете, идее произведения. «Два веронца»: характеристика героев.

7.Творчество Шекспира: трагедии.

4

Философия зрелости автора, сюжет и идея трагедии «Гамлет, принц Датский». Характеристика главных героев.

8.Английская литература XVII века.

3

Сведения об Английской буржуазной революции. Биография и творчество Д.Милтона. Сюжет и идея произведения «Утраченный рай».

9.Эпоха Просвещения.

1

Характеристика эпохи. Писатели-просветители.

10. Д.Дефо: биография и публицистика. Бессмертный «Робинзон Крузо».

4

Ознакомление с первой журналистикой, анализ требований, предъявляемых журналисту, на примере биографии Д.Дефо. Анализ произведения «Робинзон Крузо», характеристика героев. Чтение отрывков из произведения.

11.Джонатан Свифт «Приключения Гулливера».


4

Борьба за свободу Северной Ирландии. Критическая картина мира, созданная Свифтом в романе «Приключения Гулливера». Чтение отрывков из романа, анализ сатиры писателя.

12. Вариант 1

Семинар: сравнение творческого наследия Д.Дефо и Д.Свифта.

Вариант 2

Дополнительная литература: Филдинг, Ричардсон, Смоллетт и др.

2

Поиск и анализ сходства и различий.


Рефераты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление образования и науки Тамбовской области iconУправление образования и науки тамбовской области
Управление образования и науки Тамбовской области информирует, что Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина проводит...
Управление образования и науки Тамбовской области iconУправление сельского хозяйства тамбовской области тамбовское областное...
Аксенов А. В., Шлыкова Т. В., Кулаков А. Н.(Управление сльского хозяйства Тамбовской области), Балобаев Р. В.(Фгу ппз «Пригородный»),...
Управление образования и науки Тамбовской области iconУправление по развитию промышленности и предпринимательства тамбовской области
Профессия: код 230102 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
Управление образования и науки Тамбовской области iconОтчет о научно-исследовательской работе
Доработка Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г., включая инновационный раздел Стратегии,...
Управление образования и науки Тамбовской области iconДоклад на заседании областной коллегии органов исполнительной власти...
«О состоянии окружающей среды Тамбовской области, повышении эффективности деятельности органов власти области по обеспечению экологической...
Управление образования и науки Тамбовской области iconМинистерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский...
Показатели внутриглазного давления новорождённого ребёнка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы глаза в...
Управление образования и науки Тамбовской области iconГлавное управление министерства российской федерации по делам гражданской...
По проведению смотра конкурса на лучшую учебно-материальную базу организаций Тамбовской области
Управление образования и науки Тамбовской области iconЭкономика и управление народным хозяйст вом (управление инновациями)
Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад...
Управление образования и науки Тамбовской области iconМинистерство образования, науки и инновационной политики новосибирской...
Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности
Управление образования и науки Тамбовской области iconМбоу "Лицей №6" города Курска
Архангельской области, подпунктом 7 пункта 9 Положения о министерстве образования и науки Архангельской области, утвержденного постановлением...
Управление образования и науки Тамбовской области iconПоложение об областном конкурсе творческих работ (сочинений)
Архангельской области, подпунктом 7 пункта 9 Положения о министерстве образования и науки Архангельской области, утвержденного постановлением...
Управление образования и науки Тамбовской области iconМетодические рекомендации по проведению смотра-конкурса на лучшую...
По проведению смотра конкурса на лучшую учебно-материальную базу организаций Тамбовской области
Управление образования и науки Тамбовской области iconЭкспертная система синтеза психологического портрета личности по почерку лапинская Г. В
Архангельской области, подпунктом 7 пункта 9 Положения о министерстве образования и науки Архангельской области, утвержденного постановлением...
Управление образования и науки Тамбовской области iconПоложение об окружных Кирилло-Мефодиевских чтениях учащихся Общие положения
Учредителем окружных Кирилло Мефодиевских чтений (далее Чтения) являются Северное управление министерства образования и науки Самарской...
Управление образования и науки Тамбовской области iconМоего проекта «Портрет среднестатистического ученика моей школы средних классов»
Архангельской области, подпунктом 7 пункта 9 Положения о министерстве образования и науки Архангельской области, утвержденного постановлением...
Управление образования и науки Тамбовской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области Муниципальное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск