Скачать 1.41 Mb.
|
Управление образования и науки Тамбовской области Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования Муниципальное образовательное учреждение лицей № 29 Сотрудничество школы и вуза как один из основополагающих компонентов развития научно-исследовательской деятельности в инновационном учебном заведении (из опыта работы учителей кафедры гуманитарных дисциплин МОУ лицей № 29) Тамбов 2007 В настоящем издании представлен анализ материалов о результатах научно-методической работы в рамках Договора о сотрудничестве между МОУ лицей № 29 и Институтом филологии ТГУ им. Г.Р. Державина. Пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и учителей-предметников. Автор-составитель: Н.Н. Шарандина, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МОУ лицей № 29 Содержание Введение………………………………………………………………………………….4 I. Договор о сотрудничестве между Институтом филологии ТГУ им. Г.Р. Державина и МОУ лицей № 29…………………………………………………………………........5 II. План совместных мероприятий МОУ лицей № 29 и Института филологии ТГУ им. Г. Р. Державина…………………………………………………………………….. 6 III. Результаты работы в рамках Договора о сотрудничестве……………………….. 7 IV. Работа лаборатории «Современная речь школьников»…………………………..14 V. Публикации учителей МОУ лицей № 29 (в рамках сотруднической деятельности)……………………………………………………………………………29 Заключение…………………………………………………………………………….. .69 Список использованной литературы…………………………………………………. 70 Приложение…………………………………………………………………………….. 71 Введение В современных условиях становления и динамического развития рынка образовательных услуг полноценное существование и функционирование учебного заведения возможно исключительно при его соответствии организационной среде. Поставленные нами стратегические цели и задачи решаются посредством проектирования, развития и совершенствования учебного процесса в образовательном учреждении. Работа МОУ лицея № 29 направлена на достижение стратегической цели, которая заключается в формировании творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации. Задачи, которые ставит перед собой наше учебное заведение, выглядят следующим образом: 1. Развивать образовательное производство в лицее через:
2. Совершенствовать содержание и технологии образования:
По отношению к учащимся и педагогам миссия лицея заключается в предоставлении каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации. В современных условиях качество образования является гарантией качества жизни человека. Поэтому возрастает ответственность учебного заведения за конечные результаты образовательной деятельности. Инновационные изменения в образовательных учреждениях направлены на повышение результативности и эффективности учебного процесса и осуществляются в рамках системы качества образования. Успех любого инновационного учреждения зависит от того, насколько разнообразные, а главное – новые формы работы применяются. Своего рода конгломеративным “устройством”, т.е. “устройством”, охватывающим многие отрасли, разделы учебно-методического процесса, в этом отношении является работа по сотрудничеству с вузом, поскольку она открывает широчайшие горизонты для творческой деятельности как педагога, так и ученика. Сотрудничество с вузом позволяет современной школе стать конкурентоспособной на рынке образовательных услуг. И здесь на первый план выходит принцип непрерывного совершенствования, который «ведёт к постепенным улучшениям, усовершенствованиям, имеющим вид рационализации деловых процессов». [12, с. 128]. Из самых значительных инноваций, которые были осуществлены в последние годы, можно отметить заключение в 2005 году Договора о сотрудничестве между МОУ лицей № 29 и Институтом русской филологии ТГУ им. Г.Р. Державина. Это позволило нам расширить взаимодействие с высшими учебными заведениями Тамбовщины, а также найти достойное применение педагогическому опыту наших педагогов-филологов: в частности, стали возможными проведение совместных научно-практических конференций, семинаров и (что немаловажно) публикации статей учителей в вузовских научных сборниках. I. Договор о сотрудничестве между Институтом филологии ТГУ им. Г.Р. Державина и МОУ лицей № 29 1. Договаривающиеся стороны 1.1. Институт филологии при ТГУ им. Г.Р. Державина (именуемый далее – институт), осуществляющий подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе, по специальностям филология (русский язык и литература), филология (зарубежная), в лице директора института Шарандина А.Л. 1.2. Тамбовское МОУ лицей № 29, осуществляющее профильное обучение (филологическое: обучение двум иностранным языкам) на III-й ступени (в дальнейшем – лицей), в лице директора лицея Мексичева А.И. 2. Предмет договора Настоящий договор заключается в соответствии с концепцией педагогического образования РФ. Предметом договора является сотрудничество института и лицея в области филологических дисциплин. 3. Обязательства сторон 3.1. Институт обязуется: 1) развивать сотрудничество с лицеем, содействовать установлению творческих контактов между кафедрами института и кафедрой гуманитарных дисциплин лицея; 2) оказывать лицею консультативную и методическую помощь в организации учебного процесса, в составлении и рецензировании программной и учебно-методической документации; 3) оказывать помощь лицею в разработке тематики исследовательской деятельности на кафедре гуманитарных дисциплин; 4) создавать временные творческие объединения для ведения научно-методической работы, приглашать преподавателей и учащихся лицея к участию в научно-практических конференциях; 5) способствовать продолжению обучения выпускников лицея в институте. 3.2. Лицей обязуется: 1) предоставлять возможность и создавать необходимые условия для прохождения педагогической практики студентами института; 2) способствовать продолжению обучения выпускников лицея в институте; 3) развивать сотрудничество с институтом, устанавливать творческие контакты; 4) гарантировать оплату консультаций научных руководителей института; 5) при наличии вакансий принимать на работу преподавателей института в качестве совместителей. 4. Срок действия договора 4.1. Договор считается вступившим в силу с момента его подписания двумя сторонами и действует до 2010 года. 4.2. Договор подлежит расторжению в случае ликвидации или реорганизации любой из сторон, а также в случае невыполнения своих обязательств одной из сторон. Настоящий договор заключён в 2005 году в г. Тамбове до 2010 г. 5. Юридические адреса сторон Институт: 392000 г. Тамбов, ул. Советская, 93, т. 72-76-61 МОУ лицей № 29: 392000 г. Тамбов, ул. С. Разина, 7, т. 72-53-82 Институт МОУ лицей № 29 Директор института Директор лицея филологии при ТГУ им. Г.Г. Державина ______А.И. Мексичев ________ А.Л. Шарандин Дата: 06.09.05. Дата: 06.09.05. II. План совместных мероприятий МОУ лицей № 29 и Института филологии ТГУ им. Г. Р. Державина (к договору о сотрудничестве)1 На базе лицея № 29 создать научно-методический центр «Инновационные технологии и их использование в преподавании русского языка и культуры речи в школе». Основным направлением сотрудничества между Институтом филологии ТГУ им. Г. Р. Державина и лицеем № 29 на период 2005 – 2010 г.г. считать следующее: 1) изучение краеведческого материала; участие в международной научно - практической конференции “Замятинские чтения» (ежегодно); 2) совместно с кафедрой истории зарубежной литературы провести круглый стол “Преподавание зарубежной литературы в XXI веке” (“Зарубежная литература на современном этапе её развития”) - 2005 - 2006 уч. г.; 3) иностранные языки в диалоге культур: проведение совместно с кафедрой теории и практики преподавания английского языка семинара “Актуальные вопросы преподавания иностранных языков в культурологическом аспекте” (2007 - 2008 уч. г.); 4) принимать активное участие в реализации федеральной целевой программы “Русский язык” и областной целевой программы “ Русский язык на 2005 - 2008 уч. год” в рамках Закона Тамбовской области “ О Программе “Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004 - 2005 уч. г”; 5) принять участие в университетской конференции “ Культура речи на рубеже XX - XXI в.в.” и в “ Днях славянской письменности’’; организовать на базе лицея № 29 научно-практический центр «Современная речь школьников» (научный руководитель – кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы лицея № 29 Шарандина Н.Н.); 6) проведение ежегодных месячников в лицее “За культуру русской речи” (апрель); 7) чтение лекций по культуре речи аспирантами и студентами- практикантами Института филологии (ежегодно); 8) социолингвистический анализ культуры речи лицеистов (2005 - 2006 у. г). (отв.: Шарандина Н. Н.). Институт МОУ лицей № 29 Директор института Директор лицея филологии и журналистики при ТГУ им. Г.Р. Державина __________ А. Л. Шарандин _______ А. И. Мексичев Дата: “ ___” _____200 __ г. Дата: “____” _____200 __ г. III. Результаты работы в рамках Договора о сотрудничестве В целом модель сотрудничества лицея № 29 и Института филологии можно представить следующим образом: Мероприятия в рамках сотрудничества организуются, а затем осуществляются на основе кафедрального компонента, что очень удобно, так как лицейские структурные подразделения так же, как и в Институте, представляют собой кафедры. Рассмотрим наиболее значительные, на наш взгляд, мероприятия, проведённые совместно с вузом. В мае 2005 г. совместно с Институтом филологии в рамках месячника «За культуру русской речи» был проведен социолингвистический анализ культуры речи лицеистов. Учащимся 8 – 11 классов МОУ лицея № 29 была предложена анкета «Отношение к речевой культуре в современном российском обществе: Тамбовская область» (См.: Приложение А). Цель анкетирования: выявить отношение различных слоёв населения к речевой культуре с целью получения сведений о региональной языковой ситуации и выработать системные мероприятия в языковой политике государственных учреждений и общественных организаций по поддержке и сохранению русского языка как национального достояния российского общества. Исследование проводилось в соответствии с принятым правительством РФ Постановлением № 483 от 27 июня 2001 г. «О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2002-2005 годы» и областной целевой подпрограммой «Русский язык» на 2005-2008 годы, принятой Тамбовской областной Думой (Постановление №1023 от 23 декабря 2004 г.). По результатам проведённого социоисследования: а) в мае 2005 года Шарандина Н.Н. приняла участие в научно-практической конференции «Культура речи на рубеже XX-XXI веков», посвящённой Дням славянской письменности; вышла в свет её статья по материалам анкетирования «Отношение современных школьников к речевой культуре» в сборнике «Культура речи на рубеже XX-XXI веков» (издательство ТГУ им. Г.Р.Державина); б) в конце августа 2005 года на заседании кафедры гуманитарных дисциплин прозвучал доклад Шарандиной Н.Н. по проблеме культуры речи школьников (с учётом проведённой работы); в) в этой же связи опубликована статья Шарандиной Н.Н. «Влияние возрастных особенностей респондентов на результаты анкетирования (по данным экспериментального исследования)» // Язык. Речь. Речевая деятельность. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. – Н.-Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 2005.; г) с опорой на результаты проведённого социокультурного анализа на городской конференции «Грани творчества», проходящей в школе № 13, (март 2006 г.) ученик 9 Е класса Калистратов Тимофей занял 2 место (учитель – Шарандина Н.Н.). В мае 2005 года учителя кафедры гуманитарных дисциплин Чернова В.Н., Бритвина Н.Н., Шарандина Н.Н., Маслова М.В., Неверова Л.А. приняли участие в научно-практической конференции «Культура речи на рубеже XX-XXI веков», посвящённой Дням славянской письменности. По результатам выступлений в 2006 году в издательстве ТГУ им. Г.Р.Державина были напечатаны статьи педагогов в сборнике с одноимённым названием - «Культура речи на рубеже XX-XXI веков»:
В конце марта 2006 года совместно с кафедрой зарубежной литературы ТГУ им. Г.Р.Державина и кафедрами иностранных языков (английской и немецкой филологии) и гуманитарных дисциплин лицея № 29 проведён семинар «Преподавание зарубежной литературы в XXI веке». Проведение этого мероприятия прошло на общегородском уровне (благо сроки семинара совпали с днями школьных каникул). В совместной работе смогли принять участие и учителя, проходящие курсовую подготовку, и преподаватели лицея № 29, которым интересна зарубежная литература. Сотрудники Института филологии познакомили нас со своим опытом работы с произведениями зарубежной литературы, дали ценные методические и научные рекомендации, в частности, внимание было обращено на следующие проблемы:
В ходе подготовки к семинару по зарубежной литературе преподавателями Института учитывались учебные программы по иностранной литературе, по которым обучаются дети в лицее. Это очень важно, так как диалог между школой и вузом основывается не на гипотетических, отвлечённых проблемах, а на конкретном прикладном материале. Приводим здесь учебные программы по немецкой и английской литературе, которые апробируются учителями лицея на кафедре иностранных языков (зав. кафедрой – И.М. Белоусенко). Программа по английской литературе 1 год обучения «Становление и развитие литературы Великобритании в I – XVIII веках»
|
Управление образования и науки тамбовской области Управление образования и науки Тамбовской области информирует, что Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина проводит... | Управление сельского хозяйства тамбовской области тамбовское областное... Аксенов А. В., Шлыкова Т. В., Кулаков А. Н.(Управление сльского хозяйства Тамбовской области), Балобаев Р. В.(Фгу ппз «Пригородный»),... | ||
Управление по развитию промышленности и предпринимательства тамбовской области Профессия: код 230102 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» | Отчет о научно-исследовательской работе Доработка Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г., включая инновационный раздел Стратегии,... | ||
Доклад на заседании областной коллегии органов исполнительной власти... «О состоянии окружающей среды Тамбовской области, повышении эффективности деятельности органов власти области по обеспечению экологической... | Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский... Показатели внутриглазного давления новорождённого ребёнка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы глаза в... | ||
Главное управление министерства российской федерации по делам гражданской... По проведению смотра конкурса на лучшую учебно-материальную базу организаций Тамбовской области | Экономика и управление народным хозяйст вом (управление инновациями) Новосибирской области, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за большой вклад... | ||
Министерство образования, науки и инновационной политики новосибирской... Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности | Мбоу "Лицей №6" города Курска Архангельской области, подпунктом 7 пункта 9 Положения о министерстве образования и науки Архангельской области, утвержденного постановлением... | ||
Положение об областном конкурсе творческих работ (сочинений) Архангельской области, подпунктом 7 пункта 9 Положения о министерстве образования и науки Архангельской области, утвержденного постановлением... | Методические рекомендации по проведению смотра-конкурса на лучшую... По проведению смотра конкурса на лучшую учебно-материальную базу организаций Тамбовской области | ||
Экспертная система синтеза психологического портрета личности по почерку лапинская Г. В Архангельской области, подпунктом 7 пункта 9 Положения о министерстве образования и науки Архангельской области, утвержденного постановлением... | Положение об окружных Кирилло-Мефодиевских чтениях учащихся Общие положения Учредителем окружных Кирилло Мефодиевских чтений (далее Чтения) являются Северное управление министерства образования и науки Самарской... | ||
Моего проекта «Портрет среднестатистического ученика моей школы средних классов» Архангельской области, подпунктом 7 пункта 9 Положения о министерстве образования и науки Архангельской области, утвержденного постановлением... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области Муниципальное... |