Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области





НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области
страница1/21
Дата публикации13.07.2013
Размер4.17 Mb.
ТипМонография
100-bal.ru > Право > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Г.Р. ДЕРЖАВИНА»


АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Администрация Тамбовской области

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
М.И. ДРОБЖЕВ М.И.
ВЕРНАДСКИЙ:
ГЛОБАЛИЗМ И НООСФЕРА
Монография

150-летию со дня рождения

В.И. Вернадского п о с в я щ я а е т с я

Я смотрю на все с точки зрения ноосферы

и думаю, что в буре, грозе и страданиях

родится новое прекрасное будущее человечества.

В.И. Вернадский

Тамбов 2012

УДК 100.27

ББК 87.3

Д75


Рецензенты:



Доктор доктор экономических наук,
профессор

кафедры управления и предпринимательства
Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

О.А. Кацук;
Кандидат кандидат философских наук, профессор

кафедры философии
Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина В.А. Каримов




Д75

Дробжев, М.И.

Вернадский: глобализм и ноосфера : монография / М.И. Дробжев ; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т
им. Г.Р. Державина», адм. Тамб. обл. Тамбов : Принт-Сервис, 2012. 340 с.
ISBN 978-5-905763-15-1





Рассмотрены основные положения учения В.И. Вернадского, проблемы становления и развития ноосферы на различных стадиях капитализма и социализма, подняты вопросы народонаселения и единства человечества, влияния науки на структуру общества, возрастающей роли и значения гуманизма, сущность глобализма. Книга предназначается для преподавателей вузов, техникумов и колледжей, общеобразовательных школ и училищ начального профессионального обучения, для всех, кто интересуется современным развитием человеческой цивилизации и её будущим.
УДК 100.27

ББК 87.3




ISBN 978-5-905763-15-1

 Дробжев М.И., 2012

 оформление. ООО «Принт-Сервис», 2012



Я смотрю на все с точки зрения ноосферы

и думаю, что в буре, грозе и страданиях

родится новое прекрасное будущее человечества.

В.И. Вернадский


Рассмотрены основные положения учения В.И. Вернадского, проблемы становления и развития ноосферы на различных стадиях капитализма и социализма, подняты вопросы народонаселения и единства человечества, влияния науки на структуру общества, возрастающей роли и значения гуманизма, сущность глобализма. Книга предназначается для преподователей вузов, техникумов и колледжей, общеобразовательных школ и училищ начального профессионального обучения, для всех, кто интересуется современным развитием человеческой цивилизации и её будущим.
Оглавление
Организованность биосферы ( Вместо предисловия)………...….……5

Учение Вернадского и пути к ноосфере………………………………….9

А. Смит и Д. Рикардо – пионеры научного становления ноосферы..22

.Энгельс - критик отрицательных сторон ноосферы эпохи первоначального накопления капитала..........................................................................................31
К.Маркс–теоретик сущности ноосферы при капитализме…………..41
Макс Вебер – идеолог капитализма…………………………….……….48
Современный мир: разнообразие в единстве и единство в разнообразии……………………………………………………………………...…..63
Социализм и его роль в развитии ноосферы …….………79

Т.Мальтус и К.Маркс о росте народонаселения…………102

Проблема единства человечества …………………………………….134
Наука и организованность ноосферы……………………………..…146

Учение о ноосфере и мировое устойчивое развитие…165
Вернадский: гуманизм и ноосфера……………………………..……178

Гуманизм учения Вернадского…………………………………….……198
Любовь: норма, идеал, мечта и цель человечества………………….206
Гуманизация бытия человечества - императив его выживания….233
Глобализм и ноосфера…………………………………………………...239

Биосферно-ноосферная концепция Вернадского 0 манифест ХХI века..266
Устремленность в будущее (Вместо заключения)………………...…291

Организованность биосферы

(Вместо предисловия)
Вернадский ввел в научный оборот понятия «геологический процесс», «биологическая эволюция», «геологическое» и «историческое время», наполнив их конкретным содержанием. Эти процессы на планете Земля носят стихийный и сознательный характер. При этом наблюдается нарастание роли сознания, знания и науки, трудовой деятельности человека и человечества на развитие природы и общества. Вернадский пишет: «Организованность биосферы - – организованность живого вещества - – должна рассматриваться как равновесия, подвижные, всё время колеблющиеся в историческом и геологическом времени около точно выражаемого среднего». [1,. с. 247.]. Он замечает, что смещения или колебания этого среднего непрерывно проявляются не в историческом, а в геологическом времени.

Планета же имеет не только живое, но и косное вещество, которые взаимодействуют между собой и влияют друг на друга. В ходе геологического времени растет мощность выявления живого вещества
в биосфере, увеличивается в ней его значение и воздействие на косное вещество. Это воздействие должно быть приемлемым для человечества, поэтому организованность биосферы должна перерастать в организованность ноосферы и обеспечить коэволюцию общества и природы, их взаимозависимость и взаимовлияние.

До сих пор общественные явления, как правило, рассматриваются с классовых, политических позиций. В книге предпринята попытка рассмотреть историю человеческой цивилизации с позиций развертывания геологического процесса и биологической эволюции. В связи
с этим затрагивается проблема добра и зла. Получается, и не только по Вернадскому, но и М. Веберу и К. Марксу, что многие лишения широких народных масс, начиная с рабовладения и кончая последними стадиями капитализма, как это ни трудно согласиться с этим, закономерны. Вебер причину этого явления видит в действиях Бога, помыслы которого непостижимы. Маркс открывает естественный закон движения общества, через которое оно должно проходить, его нельзя ни переиначить, ни отменить. Это естественные муки родов, которые можно только сократить или смягчить. Более того, он не ставит в вину эти боли общества какому-либо индивидуальному лицу. Оно само есть социальный продукт общества.

Вернадский утверждает, что добро и зло философская мысль определяла не из жестокой реальности, а исходя из области идеальных представлений, которые далеки от точного научного знания. Признавая добро и зло могущественным социальным фактором, он в то же время утверждает, что они могут иметь и большую, и меньшую роль
в истории общества, могли быть и совсем незаметными. Вплоть до того, что археологи, геологи и ботаники не считаются с тысячелетними представлениями философии и религии о них. Влияние добра и зла, заключает Вернадский, в геологическом времени из-за его несравнимой длительности по сравнению с историческим временем сглаживается и становится незаметным. По сути такую позицию можно рассматривать как попытку пересмотреть народную пословицу : пока солнце взойдет, роса очи выест. В геологическом времени ужасы рабовладения, феодализма и капитализма могут быть незаметными. Ведь одна «секунда» его равна по Вернадскому декамириаде, то есть ста тысячам лет исторического времени. Для людей же, живших в это время, добро и зло отмериваются полной мерой.

Вернадский в своём учении отдаёт предпочтение человеку как биологическому виду, как функции биосферы. Это не значит, что он не видит социальности человека, но она сама у него есть результат естественного и стихийного развертывания ноосферы.

Задача книги видится в том, чтобы проследить становление ноосферы за счет овладения знаниями, развития науки, новых технологий и от стихийного процесса обеспечить сознательный переход биосферы в ноосферу. Поэтому даётся изложение теоретических и практических основ развития капитализма, как естественного, стихийного движения по превращению биосферы в ноосферу. В его недрах зарождались эти пути. Так родоначальник политэкономии капитализма Адам Смит замечает, что невидимая рука конкуренции сочетает частные и общественные интересы, обеспечивает эффективное развитие экономики. Он утверждает, что предприниматель невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения, что он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно к этому стремится.

Еще одна задача книги – показать решающую роль в развитии биосферы и её перерастания в ноосферу живого вещества и его важнейшей части – человечества, геологического процесса и биологической эволюции природы, которые диктуют направления развития общества. Однако, по мнению Вернадского, само человечество этого ещё не понимает. В этой связи, в главе «Современный мир: разнообразие в единстве и единство в разнообразии» делается попытка показать, что мир различными путями, через капитализм и социализм, движется к единой цели – ноосфере, счастливому и справедливому обществу. Одни называют его коммунизмом, другие - – ноосферизмом или ноосферией, третьи - – гомодаром или гомоградом. Дело, однако, не в названии, а в сущности. Это должно быть лучшее общество за всю историю человеческой цивилизации, похожего похожее на рай, но только не на небе, а на нашей Земле.

В книге подчеркивается возрастающая роль науки и знания, их влияние на формирование единства человечества, структуру общества, развитие экономики и культуры, высокой нравственности и духовности. Обращается внимание в первую очередь на развитие экономики, поднимаются проблемы роста народонаселения, его зависимости от производства продуктов питания. Сравниваются точки зрения Т. Мальтуса и К. Маркса на эту проблему. Много внимания уделяется необходимости сознательного формирования единства человечества, соотношению и сочетанию национальных и общечеловеческих интересов, интересов национальных и суверенных государств с зарождающимися интернациональными формами бытия человечества, международными организациями и учреждениями, союзами.

Поддерживается мысль Вернадского о целесообразности создания мирового правительства, мировой религии, основанной на достижениях науки, мировой идеологии и культуры. Большой раздел книги посвящен становлению и развитию гуманизма. Этой проблеме в век глобализации уделяется мало внимания. Сокращается время на изучение гуманитарных наук в учебных заведениях. В быту и отношениях между людьми в значительной мере развито стремление к деньгам, власти, роскоши, вещизму, что приводит к опустошению души, потере духовности и нравственности. И все же гуманизм растет и развивается, всё больше и больше людей стремятся к взаимопомощи, дружбе и любви.

Разве это не достижение гуманизма – принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей Декларации декларации прав человека, которая провозгласила права личности, гражданского и политического права и свободы, равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести, право на труд, социальное обеспечение и отдых. Во многих государствах отменена или приостановлена смертная казнь. Много внимания уделяется проблемам устойчивого развития, экологии в глобальном мире.

Гуманизм, дружба и стремление к взаимопомощи становятся обязательными и выгодными в мире. Возьмите Европу: оказались
в большом кризисе Греция, Португалия, Испания. Лет 50 тому назад их бы давно растащили и съели крупные акулы капитализма. А сегодня страны Европейского Союза союза дают им огромные денежные транши, чтобы они вышли из сложного экономического положения. Если не помочь им, самим будет хуже. Геологический процесс и биологическая эволюция заставляют ведущие державы поступать гуманно. Эта помощь стала необходимой и выгодной. Да, здесь ещё много проблем – между богатыми и бедными государствами и людьми. Но естественная тенденция к гуманизму и любви в их отношениях пробивает себе дорогу.

Этой проблеме посвящена глава о любви как норме, идеале, мечте и цели человечества. Автор изложил в ней взгляды русских религиозных философов на проблему любви, намного опередивших в своих воззрениях западных ученых. Заканчивается книга главой «Глобализация и ноосфера». Предпринята попытка соединить процессы в развитии общества и природы. Сама ноосфера рассматривает их как единое целое. Подчеркивается возрастание сознательности в деятельности человечества в его стремлении к счастью всех людей на нашей планете.
Литература
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2002.

М.И Дробжев

Учение Вернадского - – пути к ноосфере
XXI век вступил в свои права, и одним из его требований является целостное философское воззрение на мир, на человека и человечество, природу нашей планеты и Космос. Эта целостность определяется, с одной стороны, объективно существующим единством всех этих компонентов, а с другой – адекватным их отражением
в науке, религии и философии, искусстве. Всё больше и больше выявляется общая определённость и взаимодополнительность философских школ, учений и течений, хотя это и не означает отсутствия разноречивости между ними и даже внутри них. В таком стремлении к единству и всеобщности каждое учение оказывается не отдельным, случайным явлением, а закономерной необходимостью, определённым аспектом, удивительным и уникальным и в то же время прочно встроенным в развитие мировой философской мысли.

Вернадский отмечает наличие в мире «единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты» [1, с. 332]. Региональные и национальные процессы превратились в единую систему и создали «единое, неразрывно связанное целое». События в одной части света оказывают влияние на весь мир. «Материальная, реально непрерывная связанность человечества, его культуры неуклонно и быстро углубляется и усиливается» [1, с. 332Там же]. Темп упрочения вселенскости так велик, что не представляет собой предмета для спора, и это всё более и более осознаётся живущими поколениями как непреложный факт.

Cоциалисты-утописты прогнозировали необходимость перехода капитализма в социализм и коммунизм. К. Маркс и Ф. Энгельс научно обосновали теорию наступления коммунизма. Новые идеи, соответствующие современному уровню развития человеческой цивилизации, как воздух нужны мировому сообществу. У современного общества, его политических партий, государств нет такой идеи, нет такой идеологии, которая сплотила бы не только российское общество, но и все человечество, дала бы им благородную цель и определяла бы смысл жизни каждого человека. Эту мысль очень хорошо высказал декан Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова Виталий Третьяков: «Потребность во вдохновляющей идее, то есть идеале, образе того, какой мы хотим видеть Россию
в ее своеобразии… и одновременно вписанности в общечеловеческую цивилизацию, уже настолько очевидна, а идейный голод настолько всеохватен, что об этом кричит каждый публикуемый сегодня текст, каждая произносимая речь – вне зависимости от политических пристрастий их авторов, каждая даже самая скабрезная реплика самого пошлого из наших юмористов» [2.].

Такая вдохновляющая идея есть. Это учение В.И. Вернадского, его биосферно-ноосферная концепция. Конечно, перестройка биосферы – дело архисложное, нужны обширные и глубокие знания, реалистические прогнозы такой перестройки, ее социальных последствий. Отсюда вытекает необходимость адекватной системы социальной организации общества. Идеи Вернадского носят мировой, общечеловеческий характер и представляют для сегодняшней России и всего мирового сообщества исключительную ценность. Однако ими не руководствуются правительства, они не служат идеологической основой ни одной политической партии. Они, по сути, проигнорированы обществом.

В России превращение учения В.И. Вернадского в идеологию правящей партии позволило бы в дальнейшем перерасти в национальную идею всего общества. Великая идея рождает великую энергию. Это могло бы послужить основой для настоящего сплочения всех россиян, независимо от их социального положения, образования, партийности, религиозной и национальной принадлежности. Придание идеям Вернадского такой значимости поднимет авторитет нашего государства в мире, привлечет на нашу сторону прогрессивные силы мирового сообщества, усилит необходимость для всех правительств, стран и народов руководствоваться в своих действиях учением В.И. Вернадского, общечеловеческими интересами.

Практически все научные открытия вызываются потребностями развития общества, гениальные люди раньше других осознают их и находят пути решения назревших проблем. Эта задача под силу только гениальным и очень талантливым людям. Таким ученым и был В.И. Вернадский. Все большее признание в мире приобретает его биосферно-ноосферная концецияконцепция. Биосфера, по его мнению, есть саморегулируемый организм, поддерживающий свое существование благодаря биогенно направленному геологическому процессу и биологической эволюции на нашей планете. В большинстве случаев понятие геологический процесс не расшифровывается. Во всяком случае, на него ссылаются и утверждают, что он определяет развитие биосферы и человеческой цивилизации. Но каков механизм этого влияния? Кем и как заложена программа развития геологического процесса и его решающей роли в развитии биосферы и её перехода в ноосферу. Можно предположить, что имеется свой генетический код развития геологического процесса, подобный генетическому коду живого вещества, который определяет размножение, развитие и специфику видов животного и растительного мира. Генетический код в животном и растительном мире есть результат много миллиардного развития живого вещества, сумевшего создать механизм наследственности. Не могла ли природа сама для себя создать такой код? Эти два кода различаются между собой. Генетический код живого вещества определяет наследственность и изменчивость, генетический же код для природы определяет программу её будущего развития во времени и пространстве. Код природы проявляется через биогеохимический процесс, который имеет
в своей основе обмен веществ на земной поверхности.

Вернадского с полным основанием следует считать одним из родоначальников понятия ноосферы – как сферы разума. Он выдвинул идею мирового устойчивого развития, роль в нём человека, который
в результате трудовой деятельности и роста научного знания становится крупнейшей геологической силой на Земле, арбитром всех процессов и явлений в мире. Ученый определил научную мысль как планетное явление и основной источник народного богатства. Выдвинул идею объективной необходимости единства человечества, серьезную роль в его становлении и развитии науки и техники, новых технологий.

Х1Х ХIХ и ХХ века прошли под знаком дальнейшего повышения роли человека, требований к нему. К. Маркс говорил о необходимости формирования гармонично развитой личности, Ф. Ницше - –
о сверхчеловеке, Вл. Соловьев выдвинул идею богочеловека,
Н.А. Бердяев - – идею человекобога, В.И. Вернадский в какой-то мере вернулся к идее Про­тагора и Демокрита, провозгласив, что мыслящий человек есть мера всему и назвал его планетным явлением. Часть мыслителей в своих учениях о человеке исходила из его при­родности, другие - – из его социальности, третьи - – признавали влияние на него и природ­ных, и социальных явлений.

В.И. Вернадский по-своему рассмотрел феномен человека как планетного явления, как закономерный результат геологического процесса и биологической эволюции. Его идея ноосферного человека отличается планетарным и глобалистским масштабом, эмпирическим обобщением процессов геологии, химии и биологии. Мыслитель как бы поднял­ся в такие выси Космоса, откуда ему открылись процессы, идущие на всей планете Земля. И эти процессы он связал с влиянием Космоса, значением живого вещества и его определяющей составной части - – человека. Более того, он связал все процессы на планете со ста­новлением человека и человечества, которые, в свою очередь, стали огромной геологиче­ской силой, определяющей многие процессы на земле.

В центре учения В.И. Вернадского о ноосфере находится человек, потому что и характеристика современной научной картины мира, и проблема перерастания биосферы в ноосферу, сферу разума; и проблема живого вещества, человека как его части, и значение их в развитии геологии Земли; и утверждение о научной мысли как планетном явлении и определяющем факторе развития нашей планеты и общества; и проблема устойчивого развития цивилизации, становления единства человечества и т.д., в конечном счете, есть процессы и явления, которые определяются человеком и служат для человека. Человечество ничтожная часть массы планеты, но оно выступает как главная геологическая сила. Мощь человека связана не с его материей, веществом, а с его мозгом, разумом и направленным этим разумом трудом.

Современники В.И. Вернадского русские религиозные философы исходили из других основ в своих взглядах на человека.
Вл. Соловьев подчеркивает взаимовлияние человека и общества. Для него «Общество общество есть дополненная или расширенная личность,
а личность – сжатое или сосредоточенное общество» [3, с. 286].
Н.А. Бердяев резко противопоставляет личность природе и обществу, она для него есть духовность, свобода и независимость в отношении к природе, обществу и государству, творчество. В то же время личность характеризуется своим отношением к другому, другим,
к миру, обществу, но как отношением творчества, свободы и любви, а не детерминации. Для С.Н. Булгакова личность неопределима, она есть неведомая тайна, неисследимая неисследимая бездна, неизмеримая глубина. С.Л. Франк рассматривает личность со стороны ее самости.

Есть еще точка зрения марксизма на человека и на его мыслительную деятельность. Маркс определяет сущность человека как совокупность общественных отношений, а мысль человека зависит от биологических свойств человека, имеющего высоко организованную нервную систему – мозг; от условий социальной жизни; от творческой инициативы и культурного развития личности. В становлении и развитии человека, личности решающая роль принадлежит социальной среде, обществу, свободной воле личности, труду. Процесс формирования человека идет через его активную и целенаправленную материально-производственную практическую деятельность; всестороннее развитие и воспитание, включающее в себя процесс познания, становление высокой нравственности, физическую подготовку и техническое обучение; процесс роста духовности личности, ее гуманизма.

Ноосферный человек – это продукт развития биосферы и создатель ноосферы. Ноосферная реальность у В.И. Вернадского в значительной степени определяет место и роль человека в быстро меняющемся мире. Человек как выразитель этой закономерности отдает все свои силы и возможности для ее осуществления. Мысль
о том, что человек становится главным компонентом на Земле выражается и у многих других ученых. Так, например, Первый президент Римского клуба А. Печчеи не без основания называет человека арбитром всего происходящего на Земле. В своей работе «Человеческие качества» он пишет: «Разгадав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, он ([человек]. – М. Д.) оказался теперь наделен невиданной, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете, включая и свою особенную жизнь» [4, с. 71-72].

Кстати, А. Печчеи в своем утверждении ссылается на Дж. Хаксли, который пришёл к выводу, что «роль человека заключается в том, хочет он этого или нет, чтобы быть лидером эволюционного процесса на Земле». Он подчеркивает, что «человеку придется взять на себя руководство этими процессами, с тем, чтобы ориентировать его в благоприятном для всех направлении»… (Выделено мнойкурсив мой. – М. Д.) [4, с. 72]. Понимает ли сегодня эту роль человек? К сожалению, нет. Пока еще растущее могущество человека не подкрепляется фактом его ответственности на планете и в Космосе. Могущество без мудрости и ответственности делает его дикарем и варваром, не умеющим применить свою растущую не по дням, а по часам силу волшебника и мага, равного божеству. Из сказанного следует, что ноосферный человек должен овладеть не только естественным и физико­-математиче-ским знанием, но и обладать высокой культурой, гуманизмом, иметь богатую духовность и мировоззрение, быть мудрым.

Ноосферный человек должен обладать широкими и глубокими знаниями законов природы и общества, высокой духовностью, нравственностью и культурой; оптимально использовать достижения науки и техники, новых технологий; мыслить в масштабе нашей планеты и всего космоса. Важнейшими компонентами мировоззрения ноосферного человека, принципами его поведения выступают общечеловеческие интересы, стремление к подлинному равенству людей, к единству человечества, к гуманизму.

Но человек сам требует защиты самого себя. Вот почему возрастает значение гуманизма, в основе которого лежат интересы людей, забота об их благополучии, повышении их творческого потенциала, достижение нового качественного состояния общества, в котором человек жил бы в органическом единстве с природой, тесной единой семьёй всех стран, государств, народов и национальностей. Надо сделать всё для недопущения военной катастрофы, избавить мир от гонки вооружений., обеспечить светлое будущее нашим потомкам.

В наше время становятся всё более актуальными взгляды
В.И. Вернадского. Если Смит, Маркс, Вебер как бы интуитивно нащупывали в любом государстве помимо его классовой сущности еще и общечеловеческую функцию, то Вернадский подчеркивает её наличие как естественное отражение процесса перехода биосферы в ноосферу, её организованности. Он не пишет о рабовладельческом, феодальном или капиталистическом и социалистическом государстве. Вернадский – сторонник единства человечества, и с точки зрения необходимости сознательного создания этого единства и общечеловеческих интересов, он различает государство малое и большое, и отдает предпочтение второму. Он пишет: «Большое государство есть всегда явление в истории человечества прогрессивное –
а свободное большое государство дает такие возможности роста и влияния человеческой личности и такие удобства жизни, какие недоступны мелким формам государственности». [5, . с. 257].

Вернадский прогнозировал появление единого мирового государства. Эта идея становится особенно актуальной в ХХI веке, когда человечество столкнулось с глобальными проблемами, решить которые силами отдельных национальных государств стало невозможным. «Идея о едином государственном объединении всего человечества, – писал он, - – становится реальной только в наше время, и то, очевидно, становится только реальным идеалом, в возможности которого нельзя сомневаться. Ясно, что создание такого единства есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество непременно придёт».[» [6, с. 324].

И одним из таких фактов является необходимость появления мирового правительства. Эти строки книги пишутся 31 января 2012 го-да. Смотрю программу «Новости» в 15 часов по Первому каналу телевидения. Передают итоги заседания Европейского Совета совета в Брюсселе. Совет высказался за создание Общенационального Европейского правительства. Это - шаг на пути создания мирового правительства.

По Вернадскому, происходит всё более тесная связь общества и природы, выявление создаваемой историческим процессом новой психозойской, или антропогенной, геологической эры, переход биосферы в ноосферу. Этот переход затрагивает не только изменение не только природы, но и общества, его организованности. «Философы, – пишет он, – исходили из свободных, казалось им, в своем выражении идей, исканий мятущейся человеческой воли, человеческого сознания, не мирящихся с действительностью. Человек, однако, строил свой идеальный мир неизбежно в рамках окружающей его природы, среды своей жизни, биосферы, глубокой связи с которой, независимой от его воли, он не понимал и теперь не понимает». (Выделено курсив мой. – М. Д.) [ 1, .c., 264]. Более того, среда обитания, биосфера определяют всё без исключения в ней происходящее, не могущее коренным образом нарушаться идущими внутри неё процессами.

Но не только природа, геологический процесс и биологическая эволюция влияют на развитие общества и на человека. Само общество и каждый человек оказывают свое воздействие на природу, . Человек становится ноосферным существом, способным быть арбитром на планете Земля. Вернадский указывает, что ещё
«в 1780 году. Ж. Бюффон поставил проявление контроля природы человеком в рамки истории планеты не как идеал, а как возможное для наблюдения природное явление». [11, .с. 265]. Вернадский усиливает это положение. Он утверждает: «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - – цивилизованного человечества на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - – в ноосферу».[» [1, 1.с. 252.].

Актуальными в ХХI веке становятся высокие морально-нравст-венные, духовные и гуманистические черты, как отдельного человека, так и всего человечества. Без формирования таких качеств общество просто не сможет выжить. Они приобретают все большее значение по сравнению с усвоением знаний, поскольку характер и содержание решений, принимаемых на их основе, часто оказываются более важными, чем сами научные открытия. Поэтому формирование и становление духовности и гуманизма – один из объективно обязательных путей к возрождению личности и общества, всей страны и мира в целом.

Развитие человеческой цивилизации наглядно демонстрирует необходимость универсальных знаний, то есть знаний как естественных, технических, физико-математических, так и гуманитарных, этических и эстетических. Преувеличение значения знаний «физики» в ущерб понимания и усвоения «метафизики», или наоборот, ведет к интеллектуальной хромоте личности, к пагубному влиянию на ее деятельность.

Вернадского с полным основанием следует считать одним из родоначальников понятия ноосферы, как сферы разума. Это понятие было впервые предложено французами Э. Леруа и Т. де де Шарденом под влиянием лекций Вернадского, прочитанных им в Сорбонне. Вернадский принял это понятие и писал: «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу» [1, с. 252].

Н.Н. Моисеев, Н.В. Тимофеев-Ресовский, А.Л. Яншин, Г.П. Аксенов, И.И. Мочалов, Р.К. Баландин, А.Г. Назаров, Г.Б. Наумов,
Г.С. Смирнов, Г.В. Гегамян, В.И. Данилов-Данильян, О.Л. Кузнецов, Б.Е. Большаков, А.Д. Урсул, А.И. Субетто, Г.А. Зюганов, А.С. Панарин и другие по-разному толкуют понятие ноосферы.. Их взгляды на учение Вернадского часто не совпадают.

Надо признать, что такое разночтение является закономерным и нормальным. Здесь все дело заключается в том, что понятие ноосфера очень емкое по содержанию, имеет много граней. И каждый исследователь творчества Вернадского видит не все сразу, а какую-нибудь из сторон и особенностей этого многообразного явления. И, в некотором смысле, придают своей точке зрения определенную автономность, относительную самостоятельность, иногда даже абсолютизируя её.

Одни ученые считают главными факторами становления и развития ноосферы стихийные, естественные, природные, геоцентрические процессы. Человек здесь – не только часть природы, но и её порождение. Он не управляет развитием ноосферы, а только участвует в её эволюции. (Г.Б. Наумов.). Другие делают акцент на усиливающуюся и постоянно растущую роль человека в преобразовании биосферы в ноосферу, на антропоцентрическом факторе её возникновения и развития.

Т. де Шарден характеризует ноосферу с идеалистических позиций. Она у него развивается благодаря слиянию индивидуальных сознаний, росту их активности, сохранению и передаче их достижений последующим поколениям путем их воспитания. Он утверждает, что в мыслящий слой человека переносятся его знания, опыт, мудрость и духовность через наследственность, она сводится им в своем проявлении к простой передаче приобретенных духовных сокровищ. «Наследственность, – пишет он, – перенесенная человеком в мыслящий слой Земли, оставаясь зародышевой (или хромосомной), переносит свой жизненный центр в мыслящий, коллективный и постоянный организм, где филогенез смешивается с онтогенезом. От цепи клеток она переходит в опоясывающие Землю пласты ноосферы» [7, с. 180].

Наследственность из пассивной становится активной. В результате биологической эволюции биосфера не только обретает свое сознание через человека, но, кроме того, она « приобретает свободу располагать собой – продолжать себя или отвергнуть. Мы не только читаем секрет ее действия в наших малейших поступках. Но, будучи ответственными за её прошлое перед будущим как действующие индивиды, мы держим её в своих руках» [7, с. 180Там же]. «Величие это или рабство?» – задает вопрос де Шарден. И отвечает: «Все решает проблема действия».

В.И. Вернадский в своих работах неоднозначно характеризует ноосферу. Прежде всего, он видит в ноосфере оболочку Земли, преобразованную трудом и разумом человека. Заметим, что
Т. де Шарден в своих работах не упоминает трудовую деятельность человека как одну из основ становления ноосферы. У него основа ноосферы – плод развития мысли человечества, составленной из достижений мыслительной деятельности индивидов.

Вернадский утверждает, что ноосфера зародилась в далеком прошлом. Она начинается с того момента, когда человек начал мыслить и приобщился к трудовой деятельности. В дальнейшем же уровень развития ноосферы постоянно растет. В его публикациях можно встретить утверждения: мы находимся в состоянии ноосферы, о необходимости перехода к ней, она наступит только в далеком будущем. Это будущее в то же время оказывается уж не таким далеким – оно наступит в период жизни его внучки. Это конец ХХ и начало ХХI века, то есть наше время.

Ноосфера возникает на основе деятельности человечества как мощной геологической силы. Большую роль в ее становлении и развитии играет живое вещество, научная мысль, разум человека, становящийся планетным явлением. Ноосфера есть результат трудовой и духовной деятельности человека. Все это органично входит в геологический процесс и биологическую эволюцию, которые направляют переход биосферы в ноосферу. Логично предположить, что ноосфера из части геологического процесса и биологической эволюции превращается в самостоятельное явление, включающее их в себя и управляющие ими.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconУправление образования и науки тамбовской области
Управление образования и науки Тамбовской области информирует, что Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина проводит...
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconМинистерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «алтайский...
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconРоссийской федерации государственное образовательное учреждение высшего...
Примерный перечень курсовых работ по основам менеджмента (для направления «Менеджмент» по теории менеджмента) 6
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Актуальные проблемы рекламной деятельности: теория и практика : сб науч тр. / отв ред. А. В. Прохоров; м-во обр и науки рф, г оувпо...
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconРабочая программа для студентов специальности 020201. 65 «Биология»
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тюменский государственный университет»
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconМинистерство образования и науки российской федерации ростовский...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по специальности 08. 00....
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Книга адресована специалистам в области истории философии, этики, религиоведения
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconМетодические рекомендации по подготовке и выполнению вкр министерство...
Фгбоу впо «Московский Государственный Университет экономики, статистики и информатики (мэси)»
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconСаяпин Владислав Олегович, Кандидат философских наук, доцент кафедры...
Совете по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете, целью создания Совета является обеспечение разработки и принятия...
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconРоссийской Федерации Администрация Краснодарского края Администрация...
Фгбоу впо «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма»
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconМинистерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «Уральский...
Контрольная работа состоит из трех заданий. Распределение вариантов всех заданий осуществляется по одной схеме
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области icon"Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина" программа...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта, рекомендованного Министерством образования и науки Российской...
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconПедагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тамбовский...
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» администрация тамбовской области iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск