Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования,





Скачать 120.02 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
Дата публикации11.06.2015
Размер120.02 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка


Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089, и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов авторов А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

- дать общие сведения о языке;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Место курса в учебном плане

Настоящая программа составлена на 102 часа (1 час в неделю – в 10 классе и 2 часа в неделю в 11 классе, исходя из 34 учебных недель в году) в соответствии с учебным планом школы, является программой базового уровня обучения.

Содержание курса:

10 класс

Общие сведения о языке (2ч)

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография (6 ч)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (8ч)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование (4ч)

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (22 ч)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Язык и речь. Функциональные стили речи (26 ч)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи и их особенности.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

 Использование учащимися средств научного стиля.

Особенности публицистического стиля речи. Жанровое своеобразие подстилей. Сфера употребления. Лексика, синтаксические особенности.

Использование учениками средств публицистического стиля при создании собственного высказывания.

Стиль художественной литературы.

11 класс

Введение. Русский язык история и современность (2 часа)

Синтаксис (30 часов)

Синтаксис как раздел науки о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты А.А. Шахматов и А.М. Пешковский, их вклад в изучение синтаксиса и истории русского языка.

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний.

Простое предложение, его типы по цели высказывания, интонации и структуре.

Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Осложненное простое предложение. Однородные члены, знаки препинания при них. Обособленные члены предложения, правильное построение предложений с обособленными обстоятельствами и определениями.

Обращение, вводные слова, вставные конструкции, их значение в предложении, знаки препинания при них.

Сложные предложения, их типы. Особенности расстановки знаков препинания в сложных предложениях. Синонимика сложных предложения и простых с обособленными членами.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Цитаты. Пунктуационные правила оформления цитат.

Принципы и функции русской пунктуации. Обобщение пунктуационных правил, соответствующих грамматическому (синтаксическому) принципу. Смылоразличительная роль знаков препинания.

Анализ текста с целью наблюдения над стилистической ролью синтаксических структур. Изобразительные возможности синтаксических конструкций.

Контрольное тестирование по разделу «Синтаксис и пунктуация».

Текст. Цельность и связность — важнейшие качества текста. Способы выражения темы и основной мысли текста: заглавие, начало и конец текста, ключевые слова. Логические связи предложений и микротем в тексте.

Способы выражения авторской позиции в тексте.

Синтаксис текста. Цепная и параллельная связь предложений в текстах описаниях, повествованиях и рассуждениях. Средства связи частей теста: лексический повтор, однокоренные слова, местоименные слова, союзы и частицы.

Уроки-практикумы по совершенствованию навыков анализа текста, определению его темы, авторской позиции, способов ее выражения.

Уроки-практикумы по написанию сочинений-рассуждений, близких к рецензии, отзыву или эссе.

Стилистика (20 часов)

Стилистика как раздел науки о языке. Общая характеристика стилей русского языка.

Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль. Основные особенности: цели и сфера употребления, лексика научного стиля, морфологические и синтаксические особенности. Изучающее чтение научно-популярной статьи; просмотровое и ознакомительное чтение справочной и научно-популярной литературы.

Публицистический стиль, его основные признаки. Средства эмоциональной выразительности в публицистическим стиле.

Жанры публицистического стиля. Анализ публицистических текстов.

Официально-деловой стиль речи, основные стилевые черты. Практикум по составлению деловых бумаг.

Разговорный стиль, его особенности. Культура устной речи.

Художественный стиль речи, его образность, эмоциональность, использование различных средств художественной выразительности (тропы, стилистические фигуры).

Анализ лирического произведения.

Анализ прозаического текста.

Написание сочинений-рассуждений по художественному тексту.

Контрольный стилистический анализ текста.

Повторение и систематизация изученного материала (14 часов)

Фонетика, орфоэпия, графика.

Лексика и фразеология. Слово в тексте. Выбор слова в зависимости от его лексического значения и стилистики текста.

Морфемика и словообразование. Правописание приставок, гласных и согласных в корне слов.

Морфология и орфография. Категориальные признаки частей речи. Морфологические разборы слов. Трудные случаи правописания различный частей речи.


Урок-семинар «Система языка: взаимодействие языковых единиц разных уровней».

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;

Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов).

Создание устного и письменного речевого высказывания:

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;анализ текста и языковых единиц:

Проводить разные виды языкового разбора;

Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

Эффективно использовать языковые единицы в речи;

Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников
Программно-нормативное, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебник:  А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. «Русский язык. Грамматика. Стили речи: Учебник для 10-11 классов. М: Просвещение, 2009»

Учебник

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. «Русский язык. 10—11 классы». – М., «Просвещение», 2011.

Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.  

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», книга для учителя, издание 5-е, М.: Просвещение, 2002.  

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», изд. 2-е, М.: Просвещение, 2004.  

Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006. 

Цыбулько И. П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2009-2010, М.: Просвещение, 2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconПояснительная записка Данная рабочая программа по истории для учащихся...
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В основу планирования курса взята авторская программа: А....
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconПояснительная записка Учебная программа по физической культуре разработана в соответствии с
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ №1089 от...
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconПояснительная записка Учебная программа по физической культуре разработана в соответствии с
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ №1089 от...
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с Федеральным...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской...
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconПояснительная записка Основная общеобразовательная программа начального...
Самарской области основная общеобразовательная школа №16 города Сызрани городского округа Сызрань
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconПояснительная записка Основная общеобразовательная программа начального...
Самарской области основная общеобразовательная школа №16 города Сызрани городского округа Сызрань
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconРабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с...
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе Примерной программы основного...
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, icon«согласовано»: «утверждаю»
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconРабочая программа по физике за курс средней общей школы для 11 класса пояснительная записка
Представленная программа составлена в соответствии с утвержденным в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта среднего...
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по географии...
Рабочая программа учебного курса по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии...
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по географии...
Рабочая программа учебного курса по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии...
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconРабочая программа дисциплины «Литература»
Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconРабочая программа дисциплины «Литература»
Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconРабочая программа по биологии разработана на основе Федерального...
Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного...
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, iconПриродоведение 5 класс Пояснительная записка
Примерная программа рассчитана на 70 часов, авторской программы А. А. Плешакова, Н. И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск