Природоведение 5 класс Пояснительная записка





Скачать 61.87 Kb.
НазваниеПриродоведение 5 класс Пояснительная записка
Дата публикации05.07.2015
Размер61.87 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Природоведение 5 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской программы А.А.Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Изучение природы (3 час)

Введение. Науки о природе. Методы изучения природы. Великие естествоиспытатели.

Практическая работа

«знакомство с оборудованием для научных исследований; проведение наблюдений, опытов и измерений».

  1. Вселенная (14ч)

Представление о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 16-18 вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты - гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звёзд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.

Практическая работа

«наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий северного полушария, рассматривание поверхности Луны».

3. Земля (18 ч)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различия по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержение вулканов, гейзеры.

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровья людей.

Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Мировой океан, части океана. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Практические работы

«Ознакомление со свойствами горных пород и минералов»

«Описание и сравнение признаков веществ, химических реакций, исследование физических явлений».

«Наблюдение погоды».

4. Жизнь на Земле (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды; донное сообщество кораллового рифа; глубоководные сообщество.

Практические работы

«Определение наиболее распространенных растений и животных, примеры приспособлений растений и животных к среде обитания». 

5. Человек на Земле (16 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники - первооткрыватели далёких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, «озоновая дыра», «парниковый эффект», радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Практические работы

«Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

6. Повторение и обобщение основных знаний и приёмов самостоятельной работы за курс (2ч)

О Вселенной: основных этапах в развитии взглядов людей на Вселенную; системе мира по Птолемею, Н.Копернику; роли Дж. Бруно, Г.Галилея в развитии взглядов на Вселенную; строении и составе Солнечной системы; общей характеристике планет Солнечной системы и т.д.

О планете Земля: об основных гипотезах возникновения Земли и Солнечной системы, внутреннем строении Земли, природных явлениях в земной коре, суше планеты, общей характеристике материков, внешних оболочках Земли, причинах землетрясений и вулканической деятельности на планете.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся :

 

Учащиеся должны знать:

- основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную; отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику; роль Дж. Бруно, Г. Галилея в развитии взглядов на Вселенную;

- строение и состав Солнечной системы;

- общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов;

- основные типы звёзд, созвездия неба Северного полушария;

- характеристика галактик;

- основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;

- внутреннее строение Земли и её внешние оболочки;

- причины землетрясений и вулканической деятельности; общую характеристику материков.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, измерительными приборами;

- рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

- показывать на карте основные природные зоны Земли;

- составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно либо под руководством учителя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,...
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11...
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconПриродоведение, 5 класс Аннотация к рабочей программе
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение»
«Природоведение» предназначена для изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы и является продолжением курса «Окружающий...
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconУрок по природоведению в 5 классе по теме «От Коперника до наших дней»
Курс «Природоведение» 5 класс Плешаков А. А., Сонин Н. И., учебник Природоведение 5 класс, издательство Дрофа
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка природоведение 5 класс
Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом...
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconРяскина Оксана Алексеевна Предмет: природоведение (естествознание)...
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая...
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconПлешаков А. А. Природоведение. 5 класс: учеб для общеобразовательных...
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель:...
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы по биологии для основного общего образования и авторской программы авторов...
Природоведение 5 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск