| НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Программа дисциплины «Миграционная политика в России и за рубежом. Лингвистические аспекты» для направления 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки магистра
|
Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет гуманитарных наук
Рабочая программа дисциплины
«Миграционная политика в России и за рубежом. Лингвистические аспекты»
для направления 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
подготовки магистра 1 года обучения
Магистерская программа «Политическая лингвистика»
Авторы программы:
Н.К.Радина – д. полит. наук, проф. (nradina@hse.ru)
Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «28»августа 2014 г.
Зав. кафедрой В.Г. Зусман Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «28»августа 2014 г.
Председатель В.Г. Зусман Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «22»сентября 2014 г.
Председатель В.М. Бухаров Нижний Новгород, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», обучающихся по магистерской программе «Политическая лингвистика», изучающих дисциплину.
Программа разработана в соответствии с:
образовательным стандартом НИУ ВШЭ для направления 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»;
Образовательной программой направления 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (магистерская программа «Политическая лингвистика»).
Учебным планом университета по направлению подготовки 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (магистерская программа «Политическая лингвистика»), утвержденным в 2014 г.
2Цели освоения дисциплины Цель дисциплины – систематизация знаний слушателей программы в области проблем миграционной политики государства, содействие становлению специалиста-лингвиста в области прикладной миграционной политики.
Задачи курса:
- реконструкция и усовершенствование системы знаний магистрантов о миграционной политике в России и за рубежом, знакомство с основными направлениями политических исследований в современной мировой и отечественной науке, в том числе в области языкового планирования и управления в русле миграционной политики;
- развитие исследовательских навыков на материале междисциплинарных проблем миграционной политики;
- развитие навыков самостоятельной работы, знакомство с новыми технологиями самостоятельной работы в процессе усвоения нового материала.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины магистрант должен:
знать правовые основы миграционной политики России;
иметь представление об исторических особенностях межкультурных (межэтнических) отношений в России в контексте истории миграции народов в границах Российской империи, Советского Союза и современной России;
уметь использовать различные теории для анализа современной ситуации миграции в зависимости от аспекта, акцента проводимого анализа, обладать необходимой междисциплинарной компетентностью для идентификации данных аспектов (различать антропологические, социологические, социально-психологические и т.п. теории, объясняющие миграционные процессы и явления);
иметь навыки описания и анализа лингвистической программы в контексте миграционной политики государства; иметь навыки критического мышления, уверенно формулировать самостоятельную позицию, проводить сравнительный анализ подходов и концепций и т.п., иметь элементарные навыки в исследовательской практике.
В результате освоения дисциплины магистрант осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности.
| СК-М1
|
Магистрант способен работать с научной литературой, используя научные результаты для формулирования собственной научной позиции.
| Реферат, эссе, домашнее задание
| Способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности
| СК-М2
|
Магистрант решает предлагаемые проблемы (кейсы), используя теории и концепции в области миграционной политики, способен обнаружить неверные решения вопросов миграционной политики и предложить оптимальные стратегии выхода
| Проблемные лекции и лекции-провокации, реферат, эссе, домашнее задание
| Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности
| СК-М6
|
Магистрант в процессе подготовки заданий текущего контроля релевантно учебным задачам организует собственное информационное пространство. Во время лекций-провокаций активно включается в процесс идентификации и исправления «учебных ошибок».
| Проблемные лекции и лекции-провокации, реферат, эссе, домашнее задан
| Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность, в международной среде
| СК-М8
| Магистрант в процессе подготовки реферата и эссе использует литературу на иностранных языках.
| Реферат, эссе.
| Способен произвести углубленный анализ проблем, постановку и обоснование проектных задач, связанных с лингвистической проблематикой, моделированием и разработкой лингвистических компонент в междисциплинарных проектах
| ПК-5
| Магистрант предлагает оптимальные решения практических задач во время аудиторных занятий, использует полученные знания для исследований в области миграционной политики в процессе подготовки курсовой работы.
| Проблемные лекции и лекции-провокации
|
|