9 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для учащихся 9 класса МБОУ «Гатчинская гимназия имени К.Д. Ушинского» и рассчитана на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др. Количество часов – 3 часа (два часа по учебному базисному плану, и один час выделен из школьного компонента).
Общее количество часов – 102 часа. Из них на развитие речи – 22 часа
Количество часов в неделю- 3 часа
При сопоставлении Примерной программы с авторской выявлено отсутствие следующих дидактических единиц, необходимых для изучения:
Разделы
| Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу
| Общие сведения о языке
| Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы. Нормированность – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки.
| Синтаксис. Сложные предложения
| Вопрос о классификации СПП. Наблюдение за особенностями использования СПП в устных и письменных текстах, правильное построение сложных предложений разных видов.
| Рабочая программа скорректирована мною с учетом данных недостатков. Содержание программы, составленной мною, направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.
Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе:
В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен знать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения
основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения)
основные единицы языка, их признаки
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа
формулировать вопросы по содержанию текста
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка
чтение:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения
составлять конспект прочитанного текста
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста
говорение:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально- культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы
знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (мимики, жестов)
строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка
письмо:
знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала последовательность изложения (развертывания содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания)
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования)
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента)
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки
текст:
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста)
фонетика и орфоэпия:
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм
морфемика и словообразование:
владеть приемом морфемного разбора
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять
пользоваться разными видами толковых словарей
верно использовать термины в текстах научного стиля
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительно словоупотребления
проводить элементарный анализ художественного текста
морфология:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях
правильно образовывать формы слов с использованием словаря
определять синтаксическую роль слов разных частей речи
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении анализа
орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов
проводить орфографический анализ текста
синтаксис и пунктуация:
различать изученные виды простых и сложных предложений
интонационно выразительно читать предложения изученных видов
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам
уместно пользоваться синтаксическими синонимами
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, используя графические обозначения
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила
проводить пунктуационный анализ текста
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации
Виды и формы контроля:
диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий)
комплексный анализ текста
устное и письменное высказывание на лингвистическую тему
тест
изложение
Литература:
1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 класс.-М.: Дрофа, 2011
2.Русский язык.
Тематическое планирование
№№
| Наименование раздела. Подраздел. Тема урока
| Да
та
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Домашнее задание
| 1
| Основные формы существования национального русского языка
|
| Урок усвоения новых знаний
| Формы существования национального русского языка: русский литературный, территориальные диалекты и просторечия. Нац. язык и единство его разновидностей
| Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность,сферего функционирования, знать группы просторечной лексики лит.языка
| Анализ текстов Д.С. Лихачева о языке(тема, ключевые слова, обоснование ответа)
| Объясните разницу между понятиями «русский язык» и «русский литературный язык», выскажите отношение к современному молодежном сленгу
| 2
| Р.Р. Урок развития речи.
Особенности сжатого изложения. Способы сжатия текста
|
| Урок повторения
| Текст, типы и стили речи. Сжатое изложение, его особенности
| Знать определение текста, понимать его особенности, меть определять тип и стиль текста, знать особенности сжатия текста
| Анализ текстов различной тематики.
| Докажите, что перед вами текст, его тип и стиль. Написать сжатое изложение
| 3
| Понятие о литературном языке
|
| Урок усвоения новых знаний
| Русский литературный язык – основа нац. русского языка. Литературный язык как основа художественной литературы. Основные отличия лит.языка от языка художественной лит-ры
| Понимать ,что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка
| Составить таблицу «Разнообразие лексического состава русского языка», написать сочинение-миниатюру («Русский язык богат, образен и точен» или «Люблю обычные слова, как неизведанные страны»
| Устное сообщение «Какое место занимает литературный язык в общей системе русского языка» Временные рамки современного языка
| 4
| Понятие о литературном языке
|
| Урок закрепления изученного
| Особенности лит. языка
| Уметь объяснить особенности лит.языка
| Анализ сочинений-миниатюр
| Составление письменного высказывания на литературную тему
| 5
| Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка
|
| Повторитель
но-обобща-
ющий урок
| Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Воды норм языка.
| Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в речи, исправлять их
| Тест
| Наблюдения за речью телеведущих, родных. Найти нарушения норм классифицировать их ,объяснить причину нарушения нормы. Устное сообщение «Спасибо родному слову»
| 6
| Повторение изученного в 5-8 классах.
Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.
|
| Урок развития речи
| Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое, их особенности
| Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией
| Устное высказывание «Значение Интернета для российского образования»
| Составить текст «Подслушанный диалог», передать специфику звучащей речи
| 7
| Р.Р. Стили речи
|
| Урок развития речи
| Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые особенности, основные жанры стилей
| Уметь различать разговорную речь, разные стили, определять их жанры, тему, основную мысль текста, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные средства выразительности
| План учебной статьи, таблицу стилей. Проанализировать речевое высказывание с т.з. его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. Анализ статьи журнала.
| Привести примеры речевых ситуаций. Текст упр.7
| 8
| Простое предложение и его основа. Предложения с однородными членами.
|
| Повторитель
но-обобщающий урок
| Синтаксис и пунктуация простого предложения, виды предложений
| Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать виды простых предложений, выразительно читать их расставлять знаки препинания, пользоваться синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами и ССП
| Объяснительный диктант
| упр.11
| 9
| Предложения с обособленными членами
|
| Повторитель
но-обобщающий урок
| Предложения с обособленными членами
| Уметь опознавать предложения с обособленными членами, выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, грамматической и пунктуационной особенностей предложения с обособленными членами, использовать их в речи
| Комментиро-
ванное письмо
| упр.19
| 10
| Предложения с обращениями, вводными конструкциями
|
| Повторитель
но-обобщающий урок
| Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями
| Уметь интонационно читать предложения с обращениями, вводными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, использовать в речи синонимичные конструкции
| Диктант «Проверяю себя»
| упр.14
| 11
| Предложения с обращениями, вводными конструкциями
|
|
|
|
|
|
| 12
| | |