№п./п.
|
Дата
| Основное содержание программного материала
| Кол-во
часов
| Цели
| Основные знания, умения, навыки
| Теория литературы
| Методические приёмы
| Домашнее задание
|
1
|
| Введение.
Литература и время.
История на страницах произведений различных жанров
| 1
| Кратко повторить изученное в предыдущих классах; обозначить цель курса литературы 8 класса; ознакомить учеников со структурой учебника
| Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано
| Фольклор, древнерусская литература
| Беседа, повторение изученного, объяснение учителя, работа с учебником
| Конспект статьи «Литература и время», вопросы 1-4
|
2-3
|
| История в произведениях фольклора. Русская историческая песня. Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком», «Правеж», «Петра 1 узнают в шведском городе»
| 2
| Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий; сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора
| Познакомить с жанровым своеобразием русской исторической песни, основной тематикой песен и главными героями;
| Историческая песня
| Лекция
Выразительное чтение
Беседа по вопросам
| Стр.19-21, вопросы 1-4, стр.22, вопросы 1-3
|
4-5
|
| Народный театр. Драма «Как француз Москву брал»
| 2
| Углубить представления учеников о народной пьесе как жанре фольклора; показать художественные особенности пьесы о французском нашествии, выделить ее патриотическую направленность; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
| Народный театр как жанр фольклора;
Раскрыть особенности содержания и художественной формы народного театра
| Народная драма
| Работа с учебником
Беседа по вопросам
Выразительное чтение
Рассказ учителя
| Вопросы 1-9
|
6-8
|
| История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись.
«Повесть временных лет»
«Смерть Олега от своего коня»
| 3
| Углубить представления учеников о древнерусской литературе и ее жанрах; начать знакомство с «Повестью временных лет».
Показать особенности изображения исторической личности в летописном произведении.
| Дать понятие о древнерусской литературе;
Помочь учащимся осмыслить закономерности её развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы;
| Духовная литература
Канонизация (причисление к лику святых)
| Рассказ учителя с элементами беседы
Составление тезисного плана
Словарная работа
| Вопросы 1-5, пересказ
|
9-10
|
| Русская воинская летопись.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
| 2
| Дать понятие о жанре воинской повести; ознакомить учеников с «Повестью о разорении Рязани Батыем», показать ее связь с фольклором; раскрыть значение художественных особенностей повести.
| Дать понятие воинской летописи;
Раскрыть историческую основу воинской повести;
Работа над особенностями воинской повести.
| Воинская повесть Междоусо-бицы
| Работа с текстом
Беседа по вопросам
Выразительное чтение
Рассказ учителя
| Домашнее сочинение №5, стр.38
|
11-12
|
| Жития святых как исторические повествования
«Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»
| 2
| Показать идейно-художественное своеобразие «Повести о житии…Александра Невского»; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи и выразительного чтения; реализация межпредметных связей с изобразительным искусством
| Дать понятие о жанре жития;
Раскрыть историческую основ ;
Работа над особенностями «Жития»
| Духовная литература
Житийная литература
святые
| Беседа по вопросам
Комментарии учителя Выразительное чтение
| Ответить на вопросы
|
13-14
|
| «Преподобный Сергий Радонежский»
| 2
| Дать понятие о жанре жития; раскрыть историческую основу «Жития Сергия Радонежского»; показать художественные особенности произведения; развивать навыки анализа текста.
| Дать понятие о жанре жития;
Раскрыть историческую основ ;
Работа над особенностями «Жития»
| Духовная литература
Житийная литература
святые
| Беседа по вопросам
Работа над картиной М.В.Нес-терова «Видение отроку Варфоломею»
Комментарии учителя Выразительное чтение
| Сочинение –миниатюра «Сергей Радонежский – воплощение национального нравственного идеала»
Вопросы 1-6, стр. 50
|
15-16
|
| Внеклассное чтение. Литературная игра по теме «Древняя Русь»
| 2
| Закрепить знания по литературе и истории Древней Руси; вызвать интерес к изучению древнерусской литературы
|
|
| Игра-конкурс
| Ответить на вопросы
пересказ
|
17
|
| Р.Р. Работа со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым
| 1
|
| Продолжить работу со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым
|
|
| План-конспект 53-54;
Сообщение о творчестве Н. М.Карамзина
|
18
|
| История на страницах произведений XVIII века
| 1
| Дать обзор выдающихся произведений русской литературы 18 века, рассказать об их авторах; ознакомить с отдельными произведениями; показать их значение для развития русской литературы; обзор жанров русской литературы 18 века
| Познакомить с этапами жизни Карамзина;
Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении
| Сентиментализм
| Сообщение учащихся
беседа
| Прочитать «Марфа – посадница…»
|
19-20
|
| Н.М.Карамзин «Марфа – посадница…».
Сопоставление исторического труда и художественного текста.
Отличие героини повести и исторического персонажа
| 2
| Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Карамзина; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении; ознакомить с исторической основой повести «Марфа – посадница…», развивать навыки выразительного чтения
| Понять о чем рассказывается в повести;
Проследить дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести
|
| Аналитическая беседа с чтением отдельных фрагментов повести
| №10, СТР.70
|
21-22
|
| Н.М.Карамзин. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»
| 2
| Ознакомить с исторической основой повести «Наталья, боярская дочь», развивать навыки выразительного чтения
| Понять о чем рассказывается в повести;
Проследить дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести
|
| Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста
| Ответить на вопросы, пересказ
|
23
|
| Историческое прошлое в литературе XIX века. Чувство времени как одно из важнейших свойств культурного человека
| 1
| Развивать навыки ораторской речи; показать значение жанра исторического романа в литературе 19 века, значение былин в поэзии 19 века; развивать навыки анализа поэтического текста
| Расширить имеющиеся знания об историческом прошлом
| Ораторская речь
| Рассказ учителя, повторение изученного, элементы анализа поэтического текста
| Прочитать былины
|
24-25
|
| Былины и их герои в произведениях XIX века как демонстрация связи веков и прочности традиций русской литературы
| 2
| Развивать навыки ораторской речи; показать значение жанра исторического романа в литературе 19 века, значение былин в поэзии 19 века; развивать навыки анализа поэтического текст
| Дать понятие о былинах;
Раскрыть связь былина с русской историей;
Вызвать желание учащихся изучать историю Отечества
| былина
| Чтение былины с элементами беседы
| Стр.80, вопросы 1-5
|
26-28
|
| Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»
Интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.
Сюжет и герои «Песни…»
| 3
| Ознакомить с особенностями творчества американского поэта Г.У.Лонгфелло, фрагментами из «Песни о Гайавате», написанной на основе индейской мифологии; расширить представление о мифологии разных народов; показать значение труда Лонгфелло и перевода его поэмы И.А.Буниным
| Познакомить с жизнью и творчеством Г.У.Лонгфелло;
Дать представление о романтическом герое и мире;
| Трубка мира
| Лекция учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста
| Стр.92-93, вопросы 1-9
Пересказ
|
29-33
|
| Жизнь и творчество В.Скотта «Айвенго».
В.Скотт – создатель исторического романа
| 5
| Расширить понятие о жанре исторического романа; рассказать о Вальтере Скотте как родоначальнике исторического романа, о его концепции истории и человека в романе; развивать навыки анализа текста
| Познакомить с творчеством В.Скотта;
Помочь ученикам понять, каковы особенности исторического романа;
| Исторический роман
| Рассказ учителя; беседа по вопросам; сопоставительный анализ текстов
| Стр.95, вопрос 6, 1-15
Ответить на вопросы
Пересказ эпизодов
|
34-37
|
| Отражение истории во всех жанрах литературы.
Исторические басни И.А.Крылова «Волк на псарне».
| 4
| Расширить знания учеников о баснописце и его баснях; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения
| Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях;
Повторить знание терминов
| Аллегория
Басня
Иносказание
Эзопов язык
| Чтение басни
Беседа по вопросам
Викторина
Сообщения учеников
Просмотр мультфильмов
| Задания 1-7
Пересказ статей учебника стр.99-101
Выучить басни
|
38
|
| А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина
| 1
|
| Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях;
Помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?
|
| Аналитическая беседа
Сжатый пересказ статей учебника
| Прочитать «Песнь о вещем Олеге»
|
39
|
| «Песнь о вещем Олеге»
Сопоставление с историческим источником
| 1
| Показать причины интереса Пушкина к истории; сопоставить балладу Пушкина и летописный источник; развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
| Познакомить с сюжетом летописного сказания «Смерть…»
Обратить внимание учащихся на таинственность и мрачность колорита, употреблением торжественной лексики;
| Хазары
Перун
Цареград
Пращ
Сеча
| Комментированное чтение
Беседа по вопросам
Элементы сопоставительного анализа, анализа поэтического текста, словарная работа
| Вопросы 1-4,7, 8
|
40
|
| «Полтава»
Общий обзор произведений Петра I автором
| 1
| Ознакомить учеников с содержанием поэмы Пушкина, показать ее значение; определить значение художественных приемов в тексте
| Познакомить с многоплановостью героической поэмы;
Раскрыть историческую значимость двух монархов – полководцев – Петра I и Карла, на примере контраста эти образы рассмотреть;
| Паладин
| Комментированное чтение
Выразительное чтение
Беседа по вопросам
| Задание 8, 3, 4, 5
|
41-42
|
| «Борис Годунов»
Роль и судьба летописца Пимена в пьесе.
Тема власти и неизбежной расплаты за преступление
| 2
| Ознакомить учеников с содержанием трагедии Пушкина; определить конфликт трагедии; показать значение проблем, поставленных Пушкиным в трагедии.
| Выяснить, какие эпизоды положены в основу трагедии;
Показать значимость конфликта между Годуновым и Отепьевым
| Трагедия
| Аналитическая беседа
Лекция учителя
Реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение
Беседа по вопросам
| Наизусть отрывок из лирического и драматичес-кого произведений Пушкина
|
43
|
| Р.Р. Исполнение лирических и драматических произведений Пушкина
| 1
|
| Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических и драматических произведений Пушкина
|
| Выступление учащихся
| Прочитать «Капитанскую дочку»
|
44
|
| Создание «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки»
| 1
| Расширить представление учеников о личности А. Пушкина как историка; ознакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».
| Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»
| Роман
Семейные записи
Хроника
Прототип
Прообраз
Мятеж
восстание
| Сообщение уч-ся
Аналитическая беседа
Сжатый пересказ статей учебника
| Написать сочинение-миниатюру «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка»
Сообщение по подгруппам
|
45
|
| Жанровое своеобразие произведения «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ 1-2 гл_
| 1
| Показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева; развивать навыки анализа текста
|
|
| Объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.
| Ответить на вопросы
|
46
|
| Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин (разбор 3-5 глав)
| 1
| Проследить путь духовного становления Гринева ; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа
| Продолжить работу над смыслом названия повести;
Обобщить и систематизировать знания по образу Петра Гринёва;
В ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя
|
| Сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов
| Подготовить пересказ эпизодов
|
47
|
| Тема народного восстания в повести.
Роль Пугачева в развитии сюжета. Разбор 6-7 глав
| 1
| Проверить знание устаревших слов; проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа
| Познакомить с особенностями, принципами и идеей народного восстания; Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева и Пугачева позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами;
Продолжить работу над художественными особенностями повести
|
| беседа Аналитическая беседа
Чтение эпизодов
| Ответить на вопрос: Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина?
|
48
|
| Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав
| 1
| Выявить способы и средства характеристики героев; развивать навыки анализа текста, монологической речи, выразительного чтения
| Продолжить работу над художественными особенностями повести
| Благородство
Великодушие
безразличие
| Творческая работа, Аналитическая беседа
Выступления групп
Комментарии учителя
Выразительное чтение
| Перечитать главы 13-14, подготовить их краткий пересказ
|
49
|
| Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода
| 1
| Раскрыть смысл названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина; развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал.
| Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой;
Продолжить работу над смыслом названия повести;
| Нравственный идеал
| Пересказ
Беседа по вопросам
Анализ текста
Описание иллюстраций
| Подготовить характеристики Маши Мироновой, Швабрина
|
50
|
| Подведение итогов по повести. Подготовка к сочинению.
| 1
| Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; учить работать над сочинением.
| Обобщение и систематизация материала;
|
| Беседа по вопросам, выступления групп, сообщения учеников, составление плана
| Сочинение
|
51-52
|
| Р.Р. Сочинение на одну из тем
| 2
|
| Развитие связной речи учащихся;
Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения
|
|
| Ответы на вопросы
|
53
|
| Литературная игра по повести А.Пушкина «Капитанская дочка»
| 1
| Углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте
|
|
| Ответы на вопросы
| Подготовиться к тесту
|
54
|
| Тест по повести А.Пушкина «Капитанская дочка»
|
|
|
|
| Тест
| Творчество М.Лермонтова
|
55
|
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте и его судьбе
| 1
| Ознакомить учеников с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова; обобщение раннее изученного
| Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта;
Выявить сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина;
| опричник
| Слово учителя
| Прочитать «Песню…»
План-конспект учебника, пересказ Вопросы
|
56
|
| Герои поэмы и их судьбы
| 1
| Ознакомить учеников с историей создания «Песни про …купца Калашникова»; раскрыть смысл обращения автора к русской истории; раскрыть содержание конфликта между героями в «Песне…»; показать особенности героев поэмы; определить нравственный идеал автора; совершенствовать навыки анализа художественного текста
| Дать характеристику героям поэмы;
Проникнуть в замысел автора;
Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы
| Образ в литературе
| Рассказ учителя
Выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, реализация межпредметных связей с историей.
| Сообщение о Гоголе;
|
57
|
| Н.В.Гоголь. Слово о творчестве Н.В.Гоголя.
| 1
|
| Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе;
Дать понятие о романтической повести;
Раскрыть сюжет и идейный замысел повести
| Романтическая повесть
История
Сюжет, пейзаж
| Сообщение
Лекция
беседа
| Сообщение о писателе
|
58
|
| Н.В. Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Проблема национального самосознания, веры и гуманизма
|
| Кратко ознакомить учеников с особенностями историзма Гоголя, с исторической и фольклорной основой повести «Тарас Бульба»; создать начальное представление об образах повести, их характерах и устремлениях
| Раскрыть сюжет и идейный замысел повести
| Историческая и фольклорная основа повести
| Лекция учителя, комментированное чтение, элементы анализа текста
| Пересказ эпизодов
|
59
|
| Сопоставительная характеристика образов и судеб двух братьев
| 1
| Выявить систему образов повести; совершенствовать умения и навыки сравнительной характеристики героев.
| Дать сравнительную характеристику Остапу и Андрию: учеба, Запорожская сечь, бой, погибель;
|
| Беседа по вопросам
Викторина
Сообщение ученика
Комментарии учителя
| Гл 8-11
|
60
|
| Приемы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои
| 1
| Выявить приемы создания героического характера в повести; сопоставить героев Гоголя с древнеэпическими героями
|
| древнеэпические герои
| Беседа по вопросам
Комментарии учителя
Пересказ текста
Элементы характеристики героев
| Пересказ эпизодов
Ответить на вопросы
|
61
|
| Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести.
| 1
| Учиться определять авторскую позицию в произведении; совершенствовать умения и навыки выразительного чтения, анализа текста, навыки характеристики героев
|
| Главный герой
| Работа в группах, элементы анализа текста Комментарии учителя
| Пересказ эпизодов
Ответить на вопросы
|
62
|
| Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер)
| 1
| Углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести «Тарас Бульба» совершенствовать умения и навыки художественного текста
| Показать роль художественной детали;
Помочь увидеть учащимся, как с помощью деталей интерьера автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя
| гипербола
героическая личность
| Беседа
Комментированное чтение
| Подготовиться к сочинению, вопросы стр.225-226
|
63-64
|
| Развитие речи. Сочинение по повести «Тарас Бульба»
| 2
|
| Развивать связную речь учащихся;
Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения
|
| Сочинение
|
|
65-70
|
| Творчество Александра Дюма. «Три мушкетёра».
Сюжет. Герои.
| 6
| Привить интерес к чтению хорошей исторической и приключенческой литературы; охарактеризовать особенности мастерства Дюма; показать роль романов Дюма в формировании представлений об исторической эпохе, развивать навыки монологической речи
| Дать общую характеристику произведению;
Выяснить причину популярности и авторскую позицию
| Историческая и приключенческая литература
| Пересказ текста
Беседа по вопросам
Просмотр кинофильма
Сообщения учеников
|
Пересказ эпизодов
ответы на вопросы
|
71-72
|
| А.К.Толстой. «Василий Шибанов»
| 2
| Расширить представление учеников о биографии и творчестве А.К.Толстого; показать значение художественных приемов в балладе «Василий Шибанов», выявить идею произведения
| Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»;
Представить Василия Шибанова как лицо историческое и показать его значимость в истории и балладе
| Идея произведения
Художественный прием
Баллада
| Рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа
Элементы анализа текста
| Ответы на вопросы
|
73-75
|
| Роман «Князь Серебряный»
Сюжет и герои романа
| 3
| Показать значение изображения А.К.Толстым эпохи Ивана Грозного; выявить замысел писателя; развивать навыки анализа текста
| Помочь учащимся раскрыть особенности романа и писательский замысел;
Познакомить с историческими лицами на страницах романа
| Реализм
Романтическое повествование
| Аналитическая беседа
Лекция учителя
Комментированное чтение
Элементы анализа текста
|
Пересказ эпизодов
ответы на вопросы
|
76-77
|
| Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой
| 2
|
| Помочь увидеть, как автор старается показать соответствие внутренних и внешних качеств человека или, наоборот, контраст;
Раскрыть значение событий, которые стремительно приближаются к развязке;
| фольклор
| Беседа по вопросам
| Сравнить «Песнь про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова и роман «Князь Серебряный» А.К.Толстого
|
78
|
| Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте
| 1
| Показать соотношение вымысла и реальности в романе А.К.Толстого, прояснить главную мысль романа; показать значение народной речи в тексте романа, мастерство писателя в изображении эпохи
|
| Вымысел и реальность
| Изучение теоретических статей учебника
Беседа по вопросам
| Ответы на вопросы
|
79-81
|
| Историческое прошлое в русской лирике XIX века.
Стихотворения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.И.Давыдова…
| 3
| Показать разнообразие тематики лирики поэтов 19 века; показать, как отражается в лирических произведениях эпоха; развивать навыки анализа поэтического текста
| Проследить за основной тематикой стихотворений;
Повторить знание особенностей ритмической организации стиха;
| Историческое прошлое в русской лирике XIX века
| Выразительное чтение
Чтение наизусть
анализ
| Ответы на вопросы письменно
|
82-83
|
| Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»
| 2
| Расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально-нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения
| Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел
| Рассказ
| Аналитическая беседа с чтением эпизодов
| Ответы на вопросы в тетрадях под запись
|
84
|
| Художественное своеобразие рассказа. Роль контраста при создании образа героя
| 1
| Помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел; развивать навыки анализа текста
| Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни
| Роль контраста при создании образа героя
| Элементы диспута
Тест
Работа с таблицей
| Конспект
|
85
|
| Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее
| 1
| Выявить идею произведения; развивать навыки анализа текста, характеристики героев; обучать ведению диспута
|
| Моральная ответственность
| Беседа, элементы диспута, тест
| Тест
|
86-87
|
| Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему «Полковник на балу и после бала»
| 2
|
| Развивать связную речь учащихся;
Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения
|
|
|
|
88
|
| История на станицах художественной литературы XX века
| 1
|
| Выявить исторические особенности литературы XX века;
Сформировать первоначальное представление о взгляде писателей на родную историю через судьбы людей эпохи;
Раскрыть проблему исторической личности, зримые черты живого облика известного человека;
|
| Лекция
беседа
| Сообщение о Бунине
|
89-90
|
| Былины и их герои на страницах поэзии XX века
| 2
| Показать традиции фольклорных жанров в поэзии 19 века; развивать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения
| Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина, его обращением к истории и русскому фольклору (былинному эпосу)
| Былинный эпос
| Чтение
Анализ
| Наизусть «На распутье»
Закончить анализ былины «Святогор»
|
91
|
| Ю.Н.Тынянов. Тема истории на страницах произведений Тынянова
«Подпоручик Киже» и тема деспотизма
| 1
| Показать особенности осмысления исторического сюжета Ю.Н.Тыняновым; помочь понять идею рассказа
| Познакомить с творчеством Ю.Н.Тынянова;
Помочь увидеть анекдотичную основу исторического рассказа;
Раскрыть трагическое одиночество Петра 1
|
| Чтение
беседа
| Прочитать «Восковая персона». Пересказ,
План-конспект
|
92
|
| Ю.Н.Тынянов. «Восковая фигура». Образ Петра и его окружения на страницах исторического повествования
| 1
| Показать особенности образа Петра 1 в повести; развивать навыки анализа текста
| Показать своеобразие рассказа «Восковая персона;
Выявить авторскую позицию
|
| Аналитическая беседа
Комментированное чтение
Пересказ текста
| подготовиться к анализу эпизода
Подготовить пересказ
|
93
|
| УВЧ. Марк Алданов. Тема героического прошлого России. Тетралогия «Мыслитель».
«Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия.
| 1
| Показать особенности воссоздания писателем исторической эпохи; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста
| Познакомить с творчеством М. Алданова;
Увидеть в авторе человека, который сопереживает события и беды сегодняшнего дня;
Обратиться к его философским позициям, понять, как он воспринимает ход истории;
| тетралогия
| Лекция
Аналитическая беседа
Сообщение
| Пересказ эпизодов
ответы на вопросы
|
94
|
| С.Цвейг. События и герои исторических миниатюр
«Невозвратимое мгновение»
Роль мгновения в судьбе человека и исторического события
| 1
| Показать особенности жанра исторической миниатюры; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста
| Помочь учащимся увидеть в творчестве С.Цвейга обращение к судьбам известных исторических лиц (Бальзак, Диккенс, Ницше, Стендаль, Толстой);
Раскрыть тему человеческой разобщенности;
Познакомить с теорией «животного магнетизма» Определить понимание проблемы;
Вдохновиться пафосом веры в силы человека;
Помочь увидеть более широкий и полный взгляд на проблему роли человека в истории
| Мгновение
| Лекция
Беседа по вопросам
Элементы анализа текста Комментированное чтение
| подготовиться к анализу эпизода
Подготовить пересказ
|
95
|
| Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали…» как роман о судьбах властителей и простых людей на страницах истории
| 1
| Показать актуальность проблем романа Васильева; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста
| Познакомить учащихся творчеством Б.Васильева;
Показать взаимоотношение власти и народа;
Выявить роль автора, его отношение к событиям прошлого
| Роман
| Лекция
Беседа по вопросам
Элементы анализа текста
| подготовиться к анализу эпизода
Подготовить пересказ
|
96
|
| Сюжет и герои повести: семья Олексиных и главная героиня повести Наденька Олексина, Иван Каляев
| 1
| Показать актуальность проблем романа Васильева; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста
| Продолжить знакомство с героями романа;
Выявить своеобразие повествования
| Главные герои
| Беседа по вопросам
Сообщения учеников
Комментированное чтение
Пересказ текста
| подготовиться к анализу эпизода
Подготовить пересказ
|
97-98
|
| Великая Отечественная война в русской лирике.
(урок-концерт)
| 2
| Рассказать о значении поэзии в годы ВОВ; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями, помочь почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки выразительного чтения
| Познакомить учащихся с героическими страницами Руссой поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей
| пафос поэзии военных лет
| Рассказ учителя
Сообщение учеников
Выразительное чтение
Беседа по вопросам
Прослушивание аудиозаписей
| Выучить стихотворение
|
99
|
| Л.М.Леонов. Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии
| 1
| Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством писателя; обозначить проблемы, поднятые Л.Леоновым в пьесе; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста
| Познакомить учащихся с творчеством Л.Леонова;
Провести обзор содержания рассказа;
Определить «внутренний, скрытый рисунок жизни»;
Обучение учащихся аналитическому пересказу
| Рассказ
| Рассказ учителя
Комментированное чтение
Чтение по ролям
Беседа по вопросам
Элементы анализа текста
| Индивидуальные вопросы
|
100
|
| Судьбы героев пьесы и их идеалы
| 1
| обозначить проблемы, поднятые Л.Леоновым в пьесе; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста
| Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни»;
Научить видеть позицию автора в пьесе;
Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации;
| Вопросы о назначении человека
| Комментированное чтение
Чтение по ролям
Беседа по вопросам
Элементы анализа текста
| План-конспект
|
101-102
|
| История на страницах поэзии XX века.
Интерес к темам прошлого в лирике
| 2
| Дать понятие о Серебряном веке русской литературы; дать обзор поэзии 20 века; показать разнообразие тематики поэзии, влияние истории страны на творчество поэтов
| Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских потов;
Помочь осмыслить прочитанное
| Звукопись
Аллитерация
Ассонанс
| Анализ
Рассказ учителя
Выразительное чтение
Чтение наизусть
| Наизусть (по выбору) 2 стихотворения
|