№ урока
| № урока по теме
| Тема урока
| Оборудование
| Методические приемы
| Домашнее задание
| Приме
чания
|
| 1.
| ВВОДНЫЙ УРОК. Литература и история.
| Учебник, учебное пособие для 8 класса «Читаем, думаем, спорим»
| Слово учителя
Беседа
Индив. выступления учащихся
Работа с учебником
| Отвечать на в.4 стр.5
Повторить жанры УНТ
|
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 2 ЧАСА
|
| 1.
| Русские народные песни
| Сборники сказок, былин, пословиц; аудиозаписи народных песен
| Слово учителя
Беседа
Работа с учебной статьей
Выразительное чтение и анализ песен
| Ответить на в.1-3 стр. 12
|
|
| 2.
| Исторические народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»
| Репродукция картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»
| Рассказ учащихся
Выразительное чтение
Словарная работа
Беседа
Слово учителя
| Подготовить пересказ предания, прочитать статью учебника «Из древнерусской литературы», ответить на вопросы
|
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 2 ЧАСА
|
| 1.
| Житийная литература как особый жанр.
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
| Эпиграф «Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь письмена
И нет у нас иного достоянья!..» (И.Бунин),
Портрет А.Невского
| Пересказ
Слово учителя
Работа с учебником
Беседа
Работа с текстом
Комментированное чтение
| Подготовить связный рассказ о житийной литературе, ответить на вопросы учебника (с. 27)
|
|
| 2.
| «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
| То же, что и на предыдущем уроке
| Рассказ ученика
Слово учителя
Выразительное чтение
Беседа
Устное описание репродукций
| Написать сочинение-размышление «Сын земли Русской…», прочитать статью «Повесть о Шемякином суде», «Житие Сергия Радонежского»
|
|
ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 6 ЧАСОВ
|
| 1.
| Повесть о Шемякином суде
|
| Слово учителя
Выразительное чтение по ролям
Беседа
Комментированное чтение
Анализ текста
Работа с иллюстрациями
| Подготовить развернутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку, прочитать повесть Карамзина «Наталья, боярская дочь»
|
|
| 2.
| Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»
| Портрет Н.М. Карамзина
| Слово учителя
Выразительное чтение,
анализ текста
| Ответить на вопросы и выполнить задания учебника рубрики «Будьте внимательны к слову» (с.76)
|
|
| 3.
| События и характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
| Репродукция картины И. Пчелко «Наталья, боярская дочь»
| Беседа
Выразительное чтение
Комментарий учителя
| Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода, инд. задания
|
|
| 4.
| И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа
| Портрет И.А. Крылова, иллюстрации к его басням
| Викторина
Слово учителя
Сообщения учеников
Беседа
Выразительное чтение
Комментарии учителя
| Выучить наизусть одну из басен
|
|
| 5.
|
|
| 6.
| РР. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе 18 века
|
| Слово учителя
Выступления учеников
Составление плана
| Написать сочинение
| РР
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 31 ЧАС
|
| 1.
| К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева.
| Портрет К.Ф. Рылеева, иллюстрации к думе «Смерть Ермака»
| Анализ творческих работ
Беседа
Выразительное чтение текста
| Выразительное чтение думы «Смерть Ермака», ответить на вопросы и выполнить задания учебника (с.89)
|
|
| 2.
| К.Ф. Рылеев Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей
| То же
| Слово учителя
Сообщения учеников
Беседа по вопросам
Выразительное чтение
Комментарии учителя
| Прочитать думу «Иван Сусанин»
|
|
| 3.
| А.С. Пушкин – историк. «История Пугачевского бунта»
| Репродукции портретов Пушкина
| Слово учителя
Выразительное чтение
Сообщения учеников
беседа
| Перечитать повесть «Капитанская дочка», прочитать статью учебника «Историческая эпоха…» (с.97)
|
|
| 4.
| Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ 1-2 глав)
| Худ. текст
| Выразительное чтение
Беседа
Слово учителя
Сжатый пересказ
| Перечитать 3-5 главы, подготовить рассказ о жизни Гринева до начала осады крепости Пугачевым
|
|
| 5.
| Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин (разбор 3-5 глав)
|
| Сжатый пересказ
Беседа-анализ текста
Выразительное чтение
| Перечитать 6-7 главы, подготовить пересказ о падении Белогорской крепости, составить словарик устаревших слов
|
|
| 6.
| Пугачев и народ в повести. Разбор 6-7 глав.
|
| Словарная работа
Сжатый пересказ
Аналитическая беседа
Выразительное чтение
| Перечитать 8-12 главы, сопоставить портреты Пугачева в главах «Вожатый», «Приступ», «Незваный гость»и «Мятежная слобода».
|
|
| 7.
| Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав.
|
| Творческая работа
Аналитическая беседа
Выступления учащихся
Комментарий учителя
Выразительное чтение
| Перечитать 8-9 главы, подготовить их краткий пересказ, подготовить характеристики Маши Мироновой, Швабрина
|
|
| 8.
| Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода.
| Иллюстрации к повести «Капитанская дочка»
| Пересказ
Беседа
Анализ текста
Работа с иллюстрациями
| Ответить на вопросы учебника (с. 215)
|
|
| 9.
| РР. Подведение итогов по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.
| Пособие «Читаем, думаем, спорим…»
| Беседа
Выступления учащихся
Составление плана
| Написать сочинение по одной из тем
| РР
|
| 10.
| Литературная игра по повести «Капитанская дочка»
| Эпиграф на доске «В «Капитанской дочке» все не только самая правда, но еще как бы лучше ее» (Н.В. Гоголь)
| | Прочитать статью о Лермонтове
|
|
| 11.
| М.Ю.Лермонтов и история
| Портреты Лермонтова
| Слово учителя
Беседа выразительное чтение
| Перечитать поэму «Мцыри», подготовить выразительное чтение одной из глав
|
|
| 12.
| Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
| Иллюстрации к поэме
| Беседа
Выразительное чтение
Анализ текста
Словарная работа
Комментарии учителя
| Составить цитатный план поэмы, ответить на вопросы, подготовить рассказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника»
|
|
| 13.
| Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания
| Эпиграф «… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» (В.Г.Белинский)
| Выразительное чтение
Беседа
Словарная работа
Анализ текста
Составление цитатного плана
| Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка поэмы, прочитать статьи учебника (с. 241-244), ответить на вопросы
|
|
| 14.
| Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»
|
| Слово учителя
Выразительное чтение
Анализ текста
Беседа
Работа с критической литературой
| Написать сочинение-характеристику по поэме «Мцыри»
| РР
|
| 15.
| Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.
| Портрет Гоголя, иллюстрации к «Ревизору» , эпиграф «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья» (Н.А. Некрасов)
| Слово учителя
Выразительное чтение
Комментированное чтение
беседа
| Подготовить характеристики действующих лиц (по группам), выразительное чтение сцен по ролям, ответить на вопросы (с. 343)
|
|