Тема урока: Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Цель урока: Отрабатывать умение учащихся дифференцировать функции букв Е, Ё, Ю, Я в разных позициях в слове;
развивать память, внимание, логику мышления, устную речь на каждом этапе урока; воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.
Задачи:
-добиться усвоения темы «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове»
-развивать речь, аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию
-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе
-активизировать творческие способности учащихся. Оборудование к уроку: карточки с буквами, опорные таблицы по теме.
№ п\п
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1
| Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
| - Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты,
Нас две ниточки связали.
Теплоты и доброты.
Здравствуйте дети, я Сабина Шахиновна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. Откройте тетради, 2 строчки вниз пропускаем , по - середине запишите число и месяц ,классная работа.
| Приветствие учителя и гостей.
Открывают тетради и записывают. 28 марта, Классная работа.
| 2
| Введение в тему.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
| 1.Минутка чистописания. Какие буквы вы прошли на прошлом уроке?(вспоминаем)
- внимание , глаза на доску (пишу буквы Е Ё Ю Я на доске в строчку, соединёно) -что дальше будем делать? Как вы думаете? -а почему это словарные слова? (пишу на доске слово Словарь:) - а какие словарные слова вы знаете? вызываю ребёнка к доске и он пишет одно словарное слово на доске, ставит ударение (хорошо) -какие ещё слова? ( ученик ) (ребёнок выходит к доске и записывает это слово) -какое ещё слово знаем? (ученица)
-с каким словом вы ещё знакомы? (учитель)
-итак, открываем учебник, с 61. -что первое бросилось в глаза, какое слово? -давайте запишем ещё одно новое словарное слово у себя в тетрадках, и поставим ударение, на какой слог падает ударение в этом слове?
-и что же нужно поставить в конце предложения? -это новое слово вам нужно знать и выучить.
-а давайте составим предложение с этим словом, кто может составить?
-сколько вы уже знаете словарных слов? Посчитайте.
-скажите, сколько букв в алфавите? -сколько букв обозначают гласные звуки? -сколько букв обозначают согласные звуки? -какие буквы не обозначают звука?
| Настраиваются на урок.
Е, Ё, Ю, Я
Писать словарные слова.
-Потому, что их нельзя проверить.
Дети записывают в тетради слово Словарь:
-Хорошо, ученик, ученица, учитель.
-Ударение падает на 3 слог, мы видим сочетание Оро.
- ударение падает на 3 слог.
-ударение падает на 3 слог.
-ударение падает на 2 слог. Деревня (Слайд ) -ударение падает на 2 слог -точку
Дети придумывают предложение и записывают в тетрадке.
16 словарных слов 33
10
21
Ъ, Ь
| 3
| Работа по теме урока
| Сегодня мы повторим то, что знаем о гласных звуках и буквах. Вместе постараемся определить признаки гласных звуков, узнаем о функциях букв Ее, Ёё, Юю, Яя.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и баюкать,
Но не желают шипеть и молчать. Гласный звук состоит только из голоса.
При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог: у|че|ник. -Назовите гласные звуки.
-Назовите буквы для обозначения гласных звуков.
Скажи, чего больше: гласных звуков или букв, которые их обозначают.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с буквами - «именинницами», которые имеют три секрета. Хотите узнать эти секреты? Тогда будьте очень внимательны. 1)Первый секрет вы сможете открыть прямо сейчас. Вам нужно только назвать эти буквы по именам.
-О каких же знакомых буквах идет речь?
Я буду показывать их, а вы хором называть (показываю только строчные буквы е, ё, ю, я)
-Сколько звуков услышали в имени каждой буквы?
-Вот это и есть первый секрет. В названиях букв е. ё, ю, я слышится по два звука.
-Какой первый звук прячется в названиях букв е, ё, ю, я?
2)Открыть второй секрет нам поможет игра «Превращение слов» .
Вы должны читать хором слова, появляющиеся на доске. На доске пишу сначала слово пел. Стираю букву п, а вместо неё пишу м. Дети читают слова мел, стираю букву м, и пишу букву с. Читаем хором слово сел. Прочитав слово, учащиеся определяют сколько звуков обозначает буква е. Стираю букву с, и дети читают слова ел.
- Что обозначает слово ел?
- Какой звук обозначает буква е в слове ел?
- Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и …..
-Посмотрите как пишутся заглавные буквы Е, Е, Ю, Я. Постарайтесь их запомнить.
-А для чего нам нужны эти заглавные буквы?
-Давайте вспомним нашу рифмовку
«Имена, фамилии, клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда»
3)Третий секрет этих букв я, е, ё, ю заключается в том, что они смягчают предыдущий согласный звук:
Сяду [с’а́ду], сел [с’э́л], осёл [ос’о́л], сюда [с’уда́]; - сейчас поиграем в игру, я вам бросаю мяч, а вы мне называете слово, в которой буква Е, Ё , Ю, Я обозначает 2 звука.
Физкультминутка
От зеленого причала
Наша яхта отплыла.
Она назад пошла сначала,
А потом вперед пошла.
Друг на друга посмотрите,
Руки в стороны держите.
Даже качки не боимся,
На свои места садимся. Упражнение 7, стр.60. Рассмотри записи.
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают в слове слияние двух звуков? А когда один звук? Приведи примеры таких слов. 1.Тренировка в чтении.
Упражнение 8, стр.60. Прочитайте слова.
Скажите, какую работу в словах выполняют выделенные буквы. 2. Ёжик и ёлка похожи? Чем? 3. Работа по карточками.
Раздаю работы на листочках. -пишем фамилию, имя с большой буквы и класс.
Выполняем задание на листочках.
| .
А, о, и, ы, у, э
А, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я
Букв больше, чем звуков.
Е (й, э), Ё (й, о), Ю (й, у), я (й, а) два
Й
(в словах пел, мел, сел – слышим звук Э)
Действие
( Действие)
( В этом слове буква е обозначает не один звук, а два звука [ й’ э ]
(в словах эта буква может обозначать 2 звука).
( для записи имен, фамилий, кличек и т.д)
Называют слова.
Выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети говорят слова.
Звук Ё в начале слова стоит и обозначает два звука. И они оба имеют «иглы». Дети подписывают свои листочки.
| 4
| Итог урока
| Итог урока подводится с опорой на ключевые слова:
– Давайте еще раз вспомним, в чем секреты букв е, ё, ю, я. Приведите примеры.
А когда эти буквы обозначают два звука? Приведите примеры.
Молодцы! Всем спасибо за старание!
| Я узнал …
Я понял…..
Мне интересно …
Я хочу узнать ….
Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласного, то они обозначают мягкость этого звука и гласный звук.
Лег, печка, мясо, люстра и т.д.
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной.
Маяк, каюта, юла.
| |