Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе»)





Скачать 102.97 Kb.
НазваниеОтчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе»)
Дата публикации30.09.2013
Размер102.97 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Литература > Отчет
Итоговый отчет по апробации УМК под редакцией академика Е.А. Быстровой

( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе»).

1.Общие сведения

Регион: Ивановская область, Фурмановский район, д.Иванково

Вид общеобразовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение Иванковская средняя общеобразовательная школа

Количество часов на предмет в неделю: 6 часов в неделю, всего 204 часа (из них 38 отведено на развитие речи учащихся).

Апробируемый учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, И.Р.Калмыкова, Е.С.Юрьева; под ред. Е.А. Быстровой.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС »,2010

Профиль класса: общеобразовательный

Общее количество учащихся, занимающихся по названному учебнику: 24

Ф.И.О. учителя: Волкова Надежда Анатольевна

2.Соответствие учебника требованиям стандартов по предмету (имеется ли превышение, включены ли все элементы стандарта).

Учебник «Русский язык. 6 класс.» под редакцией академика Е.А. Быстровой учитывает концептуальные положения нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС): утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом, ориентация на планируемые результаты обучения, усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе, реализация системно - деятельностного подхода в образовании, формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, лингвистической, языковедческой, культуроведческой компетенций. В учебник включены все языковые понятия, предназначенные для обязательного изучения на базовом и профильном уровнях, что позволяет использовать его как в общеобразовательных, так и в профильных классах, в классах как среднего, так и высокого уровня развития учащихся. Задания учебника предлагают учащемуся не заучивать и воспроизводить, а ознакомиться, осознать и применить. Или задуматься и найти правильный ответ. Разнообразно сформулированные задания и вопросы помогают ученику привыкнуть к многообразию их формулировок применительно к одному и тому же явлению.

3.Основной текст. Содержание.

1) соответствует ли стиль и доступность изложения профилю класса.
Обязательный для изучения теоретический материал и правила, предназначенные для заучивания, сформулированы достаточно четко, логично, последовательно, выделены жирным шрифтом или фоновой рамкой. Несмотря на то, что учебник отличается довольно высокой степенью научности, факты языка описываются ясно, доступно школьному возрасту. Это достигается за счет предъявления нового материала в текстах объяснительного, описательного характера в форме беседы авторов учебника с учеником, причем теоретические сведения излагаются порционно, с выделением микротем. А более объемный материал дается блоками с соответствующим закреплением каждого из них в упражнениях. По изучаемым темам дается исчерпывающий объём и характер сведений, наблюдается оптимальное соотношение теоретического и практического материала. Стиль и доступность изложения соответствуют общеобразовательному профилю класса.

2) соблюдается ли логика изложения учебного материала.

Логика изложения учебного материала строго соблюдается. За два года работы по УМК ученики готовы к самостоятельной организации изучения материала с помощью учебника. Они вспоминают изученное, учат новое, наблюдают за тем, как это работает в языке, тренируются и готовятся проверить свои знания на уровне «Найди…», «Подбери…», «Проиллюстрируй…», «Докажи…» и т.п.

Нас привлекло изложение материала по изученным в 5 классе темам для повторения и изучения нового: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол». Материал позволяет повторить изученное о части речи с помощью таблиц, содержания упражнений, схем и узнать новое. Надо отметить, что, например, о степенях сравнения в 6 классе говорить намного легче, опираясь на уже знакомый детям материал.

Нас привлекает большое количество интересных текстов, выполняющих воспитательную функцию, а также обилие упражнений и заданий, способствующих формированию информационной и коммуникативной компетентностей, помогающих развитию кругозора и познавательного интереса.

4.Методический аппарат учебника.

1) заложены ли возможности для уровневой дифференциации.

Большое количество практических заданий дифференцировано по уровню сложности. Специальным значком отмечены задания повышенной сложности. Творческие задания легко находятся по условному обозначению «Задание по выбору» и предоставляют возможность ученику самостоятельно выбрать форму и тему творческой работы. Мы думаем, таких заданий в учебнике достаточно, чтобы успешно осуществлять работу по развитию творческих способностей учащихся, совершенствованию навыков грамотной устной и письменной речи.

2) заложены ли возможности для организации разнообразной деятельности учащихся.

Главной особенностью данного учебника является ориентация на интенсивное речевое ( читать, слушать, говорить, писать) и интеллектуальное развитие учащихся, развитие врожденного языкового чутья. Центральной единицей обучения становится текст, который на каждом уроке служит не только объектом анализа, но и результатом речевой деятельности учащихся. Кроме традиционных видов по развитию речи (выразительно прочитать текст, придумать заголовок, составить план, определить тему и основную мысль текста), предлагается написать изложения разных типов: краткое, сжатое, с изменением лица, с дополнительным творческим заданием. Представлены задания для написания сочинений-описаний, повествований, рассуждений, по воображению и др. В учебнике предлагается работа с разными видами. В учебнике есть постоянная рубрика «Говорим правильно», включающая слова, в которых люди допускают орфоэпические ошибки, дается материал, предостерегающий от неправильного употребления грамматических форм, причем слова этой рубрики удобно и закономерно распределены в соответствии с изучаемым материалом. Интересный познавательный материал содержится в рубрике «Знаете ли вы, что…». Отдельно выделен материал для словарных диктантов. Для закрепления теоретического и практического материала предлагаются вопросы из рубрики «Проверяем себя», включающие элементы теста, что позволяет осуществлять планомерную подготовку учащихся к выполнению части Б при сдаче ГИА и ЕГЭ. Прослеживаются межпредметные связи: достаточно большое количество текстов взято из разных областей знания (математики, информатики, литературы, природоведения и др.), имеются практические задания, предполагающие обращение учащихся к материалу учебников по другим учебным дисциплинам. Особый интерес у школьников вызывают задания из рубрики «Наш помощник Интернет.

3) каким методическим комплектом обеспечен учебник.

Учебник обеспечен авторской программой для общеобразовательных учреждений «Русский язык.5-9 класс.»

5. Дополнительный материал учебника.

1) иллюстрации, качество их подбора и дидактическая нагрузка.

Учебник хорошо оформлен. Представленные в учебнике иллюстрации и фотографии высокого качества (яркие, крупные, четкие) выполняют различные дидактические функции - сопровождают основной теоретический материал (иллюстрации-помощники), дополняют познавательные тексты повествовательного и описательного характера.

Широко представлены репродукции картин для написания сочинений – портреты ( Репин «Стрекоза», Серов «Девочка с персиками»), пейзажи (Левитан «Золотая осень», «Октябрь (осень)», Дубовский «Радуга»). Выполненные художником Ю.Н.Устиновой рисунки являются несомненным дополнением к учебному пособию: они иллюстрируют словесный материал, отражают основную мысль, будят фантазию, развивают чувство юмора и в то же время не отвлекают внимания от главного содержания материала.

Для закрепления наиболее важного теоретического материала используются интересные схемы. Привлекательно, что обращение к ним – это закономерный этап в процессе освоения и усвоения знаний: «Пользуясь схемой, расскажи…», «Заполни недостающие звенья схемы…» и т.д.

2) дополнительный материал учебника.

Дополнительный материал учебника дает возможность учителю постоянно убеждать учащихся в неограниченности знаний, позволяет дифференцировать процесс обучения, готовить детей к олимпиадам, конкурса, выявлять наклонности и интересы детей. Содержание дополнительного материала соответствует возрасту детей, их учебным интересам.

3) справочный материал учебника.

Справочный материал в учебнике представлен словариком трудностей, словарем паронимов. В тематических разделах даны порядки морфологического, морфемного, словообразовательного разборов. Данные на форзацах памятки-алгоритмы полезны и необходимы для работы учащихся. Нам кажется, что некоторые из них должны быть воспроизведены и в других учебниках: как подготовить устное сообщение, например, так как этому учиться нужно не один год, постепенно осваивая какой-то из шагов.

6. Основные идеи и воспитательный потенциал учебного пособия.

Важное место в учебнике занимают тексты о природе, животных, школьной жизни, взаимоотношениях с окружающими, достижениями в области науки и культуры, обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание школьника.

Материалом для упражнений служат произведения русского фольклора (пословицы и поговорки, сказки), библейские легенды, притчи, отрывки из произведений классиков русской и зарубежной литературы. Привлекает воспитательный потенциал подобранных текстов. Все без исключения тексты интересны для детей. Они соответствуют возрасту школьников, когда ребенок начинает отстаивать свое мнение, и тексты дают возможность организовать обсуждение и учить спорить. Они позволяют обсудить такие важные вопросы, как взаимоотношения мальчиков и девочек, учителя и ученика, детей и родителей, человека с другими людьми и т.д.

Работая по данному учебнику, ребенок становится также и участником научного размышления, учится наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, делать выводы. Этому способствуют художественные тексты в ч.2, №14, материалы рубрики «Говорим правильно», тексты лингвистического содержания, например, в ч.2, стр.50 (по И.Милославскому).

7.Сравнительные особенности с аналогичными учебными пособиями других авторов.

Прежде всего, учебное пособие нарушает распространенное мнение и представление об учебнике. Он не скучный, а привлекательный, он мотивирует к изучению языка.

Выигрывает оформление учебника. Цвета выполняют важную функцию выделения разного по назначению материала. Используются с этой же целью и разные шрифты. Иллюстрации качественны.

Подача теоретического материала в форме беседы, его содержание, отличается занимательностью. Разноуровневые задания нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов, побуждают обращаться к истории языка, развивают исследовательские навыки, творческие, интеллектуальные способности.

Подборка текстов разных стилей, включающие интересный материал о происхождении, назначении, истории языка, биографические справки об ученых-лингвистах расширяют кругозор детей. Прекрасные возможности открывает этот учебник для формирования навыков лингвистического анализа текста.

Учебник становится добрым другом, умным, тактичным, обладающим чувством юмора.

8.Основные трудности использования пособия в учебном процессе.

Хорошо бы получить в напечатанном или электронном виде тематическое и поурочное планирование не после прохождения курса русского языка для каждого класса, а перед ним. Если это нецелесообразно в условиях апробации, то какие-либо советы или рекомендации от авторов, наверное, были бы взаимно полезны и возможны.

Нам кажется необходимым продумать возможности для повторения. Переходя в другой класс и меняя учебник, ученик должен вспоминать какие-либо сведения из предыдущего класса. Вероятно, это проблема многих УМК, что не относится, например, к УМК под ред. Бабайцевой.

Может быть, стоит улучшить качество репродукции А.Дейнеки «Девочка у окна. Зима.» При просмотре картины в других источниках видно, что многие предметы воспроизведены неполно, неточно, вообще не пропечатаны.

По нашему мнению, в учебнике излишне сведений и правил о нормах культуры речи. Эта информация нуждается в отработке на практике, но при отсутствии таковой данные правила остаются правилами. И хотя понятен замысел авторов, следует учитывать, что обилие информации не есть залог знаний. Например, в ч.1, с.138(об окончаниях существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами), в ч.2, с.112, §23. Правила о слитном и раздельном написании наречий. Такое количество правил пугает детей, а явление интерференции объективно не позволяет все выучить.

Ч.2, №215. Какая часть речи «заглаза»? Словари: Орфографический словарь русского языка: АН СССР,Ин-т рус.яз.Под ред. С.Г.Бархударова и др. – 19 изд., - М.: Русск.яз., 1982, с.115;Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). – М.: Грамотей, 2007, с.235) - дают одинаковое написание наречия «за глаза» раздельно. Стр.113 апробируемого учебника: ключ III - «за глаза».

Ч.2, №237. Неправильно назван автор: «Прочитайте отрывок из рассказа «Васюткино озеро» М.Пришвина».

Ч.2, с.138. Опечатка: в образце разбора «уж(уже») разряд по значению должен быть указан под цифрой 3, а не 2.

9.Особенности вашего региона и возможности дальнейшего использования в нем данного пособия.

Данное учебное пособие – залог того, что дети с разной мотивацией и к учению в целом и к русскому языку в частности могут получить возможность получить знания по предмету. С помощью учебника повышается творческая активность учащихся, их самостоятельность, что, несомненно, способствует формированию ключевых компетенций и метапредметных умений. Работая по УМК, учащиеся осваивают универсальные учебные действия.

В МОУ Иванковской СОШ по УМК под ред. Е.А.быстровой в 2012-2013 учебном году будут заниматься 7 класс (24 человека), 6 класс(20 человек), 5 класс (17 человек). В районе несколько классов в нескольких школах тоже занимаются и продолжат обучение по этому учебнику.

10.Системность, преемственность. Возможность использования в рамках различных педагогических технологий.

Как уже говорилось выше, апробируемый учебник отличается системностью и внутренней логикой. Мы познакомились с учебными пособиями «Русский язык»(3,4кл.), по которым преподают в нашей школе- УМК «Школа России», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», - и пришли к выводу, что апробируемый учебник обеспечивает преемственность по отношению к начальной школе.

Данный учебник можно использовать в рамках различных педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии комплексного анализа текста, информационных технологий, при организации исследовательской и проектной деятельности.

Анкетирование учащихся показало, что по сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество учащихся, которые учат теоретический материал систематически, ищут дополнительный материал в разных источниках, знают все условные обозначения в учебнике, читают дополнительный материал в учебнике. По нашим наблюдениям, увеличилось количество детей, которые выполняют творческие задания, к тому же качество работ стало лучше: глубже, разнообразнее, самостоятельнее. По нашему мнению, улучшилось качество работ по развитию речи. Считаем, что учебник способствует формированию всех компетентностей.

11.Размещение, по мере возможности, информационных материалов по апробации в СМИ регионального и федерального уровней.

Выступление на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Особенности УМК под ред. Е.А.Быстровой».

Конспект урока в 6классе по УМК Е.А.Быстровой размещен в Интернет.

http://portal.iv-edu.ru/dep/mouofurmn/furmanovskiyrn_ivankovskaya/educationprocess/metodobed.aspx

Надежда Анатольевна Волкова,

учитель русского языка и литературы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconТема: «Формирование ключевых компетенций у учеников на уроках русского...
Цель работы мо: повышение качества образования, качества обучения по русскому языку и литературе
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconСамообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках...
В ходе изучения опыта работы Качановой Светланы Викторовны по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»,...
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconОтчет экспериментальной площадки мбдоу «Детский сад №66 «Радость»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconЛитература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери....
Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы»
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconГ. Гусь-Хрустальный 2008 год Содержание
В 2003 году, ознакомившись с концепцией правительства и опираясь на внутренние факторы, педагогическим коллективом школы была определена...
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для разработки конспекта урока по данной теме можно использовать умк под редакцией М. И. Моро и др. (новые); умк под редакцией И....
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconУроках русского языка Урок в 6 классе по теме «Деловой стиль»
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, под ред. М. М. Разумовской, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток,...
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconОтчет исполнительной дирекции ОАО нпп «вниигис»
В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена...
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconУрока русского языка в 5 классе. Умк: учебный комплекс
Умк: учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой. А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева. Русский язык. Практика. 5 класс
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник статей тоипкро «Проектный метод на уроках русского языка и литературы» Материалы 5 областной заочной научно-практической...
Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание приставок,...

Отчет по апробации умк под редакцией академика Е. А. Быстровой ( в рамках работы областной экспериментальной площадки по теме «Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы в 6 классе») iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск