Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Г.Гусь-Хрустальный
2008 год
Содержание
| Введение
| С. 2-3
|
| Программа гражданско-правового воспитания
| С.4-25
|
| Программа «Одаренный ребенок»
| С.26-63
|
| Программа «Внутришкольная модель предпрофильной и профильной подготовки»
| С. 6479
|
Введение
В концепции модернизации образования обозначена главная задача образования – формирование личности, мобильной, ответственной, инициативной, обладающей новым типом функциональной грамотности, компетентной во всех сферах деятельности: самостоятельно-познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурологической.
В 2003 году, ознакомившись с концепцией правительства и опираясь на внутренние факторы, педагогическим коллективом школы была определена тема опытно-экспериментальной работы «Формирование ключевых компетентностей учащихся в адаптивной школе».
Мы предположили, что в современных условиях формирование ключевых компетентностей учащихся будет способствовать решению главной задачи российской образовательной политики – обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Решение информационно-аналитических и прогностических задач 1-ого этапа эксперимента позволило выделить основные пути формирования ключевых компетентностей учащихся. Это совершенствование всех составляющих организации учебно-воспитательного процесса: системы управления, содержания образования, внеурочной деятельности, материально-технической базы.
Нами была выстроена модель работы по формированию ключевых компетентностей учащихся в различных сферах деятельности, в которой особая роль принадлежит усовершенствованной организации урочной и внеурочной деятельности. Усовершенствование заключалось в разработке совокупности педагогических средств, обеспечивающих эффективность путей формирования ключевых компетентностей учащихся.
Так, ориентирами в работе стали личностно-ориентированное обучение, позволяющее реализовать субъект-субъектную модель образования, деятельностный подход в обучении, нацеленный на саморазвитие, самосовершенствование всех участников школьной жизни.
На уровне содержания образования необходимо было решить проблему: вычленение в программах обучения предметных компетентностей, определение личностной и социальной значимости для учащихся изучаемых разделов и тем по предметам.
Оптимизации инновационного педагогического процесса можно было достичь освоением и применением современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. Приоритетными стали интерактивные технологии: проектная деятельность, исследовательская деятельность, уроки, практические, лабораторные работы с использованием ИКТ; современные методы отслеживания результатов: разноуровневый контроль, реферирование, защита проектов, тестирование, в том числе компьютерное, создание портфолио.
Мы предположили, что наиболее эффективной в данных условиях будет разработка целевых программ, направленных на решение вышеизложенных задач и одновременно решающих вопросы формирования межпредметных и ключевых компетентностей учащихся.
Таким образом, были созданы проблемно-творческие группы, которые занимались разработкой и внедрением следующих программ:
Программа «Одаренный ребенок» имеет цель создать условия для формирования ключевых компетентностей учащихся в самостоятельно-познавательной деятельности и направлена на развитие творческих способностей учащихся.
Программы «Здоровый ребенок», «Безопасная школа» формируют у учащихся ключевые компетентности в социально-бытовой, культурологической сферах.
Программа «Внутришкольная модель предпрофильного и профильного обучения» обеспечивает формирование у учащихся ключевых компетентностей в самостоятельно-познавательной и социальной сферах.
Программа гражданско-правового воспитания нацелена на формирование гражданина-патриота.
Программа «Информационно-коммуникационная культура педагога», направленная на достижение высокого уровня владения ИКТ учителями-исследователями.
В данный сборник вошли 3 программы: Программа гражданско-правового восптания, программа «Одаренный ребенок», Программа «Внутришкольная модель предпрофильного и профильного обучения».
Разработчики:
Болтунова В.П.,
заместитель директора по НМС,
Вдовина Е.А.,учитель истории и обществознания,
Яшина Н.М., учитель истории и обществознания
2008 год Пояснительная записка
Программа отражает одно из направлений инновационной работы школы в рамках областной экспериментальной площадки по формированию ключевых компетентностей учащихся в разных сферах деятельности, в том числе и в гражданско-правовой сфере.
В современном обществе становится актуальной проблема готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни. Изменяются целевые установки действий каждого в отдельности и всех вместе в целом: первым личным интересом должна стать не индивидуальная безопасность человека, не успех, измеряемый материальным уровнем жизни, а совместная безопасность личности и общества в широком смысле - от семьи до человечества. Поэтому необходимы радикальные изменения в мировоззрениях и менталитете. Особую роль в управлении мировоззрением и менталитетом человека и общества играет образование. Мы считаем, что именно школа, опираясь на совместную деятельность учителя, ученика и семьи, остается оплотом формирования личности, гражданина-патриота, с высокими нравственными идеалами и убеждениями, определенными гражданскими ценностями. Наша программа является документом, представляющим модель совместной деятельности педагогического коллектива, учащихся и родителей по формированию ключевых компетентностей учащихся в гражданско-правовой сфере.
Цель программы – разработка средств для успешного становления патриотической позиции учащихся, их гражданской компетентности и обретения ими опыта общественно-полезной деятельности.
Задачи:
Разработать концептуальные основы формирования ключевых компетентностей в гражданско-правовой сфере.
Спланировать основные мероприятия по реализации концепции.
Разработать критерии результативности функционирования программы гражданско-правового воспитания.
Нормативно-правовая база разработки программы:
Закон об образовании.
Концепция модернизации образования.
Типовое положение о школе.
Локальные акты.
Декларация прав ребенка.
Программа рассчитана на 2004-2009 годы.
Основные участники реализации программы: педагогический коллектив, учащиеся школы и родители.
Реализация программы осуществляется через урочную и внеурочную деятельность, организованную работу с семьей, научное общество учащихся «Есть идея!», разновозрастный педагогический отряд «Чемпион».
Ожидаемые результаты:
Высокий уровень сформированности компетентностей в гражданско-правовой сфере:
Исследовательской компетентности - способности, связанной с анализом и оценкой текущей социальной ситуации при изучении какого-либо вопроса.
Компетентности социального выбора - способности, связанной с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
Компетентности социального действия - способности, связанной с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
Коммуникативной компетентности - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
Учебной компетентности - способности, связанной с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Критерии:
Высокий уровень сформированности нравственных позиций учащихся школы по данным психолого-педагогических исследований.
Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла, в частности, к истории, обществознанию, праву, литературе, окружающему миру, ОБЖ.
Увеличение числа детей, желающих дополнительно заниматься на элективных курсах по краеведению и граждановедению.
Создание поисковых групп на базе классов.
Открытие музея «Страницы истории школы» к 30-летию школы в 2008 году.
Широкий охват детей дополнительным образованием, способствующим формированию нравственных ценностей, здорового образа жизни, устойчивой гражданско-правовой позиции.
Высокая активность учащихся в школьных и городских конкурсах творческих работ по военно-патриотической тематике.
Возросшее количество победителей и призеров конкурсов, олимпиад исторической, военно-патриотической направленности.
Успешная сдача итоговой аттестации по предметам гуманитарного профиля.
Достаточный уровень поступления в вузы, ссузы по данному направлению.
Снижение уровня правонарушений со стороны учащихся.
Содержательная часть
Знакомство с материалами Всероссийской научно-практической конференцией по вопросу «Актуальные задачи гражданского образования России» позволило определить набор способностей, составляющих компетентность в гражданско-правовой сфере.
Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации при изучении какого-либо вопроса.
Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Одной из первых задач по решению вопроса о формировании ключевых компетентностей учащихся в гражданско-правовой сфере стало усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, создание условий для организации эффективного гражданского образования в школе.
Затем была определена цель образования и воспитания в данном направлении – создать условия для становления патриотической позиции учащихся, их гражданской компетентности и обретения ими опыта общественно-полезной деятельности.
Поставлены задачи гражданского образования, которые должны были реализовываться в рамках всего содержания образования. Но большая роль отведена предметам социально-гуманитарного цикла, которые дают учащимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей.
Задачи:
1. Развить личность, ее познавательные интересы, критическое мышление, обеспечивающее объективное восприятие социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
2. Воспитать:
патриотизм, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни,
гражданскую ответственность, уважение к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
позитивное ценностное отношения к окружающей среде, экологической культуре, любовь к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимание с другими народами;
духовно-развитую личность, способную к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга
3. Сформировать на уровне функциональной грамотности необходимые для социальной адаптации:
знания об обществе, государстве основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
умения познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных типичных для подросткового возраста социальных ролях;
опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; содействие развитию компетентности в различных сферах жизни: экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.
способность (компетентность) и готовность к использованию знаний и умений в повседневной жизни для защиты Отечества, сохранения окружающей среды, способность и готовность личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
Кроме этого, формирование компетентностей в гражданско-правовой сфере, опирающееся на соответствующие нравственные позиции, идеалы и убеждения, определенные гражданские ценности, может осуществляться только в совместной деятельности учителя, ученика, семьи.
Поэтому были определены задачи каждого педагога:
Осознать себя участником гражданского образования.
Определиться относительно ценностей демократии и гражданственности для себя лично и найти свое место в системе гражданского образования.
Выработать адекватную программу своих действий.
Намечены направления работы с семьей: активное привлечение родителей к воспитанию детей через родительский всеобуч, включение их в жизнь школы (участие в традиционных школьных делах), создание Попечительского совета. |