Скачать 102.85 Kb.
|
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА: «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ» УЧИТЕЛЬ ДКП: Тишкина Н.А. ЦЕЛЬ: актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи России – благочестие, послушание, ответственность, почитание родителей, трудолюбие ТИП УРОКА: изучение нового материала ТЕХНОЛОГИИ: проблемная, игровая, «яркое пятно», уровневой дифференциации, исследование, диалог ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Исток. Семья. Муж. Жена. «Домострой». Обязанности. Ответственность. СРЕДСТВА: учебное пособие, компьютерная презентация, посуда: миска, ложка, крынка ПЛАН: 1. Постановка проблемы. 2. Знакомство с новым материалом. 3. Подведение итогов. Ход урока
Просмотр компьютерной презентации с изображениями сцен жизни современной и древнерусской семьи. Обсуждение. Вопросы: Какую тему иллюстрирует презентация? Можем ли мы утверждать, что семейные традиции не изменились со времён Древней Руси? Вопросы на доске (задание – ответить в конце урока): как и почему изменились семейные традиции со времён Древней Руси? Как влияло христианство на семейную жизнь? Есть ли, по вашему мнению, традиции, которые необходимо вернуть в современную жизнь? Предполагаемые ответы: Мы видим сцены жизни современной и древнерусской семьи. Семейные традиции отчасти сохранились со времён Древней Руси, но есть и существенные изменения. Это отношение к религии, которая пронизывала всю жизнь людей от рождения до последнего дня, распределение обязанностей, взаимоотношения взрослых и детей, уклад жизни и т.д. 2. Знакомство с новым материалом, погружение в материал, поиск ответов на поставленные вопросы. Ситуация № 1 «Утро» Вариант 1: «Утро. Мария Ивановна проснулась с первыми лучами солнышка, под громкие крики петуха Прошки. Она помолилась перед иконами с любовью и надеждой, приклонив колени. Печь растопила, каши наварила, деток разбудила. Перекрестясь, все плотно позавтракали пшенной кашей, варёными яйцами, хлебом и кислым молоком. После все разошлись по своим делам, а хозяюшка принялась убирать со стола. Впереди был день, полный трудов и забот». (Описание на слайде, на экране) Вариант 2. Задание: описать утро современной Марии Ивановны. Например: «Утро. Мария Ивановна проснулась под мелодичный звон будильника, умылась, прошла на кухню. Тосты, йогурт, хлопья, чай, кофе – всё было на столе через пять минут. Мария Ивановна разбудила детей, позвала всех к столу. После завтрака она помогла детям собраться в школу, проводила мужа на работу, пожелав ему удачного дня, и сама заспешила на автобус». Задание: выделить древнерусские традиции, современные порядки, общее и разное, проанализировать, какие и почему произошли изменения. Ситуация № 2«Обед» (сценка). Учитель читает текст, ученики обыгрывают ситуацию. Крестьянская семья была большая, 15-20 человек. Главой семьи был старший мужчина в доме. Он первым садился за стол, в красный угол, во главу стола. (Вопрос: почему мужчина был глава семьи? К отцу все обращались на «вы» в знак уважения) Строго установленные места в зависимости от возраста и пола имели и другие члены семьи. По правую руку от батюшки – старший сын, рядом – все мужчины и мальчики, затем все женщины и девочки. Пищу подавала хозяйка – мать семейства или невестка (традиционно жена уходила в семью мужа). В большой семье ей некогда было присесть к столу во время обеда, и ела она одна, когда все уже были накормлены. Трапезу всегда начинали с благодарственной молитвы (стол – ладонь Божья, нельзя на нём сидеть, мусорить и не убирать за собой. Ели, что Бог послал). Перед едоком на столе лежали деревянная ложка и кусок хлеба. Жидкую пищу (щи, да каша – пища наша) из общей большой миски каждый черпал своей ложкой. Есть полагалось не спеша, не обгоняя друг друга. Гущу, куски мяса на дне миски делили после того,как была съедена жижа. Право выбрать первый кусок принадлежало главе семьи. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, вставать, не закончив еды. Хозяин дома зорко следил за соблюдением правил поведения за столом. Если кто-то из членов семьи по рассеянности или намеренно нарушал их, то в наказание немедленно получал по лбу хозяйской ложкой. Гостеприимство было характерной чертой русского народа. Гостя полагалось накормить и напоить досыта. Гость, войдя, кланялся иконам, затем здоровался с хозяином и всей семьёй. Не следовало критиковать еду, которой угощали, а следовало похвалить и с благодарностью есть. Обсуждение ситуации № 2: Какие традиции присутствуют в ситуации? В чём необходимость их соблюдения? Какие традиции необходимо сохранять и почему? Ситуация № 3«Труд. Семейные обязанности». (Самостоятельная работа с текстами в парах – 5 мин.) Вопросы:
Задание: выписать все виды выполняемых работ, разделяя работу на: 1) мужскую и 2) женскую; 3) обязанности детей; 4) прокомментировать пословицы и поговорки, связанные с крестьянским трудом. 5) определить место и роль религии в труде Перечислить современные виды работ и семейных обязанностей: 1) мужские 2) женские, 3) общие, 4) детские Как видите, в крестьянском хозяйстве существовало строгое разделение труда между мужчиной и женщиной. Тяжёлым трудом жил крестьянин. Работа составляла главный смысл его жизни. В народной среде укоренилось представление о том, что труд благословлён Богом. Недаром к работающему обращались со словами: «Бог в помощъ!» Задание: перечислить современные виды работ и семейных обязанностей: 1) мужские 2) женские, 3) общие, 4) детские (можно на примере своей семьи)
Ответить на вопросы, написанные на доске: Как и почему изменились семейные традиции со времён Древней Руси? Как влияло христианство на семейную жизнь? Есть ли, по вашему мнению, традиции, которые необходимо вернуть в современную жизнь? Семейные традиции отчасти сохранились со времён Древней Руси, но есть и существенные изменения. Эти изменения произошли из-за изменившихся условий жизни, переоценки ценностей. Значительно изменилась (уменьшилась или исчезла) роль религии во многих семьях. Необходимо сохранять (вернуть) уважительное отношение друг к другу, почтение к старшим, стремление трудиться для своих родных и близких. Оценка деятельности учеников. Домашнее задание: подготовиться к написанию творческой работы по теме, изучаемой на уроке – повторить опорный конспект. По желанию: составить план сочинения, или эссе, или др. вида творческой работы. Индивидуально – подготовить сообщения о семейных традициях, не прозвучавших на уроке. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Поговорки и пословицы, возникшие в крестьянской среде и посвященные земледельческому труду «На всякое семя — свое время» «Лучше голодай, а добрым семенем засевай» «Доброе зернышко колос родит» «На всякое семя — свое время». Вскоре наступала пора ярового, весеннего, сева. По множеству примет крестьянин старался точно угадать его сроки: береза начнет распускаться — сей овес, зацвели яблони — пора сеять просо, кукушка закуковала — пришло время льна. Задания: 1) Кратко прокомментируйте каждое высказывание 2) Ответьте на вопрос: что объединяет все высказывания? ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Поговорки и пословицы, возникшие в крестьянской среде и посвященные труду «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится» «Учи дитя тогда, когда оно поперек лавки лежит» «Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься» «Бог в помощь!» Задания: 1) Кратко прокомментируйте каждое высказывание 1) Ответьте на вопрос: что объединяет все высказывания? 2) Есть ли высказывание (высказывания), отличающееся от других по смыслу? В чём отличие? ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Задание: перечислить виды работ, выполняемые мужчинами. Земледелие. Весна. В глубоком средневековье все больше не поля, а леса покрывали русскую землю. Деревья рубили, корчевали, сжигали. Весной крестьянин распаривал сохой освобожденное от леса поле. После пахоты поле боронили — размельчали крупные комья земли. Борона представляла собой решетку из продольных и поперечных планок с набитыми деревянными зубьями. Вскоре наступала пора ярового, весеннего, сева. Сеяли только отборное зерно. В день сева крестьянин с лукошком на груди выходил в поле. Через каждые два шага забирал из лукошка зерно и размеренным движением руки разбрасывал его веером налево и направо. Поэтому для сева всегда выбирали тихий, безветренный день. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 Задание: перечислить виды работ, разделяя на мужские и женские обязанности. Земледелие. Лето. Отчего «страдал» крестьянин. Лето — самая напряженная трудовая пора на селе. Крестьянин вспахивал и удобрял паровое поле, чтобы копило силы для будущих урожаев. И тут же принимался за сенокос. Мало траву скосить. Пока она сохнет, надо ее несколько раз переворошить граблями, а уж когда совсем высохнет, сметать в стога. Тем временем поспевали хлеба. Наступала пора жатвы. На жатву выходили все, кто мог работать: и мужики, и бабы, и стар, и млад. Кто серпом жал, кто снопы вязал. Жатва считалась самой страдной порой на селе. Слово «страда» сродни слову «страдания». Их испытывал земледелец от тяжких трудов своих, целый день от зари до заката работая в поле. Снопы свозили на гумно — сарай для обработки зерна. Если хлеб оказывался влажным, его сушили в овинах — специальных сушильнях. Подсушенные колосья обмолачивали на току — утрамбованной земляной площадке под открытым небом. Нехитрым орудием — цепом, представлявшим собой тяжелую палку с округлым утолщенным концом, подвешенную на ремне к длинной деревянной рукояти, выбивали зерна из колосьев. Зерно после обмолота сгребали в кучу. Однако в нем оставалось много мусора — частицы соломы, колосьев, пыли. Для очистки зерно веяли: подбрасывали лопатой на ветру и мусор сдувало прочь. Веяние позволяло отделить (догадайтесь как) крупное, посевное, зерно от мелкого. ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 Скотоводство. Огородничество. Задание: перечислить виды работ, разделяя обязанности на мужские и женские. Ответьте на вопрос: какова связь религии этой отраслью хозяйства? Не только работой на земле жил крестьянин. Большого труда требовала забота о скотине. Корова в крестьянском хозяйстве была главной кормилицей, а лошадь — работницей. Хозяин дорожил лошадью, сам ухаживал за ней. Имелись в крестьянском хозяйстве также козы, свиньи, овцы. «По горам, по долам ходят шуба да кафтан», — кто не знает этой загадки! Из шерсти овцы вязали носки и варежки. Крестьяне носили овчинные тулупы, шапки, рукавицы. Забота о скотине лежала в основном на плечах женщины. Летом она вставала чуть свет и выгоняла животных на пастбище. Вечером загоняла скотину обратно, кормила, поила, доила. Скотоводство было столь важной отраслью крестьянского хозяйства, что имело не одного, а нескольких христианских покровителей. Уже упомянутого святого Георгия на Руси считали еще и «скотным богом». В день весеннего Егория (так в народе звали Георгия) — 23 апреля — скот впервые выпускали на пастбище. Скотоводам также покровительствовали святые Фрол и Лавр. Занимались крестьяне еще и огородничеством. В огороде выращивали капусту, огурцы, репу, лук, чеснок, морковь. В садах росли яблоня, вишня, груша, смородина, крыжовник. Забота о саде и огороде целиком лежала на плечах женщины: вскопать, посадить, полить, прополоть, собрать урожай. ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 Ремёсла. Рукоделие. Задание: перечислить виды работ, разделяя обязанности на мужские и женские. Жизнь заставляла крестьянина овладевать множеством ремесел. Мужчины строили дома, мастерили мебель, вырезали деревянную посуду. Женщины пряли, ткали, шили, вязали. Ремесленничали в основном зимой, когда не было полевых работ. Хозяин дома по вечерам устраивался на лавке и плел лапти, корзины, лукошки для ягод, короба для хранения продуктов и вещей. Жена тем временем пряла. Она пристраивала к лопастям прялки пушистую льняную кудель Левой рукой вытягивала из нее прядево, а правой вращала веретено, похожее на рыболовный поплавок. Веретено кружилось, словно волчок, скручивая прядево в нить и наматывая ее на себя. К масленице крестьянки заканчивали прядение и принимались ткать холсты. Из сарая в избу переносили ткацкий станок. Длинные полосы изготовленного сероватого льняного полотна вымачивали в воде и расстилали на лугу, отбеливая на солнце. Из готовой ткани шили рубахи, портки, юбки. ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 Приучение детей к труду Задание: перечислить виды работ, выполняемые детьми Ну, а чем занимались дети? «Учи дитя тогда, когда оно поперек лавки лежит». То есть рано приучай детей к труду — учит народная мудрость. Так оно и было. Девочка с шести лет начинала осваивать прялку, в десять — работала серпом, шила. К 12— 13 годам она в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала белье, доила, корову, стряпала, присматривала за младшими братьями и сестрами. А в 15 лет работала наравне со взрослыми. Мальчик тоже не сидел сложа руки. К 14 годам он не хуже взрослого владел косой, цепом, топором, управлялся с рыболовной сетью и охотничьими силками. Через год сын вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда. ПРИЛОЖЕНИЕ № 8 Из сочинения крестьянского мальчика (1920-е гг.) Задание: прокомментируйте текст Я как только кончил учиться, сделал удочки и ловил рыбу всю весну. Некоторые дни работал в огороде, а большую часть ловил рыбу на живца. Потом я больше всего провел времени за работой. Вместе со своими жал, ездил на луг, сгребал сено. После жатвы и покоса наступило время косить яровые. Яровые косить я тоже ходил вместе со своими. Когда убрали яровые, начали молотить все машиной. Я погонял лошадей. После обмолота хлебов я со своими поехал рыть картошку. Картошку я рыл очень охотно. За картошкой еще подоспела работа — это уборка овощей. Так все время я провел в работе, и играть приходилось только по праздникам. |
Исследовательских работ В работе приведены результаты исследований монгольских экономистов по проблемам денежно-кредитной политики (дкп), рассматриваются... | Учебником и учебными пособиями. Тема: Сравниваем прошлое и настоящее Тема: Сравниваем прошлое и настоящее. Р. Сеф «Путешествие», Ю. Коваль «Под соснами», Б. Кустодиев «Масленица» | ||
Урока по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению... Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села» | Тема урока : Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению... Тема урока: Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села» | ||
Тема: Семейные традиции. «Домострой» Герасимова Т. П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение» 1991 г | Мгппу «динамическое базовое свойство человеческого существования. Прошлое и будущее – два аспекта поведения Будущее детерминируется настоящим,... | ||
Урок знаний «традиции моей семьи» Цель: изучить точки зрения детей и родителей, связанных с понятием «семья» и «семейные традиции» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, чтобы понять настоящее. Тему урока попробуйте определить по музыкальному... | ||
Начать свое сочинение я хотела бы с вопроса: что такое традиции? В нашей семье, а у нас она большая, есть свои семейные традиции. Именно об этом мне хотелось бы рассказать | Классный час «Семейные династии, традиции,увлечения» моу сош №12... Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г | ||
Программа по краеведению «Школа юного краеведа» Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое... | Тема исследования : Колокшанский агрегатный завод. Прошлое и настоящее.... | ||
Конспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь» Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов... | Конспект урока Тема урока «Файл и файловая система» Класс: 8 Учитель:... Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока | ||
Конспект классного часа в 5 классе. Дата: 09. 2012г. Учитель: Енина... Познакомить с особенностями Олимпийских игр, формировать стремление вести здоровый образ жизни | Конспект урока «Семья и семейные ценности» Тип урока Список участников регионального этапа конкурса методических материалов по курсу «орк и сэ» |