Скачать 117.42 Kb.
|
Тема: Семейные традиции. «Домострой».Цели: Познакомить учащихся c понятием «традиции», «семейные традиции»; показать необходимость использования в своей жизни правил общежития. Ход классного часа Учитель: Семья — ячейка общества и государства. От ее крепости и нравственной силы зависит моральное состояние общества, стабильность государства. Семье уделялось всегда много внимания со стороны государства. Так в ХУ-ХУ1 вв. был создан закон о семье. Назвали его «Домострой» — эта старинная книга имеет несколько вариантов. Самый последний из них переработан образованным и добросердечным иереем Сильвестром. «Домострой» состоит из 67 глав. Первые 15 глав посвящены «духовному строению»: даются рекомендации, как верить в Святую Троицу и Пречистую Богородицу, как поклоняться им и святым угодникам, как молиться, креститься, как вести себя в храме, на каком месте разместить иконы в доме, как чтить царя, князя и архиерея. Основной постулат: во всем должен быть порядок — от семьи до государства. В семье поддерживались христианские нормы нравственности личной совестью, верой во всевидящего Бога, в святость заповедей предков. (Учителю помогают в проведении классного часа старшеклассники.) 1-й старшеклассник: За соблюдением заповедей строго следили родители, а отвечал за все — хозяин, муж. С него спрос перед Богом и людьми: «Следует тебе самому, господину, жену, и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться». «...К старшим быть послушным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым...» (Глава 25. «Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить».) Учитель: И это не простой перечень норм христианской нравственности: нормы морали подкреплялись верой в их божественное происхождение, верой в воздаяние. 2-й старшеклассник: В «Домострое» дается наставление и детям. Так, глава 22 называется: «Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем». «Чада, послушаете заповеди Господни: «Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле...». «Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителями. Кто бьет отца или мать, — тот отлучится от церкви и от святынь... ибо сказано: «Отцовское проклятие иссушит, а материнское — искоренит...». «Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят. Отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец и мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда матери и отца, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их, и о них заботьтесь, как они о вас». Учитель: Не правда ли, как были умны наши предки и как актуально их поучение и сегодня?! Спросите себя, исполняете ли вы эти идущие от доброго сердца поучения? Предки наши были людьми сострадательными и гостеприимными. Это национальная черта русских. Войны, голод, разорения, пожары и другие бедствия были часты в то время на Русской земле. Сострадание чужой беде, посильная помощь «убогим» были в традициях русской семьи. 3-й старшеклассник: «... вглядись в беду и страдания, во все^их нужды и помогай, как сможешь, и всех, кто страдает в бедности и в нужде, как нищего, не презирай, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и чистой совестью приветь; их молитвами получишь от Бога милость и грехов отпущение...» (Глава 9. «Как всякого посещать в страдании в монастырях, в больницах и темницах».) «... Если у соседа или иного христианина не хватило зерна — на семена ли, на пищу, да лошади или коровы нет или налога в казну уплатить нечем, — так нужно помочь ему и ссудить, а мало у самого, так у людей подзанять, но другому по просьбе дать. И помогать им от всей души, от всяких обидчиков оберегая по правде их...» Сильвестр обращается к своему «единственному и возлюбленному» сыну Анфиму с таким наставлением: «... Никого же, чадо, не презирай и при всякой ну век. Никто не вышел из дома нашего голоден или печален; как могли, мы все нужное кА 4-й старшеклассник: В русской семье общение строилось по строгой иерархии: слово супруга, хозяина — закон для всей семьи и слуг. Сильвестр советует сыну поддерживать эту традицию: «... А жена чтоб всегда делом домашним была занята, все бы умела делать и слуг этому учить и наблюдать за ними. ... Если жена не разумеет, сурово ее накажи, но не будь злопамятен, после наказания — пожалей». В более ранних вариантах «Домостроя» поощрялось физическое наказание как метод воспитания: «Казни сына своего измлада и порадуешься о нем в мужестве... и не даждь ему власти в юности, но сокруши ему ребра, дондеже (то есть пока) растет...». «Домострой» ранний советует любить детей, учить их ремеслам, правилам поведения, но держать в строгости: «сокрушая ребра» сыну, отец-де душу его спасает, а жену тоже следует «вежливенько плеткой побить, за руку держа, по вине смотря». Это-де «и разумно, и больно, и скромно, и здорово». «Домострой» же Сильвестра советует хозяину быть сдержанным, «о своих грехах поразмыслить» и самому « не заноситься ни в чем». 5-й старшеклассник: В русской семье считалось безнравственным осуждать других и слушать сплетни. «Домострой» советует хозяину следить, чтобы жена «не слушала бы сплетни и сама плохо ни о ком не отзывалась. С гостями бы беседу вела о рукоделье и домашнем хозяйстве...». «Слугам своим накажи не осуждать тех людей, у которых они были, на людях и что нехорошее видели — о том бы дома не сказывали. И о том, что случается дома, тоже бы людям не сказывали...» Учитель: В «Домострое» рассказывается и о «праведной» и «неправедной жизни», даются советы, как дом построить, когда пахать и сеять, собирать урожай и как его сохранить. Хозяйкам даются советы, «как дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать жилище»; подробно описывается чин проведения различных праздников, даже «как воспитывать дочерей и с приданым замуж выдать», «как кроить различную одежду» экономно; «как в полном порядке посуду хранить и вести домашнее хозяйство, и все комнаты/содержать в чистоте»; «как огородом и садом заниматься и все сохранять в погребе, на леднике и на погребнице», «дров и леса, и скотину всю беречь»; подробно дается свадебный обряд: и как невесту сватать, и что при этом говорить, и как встречать сватов, и как помолвку заключать; приводятся правила, «как сытить меда всякие, как ягодный морс готовить» и пиво варить, «как обрабатывать: и готовить всякие овощи» и т.д. 6-й старшеклассник «Домострой» — значит, как дом свой построить и как его обустроить. «Да и сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит..., без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, простая ли гостья — всегда б сама за делом сидела, за что ей честь и слава». Учитель: «Домострой» как памятник классической русской литературы по-разному воспринимался последующими поколениями. На основе «Домостроя» в последующие годы составлялся свод семейных законов. Так, в начале XVIII века в России была издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В наше время — Семейный кодекс. В каждом из перечисленных книг содержание основывалось и основывается на традициях. Что же такое традиция? Обратимся к Толковому словарю СИ. Ожегова: Традиция — 1. то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). 2. обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. • Как вы понимаете «семейные традиции»? (Ответы учащихся.) Учитель: Одной из основ семейных традиций является порядок в поведении, который становится основой для взаимоотношений как внутри семьи (родители, родственники), так и вне семьи (друзья, соседи). Последние годы внимание обращается на этикетные правила (этикет — принятый порядок поведения, форм обхождения). Познакомимся с некоторыми правилами поведения. Правило № 1. Помни о других! Бывает, что, предъявляя претензии и требования к родным, человек забывает, как ведет себя с ними сам. Попробуйте вспомнить: часто ли в последнее время ты предлагал маме помощь? Не забыл ли ты поздравить с днем рождения бабушку? Знаешь ли о заботах отца? Ожидая вежливости и деликатности от других, часто ли сам бываешь вежливым и деликатным? А ведь дома это необходимо. Семья представляет собой первый в твоей жизни коллектив, с которым ты до определенного возраста особенно тесно связан. И глупо думать, что здесь действуют какие-то другие нормы поведения, а не те же, что и в любом другом коллективе, с которым тебе придется соприкоснуться в жизни. Если ты научишься жить в мире и ладу со своими близкими, ты приобретешь навыки поведения в любом обществе. Помни — хорошее настроение не возникает само по себе. Чтобы в вашей семье была атмосфера доброжелательности и дружелюбия, нужны усилия всех ее членов. ЗАПОМНИ: для того чтобы в какой-либо компании всегда царила доброта, сердечность, дружелюбие, каждый из членов должен помнить об остальных и считаться с ними. Правило № 2. Договаривайся! Для того чтобы всем было хорошо, нужно всякий раз согласовывать свои намерения с планами остальных членов семьи и распределять свои занятия и отдых так, чтобы не мешать друг другу. Иногда, если это может кому-нибудь помешать, приходится выключить телевизор, даже если в это время играет твоя любимая команда. В тот день, когда мама ждет в гости свою приятельницу, с которой она мечтает спокойно поговорить и посидеть в тишине, не следует приводить в дом друзей. Правило № 3. Будь терпимым! У людей, которые умеют быть снисходительными и терпимыми друг к другу, которые относятся с уважением к чужим интересам, привычкам и вкусам, жизнь, как правило, складывается очень хорошо. И не бывает ли так, что ты злишься на отца или старшего брата, если они отказываются поиграть с тобой? Люди могут быть заняты, и нужно уметь смириться с этим. Правило № 4. Умей слушать! Это умение пригодится тебе не только в общении с близкими, но и в отношениях с другими людьми. Умение слушать — одно из тех качеств, которые обеспечивают успех в жизни и хорошие отношения с окружающими. Если ты хочешь, чтобы люди интересовались твоими делами, хочешь пользоваться чьей-то помощью или советом, умей слушать и относись к чужим делам так же серьезно, как к своим. Правило № 5. Научись понимать других. Людские поступки не случайны, есть причина, которая заставляет нас вести себя так, а не иначе. То, что делают люди, обычно кажется им правильным и разумным. Каждый поступает соответственно своему характеру, жизненному опыту. И не отличается умом человек, который считает, что тот, кто ведет себя иначе, обязательно «придурок», «псих», «чудак» или «чокнутый». Часто бывает, что подростки не согласны с поступками взрослых. Однако не надо думать, что взрослые, поступая по своему усмотрению, а не так, как нравится тебе, делают это по злобе или с единственным желанием портить и отравлять тебе жизнь. Бывает, что их нравоучения тебя раздражают, советы кажутся глупыми, замечания выводят из себя. Но попытайся понять родителей, учителей, других старших! Пойми, взрослые прожили жизнь. Их жизнь не всегда было счастливой и радужной, радости чередовались с огорчениями, успехи — с неудачами. Одни сохранили бодрость, энергию, жизнелюбие, другие выглядят усталыми, больными. Одни кажутся спокойными, уравновешенными, другие нервны, раздражительны, вспыльчивы. Все зависит от того, как они прожили жизнь и как живут сейчас. Поэтому, даже если тебе это кажется невозможным, попытайся их понять! А если не понять, то просто научись их уважать хотя бы за то, что они помогли тебе стать таким, какой ты есть. Правило № 6. Научись уважать других! Если ты хочешь, чтобы уважали тебя и твои интересы, научись с уважением относиться к интересам других! Старшие, родители достойны уважения вне зависимости от того, какие у них, по твоему мнению, взгляды и интересы. Однако почему же ты ведешь себя с ними хуже, чем с другими взрослыми, с которыми сталкиваешься каждый день? Тот факт, что они твои ближайшие родственники, не дает тебе права демонстрировать свое пренебрежение и непослушание. Правило № 7. Научись заботиться о других! Поспеши к дверям, чтобы помочь маме снять пальто. Предложи отцу помощь, не дожидаясь, пока он попросит. Помоги бабушке найти очки, даже если она их теряет по пятнадцать раз в час. Проводи тетю до остановки и не злись, что тебе помешали досмотреть фильм. За завтраком и обедом не набрасывайся на еду, не выбирай самые большие и лучшие куски. Подожди, пока все усядутся за стол. Ты скажешь, что все это мелочи? Конечно, мелочи! Ведь все эти знаки уважения потребуют от тебя минимум усилий. Однако это очень важные мелочи — они делают жизнь любой семьи лучше, счастливее. Правило № 8. Без обязанностей нет и прав. Дом, где ты живешь, — это общий дом всех членов семьи. Каждый здесь должен вносить свой труд в «общее дело», а это значит — каждый человек в семье должен выполнять определенные обязанности. И ты наверняка не развалишься, если научишься подметать пол, стирать рубашки, носки и другую одежду, мыть посуду. «Всякое существование — это сосуществование», — сказал один из древних философов. Чем больше сделаешь ты сам, тем больше можешь ожидать от других. Правило № 9. Борись сам с собой. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Человек — это узел связи». А ты — можешь ли ты сказать это про себя? Как ты строишь свои отношения в классе и семье? Не конфликтуешь ли с родителями, одноклассниками? Согласись, что бывают конфликты, в которых виноват ты сам. Это те конфликты, которые возникли из-за твоей нерешительности, нехватки силы воли и чувства долга. А бывало ли так, что ты пообещал и не сделал? Не выполнением обещания можно испортить отношения и с близкими, и с одноклассниками. Поэтому займись самим с собой! Постарайся укрепить силу воли, научись выполнять обещания, перестань лениться! Правило № 10. Держи себя в руках. Доброжелательность и спокойствие — это то, что всегда поможет тебе. Научись всегда держать себя в руках! Разговаривая с человеком, у которого сдали нервы, нужно постараться подействовать на него расслабляющее, помочь ему избавиться от беспокойства и нервозности. И сам в первую очередь старайся не раздражаться и не накидываться на людей. Смешон и неприятен человек, вспыливший из-за пустяка. Человек обязан владеть собой — на то он и человек. Выдержка и спокойствие высоко ценятся людьми. Людей, умеющих держать себя в руках, окружающие уважают. Правило № 11. Умей посмеяться над собой. Попробуй выходить из конфликта с помощью юмора, шуток, смеха — не над кем-то, а над самим собой. Чувство юмора — великая вещь. Кто-то даже сказал, что юмор и знания — две великие надежды человечества. Видишь, юмор приравнивается к знанию. Правило № 12. Научись просить прощения! Никогда не считай виноватыми всех на свете, кроме себя. И не бойся первым попросить прощения. Это сразу снимет напряжение и вернет тебе доброе расположение окружающих. Научишься жить в ладу с близкими — приобретешь навыки поведения в любом обществе. Правило № 13. Научись прощать. Это одно из главных правил нормального общежития. Прощать умеет человек, который способен понять другого. Какие из перечисленных правил являются вашей семейной традицией? |
Урок знаний «традиции моей семьи» Цель: изучить точки зрения детей и родителей, связанных с понятием «семья» и «семейные традиции» | Начать свое сочинение я хотела бы с вопроса: что такое традиции? В нашей семье, а у нас она большая, есть свои семейные традиции. Именно об этом мне хотелось бы рассказать | ||
Конспект урока тема: «семейные традиции: прошлое и настоящее» учитель дкп: Тишкина Н. А Цель: актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи России – благочестие, послушание, ответственность,... | Тема: «Семейные правоотношения» «Семейные правоотношения». Определить особенности важной и сложной отрасли действующего на территории Российской Федерации, законодательства... | ||
Семья, семейные ценности Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье;... | Классный час «Семейные династии, традиции,увлечения» моу сош №12... Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: изучить семейные традиции 19 века и проследить, как праздники в данной исторической эпохе способствовали укреплению семейных... | Проект «Моя семья. Семейные традиции казахского народа» Цель: сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Систематизировать,накопить... | ||
Тема: Первые образы. Мир Цели: Воспитание преемственности традиции образа, чувства патриотизма, миролюбия. Осмысление традиции образа мир. Развитие коммуникативных... | Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя! Цель: показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир»;... | ||
План урока по немецкому языку в восьмом классе немецкие рождественские... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа» | Тема: «Семья и семейные ценности» Формирование умения работать с новой информацией (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать) | ||
Урок семьи. Семейные Что такое семейные ценности? Недвижимость и счет в банке или что-то другое? Ответ на этот вопрос надо знать, так как наличие семейных... | Традиции урока Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позволяют нам согласовать свои действия, сосуществовать слаженно | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: отношения в семье и школе. Вводный урок. Семейные связи Развитие навыков чтения | Тема лекции «Сатирикон». Творчество А. Аверченко. Рассказы Н. Тэффи. Традиции «Сатирикона» в прозе М. Зощенко |