Тема: Семейные традиции. «Домострой»





Скачать 117.42 Kb.
НазваниеТема: Семейные традиции. «Домострой»
Дата публикации17.10.2013
Размер117.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

Тема: Семейные традиции. «Домострой».



Цели:

Познакомить учащихся c понятием «традиции», «семейные традиции»; по­казать необходимость использования в своей жизни правил общежития.
Ход классного часа

Учитель:

Семья — ячейка общества и государства. От ее кре­пости и нравственной силы зависит моральное состоя­ние общества, стабильность государства. Семье уделя­лось всегда много внимания со стороны государства.

Так в ХУ-ХУ1 вв. был создан закон о семье. Назвали его «Домострой» — эта старинная книга имеет несколько вариантов. Самый последний из них переработан образованным и добросердечным иереем Сильвестром.

«Домострой» состоит из 67 глав. Первые 15 глав посвящены «духовному строению»: даются рекомен­дации, как верить в Святую Троицу и Пречистую Бо­городицу, как поклоняться им и святым угодникам, как молиться, креститься, как вести себя в храме, на каком месте разместить иконы в доме, как чтить царя, князя и архиерея. Основной постулат: во всем должен быть порядок — от семьи до государства.

В семье поддерживались христианские нормы нрав­ственности личной совестью, верой во всевидящего Бога, в святость заповедей предков.

(Учителю помогают в проведении классного часа старшеклассники.)

1-й старшеклассник:

За соблюдением заповедей строго следили родите­ли, а отвечал за все — хозяин, муж. С него спрос перед Богом и людьми: «Следует тебе самому, госпо­дину, жену, и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться». «...К старшим быть по­слушным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым...» (Глава 25. «Наказ мужу и жене, и де­тям, и слугам о том, как следует им жить».)

Учитель:

И это не простой перечень норм христианской нрав­ственности: нормы морали подкреплялись верой в их божественное происхождение, верой в воздаяние.

2-й старшеклассник:

В «Домострое» дается наставление и детям. Так, глава 22 называется: «Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем».

«Чада, послушаете заповеди Господни: «Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их страдание всякое

от всей души на себя возложите, и бла­го вам будет, и долголетними пребудете на земле...». «Если же кто осуждает или оскорбляет своих роди­телей или клянет их, или ругает, тот перед Богом гре­шен и проклят людьми и родителями. Кто бьет отца или мать, — тот отлучится от церкви и от святынь... ибо сказано: «Отцовское проклятие иссушит, а мате­ринское — искоренит...».

«Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благосло­вят. Отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит.

Если же оскудеют разумом в старости отец и мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда матери и отца, кото­рые о вас заботились и печалились о вас, покойте ста­рость их, и о них заботьтесь, как они о вас». Учитель:

Не правда ли, как были умны наши предки и как актуально их поучение и сегодня?! Спросите себя, ис­полняете ли вы эти идущие от доброго сердца поуче­ния?

Предки наши были людьми сострадательными и гостеприимными. Это национальная черта русских. Войны, голод, разорения, пожары и другие бедствия были часты в то время на Русской земле. Сострадание чужой беде, посильная помощь «убогим» были в тра­дициях русской семьи.

3-й старшеклассник:

«... вглядись в беду и страдания, во все^их нужды и помогай, как сможешь, и всех, кто страдает в беднос­ти и в нужде, как нищего, не презирай, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и чистой совестью приветь; их молитвами получишь от Бога милость и грехов отпущение...» (Глава 9. «Как всяко­го посещать в страдании в монастырях, в больницах и темницах».)

«... Если у соседа или иного христианина не хвати­ло зерна — на семена ли, на пищу, да лошади или коровы нет или налога в казну уплатить нечем, — так нужно помочь ему и ссудить, а мало у самого, так у людей подзанять, но другому по просьбе дать. И помо­гать им от всей души, от всяких обидчиков оберегая по правде их...»

Сильвестр обращается к своему «единственному и возлюбленному» сыну Анфиму с таким наставлением: «... Никого же, чадо, не презирай и при всякой ну век. Никто не вышел из дома нашего голоден или печален; как могли, мы все нуж­ное кА

4-й старшеклассник:

В русской семье общение строилось по строгой иерархии: слово супруга, хозяина — закон для всей семьи и слуг. Сильвестр советует сыну поддерживать эту традицию: «... А жена чтоб всегда делом домаш­ним была занята, все бы умела делать и слуг этому учить и наблюдать за ними. ... Если жена не разумеет, сурово ее накажи, но не будь злопамятен, после нака­зания — пожалей».

В более ранних вариантах «Домостроя» поощрялось физическое наказание как метод воспитания: «Казни сына своего измлада и порадуешься о нем в муже­стве... и не даждь ему власти в юности, но сокруши ему ребра, дондеже (то есть пока) растет...».

«Домострой» ранний советует любить детей, учить их ремеслам, правилам поведения, но

держать в стро­гости: «сокрушая ребра» сыну, отец-де душу его спа­сает, а жену тоже следует «вежливенько плеткой по­бить, за руку держа, по вине смотря». Это-де «и ра­зумно, и больно, и скромно, и здорово».

«Домострой» же Сильвестра советует хозяину быть сдержанным, «о своих грехах поразмыслить» и само­му « не заноситься ни в чем».

5-й старшеклассник:

В русской семье считалось безнравственным осуж­дать других и слушать сплетни. «Домострой» советует хозяину следить, чтобы жена «не слушала бы сплетни и сама плохо ни о ком не отзывалась. С гостями бы беседу вела о рукоделье и домашнем хозяйстве...».

«Слугам своим накажи не осуждать тех людей, у ко­торых они были, на людях и что нехорошее видели — о том бы дома не сказывали. И о том, что случается дома, тоже бы людям не сказывали...»

Учитель:

В «Домострое» рассказывается и о «праведной» и «неправедной жизни», даются советы, как дом пост­роить, когда пахать и сеять, собирать урожай и как его сохранить. Хозяйкам даются советы, «как дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать жилище»; подробно описывается чин проведения раз­личных праздников, даже «как воспитывать дочерей и с приданым замуж выдать», «как кроить различную одежду» экономно; «как в полном порядке посуду хра­нить и вести домашнее хозяйство, и все комнаты/со­держать в чистоте»; «как огородом и садом занимать­ся и все сохранять в погребе, на леднике и на погребнице», «дров и леса, и скотину всю беречь»; подробно дается свадебный обряд: и как не­весту сватать, и что при этом говорить, и как встре­чать сватов, и как помолвку заключать; приводятся правила, «как сытить меда всякие, как ягодный морс готовить» и пиво варить, «как обрабатывать: и готовить всякие овощи» и т.д.

6-й старшеклассник

«Домострой» — значит, как дом свой построить и как его обустроить. «Да и сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит..., без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, простая ли гостья — всегда б сама за делом сидела, за что ей честь и слава».

Учитель:

«Домострой» как памятник классической русской литературы по-разному воспринимался последующи­ми поколениями. На основе «Домостроя» в последую­щие годы составлялся свод семейных законов. Так, в начале XVIII века в России была издана книга «Юно­сти честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В наше время — Семейный кодекс. В каждом из перечислен­ных книг содержание основывалось и основывается на традициях. Что же такое традиция? Обратимся к Тол­ковому словарю СИ. Ожегова:

Традиция —

1. то, что перешло от одного поколе­ния к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обы­чаи).
2. обычай, установившийся порядок в поведе­нии, в быту.

• Как вы понимаете «семейные традиции»?

(Ответы учащихся.)

Учитель:

Одной из основ семейных традиций является поря­док в поведении, который становится основой для вза­имоотношений как внутри семьи (родители, родствен­ники), так и вне семьи (друзья, соседи). Последние годы внимание обращается на этикетные правила (эти­кет — принятый порядок поведения, форм обхожде­ния). Познакомимся с некоторыми правилами поведе­ния.

Правило № 1. Помни о других!

Бывает, что, предъявляя претензии и требования к родным, человек забывает, как ведет себя с ними сам.

Попробуйте вспомнить: часто ли в последнее время ты предлагал маме помощь? Не забыл ли ты поздра­вить с днем рождения бабушку? Знаешь ли о заботах отца? Ожидая вежливости и деликатности от других, часто ли сам бываешь вежливым и деликатным?

А ведь дома это необходимо. Семья представляет собой первый в твоей жизни коллектив, с которым ты до определенного возраста особенно тесно связан. И глу­по думать, что здесь действуют какие-то другие нор­мы поведения, а не те же, что и в любом другом кол­лективе, с которым тебе придется соприкоснуться в жизни.

Если ты научишься жить в мире и ладу со своими близкими, ты приобретешь навыки поведения в лю­бом обществе. Помни — хорошее настроение не возникает само по себе. Чтобы в вашей семье была атмосфера доброжелательности и дружелюбия, нужны усилия всех ее членов.

ЗАПОМНИ: для того чтобы в какой-либо компании всегда царила доброта, сердечность, дружелюбие, каж­дый из членов должен помнить об остальных и счи­таться с ними.

Правило № 2. Договаривайся!

Для того чтобы всем было хорошо, нужно всякий раз согласовывать свои намерения с планами осталь­ных членов семьи и распределять свои занятия и от­дых так, чтобы не мешать друг другу.

Иногда, если это может кому-нибудь помешать, при­ходится выключить телевизор, даже если в это время играет твоя любимая команда.

В тот день, когда мама ждет в гости свою приятель­ницу, с которой она мечтает спокойно поговорить и посидеть в тишине, не следует приводить в дом друзей.

Правило № 3. Будь терпимым!

У людей, которые умеют быть снисходительными и терпимыми друг к другу, которые относятся с уваже­нием к чужим интересам, привычкам и вкусам, жизнь, как правило, складывается очень хорошо.

И не бывает ли так, что ты злишься на отца или старшего брата, если они отказываются поиграть с тобой?

Люди могут быть заняты, и нужно уметь смирить­ся с этим.

Правило № 4. Умей слушать!

Это умение пригодится тебе не только в общении с близкими, но и в отношениях с другими людьми.

Умение слушать — одно из тех качеств, которые обеспечивают успех в жизни и хорошие отношения с окружающими.

Если ты хочешь, чтобы люди интересовались твои­ми делами, хочешь пользоваться чьей-то помощью или советом, умей слушать и относись к чужим делам так же серьезно, как к своим.

Правило № 5. Научись понимать других.

Людские поступки не случайны, есть причина, ко­торая заставляет нас вести себя так, а не иначе. То, что делают люди, обычно кажется им правильным и разумным. Каждый поступает соответственно своему характеру, жизненному опыту.

И не отличается умом человек, который считает, что тот, кто ведет себя иначе, обязательно «придурок», «псих», «чудак» или «чокнутый».

Часто бывает, что подростки не согласны с поступ­ками взрослых. Однако не надо думать, что взрослые, поступая по своему усмотрению, а не так, как нравится тебе, дела­ют это по злобе или с единственным желанием пор­тить и отравлять тебе жизнь. Бывает, что их нравоуче­ния тебя раздражают, советы кажутся глупыми, заме­чания выводят из себя.

Но попытайся понять родителей, учителей, других старших!

Пойми, взрослые прожили жизнь. Их жизнь не все­гда было счастливой и радужной, радости чередова­лись с огорчениями, успехи — с неудачами. Одни сохра­нили бодрость, энергию, жизнелюбие, другие выгля­дят усталыми, больными. Одни кажутся спокойными, уравновешенными, другие нервны, раздражительны, вспыльчивы. Все зависит от того, как они прожили жизнь и как живут сейчас.

Поэтому, даже если тебе это кажется невозможным, попытайся их понять!

А если не понять, то просто научись их уважать хотя бы за то, что они помогли тебе стать таким, ка­кой ты есть.

Правило № 6. Научись уважать других!

Если ты хочешь, чтобы уважали тебя и твои интересы, научись с уважением относиться к интересам других!

Старшие, родители достойны уважения вне зависи­мости от того, какие у них, по твоему мнению, взгля­ды и интересы.

Однако почему же ты ведешь себя с ними хуже, чем с другими взрослыми, с которыми сталкиваешься каждый день? Тот факт, что они твои ближайшие род­ственники, не дает тебе права демонстрировать свое пренебрежение и непослушание.

Правило № 7. Научись заботиться о других!

Поспеши к дверям, чтобы помочь маме снять пальто. Предложи отцу помощь, не дожидаясь, пока он по­просит.

Помоги бабушке найти очки, даже если она их те­ряет по пятнадцать раз в час.

Проводи тетю до остановки и не злись, что тебе по­мешали досмотреть фильм.

За завтраком и обедом не набрасывайся на еду, не выбирай самые большие и лучшие куски. Подожди, пока все усядутся за стол.

Ты скажешь, что все это мелочи? Конечно, мелочи! Ведь все эти знаки уважения по­требуют от тебя минимум усилий.

Однако это очень важные мелочи — они делают жизнь любой семьи лучше, счастливее.

Правило № 8. Без обязанностей нет и прав.

Дом, где ты живешь, — это общий дом всех членов семьи.

Каждый здесь должен вносить свой труд в «общее дело», а это значит — каждый человек в семье должен выполнять определенные обязанности. И ты наверняка не развалишься, если научишься подметать пол, стирать рубашки, носки и другую одеж­ду, мыть посуду.

«Всякое существование — это сосуществование», — сказал один из древних философов. Чем больше сдела­ешь ты сам, тем больше можешь ожидать от других.

Правило № 9. Борись сам с собой.

Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Человек — это узел связи». А ты — можешь ли ты сказать это про себя? Как ты строишь свои отношения в классе и семье? Не конфликтуешь ли с родителями, одноклассниками?

Согласись, что бывают конфликты, в которых вино­ват ты сам. Это те конфликты, которые возникли из-за твоей нерешительности, нехватки силы воли и чув­ства долга.

А бывало ли так, что ты пообещал и не сделал? Не выполнением обещания можно испортить отно­шения и с близкими, и с одноклассниками.

Поэтому займись самим с собой!

Постарайся укрепить силу воли, научись выполнять обещания, перестань лениться!

Правило № 10. Держи себя в руках.

Доброжелательность и спокойствие — это то, что всегда поможет тебе.

Научись всегда держать себя в руках!

Разговаривая с человеком, у которого сдали нервы, нужно постараться подействовать на него расслабляю­щее, помочь ему избавиться от беспокойства и нервоз­ности.

И сам в первую очередь старайся не раздражаться и не накидываться на людей. Смешон и неприятен че­ловек, вспыливший из-за пустяка.

Человек обязан владеть собой — на то он и человек. Выдержка и спокойствие высоко ценятся людьми. Лю­дей, умеющих держать себя в руках, окружающие ува­жают.

Правило № 11. Умей посмеяться над собой.

Попробуй выходить из конфликта с помощью юмо­ра, шуток, смеха — не над кем-то, а над самим собой.

Чувство юмора — великая вещь. Кто-то даже ска­зал, что юмор и знания — две великие надежды чело­вечества. Видишь, юмор приравнивается к знанию.

Правило № 12. Научись просить прощения!

Никогда не считай виноватыми всех на свете, кро­ме себя.

И не бойся первым попросить прощения. Это сразу снимет напряжение и вернет тебе доброе расположе­ние окружающих.

Научишься жить в ладу с близкими — приобре­тешь навыки поведения в любом обществе.

Правило № 13. Научись прощать.

Это одно из главных правил нормального общежития. Прощать умеет человек, который способен понять другого.
Какие из перечисленных правил являются вашей семейной традицией?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconУрок знаний «традиции моей семьи»
Цель: изучить точки зрения детей и родителей, связанных с понятием «семья» и «семейные традиции»
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconНачать свое сочинение я хотела бы с вопроса: что такое традиции?
В нашей семье, а у нас она большая, есть свои семейные традиции. Именно об этом мне хотелось бы рассказать
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconКонспект урока тема: «семейные традиции: прошлое и настоящее» учитель дкп: Тишкина Н. А
Цель: актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи России – благочестие, послушание, ответственность,...
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconТема: «Семейные правоотношения»
«Семейные правоотношения». Определить особенности важной и сложной отрасли действующего на территории Российской Федерации, законодательства...
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconСемья, семейные ценности
Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье;...
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconКлассный час «Семейные династии, традиции,увлечения» моу сош №12...
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: изучить семейные традиции 19 века и проследить, как праздники в данной исторической эпохе способствовали укреплению семейных...
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconПроект «Моя семья. Семейные традиции казахского народа»
Цель: сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Систематизировать,накопить...
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconТема: Первые образы. Мир
Цели: Воспитание преемственности традиции образа, чувства патриотизма, миролюбия. Осмысление традиции образа мир. Развитие коммуникативных...
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconМеня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя!
Цель: показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир»;...
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconПлан урока по немецкому языку в восьмом классе немецкие рождественские...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconТема: «Семья и семейные ценности»
Формирование умения работать с новой информацией (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать)
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconУрок семьи. Семейные
Что такое семейные ценности? Недвижимость и счет в банке или что-то другое? Ответ на этот вопрос надо знать, так как наличие семейных...
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconТрадиции урока
Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позволяют нам согласовать свои действия, сосуществовать слаженно
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: отношения в семье и школе. Вводный урок. Семейные связи Развитие навыков чтения
Тема: Семейные традиции. «Домострой» iconТема лекции
«Сатирикон». Творчество А. Аверченко. Рассказы Н. Тэффи. Традиции «Сатирикона» в прозе М. Зощенко


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск