Раздел I. Пояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе:
Закона Российской Федерации об образовании;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 г № 1312.;
Учебного плана МБОУ Русско-Шуганская СОШ имени П.А.Днепрова Муслюмовского района РТ на 2012/2013 учебный год.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ Русско-Шуганская средняя общеобразовательная школа имени П.А. Днепрова Муслюмовского муниципального района РТ.
Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 10-11 классы» / Автор: А. И. Власенкова. – М.: Просвещение, 2007 г. («Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 - 11 класс». Учебник для 10 - 11 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2007 г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе соответствует программе, однако внесены следующие коррективы: федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования предусматривает на изучение курса русского языка 35 часов
(1 час в неделю). Но в соответствии с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ Русско-Шуганской средней общеобразовательной школой имени П.А.Днепрова Муслюмовского муниципального района РТ добавлен 1 час на изучение русского языка из школьного компонента с учетом подготовки учащихся 10-го класса к ЕГЭ по русскому языку. Это обусловило тот факт, что изменилось количество часов, отводимых на изучение разделов курса, 70 часов (2 часа в неделю), что соответствует количеству часов по учебному плану школы
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Большое значение придано развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Раздел II. Учебно-тематический план.
№
| Наименование
разделов и тем
| Максималь-
ная
нагрузка учащегося, ч.
| Из них на развитие
речи,
ч.
| Контроль-
ные
диктанты, контрольные работы и тесты
| 1.
| Общие сведения о языке
| 5
| 3
| -
| 2.
| Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
| 7
| 1
| 1
| 3.
| Лексика и фразеология.
| 9
| 2
| -
| 4.
| Словообразование и морфемика.
| 8
| 1
| 1
| 5.
| Морфология и орфография.
| 15
| 4
| 1
| 6.
| Синтаксис и пунктуация.
| 12
| 3
| 1
| 7.
| Текст и его строение.
| 5
| -
| -
| 8.
| Стили речи.
| 9
| 1
| 1
|
| Итого
| 70
| 15
| 5
| |