Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам. директора и введено в действие
протокол № ___________ «___»____________2012 г. приказ № ________________
от «___»____________2012г. ______________________ от «___»____________2012г.
_________________________ (подпись) _________________________
(подпись) (подпись)
Рабочая программа по русскому языку в 9 Б классе
Составитель: учитель русского языка и литературы
Имангулова Гульнара Искандаровна
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089;
Базисного учебного плана 2004г., утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г.;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №4154/12 от 09.07.2012г. «Об утверждении базисных и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы полного и основного общего образования.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса авторов Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. – Москва. : Просвещение, 2008. (Образовательный стандарт).
Базисного учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Альметьевска Республики Татарстан на 2012/2013 учебный год;
Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Альметьевска Республики Татарстан (с изменениями протокол № 159/2 от 29.08.2012г.)
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Содержательная и практическая части программы выполняется за счет уплотнения материала.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно – методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели и задачи Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Количество часов
Всего - 68 часов.
В неделю 2 часа.
1 четверть – 18ч.
2 четверть – 14 ч.
3 четверть – 20 ч.
4 четверть – 16 ч.
Плановых контрольных уроков: диктантов – 4, итоговое тестирование – 2, промежуточное тестирование –2.
Уроков развития речи – 8 ч (сочинения – 4ч., изложение – 4 ч.) Содержание программы
Согласно рабочей программе по русскому языку для 9 класса авторов Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. – Москва. : Просвещение, 2008. (Образовательный стандарт) на изучение русского языка отводится 2 часа (68 часов в год) и по учебному плану МБОУ «СОШ №2» отводится 2 часа. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:
№
| Название раздела
| Количество часов
| 1
| Международное значение русского языка
| 1
|
| Повторение изученного 5-8 классах
| 7
| 1
| Обобщающее повторение.
| 1
| 2
| Обобщающее повторение.
| 1
| 3
| Развитие речи. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Баян».
| 1
| 4
| Обобщающее повторение. Синтаксис словосочетания и простого предложения.
| 1
| 5
| Развитие речи. Текст. Комплексный анализ текста на основе решения тестовых заданий типологии А.
| 1
| 6
| Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного».
| 1
| 7
| Анализ диктанта. Работа над ошибками.
| 1
|
| Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.
| 45
| 1
| Основные виды сложных предложений.
| 1
|
| Сложносочиненные предложения (6ч)
| 6
| 1
| Сложносочиненные предложения. Основные группы ССП по значениям и союзам.
| 1
| 2
| Знаки препинания в ССП.
| 1
| 3
| Развитие речи. Способы сжатого содержания текста. Тезисы. Конспект.
| 1
| 4
| Развитие речи. Изложение.
| 1
| 5
| Контрольный тест по теме: «ССП».
| 1
| 6
| Развитие речи. Рецензия.
| 1
|
| Сложноподчиненные предложения (24ч)
| 24
| 1
| Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова.
| 1
| 2
| Развитие речи. Контрольное изложение «Могила Пушкина».
| 1
| 3
| Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными.
| 1
| 4
| Развитие речи. Работа над сжатым изложением.
| 1
| 5
| Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения.
| 1
| 6
| Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
| 1
| 7
| Сложноподчиненные предложения с местоименно-определительными.
| 1
| 8
| Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
| 1
| 9
| Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
| 1
| 10
| Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
| 1
| 11
| СПП с придаточными степени и образа действия.
| 1
| 12
| Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.
| 1
| 13
| Сложноподчиненные предложения с придаточными условными.
| 1
| 14
| Диктант по теме: «СПП».
| 1
| 15
| Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и цели.
| 1
| 16
| Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. Тест по теме: «СПП».
| 1
| 17
| Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными.
| 1
| 18
| Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и придаточными присоединительными.
| 1
| 19
| Обобщение и закрепление материала по теме: «СПП».
| 1
| 20
| Контрольная работа на тему: «Виды придаточных предложений». Тест.
| 1
| 21
| Развитие речи. Обучающее сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Сочинение – рассуждение.
| 1
| 22
| Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
| 1
| 23
| Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и пунктуация в них.
| 1
| 24
| Развитие речи. Деловые бумаги.
| 1
|
| Бессоюзные сложные предложения (8ч)
| 8
| 1
| Сложные бессоюзные предложения. Пунктуация в них.
| 1
| 2
| Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
| 1
| 3
| Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.
| 1
| 4
| Тире в бессоюзных сложных предложениях.
| 1
| 5
| Повторение по теме: «БСП».
| 1
| 6
| Развитие речи. Изложение с творческим заданием.
| 1
| 7
| Развитие речи. Написание изложения.
| 1
| 8
| Развитие речи. Реферат.
| 1
|
| Сложные предложения с различными видами связи (6ч)
| 6
| 1
| Сложные предложения с разными видами связи. Пунктуация в этих предложениях.
| 1
| 2
| Развитие речи. Сочинение о выборе професси.
| 1
| 3
| Подготовка к контрольной работе по теме: «Сложное предложение».
| 1
| 4
| Итоговый контрольный диктант за 3 четверть (по теме «Сложное предложение»).
| 1
| 5
| Анализ контрольного диктанта.
| 1
| 6
| Авторские знаки препинания.
| 1
|
| Общие сведения о языке (3ч)
| 3
| 1
| Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.
| 1
| 2
| Русский литературный язык и его стили.
| 1
| 3
| Контрольный тест.
| 1
|
| Повторение (12ч)
| 12
| 1
| Фонетика. Графика. Орфография.
| 1
| 2
| Лексика. Фразеология. Орфография.
| 1
| 3
| Морфемика. Словообразование. Орфография.
| 1
| 4
| Морфология. Именные части речи. Глагол, причастие, деепричастие.
| 1
| 5
| Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны знаки препинания?»
| 1
| 6
| Морфология. Наречие, категория состояния. Предлог, союз, частица.
| 1
| 7
| Синтаксис. Пунктуация.
| 1
| 8
| Текст. Стили и типы речи.
| 1
| 9
| Употребление знаков препинания.
| 1
| 10
| Итоговый тест по разделам русского языка.
| 1
| 11
| Резервный урок.
| 1
| 12
| Резервный урок.
| 1
|
| Итого
| 68
| Контрольные работы
№
| Название раздела
| Кол-во часов
| Кол – во контрольных диктантов
| Количество тестов
| Развитие речи
| сочинение
| изложение
| 1
| Введение. Международное значение русского языка.
| 1
|
|
|
|
| 2
| Повторение изученного 5-8 классах
| 7
| 1(25.09)
|
| 1(13.09)
|
| 3
| Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.
| 45
|
|
|
|
| 4
| Сложносочиненные предложения.
| 6
|
| 1(18.10)
|
| 1(16.10)
| 5
| Сложноподчиненные предложения.
| 24
| 1(20.12),(24.01)
| 1(27.12)
| 1(29.01)
| 1(01.11),(20.11)
| 6
| Бессоюзные сложные предложения.
| 8
|
|
|
| 1(04.03)
| 7
| Сложные предложения с различными видами связи.
| 6
| 1(21.03)
|
| 1(14.03)
|
| 8
| Общие сведения о языке.
| 3
|
| 1(15.04)
|
|
| 9
| Повторение.
| 12
|
| 1(16.05)
| 1(29.04)
|
|
| Итого
| 68
| 4
| 4
| 4
| 4
|
График контрольных работ
№
| Название раздела
| Дата по плану
| 1
| Введение. Международное значение русского языка.
|
| 2
| Повторение изученного 5-8 классах
| 13.09, 25.09
| 3
| Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.
|
| 4
| Сложносочиненные предложения.
| 16.10, 18.10
| 5
| Сложноподчиненные предложения.
| 01.11, 20.11, 20.12, 27.12, 24.01, 29.01
| 6
| Бессоюзные сложные предложения.
| 04.03
| 7
| Сложные предложения с различными видами связи.
| 14.03, 21.03
| 8
| Общие сведения о языке.
| 15.04
| 9
| Повторение.
| 29.04, 16.05
|
| Итого
| 16
|
Лист корректировки
№
| Объединенные темы
| Кол-во часов
| Дата проведения
| Причина объединения
| 1
| Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова.
| 1
| 30.10
| Курбан байрам
|
|
|
|
|
| |