Исследование слов мороз и ветер





Скачать 58.76 Kb.
НазваниеИсследование слов мороз и ветер
Дата публикации29.06.2013
Размер58.76 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование
Тема. Имя существительное.

Исследование слов
мороз и ветер

Цель. Ознакомление с обобщением лексическим

значением имен существительных.

Познакомить с разделами русского зыка.

Развивать умение производить фонетический

разбор слова; умение разбирать слова по

составу. Обогащать словарный запас, развивать

устную речь. Прививать любовь к слову через

поэзию классиков.

Оборудование.

Карточки с названиями разделов русского языка «орфография», «лексика», «морфология», «фонетика», «морфемика», «синтаксис», «фразеология».

Индивидуальные карточки со

стихотворением М.Исаковского и Н.Некрасова.
План
1. Орг.момент

Учите русский годы кряду

С умом, с усердием, с душой

Вас ждет великая награда

И та награда – в нем самом.

- Какую награду вы получаете от уроков русского

языка?

(Награда – это уметь и знать русский язык)
П. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мя продолжим изученье русого языка, продолжим исследование объектов русского

языка.

- Кто хочет сегодня прикоснуться к науке?

- Кто хочет быть исследователем?

(Что значит исследовать?)

- Какими качествами вы должны обладать?

(быть внимательными, точными, любознательными,

аккуратными, умными)

(запись даты в тетрадь)



Тема нашего исследования – слова.

Эти слова спрятаны в отгадках.

«По полю рыщет «Без рук, без ног

Поет да свищет а рисовать умеет»

Деревья качает (мороз)

К земле траву приклоняет»

(ветер)
Ш. Познавательный этап
- Что можете рассказать об этих словах с точки зрения разделов науки о русском языке?

(на доске карточки с названиями разделов языка)


1. Орфография - наука о правильности

написания слова

- Произнесите эти слова так, как говорим.

Послушайте себя и определите орфограммы.

- Запишите, выделяя орфограммы.

- Проверьте, верно ли записали.

(учитель выставляет карточки «ветер» и

«мороз» на доску).
2. Морфология наука о частях речи.
- Какие части речи вы знаете?

- Какими частями речи являются слова

ветер, мороз.

- Докажите!

(отвечают на вопрос – что? обозначают

предмет).

- Определите число и род этих существительных.

- Итог: Что такое имя существительное.
3. Лексика – изучает значение слова.

-Что обозначает слово ветер?

Обратимся к словарю С.Ожегова.
Ученик: «Ветер – поток воздуха в горизонтальном

направлении».

Учитель: В большом энциклопедическом словаре

дается такое определение ветра.

«Ветер – движение воздуха относительно земной поверхности, характеризующееся силой и скоростью».
- Как вы думаете, какое определение точнее?

Значение слова «мороз» по Ожегову.
Ученик: «Мороз – тоже самое, что и холод – низкая

температура воздуха».


Лексика рассматривает наличие синонимов.
- Что такое синонимы?

(слова, близкие по смыслу).

- Какие синонимы имеют наши слова?
ветер (м.р.) мороз (м.р)

вьюга (ж.р.) холод (м.р.)

буран (м.р.) стужа (ж.р.)
- Определите, какой частью речи являются эти слова.

- Определите род имен существительных.

- Какие окончания имеют существительные

м.р. и ж р.
4. Фонетика - учение о звуках речи и звуковом

составе слова.
Рассмотрим звуковой состав наших слов.

1 ученик – у доски производит фонетический разбор

слова Мороз.
Мороз – 2 слога, 5 звук., 5 букв. 3 согл., 2 гл.,

м – [м] – согл., звон., тв.,

о – [а] – гл., безуд.,

р – [р]- согл., Зв., тв.,

о – [о] – гл., удар.,

з – [с] – согл., глух., тв.
Ветер – с комментированием с места.
Ветер – 2 слог, 5 звук., 5 букв, 3 согл., 2 гл.

в – [в] – согл., звон.,мягк.,

е – [э] – гл., удар.,

т – [т] – согл., глух., мягк.,

е – [и] – гл., безуд.,

р – [р] – согл., звон., тв.
5. Морфемика – наука о словообразовании.
- Какие части слова вы знаете, которые служат

для образования новых слов?

(суффикс и приставка)
IV Самостоятельная работа
Образуйте родственные слова от слов ветер

(1 ряд) и мороз (2 ряд) с помощью суффикса и приставки, так, чтобы они обозначали признак предмета и действие предмета.

Проверка.

Прочитайте слова.

- Докажите, что они являются родственными.

- Разберите по составу.

- С помощью какой части слова образовалось?
6. Синтаксис изучает как слово взаимодействует с

другими словами.
V Работа по карточкам.
Перед вами карточки со строчками М.Исаковского.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше

Поиграл немного ветками черемух

Пожурил за что-то воробьев знакомых

И, расправив бодро молодые крылья

Полетел куда-то вперегону с пылью.
- Что означает слово «пожурить»

(легкий выговор)
- Найдите словосочетания существительного ветер с глаголами.

- Что они обозначают?

(действие ветра)

- Подберите слова, обозначающие признаки ветра.
У доски

1 ученик по карточке

Выписать существительное мороз с глаголами.
Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз - воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит, хороши ли метели,

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли...

.................................................

Идет – по деревьям шагает,

Трещит по замершей воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.
Что обозначают эти слова?
VI Письмо с комментированием.
С ночи подул сильный снеговой ветер.
1. Разберите предложение по членам

предложения и ч.речи.

2. Объясните связь слов в предложении.

3. С какими частями речи взаимодействует

имя существительное?

Объяснить орфограммы.

В лютые морозы погибают молоденькие деревья.

Беседа Почему погибают молоденькие деревья?

- Как деревья готовятся к зиме?

- Как человек помогает им спастись?
Фразеология – устойчивые словосочетания.
Что значит?

Бросать слова на ветер.

Искать ветра в поле.

Бросать деньги на ветер.

У него ветер в голове.

Мороз по коже.



Вывод: - О чем говорили на уроке?
-Что узнали о им. существительном в процессе

исследования.
Минутка поэзии.
Вспомните строчки поэтов из стихов о ветре или морозы.
Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

(А.Пушкин)
Ветер, ветер, ты могуч

Ты гоняешь стаи туч

(А.Пушкин)
Мороз и солнце день чудесный... .
Кто из вас сам сочинил стихи о ветер и морозе?
Обобщение - Как прошел урок?
Домашнее задание – составить свои предложения о ветре и морозе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование слов мороз и ветер iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Исследование слов мороз и ветер iconУрока Тема урока Дата
А. С. Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет», «Белка песенки поет», «Петух и собака»
Исследование слов мороз и ветер iconУрока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер»
Цель урока: Учащиеся формируют понятие «ветер» на основе знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении при выявлении причинно-следственных...
Исследование слов мороз и ветер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Музыкальный материал: А. Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р. Шуман «Дед Мороз», Г. Вихарева «Дед Мороз»
Исследование слов мороз и ветер iconЕ. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф
Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф. Политология: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки (специальности) 280104....
Исследование слов мороз и ветер iconТема: Правила переноса слов
Цель: упражнять в делении слов на слоги, в чтении слов с изученными буквами, познакомить с правилами переноса слов
Исследование слов мороз и ветер iconУрок музыки Тема: «Как изобразить ветер с помощью музыки»
Прийти к выводу, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удается изобразить ветер
Исследование слов мороз и ветер iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
Исследование слов мороз и ветер iconУрок географии в 6-м классе с использованием презентации, выполненной...
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Исследование слов мороз и ветер iconРеферат на тему: «Дед Мороз и Санта Клаус»
Перед новогодним праздником мы украшали класс, и учительница предложила нам нарисовать Деда Мороза. Когда мы принесли свои работы,...
Исследование слов мороз и ветер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У деда Мороза сейчас много дел: приготовить всем подарки, развести их и каждому ребенку под ёлку положить. А вот ёлку нарядить Дед...
Исследование слов мороз и ветер iconКонспект урока «Ветер» (Тема урока) фио (полностью) Авдусь Валентина Евгеньевна
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Исследование слов мороз и ветер iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема урока:...
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Исследование слов мороз и ветер iconУрок в 3 классе тема: «Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слов»
Цель: Сегодня мы будем упражняться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, и подбирать к ним проверочные...
Исследование слов мороз и ветер icon3. Анафоры. Риторические вопросы
Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической...
Исследование слов мороз и ветер iconУрок по окружающему миру в 1 классе Тема: Урок – почемучка. Почему идет дождь и дует ветер?
Сегодня к нам на урок опять пришел Муравьишка Вопросик. Он задает нам вопрос: «Почему идет дождь и дует ветер?»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск