Скачать 58.76 Kb.
|
Тема. Имя существительное. Исследование слов мороз и ветер Цель. Ознакомление с обобщением лексическим значением имен существительных. Познакомить с разделами русского зыка. Развивать умение производить фонетический разбор слова; умение разбирать слова по составу. Обогащать словарный запас, развивать устную речь. Прививать любовь к слову через поэзию классиков. Оборудование. Карточки с названиями разделов русского языка «орфография», «лексика», «морфология», «фонетика», «морфемика», «синтаксис», «фразеология». Индивидуальные карточки со стихотворением М.Исаковского и Н.Некрасова. План 1. Орг.момент Учите русский годы кряду С умом, с усердием, с душой Вас ждет великая награда И та награда – в нем самом. - Какую награду вы получаете от уроков русского языка? (Награда – это уметь и знать русский язык) П. Сообщение темы и цели урока Сегодня на уроке мя продолжим изученье русого языка, продолжим исследование объектов русского языка. - Кто хочет сегодня прикоснуться к науке? - Кто хочет быть исследователем? (Что значит исследовать?) - Какими качествами вы должны обладать? (быть внимательными, точными, любознательными, аккуратными, умными) (запись даты в тетрадь) Тема нашего исследования – слова. Эти слова спрятаны в отгадках. «По полю рыщет «Без рук, без ног Поет да свищет а рисовать умеет» Деревья качает (мороз) К земле траву приклоняет» (ветер) Ш. Познавательный этап - Что можете рассказать об этих словах с точки зрения разделов науки о русском языке? (на доске карточки с названиями разделов языка) 1. Орфография - наука о правильности написания слова - Произнесите эти слова так, как говорим. Послушайте себя и определите орфограммы. - Запишите, выделяя орфограммы. - Проверьте, верно ли записали. (учитель выставляет карточки «ветер» и «мороз» на доску). 2. Морфология – наука о частях речи. - Какие части речи вы знаете? - Какими частями речи являются слова ветер, мороз. - Докажите! (отвечают на вопрос – что? обозначают предмет). - Определите число и род этих существительных. - Итог: Что такое имя существительное. 3. Лексика – изучает значение слова. -Что обозначает слово ветер? Обратимся к словарю С.Ожегова. Ученик: «Ветер – поток воздуха в горизонтальном направлении». Учитель: В большом энциклопедическом словаре дается такое определение ветра. «Ветер – движение воздуха относительно земной поверхности, характеризующееся силой и скоростью». - Как вы думаете, какое определение точнее? Значение слова «мороз» по Ожегову. Ученик: «Мороз – тоже самое, что и холод – низкая температура воздуха». Лексика рассматривает наличие синонимов. - Что такое синонимы? (слова, близкие по смыслу). - Какие синонимы имеют наши слова? ветер (м.р.) мороз (м.р) вьюга (ж.р.) холод (м.р.) буран (м.р.) стужа (ж.р.) - Определите, какой частью речи являются эти слова. - Определите род имен существительных. - Какие окончания имеют существительные м.р. и ж р. 4. Фонетика - учение о звуках речи и звуковом составе слова. Рассмотрим звуковой состав наших слов. 1 ученик – у доски производит фонетический разбор слова Мороз. Мороз – 2 слога, 5 звук., 5 букв. 3 согл., 2 гл., м – [м] – согл., звон., тв., о – [а] – гл., безуд., р – [р]- согл., Зв., тв., о – [о] – гл., удар., з – [с] – согл., глух., тв. Ветер – с комментированием с места. Ветер – 2 слог, 5 звук., 5 букв, 3 согл., 2 гл. в – [в] – согл., звон.,мягк., е – [э] – гл., удар., т – [т] – согл., глух., мягк., е – [и] – гл., безуд., р – [р] – согл., звон., тв. 5. Морфемика – наука о словообразовании. - Какие части слова вы знаете, которые служат для образования новых слов? (суффикс и приставка) IV Самостоятельная работа Образуйте родственные слова от слов ветер (1 ряд) и мороз (2 ряд) с помощью суффикса и приставки, так, чтобы они обозначали признак предмета и действие предмета. Проверка. Прочитайте слова. - Докажите, что они являются родственными. - Разберите по составу. - С помощью какой части слова образовалось? 6. Синтаксис – изучает как слово взаимодействует с другими словами. V Работа по карточкам. Перед вами карточки со строчками М.Исаковского. Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, пробежал по крыше Поиграл немного ветками черемух Пожурил за что-то воробьев знакомых И, расправив бодро молодые крылья Полетел куда-то вперегону с пылью. - Что означает слово «пожурить» (легкий выговор) - Найдите словосочетания существительного ветер с глаголами. - Что они обозначают? (действие ветра) - Подберите слова, обозначающие признаки ветра. У доски 1 ученик по карточке Выписать существительное мороз с глаголами. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз - воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит, хороши ли метели, Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли... ................................................. Идет – по деревьям шагает, Трещит по замершей воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде. Что обозначают эти слова? VI Письмо с комментированием. С ночи подул сильный снеговой ветер. 1. Разберите предложение по членам предложения и ч.речи. 2. Объясните связь слов в предложении. 3. С какими частями речи взаимодействует имя существительное? Объяснить орфограммы. В лютые морозы погибают молоденькие деревья. Беседа – Почему погибают молоденькие деревья? - Как деревья готовятся к зиме? - Как человек помогает им спастись? Фразеология – устойчивые словосочетания. Что значит? Бросать слова на ветер. Искать ветра в поле. Бросать деньги на ветер. У него ветер в голове. Мороз по коже. Вывод: - О чем говорили на уроке? -Что узнали о им. существительном в процессе исследования. Минутка поэзии. Вспомните строчки поэтов из стихов о ветре или морозы. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет (А.Пушкин) Ветер, ветер, ты могуч Ты гоняешь стаи туч (А.Пушкин) Мороз и солнце день чудесный... . Кто из вас сам сочинил стихи о ветер и морозе? Обобщение - Как прошел урок? Домашнее задание – составить свои предложения о ветре и морозе. |
Исследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс | Урока Тема урока Дата А. С. Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет», «Белка песенки поет», «Петух и собака» | ||
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» Цель урока: Учащиеся формируют понятие «ветер» на основе знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении при выявлении причинно-следственных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Музыкальный материал: А. Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р. Шуман «Дед Мороз», Г. Вихарева «Дед Мороз» | ||
Е. В. Домаев Латышева Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф Е. О., Настасюк Н. П., Мороз Е. Ф. Политология: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки (специальности) 280104.... | Тема: Правила переноса слов Цель: упражнять в делении слов на слоги, в чтении слов с изученными буквами, познакомить с правилами переноса слов | ||
Урок музыки Тема: «Как изобразить ветер с помощью музыки» Прийти к выводу, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удается изобразить ветер | Исследование цветовой гаммы исследование естественного освещения... Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами | ||
Урок географии в 6-м классе с использованием презентации, выполненной... «ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,... | Реферат на тему: «Дед Мороз и Санта Клаус» Перед новогодним праздником мы украшали класс, и учительница предложила нам нарисовать Деда Мороза. Когда мы принесли свои работы,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У деда Мороза сейчас много дел: приготовить всем подарки, развести их и каждому ребенку под ёлку положить. А вот ёлку нарядить Дед... | Конспект урока «Ветер» (Тема урока) фио (полностью) Авдусь Валентина Евгеньевна «ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,... | ||
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема урока:... «ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,... | Урок в 3 классе тема: «Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слов» Цель: Сегодня мы будем упражняться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, и подбирать к ним проверочные... | ||
3. Анафоры. Риторические вопросы Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической... | Урок по окружающему миру в 1 классе Тема: Урок – почемучка. Почему идет дождь и дует ветер? Сегодня к нам на урок опять пришел Муравьишка Вопросик. Он задает нам вопрос: «Почему идет дождь и дует ветер?» |