Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации13.01.2014
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №1»


Рассмотрено и одобрено: Согласовано: Утверждаю:

Председатель ШМО Зам. директора по УВР Директор

МБОУ «ООШ №1» МБОУ «ООШ №1»

____________________ ____________Л. И. Альшевская ___________Пхайко К. М.

Протокол №_____ от «____»________2013г. Приказ № ______ от

«____»________2013г. «____»________2013г.

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Ащеуловой Александры Ильиничны, учителя высшей категории.

Стаж работы 41 год.


Пояснительная записка 


Рабочая программа по курсу «Литература» 8 кл. составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по литературе», примерных программ по литературе для общеобразовательных учреждений, на основе стандарта 1 поколения, ФЗ РФ «Об образовании», с использованием проекта стандартов 2 поколения в соответствии Закона РФ «Об образовании» ст. 32. 
Актуальность программы 
Предмет литературы ставит перед собой задачи развития способностей формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным подтекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. 
В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Читатель встречается с временем, изображенным, временем создания и временем чтения. 
При этом очень важно рассмотрение позиции автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века. 
В программе широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора. 
Необходимо подсказать ученикам важность понимания исторического времени для верного взгляда на время сегодняшнее. В качестве достаточно объемного эпиграфа для этого предлагается фрагмент сказки Х. К. Андерсена «Калоши счастья». 
В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Ученик видит живую историю на страницах художественного произведения и оценивает обращение художника к прошлому. Попутно возникают самые разнообразные вопросы, которые вовсе не обязательно с проблемой времени, но, как правило, помогают более отчетливо представить возможности различных жанров, когда они обращены к событиям истории. 
Программа адресована учащимся 8 класса.

Цели и задачи обучения: 
• воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов; 
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений русской художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие русской устной и письменной речи учащихся 
• освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве; 
• овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; 
• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России. 
• валеологическая: соблюдение надлежащей обстановки и гигиенических условий в классе; создавать здоровый психологический климат на уроке.

Характеристика предмета 
Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство 
Изучение русской литературы характеризуется ярко выраженной спецификой. Учебный предмет «Литература» - часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Таким образом реализуется принцип «диалога культур». 
Литературное творчество учащихся является составной частью литературного образования, включает наряду с творческими работами различных жанров. 
Основной формой организации учебного процесса при изучении литературы в школе является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход.

• Содержание и структура литературы рассматривается как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей); 
• В основу содержания и структуры предмета положен дидактический принцип личностно – ориентированного обучения в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления фундаментальных и прикладных знаний и умений; 
• В курсе обеспечено единство содержательной и процессуальной сторон обучения, которое подразумевает не только передачу определенной системы знаний и умений, но и обучение их способам учебной деятельности по самостоятельному добыванию упомянутых знаний и умений с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса; 
• Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат подхода определяется не столько суммой приобретенных знаний сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося.

Учет возрастных и психологических особенностей детей 
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно- следственных связей. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения происходящего вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроке знаний. Он ждет от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас, педагогов, искать новые подходы к организации этой деятельности. В связи с этим мы применяем технологии личностно – ориентированного обучения ( технология сотрудничества, метод проектов), переходим с репродуктивного образования на инновационное.

Организация образовательного процесса 
При реализации программы используются элементы технологий: 
• личностно – ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; 
• развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников; 
• объяснительно – иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний; 
• формирование учебной деятельности школьников, предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов; 
• проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения условий жизни под воздействием человека; 
• дифференцированного обучения, где учащиеся условно делятся на группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя; 
• учебно – игровой деятельности, которая дает положительный результат при условии ее серьезной подготовки, когда активен и учитель и ученик. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов; 
Также при реализации программы использованы традиционные технологии, такие как технология формирования приемов учебной работы, изложения в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики образов. При реализации программы используются практически все методы организации учебно – познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, реподуктивный, частично –поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

Условия реализации программы 
Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, приспособлений, а также современных информационных систем, Интернет, электронных учебников. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные только для литературы средства; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, аудиовизуальные средства); особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и оборудованием все разделы и темы.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный 
результат
 
Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 70 часов; занятия 2 раза в неделю. 
В результате реализации программы учащиеся должны: 
• образную природу словесного искусства; 
• содержание изученных литературных произведений; 
• основные факты жизненного и творческого пути А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, изученные теоретико-литературные понятия; 
уметь 
• воспринимать и анализировать художественный текст; 
• выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного 
• определять род и жанр литературного произведения; 
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; 
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; 
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; 
• сопоставлять произведения русской и родной литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия; 
• выявлять авторскую позицию; 
• выражать свое отношение к прочитанному; 
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; 
• владеть различными видами пересказа; 
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы; 
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; 
• писать отзывы о произведениях, самостоятельно прочитанных на русском и родном языках; изложения с элементами сочинения; 
• самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста; 
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
• создания связного устного и письменного текста на русском языке с учетом норм русского литературного языка; 
• определения своего круга чтения по русской литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; понимания иноязычной русской литературы и культуры; формирования культуры межнациональных отношений. 
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Описание места учебного предмета в учебном плане

Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами 
Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК), помогает понять специфику различных видов искусств.

Формы текущего и итогового контроля 
Методы и формы организации контроля: 
Текущий опрос, фронтальный опрос, тест, диагностика навыка чтения, 
выразительное чтение, чтение наизусть, картинный план, пересказ, чтение по ролям, творческий пересказ, тематический контроль, итоговый контроль. 
Критерии и нормы оценок обучающихся 
Оценка знаний осуществляется на контрольном уроке в конце изученного раздела, темы, который включает самостоятельные творческие работы, задания на осмысление и понимания изученного материала. Текущий контроль за освоением программного материала осуществляется в форме опроса, тестирования, наблюдения, выполнения творческих заданий. 
Эффективность программы предполагается отслеживать по системе мониторинга: 
Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинений; в индивидуальных картах развития учащихся; выступления на концертах, участие в литературных гостиных, выпуск газеты. 
В 8 классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами, достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 120-130 слов в минут вслух, выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения. 
Оценка устных ответов учащихся 
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику; 
показал умение подтверждать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; 
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; 
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. 
Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиями на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: 
В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; 
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; 
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. 
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; 
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использование терминологии по литературе, исправленных после нескольких наводящих вопросов учителя; 
ученик не справился с применением теории в новой ситуации. 
Отметка «2» ставится в следующих случаях: 
не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание учеником наиболее важной части учебного материала; 
допущены ошибки в определении понятий, терминологии по литературе, 
в выкладках, которые исправлены после нескольких вопросов учителя. 
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Личностные и метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Современное школьное литературное образование приобретает все большую практическую направленность. Формируемые знания становятся все более действенными, способствуют созданию у школьников «фундамента» опыта практической деятельности (умений и навыков) для выполнения работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениями. 
Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на личностно- ориентированный подход в деятельности учителя. Его реализация в учебном процессе обеспечивает развитие личности школьников, овладение ими комплекса умений, формирование способностей использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной для адаптации к условиям проживания на определенной территории. 
Для получения ожидаемых результатов по литературе учащиеся должны овладеть следующими предметными компетенциями: 
-Коммуникативными 
-Информационными 
-Компетенции личностного самосовершенствования 
-Учебно- познавательными-компетенциями 
-Ценностно-смысловыми 
Общекультурными 
-Социально- трудовыми 
Требования к уровню подготовки обучающихся 
В результате освоения предметного содержания литературы учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности. 
Уметь: 
-Читать осознанно текст художественного произведения (с учета скорости). 
-Строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта 
-Описывать и сопоставлять различные объекты 
-Самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника 
-Находить информацию в словарях 
-Различать элементы книги 
-Читать стихотворные произведения наизусть 
-Различать жанры художественной литературы 
-Делить текст на смысловые части, составлять его простой план 
-Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости). 
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

I Полугодие – 32часов 
II Полугодие – 38часов 
Из них на развитие речи – 7 часов

Внеурочная работа по предмету 
1.Неделя русского языка и литературы 
2. Олимпиада «Путешествие в мир слов» 
3. Уроки путешествия: 
«В мире вопросов и ответов», «В мире слов», «Станция исправления ошибок» 
4. «Звездный час» 
5.Конкурс юных поэтов.

Для реализации программного содержания используются: 
1. Базисный учебный план общеобразовательного школы М. 2004 
2. Учебные стандарты школ России. М. 2008 
3. Программа для общеобразовательных школ 
4. Учебник «Литература» Т.Ф. Курдюмова. М. 2008 
5. Газета «Первое сентября» 2008 
Литература для учащихся: 
1.Учебник «Литература» Т.Ф. Курдюмова. М. 2012  
2.Словар афоризмов русских писателей. М. медия 2005 
3.Этимологический словарь русского языка для школьников.М. ООО «Дом славянской книги»

Литература для учителя: 
1.Учебные стандарты школ России. М. 2004 
2.Программа для общеобразовательных школ 
3. Поурочные разработки по литературе Н.В. Егорова М. 2010 
4.Методические рекомендации. Т.Ф. Курдюмова. М. 2008 
5.Учебник «Литература» Т.Ф. Курдюмова. М. 2012 


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск