Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации14.01.2014
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению курса «История зарубежной литературы 19 века» для студентов 4 курса факультета филологии и журналистики (ОЗО)


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2006
Методические указания подготовлены старшим преподавателем кафедры теории и истории мировой литературы к.ф.н. Гайбарян О.Е.

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы. Протокол №5 от 11 апреля 2006 года.

Ответственный за выпуск - к.ф.н.Гайбарян О.Е.


Введение

Программа данного курса, читаемого на 4 курсе отделения журналистики и отделения отечественной филологии факультета филологии и журналистики (ОЗО), отличается целым рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать при подготовке и самостоятельной работе над курсом. В отличие от программы дневного отделения данный курс охватывает более обширный период (с конца 80-х г. г. 18 века до начала 90-х г.г. 19 века). В литературоведческой традиции принято говорить о романтическом и реалистическом направлениях в различных национальных литературах, хотя при более скрупулезном подходе может быть отмечена значительная условность такого деления. Происходит это потому, что в творчестве многих писателей 19 века (Стендаль, Бальзак, Мериме и многие другие), особенно в их раннем творчестве, прослеживаются явно выраженные романтические тенденции. В свою очередь, писатели, которых принято было относить к романтическому направлению, пользовались реалистическими средствами создания образов, различных сюжетных коллизий в своих произведениях ( В. Гюго, В. Скотт и др.). В программу данного курса также включены произведения авторов, творчество которых традиционно рассматривается в рамках рубежа 19-20 вв.(А.Рембо, П.Верлен, С.Малларме, О.Уайльд, Т.Гарди, Р.Роллан, Г.Ибсен).

Тем не менее до начала 30-х годов 19 века в зарубежных литературах романтические тенденции оказываются более сильно выраженными и романтизм является одним из ведущих типов художественного сознания. Формирование реалистического направления, занятие им ведущих позиций в европейских литературах начинается с конца 20-х годов 19 века. Сам же термин «реализм» появится лишь во второй половине столетия, когда это будет уже оформившееся литературное направление со своей эстетикой и манифестами.

Данный курс на ОЗО рассчитан на полтора года и предполагает прочтение студентами значительного количества художественных текстов и овладение теоретическими положениями.

Для успешного овладения этим курсом требуется знание не только историко-литературного материала, но и основных тенденций в развитии философско-эстетической мысли в европейских странах. Необходимо также иметь представление об особенностях исторического развития Европы 19 века.

Задача данных методических указаний состоит в том, чтобы помочь студенту-заочнику разобраться в сложном материале курса, уяснить наиболее важные теоретические проблемы. В конце первого раздела предлагаются темы рефератов, второй раздел завершается списком контрольных вопросов, выносимых на экзамен.

Изучая курс истории зарубежных литератур, студент-заочник может пользоваться следующими учебными пособиями:

История зарубежной литературы 19 века. - М., 1972

История зарубежной литературы 19 века. / Под ред. А. С. Дмитриева. -МГУ, 1979.-ч. 1,2

История французской литературы. М., 1956, Т. 1,2.

История английской литературы. - М., 1956, Т. 1,2

Литературная история США. - М., 1977, ч. 1

Манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980

Европейский романтизм, - М., 1973

Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - М., 1963

Проблемы реализма в мировой литературе. - М., 1959.

История эстетической мысли в 6-ти т. т. - М., 1986, Т. 3
Часть 1

Английская литература

В Англии романтическое движение просуществовало в течение более длительного периода. Начало романтического движения связано с предромантизмом 18 века.

Ранний английский романтизм связан с именами поэтов «озерной школы» (Вордсворт, Кольридж, Саути). Поэзия английского романтизма складывалась в полемике с основными позициями классицистической
эстетики. В 1798 году выходит сборник Вордсворта и Саути «Лирические
баллады», во втором предисловии к которому (1800 г.) авторы изложили основные положения манифеста английских романтиков. Поэты «озерной» школы сразу провозгласили совершенно новые принципы творчества, основанные на принципе свободной воли художника. Пересматриваются и сюжеты и темы лирических произведений: на первый план выдвигается изображение не великих исторических событий и крупных личностей, а повседневного быта простых людей. В творчестве английских романтиков начинает играть ведущую роль ярко выраженное фольклорное начало, возрождается интерес к внутреннему миру человека, тончайшим нюансам его психологии.

Студенту необходимо уделить внимание основным аспектам творчества Байрона и Шелли, крупнейших представителей западноевропейской поэзии 19 века. Байрон надолго становится кумиром
прогрессивной европейской интеллигенции, его почитают и в России. С именем Байрона связаны многие аспекты творчества А. С. Пушкина и М. Ю.Лермонтова. Понятия «байронизм» и «байронический герой» будут ассоциироваться порой с пессимизмом и разочарованием, которые стали едва ли не жизненным кредо целого поколения интеллигенции Западной Европы. Особенно это касается раннего творчества Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда», «Восточные поэмы»). В позднем творчестве Байрона отчетливо намечаются реалистические тенденции, стремление изобразить типические явления современной общественной жизни.

Эстетические принципы английского романтизма получили свое теоретическое обоснование в трактате Шелли «Защита поэзии». Поэзия Шелли во многом тяготеет к символам, они помогают поэту осмыслить сущность главных земных законов.

В историю литературы Вальтер Скотт вошел как создатель жанра исторического романа, провозгласив совершенно новый принцип историзма. Творчество Вальтера Скотта стало эталоном для многих писателей последующих поколений, разрабатывавших жанр исторического романа. Для Вальтера Скотта очевидна связь истории и философии. В. Скотт выдвигает требование рассматривать историю с позиций современности, ставит вопрос о роли достоверности и воображения в историческом романе. Историзм творчества В. Скотта сыграл важную роль в развитии реалистического романа 19 века.

Немецкая литература

Немецкие романтики считают своими предшественниками Кальдерона («Жизнь есть сон», «Поклонение кресту») и Шекспира («Сон в летнюю ночь», «Буря»). Их интерес к этим писателям вызван тем, что образы в их творчестве в связи с наличием романтических черт в мировоззрении носят символический характер. Из эстетиков прошлых эпох наибольшее воздействие на формирование романтической эстетики оказал Платон (понимание творческого процесса как экстаза, устремленность к воспроизведению идеального). Теоретики романтизма называли своими учителями Гердера и Гете. Романтики внесли большой вклад не только в эстетику, они обогатили художественное творчество, придав ему лиричность.

Немецкий романтизм прошел в своем развитии три основных этапа. Первый охватывает примерно 1795-1805 г. г. и связан с творчеством романтиков-иенцев (братья Фридрих и Август Шлегели, Тик, Вакенродер, Новалис). Второй этап приходится на 1806-1815 г. г. Центром романтического движения в это время является гейдельбергский кружок. Руководящую роль в нем играли Арним и Брентано. В него также входили известные собиратели немецких народных сказок братья Гримм. В этот период развивается творчество берлинских романтиков, крупнейшим из которых следует назвать Генриха фон Клейста. Третий период - 1816- начало 40-х г. г. 19 века. Ведущие позиции в немецкой литературе этого времени занимают Шамиссо и молодой Гейне. Значительным явлением стало творчество Гофмана, который не принадлежал ни к одному литературному кружку. Гофман вошел в историю литературы как талантливый сатирик, высмеивавший филистерство и карликовый немецкий абсолютизм.

Французская литература

Великая Французская революция 1789-94 г.г. стала событием, надолго определившим идеологическую и культурную жизнь не только Франции, но и всей Западной Европы в первой половине 19 века. На первом этапе развития французской литературы следует говорить о творчестве Ф. Шатобриана и Ж. де Сталь. Помимо художественного творчества этих авторов студенту было бы полезно ознакомиться с их теоретическими трактатами. Это трактаты Ф. Шатобриана «Гений христианства» и «Опыт о революциях» ). В последнем формируется облик романтического героя. В этом аспекте студенту следует обратить особое внимание на повесть Шатобриана «Рене». Шатобриан во многом опирается на учение Руссо о цивилизации и природе.

Второй период французского романтизма связан с именами Гюго, Виньи, Ламартина. В это время особенного расцвета достигает историография, которая утверждает идею исторической закономерности. У французских романтиков складывается новое понимание философии истории. В 20-е г. г. происходит зарождение французского исторического романа, на этот период приходится и расцвет драмы. Основные принципы новой драмы изложены Гюго в предисловии к драме «Кромвель»(1827). В третий период развития французского романтизма наиболее заметным явлением становится творчество Жорж Санд.
Американская литература

Американский романтизм по сравнению с западноевропейским обладает целым рядом специфических особенностей, связанных прежде всего с историческими условиями развития страны. Ранний этап развития романтизма в наибольшей степени обнаруживает отличие американских писателей от европейских романтиков. Первые американские романтики в своей критике итогов революции не отличались ни последовательностью, ни глубиной, разделяя со многими соотечественниками иллюзии относительно настоящего и будущего страны. В отличие от европейских романтиков американские писатели в своем оптимизме были близки к просветителям. В этом проявляется еще одна особенность американского романтизма - здесь нет столь резкого отхода от просветительских идеалов, нет последовательного противопоставления разума и чувства.

Иную картину представляет собой зрелый романтизм. Наиболее заметным явлением этого этапа станет творчество Ф. Купера. В его романах мы встретимся с реалистическими тенденциями, переплетенными с традиционными для романтизма экзотичностью, драматической напряженностью и необычностью изображаемых событий. Наиболее ярко романтические тенденции проявят себя в творчестве Э. По.

Дополнительная научная литература
Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. - Иркутск, 1987

Берковскнй Н. Я. Романтизм в Германии. - Л., 1973

Боброва М. Н. Джеймс Фенимор Купер. - Саратов, 1967

Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе 19 века. - М. , 1972

Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. - М., 1978

Герстнер Г. Братья Гримм. - М., 1980.

Данилин Ю. Беранже и его песни. - М., 1973

Дейч А. Судьбы поэтов. - М., 1968

Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма. - М., 1975

Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. - М., 1978

Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. - М., 1975

Евнина Е.М. Виктор Гюго. - М., 1976

Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. - М., 1960.

Жирмунский В. М. Пушкин и Байрон. - Л., 1978

Ковалев Д. В. Г. Мелвилл и некоторые проблемы немецкого романтизма. - М., 1969

Ковалев Ю В. Молодая Америка. - Л., 1971

Л., 1958

Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины 19 века - М., 1971.

Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. - М. , 1968

Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. - М., 1947

Реизов Б. Г. Творчество В. Скотта. - М., 1965

Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. -

Реизов Б. Г. Французский роман 19 века. - М., 1977

Художественный мир Гофмана. - М., 1982.

Эстетика французского романтизма. - М , 1982
Темы рефератов

  1. Эстетические взгляды Ф.Шлегеля. Роман «Люцинда».

  2. Философская проблематика романа Новалиса «Генрих фон Офтердинген».

  3. Особенности мировоззрения и творческого метода Клейста. Трагедия Клейста «Пентесилея».

  4. Драма Клейста «Принц Гомбургский».

  5. Повесть Клейста «Михаэль Кольхаас».

  6. Особенности эстетики и творческого метода Гофмана. «Музыкальные» новеллы Гофмана(«Кавалер Глюк», «Дон Жуан»).

  7. Новелла Гофмана «Золотой горшок». Проблема двоемирия в творчестве Гофмана.

  8. Особенности «ночных» повестей Гофмана(«Песочный человек»).

  9. Социальная сатира в новелле Гофмана «Крошка Цахес».

  10. Идейно-художественное своеобразие романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

  11. Жанровое своеобразие поэмы Гейне «Германия. Зимняя сказка».

  12. Основные мотивы лирики Гейне.

  13. Эстетическая программа поэтов «озерной» школы.

  14. Поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

  15. Жанровое своеобразие «Восточных поэм» Байрона.

  16. Философская проблематика драмы Байрона «Манфред».

  17. Роман Байрона «Дон Жуан». Особенности композиции. Образ Дон Жуана.

  18. Философские и эстетические взгляды Шелли. Основные мотивы лирики Шелли.

  19. Особенности мировоззрения и творческого метода В.Скотта. Основные циклы романов Скотта. Анализ одного из романов.

  20. Философская символика романа Г.Мелвилла «Моби Дик».

  21. Особенности психологического анализа в романе Б.Констана «Адольф» .

  22. Философские и эстетические взгляды Шатобриана. Повесть «Рене» и ее место в истории европейского романтизма.

  23. Роман Гюго «Собор Парижской богоматери». Система персонажей романа. Способы создания характеров в романе.

  24. Роман Гюго «Отверженные». Система персонажей романа. Способы создания характеров в романе.

  25. Творчество Жорж Санд. Анализ романа «Индиана».

  26. Творчество А.де Мюссе. «Исповедь сына века».

  27. Творчество Ф.Купера. Общая характеристика цикла романов о Кожаном Чулке. Анализ одного из романов.

  28. Творчество Э.По. Новеллистика.


Часть 2

При изучении истории национальных литератур второй половины 19 века студенту необходимо быть особенно внимательным к терминам, так как вопрос о реализме в литературной критике дебатируется до сих пор. Наиболее распространенными являются термины «классический» реализм, «социальный» реализм. Термин «критический» реализм также имеет распространение, но сейчас он приобретает уже новое значение (не только и не столько критика, сколько анализ и оценка различных общественных явлений и их влияния на культуру и литературу).

В постсоветский период произошла переоценка многих былых ценностей, оказались низвергнутыми многие культурные авторитеты прошлого. Поэтому студенту нужно быть наиболее внимательным к материалу учебников, больше ориентироваться на авторские тексты.

Реализм 19 века является во многом синтезом различных реалистических тенденций предыдущих эпох. Это нужно учитывать при работе с текстами первоисточников.

Программа данного курса включает в себя тексты различных национальных литератур и призвана дать студенту наиболее полное представление о тех процессах, которые происходили в литературном процессе Западной Европы начиная с 30-х годов 19 века.

Немаловажным фактором в развитии литературы изучаемой эпохи является синтез и взаимовлияние различных литературных тенденций и направлений. Достаточно сказать, что на ранних этапах творческого развития многих писателей явственно проступает их тесная связь с эстетикой романтизма, другой тенденцией в изучении реализма 19 века является соотнесение реалистического видения авторов с ярко выраженными натуралистическими позициями. Здесь студенту важно понять, что натурализм является высшей точкой, своеобразным апогеем в развитии реализма, а не чем-то едва ли не греховным, как было принято считать раньше. Именно поэтому в данный курс включается изучение творчества Мопассана и Золя как кумира натуралистов 19 века, создателя европейской натуралистической школы.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск