Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 388.63 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации15.03.2014
Размер388.63 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Литература > Исследовательская работа
  1   2   3

http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве»
IV Всероссийская дистанционная конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении»


Исследовательская работа

Сказка – ложь, да в ней намёк…

(Сравнительный анализ сказок разных народов о жадности и корысти)

ГУО «Средняя школа №19 г. Барановичи»

Выполнил ученик 3 «Е» класса

Нестерович Александр
Руководитель: учитель начальных классов

Ревинская Ольга Николаевна

2013 г.

Гипотеза:

1) Если сказка – вымысел, мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; высмеивание человеческих недостатков, – значит, есть сказки народов мира, похожие между собой.

2) Жадность – одно из самых отрицательных человеческих качеств; есть бытовые сказки разных народов и стран, высмеивающие этот порок.

Исследовательские задачи:

  1. Узнать историю возникновения сказок;

  2. Изучить виды народных сказок;

  3. Определить сходство сказок разных народов;

  4. Сравнить русские сказки со сказками других народов о жадности и корысти;

  5. Подобрать русские пословицы и поговорки к сказкам;

  6. Провести сравнительный анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и русской народной сказки «Золотая рыбка».

Практические задачи:

  1. Провести анкетирование среди одноклассников;

  2. Сочинить свою сказку, в которой высмеивается человеческий порок – жадность;

  3. Создать книжку-малышку со сказками одноклассников (о жадности);

  4. Сделать презентацию своей работы.

Методы исследования:

  1. Изучение литературы по данному вопросу;

2) Анкетирование;

3) Эксперимент: изготовление книжки-малышки со сказками одноклассников и презентации работы.

Содержание

1. Целеполагание

2. Введение

3. Теоретическая часть

3.1. Три вида народных сказок

3.2. Сходство сказок разных народов

3.3. Жадность и корысть как один из пороков человеческой натуры

3.4. Сравнение русских сказок со сказками других народов о жадности и корысти

3.5. Русские пословицы и поговорки к сказкам

3.6. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и русская народная сказка «Золотая рыбка»

4. Практическая часть

4.1. Моё творчество: сказка «Синяя ёлка»

4.2. Сказки, сочинённые одноклассниками

5. Выводы

6. Литература

7. Тексты анализируемых сказок

8. Анкета и её результаты

9. Книжка-малышка (см. Презентацию. Приложение2)

1. Целеполагание

С раннего детства я очень любил сказки. Помню, когда я был совсем маленьким, часто просил маму почитать мне сказку перед сном. Мама садилась возле кровати и начинала читать. А я закрывал глаза и изо всех сил старался не уснуть, чтобы дослушать сказку до конца. Конечно, получалось не всегда. Я представлял себя сказочным принцем, а рядом прекрасную Золушку. А иногда мама делала так. Дочитает до самого интересного места и остановится. Я прошу:

- Мама, мама, а что было дальше?

А мама мне говорит:

- Что было дальше, узнаешь завтра, а теперь спать.

Но я-то не мог ждать до завтра. Мне нужно было знать сейчас . И тогда начиналось самое интересное. Я ставил себя на место разных героев и сам придумывал концовку сказки.

Когда я уже научился читать, то зачитывался сказками до вечера. Маме даже приходилось отнимать у меня книгу, чтобы я отдохнул.

2. Введение

Теперь, когда я учусь в школе, я знаю, что сказка - это жанр в фольклоре и литературе народов мира. В 3-м классе я посещаю факультатив «Путешествие в мир сказки». Здесь я ещё больше узнал о сказках и полюбил их. Мне захотелось сравнить сказки русского народа и сказки других народов. В этом мне помогла школьная библиотека – хранилище различных книг. Я перечитал много сказок и литературы о сказках. Вот что я узнал.

3. Теоретическая часть

3.1. Три вида народных сказок

Сказки бывают трёх видов: волшебные, сказки о животных и бытовые.

В волшебных сказках происходят самые необыкновенные истории. Герои попадают в подземные и подводные царства, перед ними раздвигаются горы и непроходимые леса, за одну ночь на пустырях вырастают хрустальные дворцы и прекрасные замки. На помощь героям сказок приходят ковры-самолёты и сапоги-скороходы, шапки-невидимки и скатерти-самобранки.

Есть сказки о животных, в которых звери и птицы живут как люди. Строят жилища, ходят в гости друг к другу. У каждого народа свои любимцы среди зверей. У индусов – добрый, могучий и мудрый слон, у эскимосов и других северных народов – помощник рыбака и охотника собака, а у славянских народов действуют лиса, медведь, волк, кот, коза – то есть те звери, которые живут в наших лесах, и домашние животные.

А есть сказки, которые похожи на обыкновенные истории. Они происходят с людьми ежедневно. Эти сказки называются бытовые. Оказывается, что бытовые сказки – самая большая группа произведений устного народного творчества.

3.2. Сходство сказок разных народов

Сказки всегда прославляют ум, смелость, трудолюбие, доброту, смеются над жадностью и хвастовством, леностью и корыстью. А тот, кто не помнит добра, кто на добро отвечает злом, всегда будет наказан.

Я узнал, что сказки бывают народные (это жанр устного народного творчества) и литературные, или авторские. Многие народные сказки обработали писатели и поэты, литераторы. Так, для немецкой народной сказки много сделали братья Якоб и Вильгельм Гримм, для русской народной сказки – русский литературный исследователь А.М. Афанасьев, а белорусские народные сказки обработал Алесь Якимович.

Читая сказки народов мира, я заметил, что многие сказки похожи между собой. В них действуют одинаковые или схожие герои, в этих сказках близкие сюжеты, похожие концовки. Я задумался, почему? Но ответ простой. Ведь сказка – это вымысел; это мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; это высмеивание человеческих недостатков: глупости, жадности, лености; это воспевание любви к своему краю, к отчему дому, к своим родителям. Сказки многих народов учат быть смелыми, добрыми, не искать лёгкой удачи, не бояться любого труда – и счастье обязательно к тебе придёт. Недаром многие сказки заканчиваются свадьбой главных героев. При всей непохожести разных стран и народов есть одно общее, что их объединяет: во всём мире люди стремятся к добру и правде, а зло и ложь, в конце концов, терпят поражение.

3.3. Жадность и корысть как один из пороков человеческой натуры

В самом раннем детстве я больше любил слушать сказки о животных. Когда подрос, стали нравиться волшебные сказки. А сейчас меня заинтересовали бытовые сказки, в которых осуждаются и высмеиваются человеческие пороки. Я провёл анкетирование среди одноклассников (см. Приложение 2). Из всех отрицательных человеческих качеств мне больше всего не нравится жадность.

В словаре русского языка С.И. Ожегова я нашёл:

жадина (разг., презр.) – жадный человек;

жадничать (разг.) – проявлять жадность, скупиться;

жадность – 1) чрезмерное стремление удовлетворить какое-нибудь желание (Есть с жадностью.);

2) скупость, корыстолюбие;

жадный — 1) неудержимый в стремлении удовлетворить какое-нибудь

желание, слишком падкий на что-нибудь (Жадность к деньгам.);

2) выражающий это стремление (Жадный взор.);

3) скупой, корыстолюбивый (Жадный человек.);

жадюга (прост., презр.) – то же, что жадина;

корыстный — 1) основанный на корысти (С корыстной целью.);

2) то же, что корыстолюбивый человек;

корыстолюбец (книжн.) – корыстолюбивый человек;

корыстолюбивый (книжн.) – стремящийся к личной выгоде, наживе, жадный;

корыстолюбие (книжн.) – стремление к личной выгоде, наживе, жадность;

корысть – выгода, материальная польза (Какая ему в этом корысть?).

3.4. Сравнение русских сказок со сказками других народов о жадности и корысти

Я захотел найти сказки, в которых высмеиваются жадность и корысть, и сравнить их. Я перечитал много сказок и нашёл то, что искал.

«Жадная старуха», русская народная сказка.

«Золотая рыбка», русская народная сказка.

«Жадная хозяйка», японская народная сказка.

«Зайздросны дзядзька, белорусская народная сказка.

(Смотри Приложение 1.)

Сказки «Жадная старуха» и «Золотая рыбка» очень похожи между собой. Я составил план этих сказок, используя слова и выражения из сказок по ходу развития сюжета.

«Жадная старуха»

1) Неожиданная находка

Дерево: «Не руби меня, мужичок. Что тебе надо, всё сделаю».

2) «Ну, сделай, чтобы я богат был».

3) «Сделай, чтобы я бурмистром был».

4) «Сделай меня барином, а старуху барыней».

5) «Сделай меня полковником, а старуху полковницей».

6) «Сделай меня генералом, а старуху генеральшею».

7) «Сделай меня царём, а старуху царицею».

8) Старуха: «Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами».

9) Дерево: «Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей».

«Золотая рыбка»

1) Нежданный улов

Рыбка: «Не бери меня, старичок! Что пожелаешь, то и сделаю».

2) «Старуха осерчала, за хлебом прислала».

3) «Старуха прислала, новое корыто просит».

4) «Построй нам новую избу; старуха ругается, не даёт мне спокою».

5) «Не даёт мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой».

6) «Не хочет быть воеводихой, хочет быть царицею».

7) «…уж не хочет быть царицею, хочет быть морскою владычицей, над всеми рыбами повелевать».

8) «Дворца как не бывало, а на его месте стоит небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане».

В этих сказках очень похожий сюжет, схожее развитие действия, одинаковые главные герои – старик и старуха, жившие в нищете. Неожиданная находка – дерево и золотая рыбка. В обеих сказках старуха посылает старика с просьбой. Жадность и корысть старухи не имеют предела. И концовки сказок близки. Есть детская поговорка: «Много хочешь – мало получишь». Так и вышло у этих старух. Ничего они не получили. А в сказке «Жадная старуха» дерево превратило старика со старухой в медведя и медведицу. «В ту же минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес».

Есть и некоторые отличия. Старуха из сказки «Золотая рыбка» не только жадная, но и очень злая и даже жестокая.

Много общего у японской народной сказки «Жадная хозяйка» и белорусской народной сказки «Зайздросны дзядзька».

«Жадная хозяйка»

1) Странствующий торговец.

2) Как выманить у торговца тюк?

3) Таинственная трава мёга.

4) Наказание жадной хозяйки.

«Зайздросны дзядзька»

1) Наказ бацькі.

2) Знаходка братоў.

3) Зайздрасць дзядзькі.

4) «Узнагарода» за гасцінец.

В обеих сказках действуют жадные герои – хозяйка гостиницы («Жадная хозяйка») и родной дядька двух братьев («Зайздросны дзядзька»). Оба завистливые и жадные, хотят иметь больше, чем надо. А в конце приходит расплата. Жадной хозяйке торговец забыл заплатить, а завистливого и жадного дядьку панские слуги «вознаградили» розгами.

3.5. Русские пословицы и поговорки к сказкам

К этим сказкам я подобрал русские пословицы и поговорки из сборников «Пословицы и поговорки русского народа. Из сборника В. И. Даля» и «Русские пословицы и поговорки» под редакцией В. П. Аникина.

К сказке «Жадная старуха»:

Как пришло, так и ушло.

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому и тысяч мало.

Кто много имеет, больше ещё хочет.

К сказке «Золотая рыбка»:

Как нажито, так и прожито.

Бездонной кадки водою не наполнишь.

Много желать – добра не видать.

К сказке «Жадная хозяйка»:

Краденым добром не разживёшься.

Кто другому яму роет, тот сам в неё попадёт.

На чужую кучу нечего глаза пучить.

На чужое добро и глаза разгораются.

За чужим погонишься – своё потеряешь.

К сказке «Зайздросны дзядзька»:

Жадный сам себе покою не даёт.

Корысть глаза слепит.

Кто до денег охоч, тот не спит всю ночь.

Сосед спать не даёт: хорошо живёт.

Ко всем сказкам:

Кто чужого желает, скоро своё утратит.

Чужое взять – своё потерять.

Оказывается, сравнить русские сказки со сказками других народов пробовал ещё в IXX веке русский учёный и литератор А.Н.Афанасьев. Он как раз и разделил сказки на три группы (о животных, волшебно-фантастические и бытовые). Это я узнал из книги Н.М.Ведерниковой «Русская народная сказка».

3.6. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и русская народная сказка «Золотая рыбка»

Как известно, авторская, или литературная сказка, появилась позже. А сюжеты для своих сказок многие писатели брали из народных сказок. Так «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина буквально полностью повторяет русскую народную сказку «Золотая рыбка». Сравним начало сказок: «На море на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка: в той избушке жили старик да старуха. Жили они в великой бедности; старик сделал сеть и стал ходить на море да ловить рыбу: тем только и добывал себе дневное пропитание». (Русская народная сказка «Золотая рыбка»)

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу».

(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

А вот концовка:

«Ничего не сказала старику золотая рыбка, повернулась и ушла в глубину моря. Старик воротился назад, смотрит и глазам не верит: дворца как не бывало, а на его месте стоит небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане».

(«Золотая рыбка»)

«Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился –

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

4. Практическая часть
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск