«Рассмотрено»
На заседании МО
/______ /_______
Протокол № ____от
_____________2013г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
НОУ СОШ «Планета»
_______________ А.В.Симонова
«______»_____________2013 г.
| «Утверждаю»
Директор НОУ СОШ «Планета»
_______________Т. Б. Сорокина
Приказ №_________________от
«_______»_____________2013 г.
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку
8 класс
Разработчик программы:
Лизунова Т.В.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-9 классы (авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский), 10-е издание, М., «Просвещение», 2009 г.
Тематическое планирование программы соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта по русскому языку и рассчитано в соответствии с программой общеобразовательных учреждений — 136 часов (4 часа в неделю).
Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с добавлением к основной недельной нагрузке 1часа. Расширены некоторые разделы курса: «Словосочетание», «Односоставные предложения», а также добавлены уроки развития речи, нацеленные по подготовку учащихся к РИА по русскому языку (сжатое изложение, сочинение на лингвистическую тему и по прочитанному тексту).
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка
составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии,
морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и
речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. Темам, изучаемым в несколько этапов, предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
Содержание программы
Функции русского языка в современном мире (1 ч.)
Повторение пройденного в 5-7 классах (10 ч.+2 ч. р/р)
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Словосочетание (7 ч.)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Виды
словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). Связь слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение (2 ч.+1 ч. р/р)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи
подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (7 ч.) Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Выражение именной части составного именного сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. Второстепенные члены предложения. (9 ч.+2 ч. р/р)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).
Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Простые односоставные предложения (И ч.+2 ч. р/р)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и
двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Неполные предложения (2 ч.)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (14 ч.+З ч. р/р)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами
(соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Обособленные члены предложения (21 ч. + 4 ч. р/р)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства.
Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксич. синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. Обращения, вводные слова и междометия (10 ч. + 4 ч. р/р)
Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки
препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. Прямая и косвенная речь (7 ч. + 1 ч. р/р)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи.
Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки
препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Систематизация и обобщение изученного в VIII классе (12 ч.+4 ч. р/р)
Основные направления работы по русскому языку Одно из основных направлений изучения русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности обучения русскому языку требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над
словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. В словарно-лексической работе используются особые
приемы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний,
предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнезд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного
произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся
пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе.
Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Обогащение грамматического строя речи учащихся достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений.
Она включает формирование и совершенствование умения анализировать тему, уточнять границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному
чтению предшествует и способствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове,
отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и
понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебной работе имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных и
сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в VIII классе
языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
П. К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений,
предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными
членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать все основные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными
орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слова;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VIII классе.
По пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными в V-VIII
классах пунктуационными правилами;
- ставить знаки в простых предложениях с однородными членами, при обособленных и уточняющих членах
предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных
словах и предложениях;
-ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По связной речи:
- определять тип и стиль речи;
- составлять тезисы или конспект небольшой литературно- критической статьи (или фрагмента большой статьи);
- подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников;
публицистические тексты элементами описания и рассуждения;
- писать сочинения-описания, сочинения-рассуждения на морально-этические темы;
- совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем;
- соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет. Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. М., Вако, 2011.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8-м классе. Книга для учителя: из опыта работы. М., Просвещение, 2005
- Материалы журнала «Русский язык в школе» за 2008-2011 гг.
- Публикации газеты «Русский язык» за 2005, 2006 г.
- Публикации конкурса «Открытый урок-2007».
- Интернет-ресурсы по отдельным темам. Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
- Богданова Г.А.. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Русский язык. 8 класс. Издательский дом «Генжер».
- Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. Малюшкин. А.Б. Творческий центр «Сфера».
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс. Издательство «ВАКО».
Наглядные пособия:
- опорные таблицы;
- презентации по отдельным темам;
- компьютерная поддержка.
Виды работ учащихся (за год)
Сочинения — 8 (развитие речи)
Изложения — 6 (развитие речи)
Контрольные диктанты — 8
Контрольные работы — 8
Административный срез знаний - 2
Итоговые контрольные работы — 2
Календарно-тематическое планирование Количество часов: 102
Количество часов в неделю: 3
Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 8 класс / Под ред. Н.М. Шанского., М., Просвещение, 2006.
|