Урок русского языка в 5 классе





Скачать 60.46 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5 классе
Дата публикации09.08.2013
Размер60.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Должанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Сорветского Союза Дементьева А.А. Вейделевского района Белгородской области»

Урок русского языка в 5 классе

«Фонетика и графика.

Гласные и согласные»


Учитель русского языка

и литературы

Лукинова Т.Н.


2008 г.
Цели: формировать у учащихся понятие о том, что изучают

фонетика и графика, о различении гласных и согласных звуков, их

образовании, о различении букв и звуков;

формировать умения различать звуки и буквы, гласные и

согласные звуки;

способствовать развитию памяти учащихся, развитию их

грамотности, расширению словарного запаса школьников;

воспитывать интерес к изучению предмета, любовь к родному

языку, поэзии.

Оборудование: мячик для дидактической игры, высказывания

русских писателей о красоте русского языка,

карточки – шифровки.




Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела науки о языке – «Фонетика». Этот раздел тесно взаимосвязан с разделом «Графика», а что изучают эти разделы языка мы и узнаем на этом уроке.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

Но прежде повторим то, что изучили в предыдущем разделе.
Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей. Ветер носил листья по воздуху и швырял их на землю. (предложения записаны на доске)
- Найти грамматические основы, составить схемы предложений.



  1. Работа по теме урока.

1.Объяснение нового материала.
На доске записано в два столбика:
ОЯ ПЛ

ОЯИ КСК

УАЕ ЖРВЛЙ
- Прочитайте ещё раз первое предложение. В каком случае отгадать слово этого предложения легче – там, где в столбике записаны одни гласные, или там, где одни согласные?

- Какие звуки – гласные или согласные – дают больше информации о слове? (Согласные звуки отчетливо подсказывают полные звуковой состав слова. Чем больше согласных, тем легче отгадать слово.)
- Попытайтесь «расшифровать» имена и фамилии известных вам поэтов. В одном столбике они записаны только с помощью гласных, во втором - с помощью согласных. В каком случае легче отгадать слово?
ИАИ МХЛ ЕОО ЛРМНТВ

АЕА ЛКСНДР УЕ ПШКН
- Гласные … почему они так называются?

- Гласные из голоса, при их произношении воздух, поступающий из лёгких, свободно, без преград проходит через рот. Поэтому мы не слышим шума, как это бывает при образовании согласных звуков. Гласные можно легко тянуть, петь.

Основных гласных звуков 6: [а], [о], [э], [и], [у], [ы]. Чтобы отличить их от букв, мы ставим их в квадратные скобки.

- Наша устная речь состоит потока звуков, образующих слова. Изучает звуки речи раздел науки о языке – фонетика.

2. Словарная работа.

Фонетика (от греческого) – звук, голос.

- Вспомните и запишите слова, в состав которых входит корень –фон-.

Объясните значение этих слов, выделите в них общую часть.
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии), магнитофон(аппарат для магнитной записи и воспроизведения звука), мегафон (рупор для усиления звука, голоса), микрофон (прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния) и т. д.

- являются ли однокоренными слова: фон (неба, картины) и телефон? Почему?

- На какие две группы делятся звуки речи?

- Как образуются гласные?

- Согласные?
3. Игра «Мячики».

Учитель молча бросает кому-нибудь мячик одного из двух цветов (красный или синий). Поймавший синий мяч, называет согласные звуки в одном из записанных слов, а красный – гласную. Мяч возвращается опять учителю.
4. Чтение высказываний о русском языке
- Прочитайте записанные на доске высказывания о русском языке:

«Русский язык… красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И.Куприн)

«Русский народ создал русский язык , яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый…» (А.Н.Толстой)
- Что общего в определении языка? (Отмечается его певучесть, красота)

- Эта певучесть и красота объясняется преобладанием в нашей речи мелодичных звуков. По наблюдениям учёных, они составляют почти 75%. К ним относятся гласные звуки, согласные звонкие. Остальные звуки (25%) немузыкальные, т. е. шумные, глухие.
- Запишите высказывания русских писателей.
5. Работа над отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
- Существуют ли в природе звуки, кроме звуков речи? Чем они отличаются от звуков речи? (При помощи звуков речи создаются слова. Однако иногда отдельные звуки (или их сочетания) создают, рождают определённые образы.)
Отрывок записан на доске:

Как будто грома грохотанье –

Тяжело-звонкое скаканье

По потрясённой мостовой.

- Прочтите отрывок, записанный на доске. Какими звуками передаёт А.С.Пушкин грохот и топот копыт в стихах из поэмы «Медный всадник»?

- Запишите отрывок в тетрадь и подчеркните согласные, передающие грохот и топот копыт.
6. Введение понятия графика.

- На письме звуки речи обозначаются при помощи букв. Способы обозначения звуков речи на письме с помощью букв изучает ГРАФИКА (от греческого графос - пишу).
- Запись слов под диктовку, определение их значения, выделение общей части.

Телеграф, автограф (собственноручная подпись, надпись), биография(описание жизни), автобиография (описание своей жизни), география (описание Земли), фотография (запись изображения под действием света), орфография (правила написания слов).
7. Даётся образец записи звуков:
Дом - [д] [о] [м]

8. Запись под диктовку:

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей.

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачность небес.

- В указанных учителем словах обозначить гласные и согласные звуки.

- составить схему 3-го предложения.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

-А что изучает графика?

- что вы запомнили с сегодняшнего урока?


  1. Задание на дом.

Упр. 253 (устн.), 247 (письм.), параграф 40,41.

ИАИ МХЛ

ЕОО ЛРМНТВ
АЕА ЛКСНДР

УИ ПШКН

«Русский язык…красив,

певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок

и вместителен».

(А.И.Куприн)


«Русский народ создал русский язык, яркий как

радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и

богатый…»

(А.Н.Толстой)

Как будто грома

грохотанье –

Тяжело-звонкое

скаканье

По потрясённой

мостовой.

А.С.Пушкин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 5 классе iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Урок русского языка в 5 классе iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 5 классе iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка в 5 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск