С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник





Скачать 153.96 Kb.
НазваниеС. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник
Дата публикации09.08.2013
Размер153.96 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Литература > Учебник


Приложение, которое дано здесь, опирается на УМК С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в трех частях. Приложение призвано помочь учителю ввести исторический компонент в процессе изучения русского языка, чтобы сформировать в сознании ученика понимание исторического характера современной системы русского языка как результата ее эволюционного развития.

Фонетика и графика.

Главная задача этой темы – научить различать звуки и буквы.

Раздел науки о языке, который изучает звуки, называется ФОНЕТИКА. Это слово образовано от греческого корня фоне – «звук», «голос» + ик/а со значением отрасли науки (физика, математика).

Гласные и согласные звуки.

Гласные звуки состоят только из голоса.

Глас – «голос». Значит, глас и голос обозначают одно и то же, но глас – слово из болгарского языка – южных славян, голос – слово русское, из языка восточных славян. У нас много таких слов из языка южных славян: они называются старославянизмами или славянизмами (город – град, голова – глава, краткий - ?). Большинство из них пришло к нам около тысячи лет назад.

Похожесть в звучании слов глас и голос ученые объясняют тем, что они имеют одного родителя – праславянский язык (ср. прадедушка, прабабушка; прист. пра = «перед» «до»).

Таким образом, гласные – значит голосные, т.е. состоят только из голоса.

Согласные. Что обозначает это слово? Ср. собеседник, соавтор. К ст/сл. «глас» здесь присоединена ст/сл. приставка со – «вместе». Согласные – это такие звуки, которые согласуются, произносятся вместе с гласными звуками.

Гласные звуки.

Ист. спр. Сколько гласных звуков в русском языке? – 6: а, о, э, у, ы, и.

А вот тысячу лет тому назад их было почти вдвое больше, причем одни из них походили на наши современные, но были и другие.

  1. Было два гласных звука, которые произносились «в нос», «гнусаво» - так называемые носовые звуки О носовое и Е носовое, которые обозначались в азбуке с помощью специальных букв – юсов: для О носового была буква «юс большой» и «юс большой йотированный», для Е носового – «юс малый» и «юс малый йотированный».

Например, слова мясо, дуб, имя, звук произносились в древности с носовыми звуками. Сейчас такие звуки есть в польском, во французском языках, вы можете их услышать в речи поляков или французов. У нас они изменились в «чистые» звуки.

  1. Было два гласных звука – еръ и ерь, которые по-разному произносились: в одних позициях, например, под ударением, они произносились близко к звукам: Ъ к О (или Ы), Ь – к Е (или И), а в других позициях, например, в конце слова, перед слогом с другими гласными, они почти не слышались, поэтому их называют или сверхкраткими, или глухими, или редуцированными. Обозначались они буквами «ер» («ъ») и «ерь» («ь»), по которым и назывались. Употреблялись они почти в каждом слове, во всех частях его: ДЬNЬ, СЪNЪ, КОУСЪКЪ и т.д. В дальнейшем они или изменились в гласные О и Е, или совсем пропали (процесс их изменения так и называется – падение редуцированных гласных).

  2. Был еще один особый гласный звук, который по-разному произносился в разных русских землях: как звук, близкий к Е или И или ИЕ. Для его обозначения была особая буква «ять» - Ё, по которой он и назывался: хлЁбъ, сЁ но, лЁсъ. Дожил он до XVI века, затем совпал с Е, а буква Ё , которая его обозначала, сохранялась в русской азбуке до 1918 года.

  3. Таким образом, в древности в русском языке было 11 гласных звуков: И, Ы, У, Е, О, А + О, Е, Ь, Ъ, Ё . Носовые гласные утратились ранее других, тысячу лет назад, редуцированные (глухие) – 800 лет назад, а Ё - 400 лет назад. Так постепенно в русском языке осталось только 6 гласных.

Согласные твердые и мягкие.

Большинство твердых и мягких согласных образуют пары (15 пар). Назовите их. Не имеют парных звуков твердые согласные Ж, Ш, Ц и мягкие согласные Ч, Щ, Й.

Ист. спр. Не всегда было в русском языке столько парных по твердости – мягкости согласных.

  1. Не было, например, совсем Ф и, следовательно, его пары. Эти звуки «встречались» лишь в «чужих» словах – из греческого: философ, фабрика и др. И сейчас все слова, в которых пишется буква «Ф», мы уверенно можем отнести к нерусским.

  2. Согласные Г,К,Х до татарского нашествия ( до XIII века) произносились только твердо: ГЫБЕЛЬ, ХЫТРОСТЬ.

  3. А теперь подумайте и ответьте на вопрос, почему в конце слов рожь, несешь мы пишем букву «Ь» на конце, а произносим эти конечные согласные твердо?

  4. Да потому, что до возникновения Московского царства до (XIV века) согл. Ж, Ш, Ц произносились только мягко и подобное написание было оправданным. Поэтому же мы пишем жиры, шило, жито (ЖИ-ШИ пиши через «И»). Потом эти согласные отвердели, но пишем мы эти слова по-старому, как и раньше, когда согл. Ж, Ш, Ц были мягкими. Такое написание называется историческим, традиционным.

В белорусском языке и у нас, в некоторых деревнях Владимирской области, твердо произносится также согласный Ч: ДАЧУШКА.

Алфавит.

Ист. спр. Звуковая речь появилась в незапамятные времена. Но устная речь с течением времени перестала устраивать людей: ведь ее не сохранишь на долгие годы. Люди стали пытаться «закрепить» устную речь. Сначала это были рисунки, потом знаки-символы. И лишь постепенно , и можно сказать, недавно был создан алфавит, в котором одна буква обозначает один звук.

Один из древнейших алфавитов – греческий был создан в IX-VIII вв. до н.э. Наша азбука, которой мы пользуемся теперь, была создана для всех славян более тысячи лет назад – в 863 году великими славянскими учителями – просветителями братьями Кириллом и Мефодием. Они были уроженцами славянского города Солуни на греческой территории. По преданию, отец их был болгарином, и болгары по праву гордятся ими, ежегодно 24 мая отмечают День Кирилла и Мефодия.

Сравните названия букв в старой азбуке и в современной. Почему трудно было выучить грамоту в старину?

Нелегко было выучить раньше азбуку, поэтому есть много пословиц о трудностях изучения азбуки:

- Аз, буки, веди страшат, что медведи.

- Аз, буки – бери указку в руки.

- Фита, ижица – плетка близится.

Ребята, еще раз посмотрите на старую и современную азбуки и сравните их. Что изменилось:

а) названия букв;

б) начертания некоторых букв;

в) некоторые буквы кириллицы отсутствуют в современной азбуке;

г) появились некоторые новые буквы (за 1000 лет всего 3: Э, Й, Ё).

С историей алфавита и отдельных его букв знакомим детей, особое внимание обращаем на буквы Ё («самая страшная»), Ф («самая удивительная»), Ъ («самая дорогая»), Ь, большой и малый юсы.

Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

Звонкий согласный может заменяться парным ему глухим на конце слова или перед глухим согласным. Наоборот, глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонким согласным.

Чтобы правильно написать слово с согласным в корне слова, нужно подобрать проверочное слово.

Ист. спр. И это правило, и правило о написании непроизносимых согласных появились после того, как пали редуцированные гласные, т.е. около 800 лет тому назад. До этого все согласные, в написании которых возникают теперь сомнения, стояли перед глухими (редуцированными) гласными, которые потом утратились.

Ср.: дуб ДУБЪ,

  1. дорожка ДОРОЖЬКА,

грустно ГРУСТЬНО и т.д.

Обозначение мягкости согласных с помощью

мягкого знака.

Чтобы указать на мягкость согласного, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь (как и на конце слова).

Ист. спр. Везде, где мы пишем теперь «Ь», раньше произносился гласный глухой звук, который смягчал этот согласный. Так как он был глухим, он потом совсем перестал произноситься, но оставил след от своего «существования»: мягкость согласного:

ДANЬ – 4 зв., 4 б. - др/р.

Дань - 3 зв., 4 б. – СРЯ.

Лексика.

Лексика, как и фонетика, тоже изменяется, развивается. По сравнению с фонетикой, она отличается неисчеслимостью своих единиц. Точно указать число слов в русском языке невозможно, так как одни слова в нем постоянно создаются, другие уходят из употребления. Лексика – наиболее изменчивая часть языка.

«Так же как из году в год меняют леса свои листья – старые падают,- так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут на смену другие»- так более 2000 лет тому назад писал об изменении словарного состава языка древнеримский поэт и философ Гораций.

Приведите примеры слов, которые родились в наши дни.

Много слов в любом языке чужих, из других языков. У нас тоже есть такие слова: вагон – из нем.; футбол – из англ.; солдат – из итал.

Много слов в русском языке из болгарского языка, который лег в основу так называемого старославянского языка – письменного книжного языка всех славян. Они начали к нам приходить с X века. Особенностью их является то, что они по звучанию и по значению напоминают соответствующие русские слова:

един – один

кратко – коротко

юродивый – урод

вратарь – ворота

освещение – свеча

Мария – Марья

Это возможно потому, что русский и старославянский – языки-братья, у них один родитель – общеславянский, или праславянский язык.

Словообразование.

Окончание и основа слова.

Среди окончаний слова может быть нулевое окончание, то есть такое, которое не выражено звуками. Его мы обнаруживаем при сравнении форм слова. Например, у существительного «богатырь» в И.п. ед.ч. нулевое окончание.

Ист. спр. Откуда взялись, почему появились нулевые окончания?

Мы уже говорили, что когда-то очень давно в языке существовали кроме обычных гласных звуков еще особые ГЛУХИЕ звуки, которые обозначались буквами «Ъ» и «Ь». В конце слова они звучали особенно глухо, неясно: ДОМЪ, СТОЛЪ, ДАNЬ. Эти звуки в перечисленных словах выступали, как окончания, т.е. в данных словах, как и у всех остальных существительных, были окончания, выражаемые (специальными) звуками. Но так как звуки эти были не обычные, а глухие, они со временем совсем перестали звучать:

СТОЛ - Ъ СТОЛ

ДОМ – Ъ ДОМ

ДАN – Ь ДАNЬ

Это произошло около 700 – 800 лет назад. С утратой этих глухих звуков и возникли нулевые окончания. Итак, везде, где вы встречаете нулевое окончание, 1000 лет назад были обычные звуковые окончания, выраженные глухими звуками. Приблизительно со времени Андрея Боголюбского они превратились в нулевые. Нулевым окончаниям около 700 – 800 лет.

Корень слова.

Объяснить, почему так названы «перина», «земляника», «шиповник».

Ист. спр. Не у всех слов можно так легко объяснить значение. У некоторых слов его вообще невозможно выяснить, почему оно так называется: почему кошка – это кошка, а не собака. Существует даже специальная наука, которая пытается докопаться до самых старых, до самых первых значений слова – это наука ЭТИМОЛОГИЯ. Название этой науки состоит из двух греч. слов: этимос – «истинный», лог(ия) – «учение»; этимология – наука об истинном или первоначальном значении слова. А что такое истинное значение слова? Л.Успенский в книге «Почему не иначе?» пишет, что древние греки считали, что сначала все слова имели точные, правильные значения. Но переходя от человека к человеку, они стали стираться, утрачивать свой первоначальный смысл. И дело ученых-этимологов – восстановление этого первичного значения.

Объяснить, почему так названы «боровик», «рыжик», «костяника», «черника». Какая часть слова помогла определить это? Приведите свои примеры, в которых корень определяет значение слова (ежевика, бессмертник, одуванчик).

Чередование звуков. Беглые гласные.

Ист. спр. При изучении фонетики обращалось внимание на то, что когда-то в русском языке были особые звуки Ъ и Ь, которые обозначались буквами «Ъ» и «Ь». Буквы сохранились в нашей азбуке, но обозначают они теперь совсем не то, что когда-то.

В древности они обозначали, как уже говорилось, очень невнятные, краткие звуки:

Ъ – близкое к О или к призвуку

Ь – близкое к Е или к призвуку

Это зависело от их положения в слове.

Сравни: СЪNЪ – СЪNА

ДЬNЬ – ДЬNИ.

Примерно 800 лет назад эти звуки пали, т.е. «убежали» из языка совсем: или сократились до нуля звука, или изменились в полные гласные О и Е. Но эти новые О и Е были необычными и отличались от старых О и Е.

Ср.: СТОН СОН ТЕНЬ ДЕНЬ

СТОНА но: СНА ТЕНИ но: ДНЯ

СТОНУ СНУ ТЕНЬЮ ДНЕМ

О из Ъ и Е из Ь то исчезают, то появляются. М.В.Ломоносов назвал эти О и Е «беглыми» в своей первой русской грамматике.

Упр. Составьте предложение или связный текст на тему «Урок русского языка», используя данные слова: расписание, разборчиво, рассказать, рассмотреть, раздать, исправление.

Во всех этих словах мы имеем приставки, которые пришли к нам из ст/сл. яз. Им соответствуют русские приставки: роз-, рос-, вы-.

Ср.: розвальни, роздых, розданный, роспись, роспуск, розыгрыш, выправить; выход – исход.

Этимологическая работа, которая имеет орфографическую направленность. (См. Ю.В.Откупщиков. «К истокам слова»).

- Каково значение слова «здание»? – «Строение».

- А созидать? – Строить

- Зодчий? – Тот, кто строит, архитектор.

Оказывается, все три слова родственны друг другу, т.к. восходят к слову «ЗЬДЬ» - глина. Глина была одним из основных строительных материалов в древности.

Зодчий – первоначально человек, который лепит из глины, потом – строитель; зьдати – строить из глины.

Во всех этих корнях пишутся согласные «З» и «Д».

Итак, от слова ЗЬДЬ (глина) образовалось целое гнездо слов:

ЗЬДЬ (= глина), ЗЬДАТИ (строить из глины)

зодчий созидать здание создавать

Буквы Ы – И после Ц.

Ист. спр. В русском языке Ц всегда был непарным по твердости-мягкости согласным: до XVI века – непарным мягким, после XVI века – непарным твердым. Все иноязычные слова пишутся с И после Ц в корне (цирк, медицина), а исконно русские слова, которые представляют собой звукоподражания (цыц, цып-цып) и производные от них (цыпленок, на цыпочках, цыкать) пишутся с Ы. К ним примыкает слово «цыган»: оно заимствовано из греч.яз. еще в др/р эпоху и не воспринимается как чужое. Написание ЦЫ в конце слова (огурцы, отцы) отражает живое произношение.

Упр.: «Что общего между «циркулем» и «цирком»? между «гладиолусом» и «гладиатором»?

Морфология.

Имя существительное.

Существительное – ст/сл. от суть, прич. От глагола суть – сущий.

Ист. спр. Термин ПАДЕЖ впервые отмечается в «Адельфотисе» (к. XVI в.). Он сменил употреблявшееся до этого слово падение, появившееся в русском языке как старославянизм.

В современном русском языке 6 падежных форм. А в каком падеже употреблено существительное Пушкиным в следующем предложении «Сказки о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Оказывается, в древности была еще одна падежная форма – звательная- она употреблялась при обращении, когда звали кого-то.

А что мы имеем сейчас вместо звательной формы, когда обращаемся друг к другу? Мы пользуемся для этой цели формой И.п. Но в разговорной речи мы часто используем новую форму, которая еще не является общепризнанной: Надя! – Надь! Мама! – мам! ма!

Имена существительные одушевленные

и неодушевленные.

Ист. спр. «Я бы в летчики пошел, Пусть меня научат» (В.Маяковский. Кем быть?) – в каком падеже употреблено существительное в летчики? Ср.: И. летчики; Р. Летчиков; Д. летчикам; В. летчиков; Т. Летчиками; П. о летчиках. Наша форма напоминает форму И.п., но так как в И.п. существительное не может быть употреблено с предлогом, следовательно, это не И.п. А какой же? Кто догадался? Ср.: И. столы; Р. столов; Д. столами; В. (в) столы; Т. столами; П. (о) столах. Чем отличаются существительные летчики и столы ? (I – одуш.., II – неодуш. У одуш. сущ. В. = Р., у неодуш. В.= И.). Что мы имеем в нашем примере? Одуш. сущ. Употреблено в переносном значении должности, профессии, поэтому В.п. совпадает с формой И.п.

Когда-то, в глубокой древности, тысячу и более лет назад, все существительные м.р. имели В.п.= И.п. Но это было очень неудобно. Ср.: Сынъ любитъ отьць.(отец любит сына или сын отца?) Для устранения такой неудобной двойственности в понимании и возникает в языке грамматическая категория одушевленности/неодушевленности, которая выражается так: у одуш. сущ. В.= Р., а у неод. В.= И. ( в ед. ч. у сущ. м.р. II скл., а во мн.ч. – у сущ. всех родов).

Имена существительные собственные

и нарицательные.

  1. В чем особенность русского типа наименования людей? (трехчленное – имя, отчество, фамилия; в др. странах – только имя и фамилия).

  2. С какого времени появилась эта особенность? (довольно широко эта особенность распространяется с петровского времени).

Собственные имена, как правило, образовывались и образуются от нарицательных.

вера (вера в добро) Вера

надежда (надежда на лучшее) Надежда

любовь (любовь к родителям) Любовь

Иногда собственные имена переходят в нарицательные, например, макинтош, маузер, ватт, галифе, хулиган, бойкот, георгин, кашемир – все это фамильные слова, т.е. слова, которые носят фамилии изобретателей, создателей, изготовителей соответствующих предметов или имена ученых, которые те или иные явления открыли, или названия местностей, где производят ту или иную вещь.

Род имен существительных.

Ист. спр. Ученых давно интересует вопрос о происхождении грамматического рода. Действительно, почему одни слова мужского рода, а другие – женского и среднего? Почему в русском языке 3 рода, а не 2, как во французском языке?

Наблюдения показали, что отнесение имен существительных к тому или иному роду было связано с очень древними временами, когда люди обожествляли, одушевляли все то, перед чем они были бессильны, что играло большую роль в жизни людей. И вот в зависимости от того, как рассматривался предмет – как вещь или как живое существо, способное действовать, он относился к тому или иному роду. Средний род – если предмет воспринимался как неживой, неодушевленный. Мужской и женский род, если предмет рассматривался как существо, способное действовать.

Обожествлялись, одушевлялись огонь и вода – это имена сущ. м. и ж. р. Даже известное противопоставление огня и воды отразилось в языке: вода – ж.р., огонь – м.р. То же самое ночь – день. Обожествлялся сон – эта могущественная сила, подчиняющая человека своей власти, поэтому слово сон в большинстве языков м.р. Слово земля в большинстве языков ж.р., так как ей приписывалось производящее, рождающее, женское начало. Таким образом, «бессмысленная» казалось бы, в наше время категория рода является пережитком старых религиозных воззрений.

Число имен существительных.

Ист. спр. В СРЯ многие существительные изменяются по числам, то есть могут быть употреблены в единственном и множественном числе. В древности же кроме ед. и мн. ч. было еще двойственное число. Единственное обозначало один предмет; двойственное обозначало два предмета или парные предметы; множественное обозначало множество предметов. Ср.: И рече Игорь ко братома и къ мужемъ своимъ (= и сказал Игорь двум братьям своим и воинам своим). Дв. ч. было как бы переходным мостиком от единичности к множественности.Затем, с развитием человеческого мышления, дв. ч. утрачивается (XIII – XIV вв.). Однако все оставляет следы, это относится и к дв. ч. Какие же следы дв. ч. можно обнаружить в СРЯ?

Во-первых, это совершенно необычные конструкции Р.п. сущ. в сочетаниях с числительными 2, 3, 4: формы, которые мы воспринимаем как Р.п. ед.ч., по происхождению являются формами И-В-Зв п. дв.ч.

Ср.: нет стола (Р.ед.) – два стола (И-В-Зв.дв.). Когда утратилась категория дв.ч., эта форма, совпадающая с формой Р.п. ед.ч., и стала восприниматься как форма Р.п. ед.ч. и распространилась на сочетания еще и с числительными 3 и 4 и на сущ. ср.р.

Во-вторых, это особые окончания –А и –И вместо обычных –Ы и –А в И(В) п. мн.ч. у обозначающих парные предметы существительных II скл. М. и ср.р. Ср.:

Стол – столы берег – берега

Мороз – морозы, но рог – рога

Раб – рабы бок – бока

Село – села, но ухо – уши

Окно – окна плечо – плечи

Формы дв.ч. употреблялись у таких сущ. гораздо чаще, чем форма мн.ч., поэтому когда дв.ч. утратилось, формы И-В-Зв дв.ч. у этих сущ. были переосмыслены как формы мн.ч.

В-третьих, это застывшие формы Р-М. дв.ч. числительных два, оба в сложных словах типа: двоюродный, двудольный, обоюдоострый, обоюдный и т.д.

Три склонения имен существительных.

Ист. спр. Следы старых типов склонений в СРЯ.

В СРЯ в ед.ч. различают три типа склонения, а во мн.ч. все существительные изменяются фактически одинаково, только в И(В) и Р.п. встречаются варианты окончаний. Все было совершенно по-другому тысячу лет назад.

Во-первых, было 6 типов склонения, в каждом – особые системы (группы) окончаний для ед., дв. и мн.ч., а в I и II склонениях еще и для твердого и мягкого вариантов.

Вместо этого многообразия, вм. 6 типов, стало всего 3 типа склонения в ед.ч., которые выделяются по роду. Однако в склонении некоторых существительных мы встречаемся с особенностями, которые являются отражением в СРЯ старого склонения существительных.

  1. В I и II скл. Особо выделяется склонение сущ. на –ИЯ, -ИЙ, -ИЕ: они сохраняют старую флексию – И мягкого варианта в Д-П (I скл.) и в П.п. (сущ. II скл.) вместо обычной флексии –Е. Ср.: к жене, о жене, но к армии, об армии; о коне, о поле, но о профилактории, здании.

  2. В Р. И П.п. у сущ. II скл.м.р. мы имеем основные и вариантные окончания: Р.п. –А/-У, П.п. –Е/-У. Выпить стакан чаю, но плантации чая; купить кг сахару, но экспорт сахара; жить на краю земли (где?), уехать в прошлом году (когда?), но: говорить о родном крае (о чем), вспоминать о старом годе (о чем?).

  3. Очень рано стали разрушаться V и VI склонения, существительные этих типов перешли во II и в III скл., а одна группа стала разносклоняемой. Чтобы перейти в эти продуктивные типы склонения, сущ. V и VI склонений претерпели определенные изменения, но несмотря на это, почти каждое из них сохранило что-то от прежнего состояния, что и выдает в них пришельцев, чужаков во II или III скл. Например:

а) У сущ. небо, чудо основа в ед.ч. отличается от основы мн.ч. Ср,: селосела, но небонебеса.

б) У сущ. III скл. мать и дочь основы косвенных падежей (матери, дочери) сохраняют старые суффиксы, утраченные в И – В п. ед.ч., что также «выдает» их, свидетельствует об их неисконности в этом склонении.

в) сущ. типа ИМЯ. Их в СРЯ называют разносклоняемыми (10 сущ. на –мя). В др/р. Яз. Они относились к V скл. Когда этот тип склонения стал разрушаться, они по признаку грамматического рода должны были попасть во II скл., где собирались все сущ. ср.р. Но сущ. ср.р. оканчиваются на –О или –Е, а эта группа сущ. оканчивается в И.п. ед.ч. на –А, как сущ. ж.р. Это и помешало им войти в ед.ч. во II скл.: в ед.ч. они склоняются как сущ. III скл., а во мн.ч. как обычные сущ. ср.р. II скл.

Имя прилагательное.

Прилагательные полные и краткие.

Краткие им. прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в ед.ч. – по родам. В предложении краткие прилагательные обычно являются сказуемым.

Упр. Прочитайте предложения: Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне…(А.С.Пушкин. Зимняя дорога). Грянулась медведиха о сыру землю, А мужик-то ей брюхо пропорол (А.С.Пушкин. Сказка о медведихе).

Что интересного вы заметили в этих предложениях? (Краткие прилагательные употреблены в функции определения, а во втором предложении и в В.п. Да, действительно, краткие прилагательные могли быть в предложении определением).

Упр. Сравните склонение прилагательного в др/р.яз. со склонением сущ.

И. добра землю мудръ мужь Р. добры землЁ мудра муж Д. добрЁ земли мудру мужю В. добру землю мудръ мужь Т. доброю землею мудръмъ мужьмь П. добрЁ земли мудрЁ мужи

Кто заметил, как склонялись краткие прилагательные? (как сущ.: именно потому, что они походили на сущ., они и были вытеснены полными из функции определения и поэтому перестали склоняться).

Упр. Где можно встретить краткие прилагательные в форме косвенных падежей и в функции определений? (в устных выражениях типа: от мала до велика).

Глагол.

Неопределенная форма глагола.

Неопределенная форма глагола оканчивается на –ть, -ти, -чь. Наиболее распространены глаголы на –ть.

Упр. Прочитайте предложения: Стал Вольга тут покрикивати, колпаком стал Вольга помахивати (Былина о Вольге и Микуле); Соседка носила пироги пекти.

Что интересного можно отметить в этих предложениях? Оказывается, когда-то, несколько тысяч лет назад, все глаголы в неопределенной форме оканчивались на –ти. Потом стали невозможны в языке сочетания звуков qt, kt и они изменились в чи, а позднее, лет 700-800 назад, безударный гласный –и отпал, и получились те формы н.ф., которые мы имеем сейчас.

Упр. Разберите по составу глаголы нести, знать и печь. Что еще интересного вы заметили?

Нес-ти, ср. – нес-у, нес-ет;

Зна-ть, ср. знавш-ий,

Но пе-чь? Пеку, печет (когда-то на месте печь было pekti).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconЛьвова С. И. Русский язык. 7 класс: в 3 частях С. И. Львова, В. В. Львов
Львова С. И. Русский язык. 7 класс: в 3 частях (С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2009). Данная программа рассчитана на...
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconЛьвова С. И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных...
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык»
Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. И др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией...
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconЛьвова С. И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных...
С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа...
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе...
Разумовской М. М., Львовой С. И., Капинос В. И., Львова В. В. и др. Русский язык 5 класс/ под ред. Разумовской М. М., П. А. Леканта....
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе...
Разумовской М. М., Львовой С. И., Капинос В. И., Львова В. В. и др. Русский язык 5 класс/ под ред. Разумовской М. М., П. А. Леканта....
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconУрок по теме «Повторение наречий»
Учебник: «Русский язык», 7 класс М. М. Разумовская, С. И. Львова, Москва «Дрофа»
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconРабочая программа по русскому языку Класс 8а
С. И. Львовой, которая соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав умк вместе с учебником...
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая Программа по русскому языку в 5а классе составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-11...
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Русский язык»,9 класс
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5 – 9 классов...
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconРабочая программа по русскому языку составлена на основании Федерального...
России от 05. 03. 2004. №1089, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской «Программы по русскому...
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconЗадачи: познакомить со средствами связи предложений в тексте
Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник icon«Правописание корней с чередованием е-и»
Умк: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 частях. / С. И. Львова, В. В. Львов. – 9-е изд., перераб....
С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык» 5 класс. Учебник iconПояснительная записка. Русский язык, 5 класс. Преподавание русского...
С. И. Львовой, В. В. Львова. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку. Отличительной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск