Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 класс (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др. Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М. Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2002 — с.63-110.).
Программа рассчитана на 136 часов, из них на развитие речи —34 часа.
При сопоставлении Примерной и авторской программ выявлено, что в авторской программе отсутствуют следующие дидактические единицы:
Раздел программы
| Дидактические единицы для изучения
| Морфология
| Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи.
Наблюдение над особенностями употребления причастий и деепричастий в тексте.
Отличие служебных частей речи от самостоятельных частей речи.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий.
Звукоподражательные слова.
Соблюдение основных морфологичес-ких норм русского литературного языка.
Использование словарей грамматичес-ких трудностей русского языка.
| В Примерной программе выделен раздел «Речевая деятельность» (аудирование, чтение, говорение, письмо) и раздел «Культура речи», что позволяет определить одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе — формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: диктанты (Объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными заданиями), тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и т.д. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить примеры.
Уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
составлять тезисный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
определять способы образования слов разных частей речи;
анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
пользоваться различными видами лексических словарей;
находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложения в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в тексте;
устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для учителя:
1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 7 класс / Под редакцией С.Н. Пименовой.- М.: Дрофа, 2005.
2. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс.- М.: Дрофа, 2004.
3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика» 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2005.
4. Шаповалова Т.Е. Русский язык. Служебные части речи. Тематическая тетрадь. — М.: Дрофа, 2005.
5. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь.- М.: Дрофа, 2005.
6. Селезнева Л.Б. Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб: Специальная литература, 1997.
7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы.- М.: АРКТИ, 1997.
8. Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001.
9. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2001.
10. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. 4-9 классы.- М.: УЦ «Перспектива», 1998.
для учащихся:
11. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2006.
12. Русский язык. Практика. 7 класс / Под ред. Пименовой С.Н.- М.: Дрофа, 2006.
3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс.- М.: Дрофа, 2006.
Данная рабочая программа составлена на основе пособия Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе под ред. В.В. Бабайцевой) / Сост. Г.М. Вялкова.- 2-е изд., стереотип.- М.: Глобус, 2009.
№ п.п.
| Тема
урока
| Кол
ичес
тво
часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
обучаемых
| Вид контроля, измерители, вид
самостоятельной
работы
| Домашнее задание
| Сроки
прохождения
| План
| Факт
| 1 ЧЕТВЕРТЬ (27 ч + 9 ч)
| Общие сведения о русском языке
| 1
| Русский язык — национальный язык русского народа.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык — национальный язык русского народа
| Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности
| План лекции учителя. Работа с текстом
| Упр. 5. Записать выделенные слова, графически обозначить орфограммы.
|
|
| 2
| Русский язык — национальный язык русского народа.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык — национальный язык русского народа
| Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности
| План лекции учителя. Работа с текстом
| Перечитать эпиграф, доказать справедливость мысли В.Г. Белинского
|
|
| Систематизация изученного в 5-6 классах
| 3
| Морфология
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Части речи. Общее значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении, употребление в речи
| Уметь опознавать части речи, знать их морфологические и грамматические признаки, определять функцию в предложении и тексте, употреблять в речи
| Объяснительный диктант
| Упр. 12. Определить синтаксическую функцию изученных частей речи
|
|
| 4
| Правописание имён существительных и прилагательных
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Е-И в окончаниях имён существительных, О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных
| Уметь находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, безошибочно писать, группировать слова по видам орфограмм
| Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами. Взаимодиктант
| Упр. 28. Обозначить изученные орфограммы
|
|
| 5
| Правописание глагола и наречия
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Правописание безударных гласных личных окончаний глаголов, суффиксов наречий
| Правильно выбирать форму глагола, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте, безошибочно писать, обозначая орфограммы в глаголах и наречиях
| Деформированный текст
| Упр. 31. Подготовить устное высказывание о правописании глагола, наречия (по выбору)
|
|
| 6
| Знаки препинания в простом осложненном предложении
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Знаки препинания при обращении, вводных словах, однородных членах предложения
| Уметь выделять знаками препинания обращения, вводные слова, однородные члены предложения, видеть структуру предложения, конструировать предложения, составлять схемы, употреблять осложненные простые предложения в речи, соблюдать на письме пунктуационные нормы
| Диктант «Проверяю себя»
| Упр. 34. Составить предложения по схемам
|
|
| 7
| Р/Р Текст. Стили речи
| 1
| Урок развития речи
| Текст как единица речи, его заголовок, тема, основная мысль, единство стиля. Средства связи предложений в тексте
| Уметь находить признаки текста, аргументировано доказывать принадлежность к тексту, выразительно читать, соблюдая правильную интонацию, озаглавить текст, определять его тему, основную мысль, средства связи предложений в тексте
| Сочинение-миниатюра. Анализ текста
| Упр. 13. Ответить на вопрос: что я узнал о художнике?
|
|
| 8
| Р/Р Сочинение по картине
| 1
| Урок развития речи
| Натюрморт, составные части текста, тема, тип речи — описание
| Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании
| Сочинение
|
|
|
| Причастие
| 9
| Вопрос о причастии в системе частей речи
| 1
| Урок изучения нового материала
| Вопрос о причастии в системе частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении
| Знать общее грамматическое значение причастия, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении, опознавать причастия в предложении и тексте, отличать причастия от прилагательных, понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным
| Выборочный диктант
|
| |