Скачать 367.41 Kb.
|
министерство культуры российской федерации ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ» К онсерваторский факультет К афедра хорового дирижирования система качества Одобрено НМС «ПГИИК» Протокол № « » октября 2012 г. Председатель_____________________ Аблязова Марина Геннадьевна Методика преподавания специальных дисциплин Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)» Рекомендовано кафедрой: Протокол № 1 « 21 » сентября 2012 г. Зав. кафедрой_________________ Пермь 2012 Автор - составитель: Аблязова Марина Геннадьевна, доцент кафедры хорового дирижирования У чебно-методический комплекс «Методика преподавания специальных дисциплин» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по с пециальности 070105 «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения. Согласовано с библиотекой ПГИИК: Зав. библиотекой ПГИИК И. М. Журавлева содержание Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины……………………………………..4
1.3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы………………….7
1.6. Список литературы………………………………………………………………..14 Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации…………...……………………...23 2.1. Задания для самостоятельной работы студентов…………………………………23 2.2. Вопросы для подготовки к экзамену………………………..……………….…..29 2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………….31 2.3.1. Методические указания для преподавателей…………………………….31 2.3.2. Методические указания для студентов…………………………………...31 2.3.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………...32 Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины
Целью курса «Методика преподавания специальных дисциплин» является качественная подготовка педагогов дисциплин дирижерско-хорового цикла. Задачи курса:
Предметом дисциплины «Методика преподавания специальных дисциплин» является обучение студентов приемам и средствам обучения и воспитания в средних музыкальных учебных заведениях. 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Одной из особенностей дирижёрско-хоровой специальности является то, что она многопрофильна. Выпускники факультета искусств вуза могут стать дирижерами, хормейстерами академического хора. Они также могут быть преподавателями дисциплин дирижерско-хорового цикла: дирижирование, чтение хоровых партитур, хоровая аранжировка, хороведение и методика работы с хором, хоровая литература, методика детского музыкального воспитания. Студенты по окончанию курса должны знать теоретические и методические основы ведения того или иного предмета дирижерско-хорового цикла; уметь практически применять полученные знания на практике; владеть методическими основами преподавания и их практическим воплощением. Курс «Методика преподавания специальных дисциплин» проходит на 7 семестре. Включает в себя всего 70 часов, из них 36 часов аудиторных и 34 часа самостоятельной работы. По окончании всего курса студент сдаёт устный экзамен.
1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная
1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
1.4. Содержание дисциплины Раздел 1. Введение. Система и содержание хорового образования в дореволюционной и советской России.
Раздел 2. Планирование учебной работы и контроль усвоения знаний.
Раздел 3. Индивидуальные формы обучения. Тема 1. Методика преподавания курса «Дирижирование». 1. Формы и методы преподавания курса «Дирижирование». 2. Содержание и структура занятия по хоровому дирижированию. 3. Методы работы над постановкой дирижерского аппарата. 4. Принципы составления индивидуального плана по дирижированию. 5. Содержание и методика проведения экзамена по дирижированию. 6. Методическая литература по вопросам дирижирования, хрестоматии по дирижированию, сборники хоровых произведений, наиболее широко используемые в учебной практике. Тема 2. Методика преподавания курса «Чтение хоровых партитур» 1. Методическая разработка занятия по курсу «Чтение хоровых партитур». 2. Принципы составления индивидуального плана по курсу «Чтение хоровых партитур». 3. Методы работы над партитурами с инструментальным сопровождением. 4. Методическая литература и хрестоматии по чтению хоровых партитур. 5. Методы обучения навыкам чтения партитур с листа. 6. Методика исполнительского анализа хоровой партитуры. Тема 3. Методика преподавания курса «Хоровая аранжировка» 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности курса «Хоровая аранжировка». 2. Принципы подбора произведений по курсу «Хоровая аранжировка». 3. Учебно-методические пособия по курсу «Хоровая аранжировка». Раздел 4. Коллективные формы обучения. Тема 4. Методика преподавания курса «Методика музыкального воспитания». 1. Методы организации и преподавания курса «Методика музыкального воспитания». 2. Принципы составления календарного плана по курсу «Методика музыкального воспитания». 3. Характеристика программы курса «Методика музыкального воспитания». 4. Методы организации и проведения практических занятий в курсе «Методика музыкального воспитания». Тема 5. Методика преподавания курса «Хоровая литература» 1. Методы и формы преподавания. 2. Организация занятия по хоровой литературе. 3. Характеристика учебно-методической литературы. 4. Методы организации и проведение семинарских занятий. 5. Методы подготовки и проведения экзамена по хоровой литературе. 6. Формы внеклассной работы. Тема 6. Методика преподавания курса «Хороведение и методика работы с хором» 1. Характеристика программы курса «Хороведение и методика работы с хором» для музыкальных училищ. 2. Методы преподавания курса. 3. Учебно-методическая, хоровая литература и учебные пособия по курсу «Хороведение и методика работы с хором». 4. Семинарские занятия, их главные цели и функции. 5. Виды домашних занятий, методика их выполнения. Тема 7. Методы организации работы «Хорового класса». 1. Анализ программы по «Хоровому классу». 2. Формы и методы организации репетиционной работы хорового класса. 3. Принцип планирования работы хорового класса. 4. Принципы подбора репертуара для учебного хорового коллектива. 5. Методы составления комплекса упражнений – распеваний хорового коллектива. 6. Методическая литература, хрестоматии по руководству хором. Тема 8. Практика в общеобразовательной школе. 1. Формы проведения практики. 2. Методы организации и ведения дирижерской практики. 1.5. Темы практических занятий Тема 1. Методика преподавания курса «Дирижирование» Вопросы к теме:
Список литературы Основная:
2. Живов, В. Исполнительский анализ хорового произведения / В. Живов. М., 1987. – 95 с. 3. Кузьмина, Л. Теория и методика хорового исполнительства: Хрестоматия по специализации 053005 Академический хор / Л. Кузьмина; ПГИИК. – Пермь, 2002. – 155 с. Дополнительная: 1. Живов, В.Теория хорового исполнительства / В. Живов. – М.: МГТУ им. Баумана, 1998. – 288 с. 2. Казачков, С. Дирижёрский аппарат и его постановка / С. Казачков. – М.: Музыка, 1967. – 97 с. 3. Ольхов, К. Вопросы теории дирижёрской техники и обучения хоровых дирижеров / К. Ольхов. – М., 1966. - 200 с. Тема 2. Методика преподавания курса «Чтение хоровых партитур» Вопросы к теме:
Список литературы Основная: 1. Полтавцев, И., Светозаров, М. Курс чтения хоровых партитур / И. Полтавцев, М. Светозарова. – М., 1963. – 300 с. 2. Работа дирижера над хоровой партитурой: Сост. П. Левандо – М.: Сов. Россия, 1985. – 96 с. Дополнительная: 1. Дмитриевская, К. Анализ хоровых произведений: учеб. Пособие / К. Дмитревская. – М.: Сов. Россия, 1965. – 172 с. 2. Живов В. Трактовка хорового произведения / В. Живов. – М.: Сов. Россия, 1986. – 126 с. Тема 4. Методика преподавания курса «Методика музыкального воспитания» Вопросы к теме:
Список литературы Основная:
Дополнительная: 1. Апраксина, О. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студ. пед. институтов / О. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с. 2. Асафьев, Б. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Б. Асафьев. – О хоровом искусстве. - М.: Просвещение. – С. 152-162.
Тема 5. Методика преподавания курса «Хоровая литература» Вопросы к теме:
Список литературы Основная: 1. Зарубежная и отечественная музыка ХХ века : учеб. пособие / В. Назарова – СПб гос. ун-т культуры и иск-ва. – СПб., 2008. – 280 с. 2. Хоровая литература: учеб. пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб., 2008. – 352 с. Дополнительная: 1. Ивакин, М. Русская хоровая литература / М. Ивакин. – М., 1977. – 360 с. 2. Ильин, В. Очерки истории русской хоровой культуры / В. Ильин. – М., 1985. – 232 с. Тема 6. Методика преподавания курса «Хороведение и методика работы с хором» Вопросы к теме:
Список литературы Основная: 1. Баранов Б. Курс хороведения / Б. Баранов.- М., 1991. – 214 с. 2. Живов В. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для вузов / В. Живов. – М.: Владос, 2003. – 272 с. 3. Самарин В. Хороведение и хоровая аранжировка: учеб. пособие / В. Самарин. – М.: Академия, 2002. – 352 с. Дополнительная: 1. Краснощеков В. Вопросы хороведения / В. Краснощеков. - М., 1969. – 300 с. 2. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения / В. Живов. М., 1987. – 93 с. 1.6. Список литературы Основная литература: 1. Безбородова, Л. А. Дирижирование: учеб. пособие / Л. А. Безбородова. – М.: Флинта, 2011. – 215 с.
Дополнительная литература: 1. Буянова, Н. Б. Методические подходы к обучению студента-хормейстера в современных условиях / Н. Б. Буянова // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2010. – № 2. – С. 162-167. 2. Васильев, В. А. Традиции и тенденции развития дирижерско-хорового образования в России: учеб. пособие по хоровой педагогике / В. А. Васильев; рец. Т. Г. Томашевская [и др.] ; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб. : СПбГУКИ, 2008. – 120 с. 3. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для вузов / В. Л. Живов. – М.: Владос, 2003. – 272 с. 4. Королева, Т. И. Регентское мастерство: учеб. пособие / Т. И. Королева, В. Ю. Перелешина; рец.: Н. В. Богомолова, М. П. Разхманова, Б. Д. Критский; Православ. Свято-Тихоновский гум. ун-т. – М.: ПСТГУ, 2008. – 216 с. 5. Кузьмина, Л. А.Теория и методика хорового исполнительства: Хрестоматия по специализации 053005 Академический хор / Л. А. Кузьмина; ПГИИК. – Пермь, 2002. – 155 с. 6. Кузьмина, Л. А. Совершенствование самостоятельной работы будущих хоровых дирижеров в вузах искусства и культуры / Л. А. Кузьмина // Художественное образование: инновации и традиции, всероссийская научно-практическая конференция (2004; Пермь). Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование: инновации и традиции» (9-10 ноября 2004 года): в 2 ч.: посвящ. 100-летию Д. Б. Кабалевского / редкол.: Е. А. Малянов, Е. М. Березина, О. И. Кильченко; Пермский гос. ин-т искусства и культуры, Перм. обл. ин-т повышения квалификации работников культуры, Перм. пед. училище им. Д. Б. Кабалевского, Перм. обл. учебно-метод. центр. – Пермь, 2004 – Ч. 2 / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – С. 99-101. 7. Кузьмина, Л. А. Специфика работы над формой хоровых произведений / Л. А. Кузьмина // Система непрерывного художественного образования теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Международные ассамблеи искусств "Исполнительство и педагогика. Современность и перспективы"), г. Пермь, 22-25 октября 2007 / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; науч. ред. Е. А. Малянов, отв. ред. Е. М. Березина. – Пермь: ПГИИК, 2007. – С. 80-86. 8. Кузьмина, Л. А. Русская духовная музыка в профессиональной подготовке будущих дирижеров-хормейстеров в вузах искусства и культуры / Л. А. Кузьмина // Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования: межвуз. сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т, Перм. гос. ин-т искусства и культуры; ред.: К. П. Матвеева, Л. А. Кузьмина. – Екатеринбург; Пермь: [б. и.], 2009. – С .54-66. 9. Птица, К. Б. Очерки по технике дирижирования хором: науч. изд. / К. Б. Птица. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Московская консерватория, 2010. – 187 с. к теме Методика преподавания курса «Чтение хоровых партитур» Основная литература: 1. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / сост.: Д. Семеновский, М. Королёва, О. Романова: Вып. 1. – М., 2005. – 78 с.; Вып. 2. – М., 2005. – 78 с. 2. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / сост.: Д. Семеновский, М. Королёва, О. Романова: Вып. 3. – М., 2008. – 94 с.; Вып. 4. – М., 2010. – 100 с. 3. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / сост.: Д. Семеновский, М. Королёва, О. Романова: Вып. 5. – М., 2012. – 168 с. Дополнительная литература: 1. Андреева, Л. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / Л. Андреева, В. Попов. Вып. 2-3. – М., 1968-1977: Вып. 2. – М., 1972. – 394 с.; Вып. 3, в двух частях: ч. 1. – М., 1979. – 126 с., ч. 2. – М., 1979. – 103 с. 2. Казанский, С. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. Для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано: учеб. пособие для вузов / С. Казанский. – М.: Музыка, 1976. – 181 с. 3. Кузьмина, Л. А. Специфика работы над формой хоровых произведений / Л. А. Кузьмина // Система непрерывного художественного образования теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Международные ассамблеи искусств "Исполнительство и педагогика. Современность и перспективы"), г. Пермь, 22-25 октября 2007 / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; науч. ред. Е. А. Малянов, отв. ред. Е. М. Березина. – Пермь: ПГИИК, 2007. – С. 80-86. 4. Основные моменты формирования навыка чтения хоровой партитуры с листа на фортепиано: метод. реком. для студентов ПГИИК спец. 522501 "Музыкальное искусство" специализации: 07"Дирижирование акад. хором" специальности 053000"Народное худож. творчество специализаций; 05005 "Акад. хор", 053006 "Нар. хор" / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. Каф. фортепиано ; сост. И. П. Козловская. – Пермь : [б. и.], 2003. – 20 с. 5. Полтавцев, И. Курс чтения хоровых партитур / И. Полтавцев, М. Светозарова. Вып.1. – М., 1964. – 296 с. 6. Русская хоровая культура: сб. науч. тр. Вып. 3. Хоровое искусство и современные проблемы дирижерско-хорового образования / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2005. – 191 с. 7. Тевлин, Б. Хрестоматия по чтению хоровых партитур: Хоровая музыка эпохи Возрождения / Б. Тевлин. – М.: Музыка, 1983. – 157 с. 8. Хрестоматия по советской хоровой литературе для русских народных хоров / сост. Калугина Н. – Вып. 1. – М., 1981. – 135 с.; Вып. 2. – М., 1982. – 158 с. 9. Хрестоматия по чтению хоровых партитур для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано: учеб. пособие для дирижёрско-хоровых факультетов музыкальных вузов / сост. С. Казанский. – М., 1976. 10. Шелков, Н. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / Н. Шелков. – Л., 1963. – 445 с. к теме Методика преподавания курса «Методика музыкального воспитания» Основная литература: 1. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050708 - Педагогика и методика начального образования, направлению 50100 - Педагогическое образование / М. С. Осеннева. - М. : Академия, 2012. - 265 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование.). 2. Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: учеб. – метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Р. Ильина. – М.: Альма Матер, 2008. – 415 с. 3. Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. / А. Ф. Яфальян. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с. Дополнительная литература: 1. Адищев, В. И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX – начала XX века: теория, концепции, практика: моногр. / В. И. Адищев. – М.: Музыка, 2007. – 344 с. 2. Актуальные проблемы теории и практики музыкального и художественного образования: межвуз. сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т, Перм. гос. ин-т искусства и культуры ; ред.: К. П. Матвеева, Л. А. Кузьмина. – Екатеринбург; Пермь: [б. и.], 2009. – 177 с. 3. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: учеб. пособие / Г. А. Дмитревский. 3-е изд., испр. – СПб.: Лань; СПб.: Планета музыки, 2007. – 112 с.: нот. – (Учебники для вузов. Специальная литература). 4. Макеева, Ж. Р. Очерки по истории и теории хорового искусства: учеб. пособие / ред. Л. Л. Равикович. – Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра, 2006. – 132 с. 5. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – М.: Академический проект, 2006. – 400 с. – (Gaudeamus). 6. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост.-ред. А. Е. Тарас. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. – 720 с. – (Библиотека практической психологии). 7. Пустобаева, Л. Н. Методика музыкального воспитания. Задания для самоподготовки студентов к практическим занятиям, темы и вопросы к семинарам: учеб.-метод. пособие / сост. Л. Н. Пустобаева. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – 2011. – 54 с. 8. Пустобаева, Л. Н. Практические задания по «Методике музыкального воспитания» как средство развития творческого потенциала студентов / Л. Н. Пустобаева // Система непрерывного художественного образования теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Пермь, 22-25 октября 2007 / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; науч. ред. Е. А. Малянов, отв. ред. Е. М. Березина. – Пермь: ПГИИК, 2007. – С. 106-108. 9. Пустобаева, Л. Н. Моделирование интегрированных уроков музыки будущими дирижерами-хормейстерами в курсе «Методика музыкального воспитания» / Л. Н. Пустобаева // Литература в искусстве, искусство в литературе: сб. науч. ст. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; сост. С. А. Звонова. – Пермь: [б. и.], 2010. – С. 135-138. 10. Чабанный, В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством как процесс: учеб. пособие. Ч. 2 / В. Ф. Чабанный. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб. : СПбГУКИ, 2008. – 216 с. к теме Методика преподавания курса «Хоровая литература» Основная литература:
Дополнительная литература:
к теме Методика преподавания курса «Хороведение и методика работы с хором» Основная литература: 1. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: учеб. пособие / Г. А. Дмитревский. 3-е изд., испр. – СПб.: Лань; СПб.: Планета музыки, 2007. – 112 с.: нот. – (Учебники для вузов.Специальная литература). 2. Чабанный, В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством как процесс: учеб.пособие. Ч. 2 / В. Ф. Чабанный. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб. : СПбГУКИ, 2008. – 216 с. Дополнительная литература:
2. Макеева, Ж. Р. Очерки по истории и теории хорового искусства: учеб. пособие / ред. Л. Л. Равикович. – Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра, 2006. – 132 с. 3. Манько, Т. В. Русская школа хорового исполнительства: традиции и современность: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Т. В. Манько; Ростов. гос. консерватория. – Ростов н/Д, 2006. – 31 с. 4. Русская хоровая культура: сб. науч. тр. – Вып. 3. Хоровое искусство и современные проблемы дирижерско-хорового образования / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2005. – 191 с. 5. Русская хоровая культура: сб. науч. тр. – Вып. 4. 50 лет кафедре академического хора факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств ; науч. ред. и сост. Т. Г. Томашевская. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 252 с. – (Труды СПбГУКИ. Т. 179). 6. Шевелева, Т. Ю. К вопросу о сохранении и развитии традиций хорового творчества и исполнительства на Урале: тезисы доклада / Т. Ю. Шевелева // Музыка в духовной культуре ХХ века: материалы конференции / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского, Научно-педагогический центр художественного воспитания; ред.-сост. М. В. Городилова, О. Е. Шелудякова. – Екатеринбург: [б. и.], 2008. – С. 181-182. к теме Методика преподавания курса «Хоровая аранжировка» Основная литература:
Дополнительная литература:
|