Отчёт о результатах самообследования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 152 имени 33 гвардейской Севастопольской ордена Суворова стрелковой дивизии
городского округа Самара
за 2012-2013 учебный год
Предметом отчёта является подведение итогов учебного года. Это один из самых важных периодов, циклов учебно – воспитательного процесса.
Отчёт работы педагогического коллектива школы.
План работы педагогического коллектива школы выполнен в соответствии с целью школы и поставленными на 2012/2013 учебный год задачами. Были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: «Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».
Задачи:
- создание максимально комфортных условий для самореализации каждого обучающегося при продвижении по образовательному маршруту;
- создание условий для оперативного учета образовательных ожиданий родителей и формирование их образовательных потребностей. Педагогическое просвещение родителей;
- повышение профессиональной и творческой активности педагогических работников в вопросах обучения, а так же сохранения и крепления здоровья участников образовательного процесса.
Исходя из целей и задач, школа должна постоянно обновляться. Причем ключевой характеристикой становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к условиям современного общества. Т.е. наше образование должно обеспечивать переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни.
МБОУ СОШ №152 г.о. Самара имеет статус муниципальной бюджетной общеобразовательной средней школы. В 2012/2013 учебном году школа работала в режиме 6-дневной недели, 1 класс – в режиме пятиднев-ной недели. В школе обучалось в среднем 255 учащихся в 11 классах. Программа по всем предметам выполнена полностью. Промежуточную и итоговую аттестацию в основном прошли успешно, в том числе ЕГЭ в 11 классе и ГИА в новой форме в 9 классе по математике, русскому языку, за исключением учащейся 11 класса Хановой Ольги, которая была не допущена к ЕГЭ.
Большинство педагогического коллектива работает творчески:
- 4 педагога имеет высшую категорию (22%); 4 педагога имеют 1 категорию (22%); 1 имеет 2 категорию (5,5%); 9 педагогов не имеет категории.
- 1 педагог (5,5%) - почетный работник общего образования.
Показателями успешности работы школы являются:
Выполнение закона РФ «Об образовании», решений Правительства РФ. городских и областных органов управления образованием по вопросам образования в 2012/2013 учебном году.
Стабильная успеваемость и позитивная динамика роста качества знаний учащихся школы:
Класс
| I полугодие
| II полугодие
| Год
| Процент успеваемости
| Процент качества
| Процент успеваемости
| Процент качества
| Процент успеваемости
| Процент качества
| 2
| 100
| 73
| 100
| 50
| 100
| 75
| 3
| 100
| 50
| 100
| 48
| 100
| 43
| 4
| 94
| 33
| 94
| 39
| 100
| 39
| 5
| 100
| 29
| 94
| 35
| 97
| 47
| 6
| 93
| 7
| 81
| 7
| 100
| 15
| 7
| 96
| 19
| 96
| 25
| 97
| 22
| 8
| 85
| 19
| 85
| 15
| 93
| 15
| 9
| 94
| 16
| 100
| 16
| 100
| 19
| 10
| 95
| 14
| 100
| 14
| 100
| 19
| 11
| 95
| 10
| 95
| 14
| 95
| 19
| Итого
| 95
| 27
| 94
| 24
| 98
| 29
|
Успешное выступление учащихся на различных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах.
Успешное поступление выпускников в вузы.
Успешная аттестация учителя русского языка и литературы Спассковой Ольги Николаевны на высшую категорию..
Постоянное пополнение материально – технической базы школы.
Использование различных технологий в управлении и организации учебно – воспитательного процесса.
Проблемы, требующие дальнейшего решения:
Дальнейшая работа с одарёнными детьми .
Продолжение работы по повышению качества знаний учащихся и профессиональной компетентности учителей.
Дальнейшее укрепление материально – технической базы школы.
Повышение качества подготовки учащихся 9 класса, выпускников 11 класса к государственной итоговой аттестации в новой форме и в форме ЕГЭ (достичь 100-процентной успеваемости по результатам ГИА и ЕГЭ, повысить качество сдачи ГИА и ЕГЭ).
Работа над сохранением и увеличением контингента учащихся 1 – 11 классов, сохранением классов – комплектов.
Учебная работа.
В течение учебного года педагогический коллектив школы приложил немало усилий для того, чтобы учащиеся успешно освоили государственный стандарт образования, однако успеваемость в 2012/2013 учебном году составила всего 96%, т.е. не все учащихся школы овладели Федеральным стандартом образования.
Одной из основных задач на 2012/2013 учебный год было объявлено обеспечение стабильного уровня обучения и воспитания школьников. Ниже представлен результат качества обучения:
Таблица 1
Количество учащихся на конец года
| Количество учащихся, успевающих на "5" (отличники)
| Количество учащихся, успевающих на "5" и "4" (хорошисты)
| Количество учащихся, имеющих одну "3"
| Количество неуспевающих
| 1-4 класс
| 5-9 класс
| 10-11 класс
| 1-4 класс
| 5-9 класс
| 10-11 класс
| 1-4 класс
| 5-9 класс
| 10-11 класс
| 1-4 класс
| 5-9 класс
| 10-11 класс
| 1-4 класс
| 5-9 класс
| 10-11 класс
| 78
| 130
| 42
| 6
| 1
| 1
| 25
| 27
| 7
| 4
| 10
| 0
| 0
| 3
| 1
| Оставлено на повторное обучение 3 учащихся:
5 класс – Краснов Никита;
7 класс – Величко Андрей;
8 класс – Мордовский Артём.
Процент успеваемости 1-4 классов составляет 100%, процент качества-40%;
процент успеваемости 5-9 классов составляет 98%, процент качества-21,5%;
процент успеваемости 10-11 классов составляет 98%, процент качества-19%,
в 2012/2013 учебном году по результатам ЕГЭ 1 ученик не справился с ЕГЭ
по выбору – Андреева Дарья по обществознанию).
Наибольший интерес для анализа представляют таблицы, т.е. сравнение результатов аттестации нынешних учеников с этим же составом в прошлых годов. Анализ данных показывает следующее:
Результаты сдачи ЕГЭ
год
| Предмет
| Сдавало
| 77 -100
| 57 -76
| 37 -56
| 0-36
| Ср. балл
| Учитель
| 2009
| Русский язык
| 41
| 3
| 14
| 23
| 1
| 58,9
| Спасскова О.Н.
| 2011
| 21
| 1
| 11
| 9
| 0
| 57,2
| 2012
| 26
| 0
| 4
| 22
| 0
| 48,8
| Макашова И.Ю.
| 2013
|
| 20
| 1
| 12
| 7
| 0
| 62
| Манукян К.С.
|
год
| Предмет
| Сдавало
| 71 -100
| 51 -70
| 24 -50
| 0-23
| Ср. балл
| Учитель
| 2009
| Алгебра
| 41
| 0
| 9
| 32
| 0
| 43
| Крылова Н.Я.
| 2011
| 21
| 0
| 2
| 19
| 0
| 42
| 2012
| 26
| 0
| 3
| 23
| 0
| 34,7
| 2013
|
| 20
| 0
| 6
| 14
| 0
| 42
|
|
Результаты сдачи экзаменов в новой форме (9 класс)
год
| предмет
| Количество учащихся
| Средний балл
| Процент успеваемости
| Процент качества знаний
| 2009
| русский язык
| 37
| 3,4
| 95%
| 46%
| алгебра
| 36
| 3,9
| 94%
| 78%
| 2010
| русский язык
| 30
| 3,0
| 77%
| 26%
| алгебра
| 30
| 2,7
| 60%
| 17%
| 2011
| русский язык
| 14
| 3,3
| 86 %
| 42 %
| алгебра
| 14
| 3,4
| 86%
| 58%
| 2012
| русский язык
| 29
| 3,75
| 100%
| 55%
| математика
| 29
| 4,1
| 97%
| 69%
| 2013
| русский язык
| 28
| 3,8
| 100%
| 61%
|
| математика
| 28
| 3,7
| 97%
| 66%
|
В среднем звене при переходе в 5, 6, 7,8 классы в этом году учащиеся испытывают значительные трудности и снижают качество обучения на 8 – 18%. Это острейшая многофакторная проблема, решать которую требуется комплексно. На первое место выдвигаются психологические проблемы подросткового периода, недостаточная работа классного руководителя с коллективом учащихся, отсутствие должного контакта с учителями – предметниками. Уровень учебной мотивации в среднем звене гораздо ниже, чем в начальном и старшем. Поэтому эти параллели требуют пристального внимания и заботы педагогов, родителей;
При переходе в 10 класс обычно происходит снижение качества знаний, т.к. они испытывают большие трудности в изучении программы старшей школы. Хотя в нынешнем году произошло незначительное повышение качества знаний на 1,3%. Далеко не все учащиеся, приходящие сегодня в 10 - 11 класс, готовы к той мыслительной работе и интеллектуальному напряжению, которые требуются для освоения учебных предметов старшей школы. По большому счету, в старшем звене ученик впервые сталкивается с тем фактом, что хорошая учеба требует от него серьезных усилий и самодисциплины.
В этом учебном году на ГИА по математике подтвердил оценку «5» Мокшин С., оценку «4» подтвердили из 9 человек 8 учащихся и 1 получил тройку, а 3-х бальников из 18 человек увеличили свою оценку до «4» - 10 чел., 7 чел. подтвердили и 1 чел. Плотников А. получил двойку , затем исправил на «3» при повторной пересдаче. По русскому языку 5 чел. из 9-классников получили оценку выше годовой, 7 чел. подтвердили свою «4», а 2 чел. снизили свои показатели, оценку «3» подтвердили 9 чел., а 5 чел. получили 4. Неудовлетворительных оценок по русскому языку нет. Хорошо справились с ЕГЭ учащиеся 11 класса. Учащаяся Демичева Е. получила 95 баллов. По математике двое учащихся Андреева Д. и Шестопалова Т. повторно сдавали экзамен. В итоге все учащиеся 11 класса успешно сдали обязательные предметы ЕГЭ. Учителя осознанно устанавливают планку трудности экзамена на таком уровне, чтобы не только определить у учащихся уровень владения материалом, но и поставить перед учениками задачи на итоговую аттестацию.
В свете сказанного целесообразно пересмотреть подход к организации выпускных экзаменов по школе, подготовку проводить более организованно и основательно, ставить в более жесткие условия и потребовать большей ответственности не только от ученика, но и от учителя.
Далее, снижение качества знаний в 5 классе приводит к выводу, что проблемы преемственности при переходе из начального звена в среднее далеко не решены. Наши пятиклассники испытывают двойной стресс: во первых, начиная изучать новые предметы с новыми учителями, а во-вторых, получая новые для себя, непривычно низкие отметки за четверть и за год. Мы, порой, не прикладывая больших усилий для развития ученика, а лишь констатируя исполнительность ребенка благодаря помощи родителей, можем оценить знания ученика. В старших классах таким детям приходится очень трудно, так как они не способны самореализоваться, самоопределиться. В глубоком кризисе в прошлом году оказались учащиеся 7 – 8 классов, где качество очень низкое, где не сумели справиться с трудностями программы и требованиями учителей, также 5 класс.
Одна из проблем нашей работы – отстраненность родителей от школьных проблем детей. А мы пытаемся показать лишь положительные результаты, часто скрывая от родителей проблемы, которые следовало бы решить совместно. Сюда же можно отнести излишнее завышение оценок, которые потом дети не подтверждают, все это вызывает отчуждение родителей от школы и осуждение со стороны. Но, удобно бы было, конечно, по любому вопросу привлекать мам и пап: не выучил, прогулял, не принес, не сделал – сообщил родителям - и те примут меры. Сейчас зачастую родители в ответ на претензии учителя лишь пожмут плечами – справляйтесь сами, на то вы и педагоги. И, как не обидно, они сегодня правы! Задача мамы – накормить, одеть, обуть, снабдить своего ребенка школьными принадлежностями и отправить его на урок. Остальное – дело школы. Учителям следует понять, в обязанности родителей не входит объяснение недопонятых в классе тем, проверка домашних заданий, текущий контроль и прочее, и, тем более, качество проведения урока. Классный руководитель и учитель – предметник обязаны сами занимать активную позицию в отношении своих воспитанников, ставить задачу успеха своих учеников лично перед собой.
Следует помнить, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дает обязательное общее образование. И наша задача – не просто предоставить ученику это образование, а добиться того, чтобы ученик им овладел.
Ставя во главу угла вопросы повышения качества знаний, мы должны проводить более серьезную, планомерную работу по следующим направлениям:
- тесный контакт учителя – предметника с классным руководителем;
- желание учителя понять, принять проблему ребенка и помочь ему в учебе. Обеспечить овладение выпускниками государственных образовательных стандартов любыми способами (уроки, бесплатные консультации вне уроков, дополнительные занятия с учащимися, направление их на различные платные курсы);
- необходима помощь психолога, социального педагога, педагогическая преемственность при переходе из класса в класс;
- для учителей – предметников: взаимопосещение рабочих, а не только открытых уроков; больше посетить уроки во время классно-обобщающего контроля;
- проводить проверку знаний, умений по сложным предметам;
- применение современных техник и технологий обучения, позволяющих добиваться стабильных результатов учащимся с различным уровнем способностей;
- правильное оценивание знаний и умений учащихся, грамотное применение теории оценивания также является залогом повышения качества и эффективности урока.
Новые формы обучения позволяют наиболее полно раскрыть содержание обучения, повысить качество успеваемости. В свою очередь, познавательные интересы и потребности, чувство удовлетворенности, эмоциональное состояние, а в итоге нервно-психическое, телесное, духовно – нравственное здоровье – все зависит от учебной успеваемости. Мы, педагоги, обязаны обеспечить реализацию соответствия между результатами школьного образования и требованиями рынка труда.
Индивидуально – личностное педагогическое общение дает ученику опыт диалога, уважения и статусного общения.
Командно – педагогическое общение дает ученику опыт кооперации, ответственного выбора.
Благоприятный психолого – педагогический климат дает ученику положительный опыт взаимодействия в коллективе.
Уклад школьной жизни, представляющий собой живые традиции школы, дает ученику устойчивую систему идеалов общественного бытия.
Методическая работа
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в школе и ее роли в процессе включения педагогического коллектива в режим развития.
|