Скачать 259.28 Kb.
|
Пояснительная записка Цели и задачи предпрофильной подготовки Организация предпрофильной подготовки является одним из важных элементов перехода на профильное образование. Она выполняет подготовительную функцию и является подсистемой профильного образования. Предпрофильная подготовка осуществляется в 9 классе общеобразовательной школы. Актуальность проблемы введения предпрофильной подготовки. «Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» (Концепция профильного обучения). Проблема выбора профиля является непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы. Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является важным компонентом профильного образования. Цели и задачи предпрофильной подготовки. Каково содержание целей предпрофильного обучения и чем оно отличается от целей углубленного преподавания предметов и целей профессиональной ориентации? Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является “выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта”. «Концепция профильного обучения» Предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:
Рабочая программа предпрофиля «Современные направления в дизайне» курс 9 класса (1 час в неделю) Автор учитель изобразительного искусства Шайсултанова А.Г. Пояснительная записка. Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна. Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – это художественное конструирование. Деятельность специалистов, работающих в области дизайна, направлена, в частности, на проектирование комфортной для человека предметной среды с учетом правил и закономерностей дизайна. Предложенная программа предполагает знакомство с содержанием и условиями профессиональной деятельности в четырех сферах человеческой деятельности (человек – материальный объект, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – окружающая среда) с опорой на два вида деятельности (проектирование/моделирование, творчество/ создание образов). Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества. Для организации учебной деятельности в 9 классах возможно введение элективного курса с конкретной профориентацией на будущую профессию. Данный курс направлен на освоение теоретических и практических приемов и опирается на развитие творческих способностей обучающихся. Программа рассчитана на 34 учебных часов по 1 часу в неделю. Главные задачи данной программы состоят: в воспитание ценностного отношения обучающихся к окружающему предметному миру; в расширении кругозора своих познаний о профессии дизайнера интерьера; формирования способности самостоятельного видения предметов и творческий поиск собственного решения заданий. Полученные учениками знания и практический опыт работы, может помочь в выборе профессии или применены при оформлении школьного кабинета, своей комнаты, квартиры и т.д. Основной целью обучения программа ставит раскрытие творческих способностей детей, формирование у них образного художественного мышления, выработки индивидуальности. В ходе занятий учащиеся знакомятся с историей дизайна интерьера, развивают логическое, творческое мышление, приобретают опыт правильного использования материала и инструмента. Задания на развитие творческого мышления помогают обучающимся, окунуться в исследование предметного мира, его осмысление и интерпретацию. Таким образом, данная программа элективного курса является актуальной, отвечает требованиям современного образования, составлена с учетом потребностей сегодняшнего времени. Она дает возможность обучающимся реализовать свои задатки в условиях восприятия дизайнерского искусства, традиций, и на основе выполнения творческих заданий. Художественное проектирование любого предмета требует умения рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из пластилина и глины. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования. Программа составлена с учетом современных прогрессивных направлений и технологий. Она поможет обучающимся пополнить «багаж» теоретических знаний, которые можно применить на практике. Выполнение проекта интерьера комнаты закрепит и сформирует необходимые умения и навыки. Цель данного курса – познакомить учащихся с профессиями, связанными с работой в области дизайна, помочь подросткам выявить склонности и способности к этому виду деятельности, осознано выбрать дальнейший профиль обучения. через обучение творчеству дизайна формировать художественную культуру учащихся, как неотъемлемую часть культуры духовной; Введение элективного курса в школьную программу решает ряд задач, таких как: - воспитание гуманизма – радости созидания обращения к истокам формотворчества; - знакомство школьников с дизайном, как специфической художественно-творческой конструкторской деятельностью человека; - воспитание творческой личности (созидательного человека), привитие умения поиска возможного разнообразными способами, включая метод проб и ошибок, расширение сферы видения, научить движению от замысла (образа) к реализации и от реализации к творчеству; - повышение графической грамотности учащихся, формирование у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей. - Знакомство с основными объектами труда дизайнера: транспорт, мебель и интерьер, архитектура и организация открытого пространства, текстиль, фитодизайн, рекламная и имиджевая продукция. - формирование представлений о возможности применения дизайна и профессиональной деятельности в этой области. -обеспечение ситуации профессиональной пробы через моделирование и конструирование объектов. В процессе обучения учащиеся могут приобрести умения: - проектировать и создавать изделия с учетом закономерностей дизайна; - выполнять в соответствии с технологией выбранные изделия; - пользоваться инструментами и оборудованием при выполнении практических работ; - защищать выбранный проект. Перечисленные умения формируются на основе знаний: - понятие «дизайн», особенностей композиции, возможности применения дизайна; - этапы проектирования и создание декоративных изделий. Предлагаемая программа отвечает следующим требованиям: - не содержит входные требования к подготовленности учащихся, выходящие за рамки обязательного минимума основной школы; - содержание программы вводит учащихся в мир современных профессий через знакомство с неким набором широко очерченных социально – профессиональных ролей;
- содержание программы включает в себя практикум в выбранной сфере деятельности (эта часть содержания программы представлена тремя основными формами –практикум в модельных условиях (в учебном кабинете); аналитический практикум (сбор и анализ информации о деятельности специалиста на основе прямого наблюдения, анализа продукта деятельности или интервьюирования); деловая игра. . Перечень учебно-методического обеспечения:
- ученические столы и стулья; - мультимедийный проектор; - компьютер.
- бумага (формат А-4, А-3); - графитный карандаш; - краски (гуашь, акварель, тушь черная); - нож-резак; - ножницы; - клей ПВА; - чертежные принадлежности; - цветная бумага, картон.
- таблицы; - схемы; -- журналы; - педагогические работы; - разработки по темам. Требования к уровню подготовки учащихся по данному элективному курсу Знать: - определение дизайна и его роль в жизни человека; - правила, приемы и средства композиции; - роль цвета в дизайне интерьеров; - роль ткани в интерьере; - характерные особенности планирования интерьеров и стили. Уметь: - владеть материалами и принадлежностями; - моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в дизайне интерьера; - применять правила композиций; - самостоятельно проектировать и создавать проекты интерьеров различных комнат; - применять знания, умение, навыки на практике при создании проектов. Тематический план.
Список литературы для учителя. Предпрофильная подготовка учащихся. Г. Б.Голуб, А. В.Великанова, Самара. Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. Интерьер. Яновская И., изд. Лабиринт – Пресс, М. 2005. Дизайн. Л. М.Холмянский, А. С.Щипанов. – М.: Просвещение, 2006. О красоте машин и вещей. Г. В.Минервин, В. М.Мунипов. – М.: Просвещение, 2007. Список литературы для учащихся. CD – диск «Лучший софт для архитектора 2003»; «Архитектура»+ учебники и техническая документация на русском языке; Большая детская электронная энциклопедия. Искусство. MEDIA GROUP, 2003. Для учителя: Интерьер школы. - М., «Просвещение»,1972, В.Н. Шихеева, Т.Е. Астравая. Изобразительное искусство и методика его преподавания. – М., 1999, «Академия», Н.М.Сокольникова. Методика преподавания черчения. - М., «Просвещение», 1981, В.И.Кузьменко, М.А.Косолапов. Методика обучения черчению и графике. - М., «Владос»,2004, А.А.Павлова, С.В.Жуков. Наглядный и теоретический материал «ЕШКО» профессиональные курсы по специальности «Дизайн интерьера». Для учащихся: Детская энциклопедия «Я познаю мир» (искусство, архитектура) – М., ООО «Издательство Астрель», 2003, Т.Ю.Кравченко. Дом.- М., «Прогресс», 1995, Марио Гомболи (В.С.Мухин). Что нам стоит… и как построить…- №6 2002 г. Иркутск - (региональный журнал о ремонте, строительстве, материалах и услугах) Ремонт и дизайн квартиры своими руками. (Сер. «Домашняя энциклопедия»). – Ростов н /Д; «Феникс», Гуль Н. Ремонт и переустройство жилища. Евроремонт. – М., ООО «Хэлтон», 2000, Сафроненко В.М. Цветы в саду. – «Нижегородское Книжное Издательство»,2001, Балашов А.И. (справочное руководство по приусадебному цветоводству). Домашний салон красоты. – М., «Рипол Классик», 1999, Навдаев П. Энциклопедия для детей. Искусство. – М., «Аванта», 2003,Майсурян Н. Комнатные растения. Мультимедиа знциклопедия. – М., Медиа Арт, 2008. Архидом. Каталог интерьеров. Версия СД. – М. Издательский Дом«Равновесие», 2005. Краткое содержание тем: |