Скачать 56.41 Kb.
|
Тема: Кислоты, их состав и названия. Основная цель урока: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений. Задачи урока: организовать деятельность учащихся по изучению состава и классификации кислот, опираясь на ранее полученные знания о составе веществ. Создать условия для повышения познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний; способствовать развитию процессов мышления: анализа, синтеза, обобщения. Развивать умения учащихся работать в парах, совершенствовать практические умения и навыки. Воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость, умение действовать самостоятельно, культуру умственного труда. Учащиеся должны знать: «понятие кислота», формулы кислот, их классификацию, признаки действия кислот на индикаторы. Уметь: выбирать формулы кислот из перечня веществ, классифицировать кислоты, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности. Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, растворы кислот: соляной, серной, фосфорной; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, яблоко, лимон, аскорбиновая кислота, клей силикатный, мел. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока. I. Организационный момент. а. Объявление цели и задачи урока. II. Актуализация знаний. Учитель: Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? (Соединения химических элементов). - Какие соединения химических элементов мы изучили? (Оксиды основания). Выборочная работа. из данного перечня веществ выберите формулы оксидов и дайте им названия: H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4. (Учащиеся подчёркивают одной чертой формулы оксидов и один из них читает их и даёт им названия). - Какие вещества называют основаниями? Назовите их. (Учащиеся продолжают выборочную работу и двумя чертами подчёркивают основания). - Почему некоторые из формул вы не назвали? (Их нельзя отнести ни к оксидам ни к основаниям, так как не соответствуют им по составу). III. Усвоение новых знаний. Учитель: Невзирая на свой возраст, люди любят путешествовать. Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в мир кислот. Девиз нашего путешествия: «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать». Путешествие предлагаю начать с записей в путевом дневнике(тетради учеников). И первая из них «Этапы путешествия». По пути следования мы сделаем несколько остановок на станциях: информационная, дегустационная, экспериментальная, практическая. (приложение № 1). И так в добрый путь. - Что вы хотите узнать о кислотах? (учащиеся дают ответы) Учитель: станция информационная. - Где встречаются кислоты в природе? (учащиеся рассказывают о нахождении кислот в природе.) (приложение №2) - Мы познакомились с кислотами: угольной, азотной, соляной, серной, фосфорной. (учащиеся записывают в путевых дневниках формулы кислот и их названия.) - Так что же такое кислоты? (формулируют вывод). Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков. Общая формула кислот HxR. Кислотный остаток может быть как простой (Cl, S, Br )так и сложный (SO4, CO3, PO4 ) Работа в парах с взаимопроверкой. - Даны формулы кислот: H2SO4, H2CO3, H3PO4, HCl, ответьте на вопросы - Какие признаки можно взять за основу деления кислот? - Чем отличаются данные кислоты по составу друг от друга. (2 мин.) Учитель: Совершенно верно! Состав кислот различен. Существует несколько классификаций кислот: по происхождению, по числу атомов водорода, по наличию кислорода, по растворимости (приложение № 3). Пассажирам разложить карточки с формулами кислот перед собой и приготовиться отвечать на вопросы. (на карточке записаны формулы с одной стороны HCl с другой HNO3 и так далее. По сигналу учителя учащиеся показывают формулы кислот: а) одноосновных б) кислородсодержащих в) двухосновных г)бескислородных д) растворимых е)нерастворимых. - Что же общее в составе кислот? (наличие атомов водорода) - Почему эти вещества называют кислотами? (они кислые на вку с). Наличие ионов водорода определяют их кислый вкус. А все ли кислоты кислые? Именно это нам предстоит выяснить на станции Дегустационной. По правилам техники безопасности в лаборатории вещества пробовать на вкус нельзя, но сегодня я нарушу это правило, так как эти вещества вам всем известны. (учащимся предлагаются кусочки яблока. лимона ) - Какой вкус вы ощущаете? (кислый) - Все ли кислоты кислые? (учащиеся пробуют аскорбинку.) Кислоты есть сладкие и горькие (никотиновая). - Какое агрегатное состояние имеют кислоты? ( большинство кислот жидкие) - Существуют твердые кислоты, нестойкие кислоты, разлагающиеся с образованием газов. (учащиеся работают с таблицей растворимости). Учитель: путешествие наше продолжается. Впереди станция Экспериментальная. - Борная кислота-представитель твёрдых кислот (демонстрируется образец ). Л. О. №1 К раствору силикатного клея приливают раствор соляной кислоты, наблюдают выпадение студенистого осадка кремниевой кислоты. Л.О. №2 В пробирку поместили кусочек мела и прилили раствор соляной кислоты, наблюдают бурное выделение углекислого газа. ( учащиеся оформляют выводы в тетрадях) а) кислоты твёрдые: H3BO3 - борная, H2SiO3 -кремниевая кислота. б) кислоты, которые разлагаются : угольная – H2CO3 Учитель: серную, соляную, азотную, фосфорную кислоты человек получает искусственным путём. Такие кислоты называют концентрированными. но очень часто приходится работать с разбавленными кислотами. Нужно всегда помнить что, кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. Учитель: Как можно распознать кислоты, не пробуя их? Правильно! С помощью индикаторов. - Какие индикаторы вы знаете? (лакмус, метилоранж, фенолфталеин.) Лабораторные опыты. Учащиеся 1-го ряда исследуют действие индикатора на раствор соляной кислоты, 2-ой ряд – раствор серной кислоты, 3-ий ряд – раствор фосфорной кислоты. Результаты исследования учащиеся записывают в таблицу (приложение № 4) - Какой вывод можно сделать? ( индикаторы изменяют цвет в растворах кислот) IV. Закрепление нового материала. Учитель: прибываем на станцию Практическую. 1. Выпишите и распределите вещества по группам: HCl, H3PO4, HNO3, H2S, H2CO3, HI, H2SO4, H3BO3, H2SiO3, HBr, . Игра «3 – е лишнее». Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Поясните. 1. HNO3, HCl, H3PO4, 2 H2SiO3, HBr, HI, 3 H2SO4, H2S, H3BO3,. V. Подведение итога урока. Выставление оценок. Рефлексивный тест. 1. Яузнал (а) много нового 2.Мне это пригодится в жизни 3. На все возникшие вопросы я получил (а) ответы 4. На уроке я поработал (а) добросовестно. тест учащиеся не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+» VI. Задание на дом учить п. 20; упр. № 3. Составить кроссворд по теме «Кислоты». Приложение №2 С кислотами мы встречаемся ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода не что иное как слабый раствор угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается ещё и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при работе реактивных двигателей, а так же под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает около 100 миллионов тонн азотной кислоты. Кислоты входят в состав нашей пищи. Это прежде всего фрукты, овощи, молочные продукты. Среди кислот встречаются и ядовитые вещества, например синильная кислота. Некоторые кислоты содержатся в организмах животных и растений. Яд муравья содержит до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжётся крапива. Важна роль кислот и в организме человека. Например, аскорбиновая – поставщик витамина С, аминокислоты образуют множество белков. Важную роль играет соляная кислота – сильнейший бактерицид, убивающий бактерии попавшие в желудок. |
Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их... | План-конспект открытого урока по химии в 8 классе Тема: Кислоты,... Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: Знать состав кислот и солей; Определение кислоты и соли; Уметь составлять химические формулы солей, давать им название;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить определение кислот, их номенклатуру ( названия) и классификацию. Научиться: распознавать кислоты в растворе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кислоты. Определение, состав, номенклатура и классификация. Структурные формулы кислот | Конспект урока Тема: «Кислоты». Работу Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами | ||
Урок химии №52 в 8 классе на тему «Кислоты, их классификация и свойства» Проверка знаний. Интерактив. Формулы и названия кислот. Предлагается по формуле определить название 9 кислотам. Программа сама определяет... | Тесты по математике Планируемые результаты: знать принцип построения числового ряда и названия чисел в пределах 1000, разрядный состав числа | ||
Тема: Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и рнк В состав живых организмов входит большая часть химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Для 24 известны функции,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок: Карбоновые кислоты: строение и номенклатура, изомерия. Карбоновые кислоты в природе | ||
Практическое применение гиалуроновой кислоты в стоматологии Гиалуроновая кислота (сокр.: На от Hyaluronic acid) является природным полисахаридом. Входящим в группу гликозамингликанов (gsg).... | Тематическое планирование по учебному предмету «Математика» 3 класс ... | ||
Модуль по экологической составляющей производства серной кислоты... Экологические проблемы, связанные с производством серной кислоты, и способы их решения | Урок химии. 9 класс. Оксид серы (VI). Серная кислота. Цели Изучение свойств серной кислоты в процессе выполнения лабораторной работы и правил техники безопасности при растворении концентрированной... | ||
Модель урока по теме: «Соли азотной кислоты Нитраты», 9 класс Эпиграф... Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами | Самостоятельная работа по химии "Кислоты" Предлагаю вам решить задания по химии на тему «кислоты, основания, оксиды». Ответы можно присылать по электронной почте на мой адрес:... |