Кислоты, их состав и названия





Скачать 56.41 Kb.
НазваниеКислоты, их состав и названия
Дата публикации13.07.2014
Размер56.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема: Кислоты, их состав и названия.
Основная цель урока: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.

Задачи урока: организовать деятельность учащихся по изучению состава и классификации кислот, опираясь на ранее полученные знания о составе веществ. Создать условия для повышения познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний; способствовать развитию процессов мышления: анализа, синтеза, обобщения. Развивать умения учащихся работать в парах, совершенствовать практические умения и навыки. Воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость, умение действовать самостоятельно, культуру умственного труда.

Учащиеся должны знать: «понятие кислота», формулы кислот, их классификацию, признаки действия кислот на индикаторы.

Уметь: выбирать формулы кислот из перечня веществ, классифицировать кислоты, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, растворы кислот: соляной, серной, фосфорной; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, яблоко, лимон, аскорбиновая кислота, клей силикатный, мел.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

а. Объявление цели и задачи урока.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? (Соединения химических элементов).

- Какие соединения химических элементов мы изучили? (Оксиды основания).

Выборочная работа.

из данного перечня веществ выберите формулы оксидов и дайте им названия:

H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4.

(Учащиеся подчёркивают одной чертой формулы оксидов и один из них читает их и даёт им названия).

- Какие вещества называют основаниями? Назовите их. (Учащиеся продолжают выборочную работу и двумя чертами подчёркивают основания).

- Почему некоторые из формул вы не назвали? (Их нельзя отнести ни к оксидам ни к основаниям, так как не соответствуют им по составу).

III. Усвоение новых знаний.

Учитель: Невзирая на свой возраст, люди любят путешествовать.

Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в мир кислот.

Девиз нашего путешествия: «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать». Путешествие предлагаю начать с записей в путевом дневнике(тетради учеников). И первая из них «Этапы путешествия». По пути следования мы сделаем несколько остановок на станциях: информационная, дегустационная, экспериментальная, практическая. (приложение № 1). И так в добрый путь.

- Что вы хотите узнать о кислотах? (учащиеся дают ответы)

Учитель: станция информационная.

- Где встречаются кислоты в природе? (учащиеся рассказывают о нахождении кислот в природе.) (приложение №2)

- Мы познакомились с кислотами: угольной, азотной, соляной, серной, фосфорной. (учащиеся записывают в путевых дневниках формулы кислот и их названия.)

- Так что же такое кислоты? (формулируют вывод).

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков. Общая формула кислот HxR. Кислотный остаток может быть как простой (Cl, S, Br )так и сложный (SO4, CO3, PO4 )

Работа в парах с взаимопроверкой.

- Даны формулы кислот: H2SO4, H2CO3, H3PO4, HCl, ответьте на вопросы

- Какие признаки можно взять за основу деления кислот?

- Чем отличаются данные кислоты по составу друг от друга. (2 мин.)

Учитель: Совершенно верно! Состав кислот различен. Существует несколько классификаций кислот: по происхождению, по числу атомов водорода, по наличию кислорода, по растворимости (приложение № 3).

Пассажирам разложить карточки с формулами кислот перед собой и приготовиться отвечать на вопросы. (на карточке записаны формулы с одной стороны HCl с другой HNO3 и так далее. По сигналу учителя учащиеся показывают формулы кислот:

а) одноосновных б) кислородсодержащих в) двухосновных г)бескислородных

д) растворимых е)нерастворимых.

- Что же общее в составе кислот? (наличие атомов водорода)

- Почему эти вещества называют кислотами? (они кислые на вку с). Наличие ионов водорода определяют их кислый вкус. А все ли кислоты кислые? Именно это нам предстоит выяснить на станции Дегустационной.

По правилам техники безопасности в лаборатории вещества пробовать на вкус нельзя, но сегодня я нарушу это правило, так как эти вещества вам всем известны. (учащимся предлагаются кусочки яблока. лимона )

- Какой вкус вы ощущаете? (кислый)

- Все ли кислоты кислые? (учащиеся пробуют аскорбинку.) Кислоты есть сладкие и горькие (никотиновая).

- Какое агрегатное состояние имеют кислоты? ( большинство кислот жидкие)

- Существуют твердые кислоты, нестойкие кислоты, разлагающиеся с образованием газов. (учащиеся работают с таблицей растворимости).

Учитель: путешествие наше продолжается. Впереди станция Экспериментальная.

- Борная кислота-представитель твёрдых кислот (демонстрируется образец ).

Л. О. №1 К раствору силикатного клея приливают раствор соляной кислоты, наблюдают выпадение студенистого осадка кремниевой кислоты.

Л.О. №2 В пробирку поместили кусочек мела и прилили раствор соляной кислоты, наблюдают бурное выделение углекислого газа. ( учащиеся оформляют выводы в тетрадях)

а) кислоты твёрдые: H3BO3 - борная, H2SiO3 -кремниевая кислота.

б) кислоты, которые разлагаются : угольная – H2CO3

Учитель: серную, соляную, азотную, фосфорную кислоты человек получает искусственным путём. Такие кислоты называют концентрированными. но очень часто приходится работать с разбавленными кислотами. Нужно всегда помнить что, кислоту надо приливать к воде, а не наоборот.

Учитель: Как можно распознать кислоты, не пробуя их? Правильно! С помощью индикаторов.

- Какие индикаторы вы знаете? (лакмус, метилоранж, фенолфталеин.)

Лабораторные опыты.

Учащиеся 1-го ряда исследуют действие индикатора на раствор соляной кислоты, 2-ой ряд – раствор серной кислоты, 3-ий ряд – раствор фосфорной кислоты. Результаты исследования учащиеся записывают в таблицу (приложение № 4)

- Какой вывод можно сделать? ( индикаторы изменяют цвет в растворах кислот)

IV. Закрепление нового материала.

Учитель: прибываем на станцию Практическую.

1. Выпишите и распределите вещества по группам: HCl, H3PO4, HNO3, H2S, H2CO3, HI, H2SO4, H3BO3, H2SiO3, HBr, .
Игра «3 – е лишнее».

Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Поясните.

1. HNO3, HCl, H3PO4,
2 H2SiO3, HBr, HI,
3 H2SO4, H2S, H3BO3,.
V. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Рефлексивный тест.

1. Яузнал (а) много нового

2.Мне это пригодится в жизни

3. На все возникшие вопросы я получил (а) ответы

4. На уроке я поработал (а) добросовестно.

тест учащиеся не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+»
VI. Задание на дом учить п. 20; упр. № 3. Составить кроссворд по теме «Кислоты».

Приложение №2
С кислотами мы встречаемся ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода не что иное как слабый раствор угольной кислоты.

После летней грозы в ней оказывается ещё и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при работе реактивных двигателей, а так же под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает около 100 миллионов тонн азотной кислоты.

Кислоты входят в состав нашей пищи. Это прежде всего фрукты, овощи, молочные продукты. Среди кислот встречаются и ядовитые вещества, например синильная кислота. Некоторые кислоты содержатся в организмах животных и растений. Яд муравья содержит до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжётся крапива.

Важна роль кислот и в организме человека. Например, аскорбиновая – поставщик витамина С, аминокислоты образуют множество белков. Важную роль играет соляная кислота – сильнейший бактерицид, убивающий бактерии попавшие в желудок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кислоты, их состав и названия iconУрок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока
Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их...
Кислоты, их состав и названия iconПлан-конспект открытого урока по химии в 8 классе Тема: Кислоты,...
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Кислоты, их состав и названия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: Знать состав кислот и солей; Определение кислоты и соли; Уметь составлять химические формулы солей, давать им название;...
Кислоты, их состав и названия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучить определение кислот, их номенклатуру ( названия) и классификацию. Научиться: распознавать кислоты в растворе
Кислоты, их состав и названия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кислоты. Определение, состав, номенклатура и классификация. Структурные формулы кислот
Кислоты, их состав и названия iconКонспект урока Тема: «Кислоты». Работу
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Кислоты, их состав и названия iconУрок химии №52 в 8 классе на тему «Кислоты, их классификация и свойства»
Проверка знаний. Интерактив. Формулы и названия кислот. Предлагается по формуле определить название 9 кислотам. Программа сама определяет...
Кислоты, их состав и названия iconТесты по математике
Планируемые результаты: знать принцип построения числового ряда и названия чисел в пределах 1000, разрядный состав числа
Кислоты, их состав и названия iconТема: Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и рнк
В состав живых организмов входит большая часть химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Для 24 известны функции,...
Кислоты, их состав и названия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок: Карбоновые кислоты: строение и номенклатура, изомерия. Карбоновые кислоты в природе
Кислоты, их состав и названия iconПрактическое применение гиалуроновой кислоты в стоматологии
Гиалуроновая кислота (сокр.: На от Hyaluronic acid) является природным полисахаридом. Входящим в группу гликозамингликанов (gsg)....
Кислоты, их состав и названия iconТематическое планирование по учебному предмету «Математика» 3 класс
...
Кислоты, их состав и названия iconМодуль по экологической составляющей производства серной кислоты...
Экологические проблемы, связанные с производством серной кислоты, и способы их решения
Кислоты, их состав и названия iconУрок химии. 9 класс. Оксид серы (VI). Серная кислота. Цели
Изучение свойств серной кислоты в процессе выполнения лабораторной работы и правил техники безопасности при растворении концентрированной...
Кислоты, их состав и названия iconМодель урока по теме: «Соли азотной кислоты Нитраты», 9 класс Эпиграф...
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Кислоты, их состав и названия iconСамостоятельная работа по химии "Кислоты"
Предлагаю вам решить задания по химии на тему «кислоты, основания, оксиды». Ответы можно присылать по электронной почте на мой адрес:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск