Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка





Скачать 102.89 Kb.
НазваниеПрограмма подготовки детей к школе. Пояснительная записка
Дата публикации01.08.2014
Размер102.89 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
Программа подготовки детей к школе.

Пояснительная записка.

На современном этапе образования огромное внимание стало уделяться школе и учебному процессу. Одним из важнейших нововведений стал процесс подготовки ребенка к школе. Для полноценного развития детей данная программа открывает широкий спектр возможностей и информации о процессе обучения. Это способствует ознакомлению с первоначальными азами учения; требованиями, предъявляемыми в школе; новым и знаниями.
Подготовка к школе является в настоящее время необходимым составляющим для современной школы, так как процесс обучения стал намного сложнее, требования к учению, поведению и уровню преподаваемого материала жестче. Огромный вклад в процесс обучения детей 5-7 лет внесли психологи и педагоги. Они разрабатывали различные системы обучения, используя многообразие методов и приемов.
В процессе подготовки детей к школе происходит их полная перестройка во взрослую жизнь — жизнь школьника. Они учатся оценивать и анализировать свою деятельность, изменяются их интересы, взгляды, мировоззрения.

Актуальность программы.

Когда ребенок идет в школу, он переживает эмоциональный и психологический стресс, который может помешать дальнейшему развитию ребенка. «Все новое всегда пугает».
Поэтому в период подготовки педагог старается показать и рассказать о школе, как можно больше, чтобы заинтересовать. В этот период педагог обучает необходимой дисциплине, умению общаться с учителем и другими детьми, дает уроки этикета, развивает внимание, мышление, память, воображение, речь, умения, переводя их в навыки, расширяет кругозор, воспитывает уважение, трудолюбие, аккуратность. Все это будет способствовать полноценному развитию и обучению ребенка при поступлении в школу.
При использовании данной программы произойдет:
-  Положительный настрой ребенка к обучению;
-  Стремление ребенка к преодолению школьных трудностей;
-  Желание ребенка делиться своими радостями и достижениями;
-  Интерес к школьным предметам и изучаемому материалу.
Очень важно: подготовленный к школе ребенок легко воспримет учебную нагрузку и сохранит свое здоровье. Если ребенок по настоящему будет готов к школе, то, обучаясь в первом классе и последующих классах, он будет требовать меньше внимания и времени на помощь при выполнении домашних заданий, написании сочинений, приготовлении докладов и других видов самостоятельных, групповых и фронтальных работ.
Итальянская учительница, психолог, врач и философ М. Монтессори предлагает свою систему саморазвития ребенка. Главное в этой системе — предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий. Этому периоду крайне необходимо уделять самое активное внимание. Мы становимся свидетелями развития человеческой души, тела и разума.

Цель программы – создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению, развитие познавательной сферы старшего дошкольника средствами и методами Монтессори-педагогики, а так же комплексно разработанными играми и упражнениями для детей 5-7 лет

Программа решает следующие задачи:

  1. Развивать наглядно-образное и логическое мышление;

  2. Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия;

  3. Развивать воображения детей, произвольность внимания;

  4. Создать условия для положительной мотивации к дальнейшему процессу обучению детей



Задача педагога — помочь организовать ребенку свою деятельность, пойти своим уникальным путем. Девиз: «Помоги мне это сделать самому» (По методике М. Монтессори).

Возраст обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы 5-7 лет.

Срок реализации - 1 год.*

Режим занятий:

I год (5-7 лет) – 15 человек 2 раза в неделю по 2.5 часа.

*для детей ранее уже занимающихся по системе Монтессори, как минимум год.


  Тематическое содержание.

Отличительной особенностью программы является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму.

Подготовка к школе состоит из модулей:

1. Речевое развитие и обучение письму и чтению.

2.Математическое развитие.

3.Ознакомление с окружающим миром.

4.Развитие творческих способностей.

5.Физическое развитие.

Каждый из модулей имеет свою структуру построения, тематику, основу проведения занятия.

I. Речевое развитие и обучение письму и чтению. Различают два понятия: «обучение чтению» и «обучение грамоте», которые часто используются как идентичные. В «подготовке к школе» не ставится задача научить ребенка, хотя в упражнениях на формирование навыка чтения используются элементы обучения грамоте. На этом этапе обучения чтению используются различные материалы, которые способствуют развитию интереса к данному процессу и помогают легче, доступнее и быстрее научиться читать и в первую очередь материалы М. Монтессори.
Обучение осознанному чтению:
-  Развитие фонематического слуха (звуковые коробочки); нахождение звука в слове (сер., нач., конец) слышание фонемы.
- Побуждение называть буквы, чтение алфавита, где буквы расположены по мере возрастания трудности произношения. Сначала те, которые ребенок произносит легко, затем более трудные и, наконец, те, которые он не умеет произносить.
Изучать не только печатные, но и прописные буквы, читать их. Данная программа поможет:
-  Читать интуитивно слова (письменный шрифт);
-  Читать вслух отдельные слова;
-  Читать с пониманием фразы;
-  Узнавать буквы в читаемом слове, и называть их;
-  Развивать речь, отвечая на вопросы по поводу изображений на картинке;
-  Рассказывать (составлять устный рассказ по картинке);
-  Успешно пересказывать;
-  Легко заучивать стихотворные строки.
Развитие речи:
-  Книжки для чтения;
-  Сюжетные картинки для составления рассказа;
-  Фигурки животных
-  Муляжи растений, грибов.
-  Карточки на классификацию предметов.
Первоначальное письмо. Одним из главных элементов для процесса письма является процесс подготовки руки к письму. Для написания данного раздела программы, используется широкий спектр разнообразных материалов, разработанных для улучшенного и углубленного изучения процесса написания букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений разработанные итальянским педагогом М. Монтессори. К наиболее известным относятся материалы для рисования и штриховки: рамки-вкладыши; трафареты; графические работы, карточки с шершавыми буквами для чтения, подвижный алфавит.
Главной целью данных материалов служит правильная и своевременная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слов, слогов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме. Процесс чтения и письма взаимосвязан: то, что изучается (# буква) на чтении, обязательно изучается и на письме (прописывается, конструируется, рисуется) для создания полноценной картины видения буквы, которая изучается на данный момент.
В результате данной программы формируется произвольность движений; развитие мелкой моторики рук и выносливость мышц; дифференциация усилий кисти руки; непрерывное выписывание узоров, имитирующих написание отдельных элементов букв и соединений.
Работа может проходить на заранее заготовленных листках, или специально отведенных тетрадях на каждого ученика.

 II. Математическое развитие. Подготовка к изучению математики осуществляется посредством упражнений практической жизни, направленных на сенсомоторное воспитание детей. Действия, которые выполняет ребенок естественны, просты и отвечают потребностям возраста: он сравнивает, анализирует, обобщает, систематизирует. Эти действия являются основой для развития математического мышления. Они помогают ребенку самостоятельно через деятельность с предметами дойти до сути математических операций и постепенно перевести их из внешнего во внутренний план, план самостоятельной работы.
Для подготовки детей к школе, по данному разделу, используются материалы, разработанные итальянским педагогом М. Монтессори для наилучшего усвоения математического начала.
К ним относятся 4 группы (М. Монтессори):
-  материалы, служащие для счета до 10 и обратно (шершавые цифры, веретена, числа и чипсы, игры на соотношение количества и числа);
-  материалы, предназначенные для знакомства с многозначными числами, и четырьмя основными арифметическими действиями: сложением, вычитанием, делением, умножением («золотой банк», игра с марками, малые счеты);
-  материалы для обучения последовательному счету и запоминанию названий чисел (цепочки);
-  материалы, предназначенные для постепенного запоминания таблиц сложения, вычитания, умножения, деления (сами таблицы).
Так же для обучения могут применяться геометрические тела, конструктивные цифры и треугольники, цветные цилиндры, таблицы с техникой написания цифр.
Здесь так же, как и в процессе письма могут использоваться заранее приготовленные листочки, или тетради с заданием.
III.Ознакомление с окружающим миром. Данный модуль опирается на учение М.Монтессори «космического развития и воспитания» детей. «Целью космического воспитания является развитие творческой активности личности, её способности не только сохранять и разумно преобразовывать окружающую среду»Данный модуль использует материалы разработанные М.Монтессори:

IV.Развитие творческих способностей включает в себя рисование (красками, карандашами, мелками, свечой, газетой на мокрой бумаге и т.д.), конструирование, лепка, аппликация (ткань, бумага, с помощью различных круп), оригами.

V. Физическое развитие ребенка - пространственная координация движений, телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности. С этой целью подобраны подвижные игры на ловкость, быстроту и командную слаженность, а также изобретательские и творческие игры, развивающие мышление, остроту внимания, память и сообразительность. Имитационные упражнения и оздоровительная гимнастика.


Развитие познавательных процессов. Развитие познавательных процессов является основным рабочим процессом «Подготовки к школе». Этому посвящены: обучение чтению, обучение письму и математике.  Этот раздел не является отдельным, он входит в предыдущие модули, и является основным началом. Но у отдельных заданий на развитие познавательных процессов есть еще особая функция по отношению к программе в целом. Они коротки по исполнению, они занимательны, их выполнение вызывает интерес. Данные задания способствуют полноценному развитию ребенка и его психических процессов. Каждое из заданий имеет свою направленность на развитие той, или иной группы или отдельного процесса. Не имея четких границ все же можно подразделить задания на развитие следующих процессов:
-  памяти (показ нескольких картинок, с целью дальнейшего их названия или зарисовки после их закрытия);
-  воображения (задание: нарисовать школу своей мечты);
-  внимания (воспроизвести карточки в показанной последовательности);
-  логического мышления (собрать картинку, найди отличия, дорисуй);
-  развития речи (см. в разделе чтения)
Благодаря данной системе подготовки ребенка к школе, ребенок учится, развивается, воспитывается, приобретая знания и умения, переходящие в систему навыков.
Программа ориентируется не на простом знании, пустом навыке, а навыке осознанном, при помощи которого ребенок сможет решить любую предложенную ему ситуацию или задачу, которая входит в его задание или жизнь. Это поможет ребенку быть уверенным в себе и своих силах, не боясь сделать ошибки, зная, что у него есть возможность их исправить. Дети получают развитие психическом направлениях:
-  Ребенок учиться просить помощи («Помоги мне сделать это самому» М. Монтессори.);
-  Умеет работать в группе, ожидая своей очереди;
-  Учится помогать сам;
-  Учится общаться со взрослыми и ровесниками;
-  Старается быть наблюдательным, внимательным;
-  У него вырабатывается чувство ответственности.

Все это имеет огромную роль, при поступлении в школу, и дальнейшем развитии ребенка.
Результаты

Приобретение учащимися знаний, умений, навыков из предметных областей не является для современной школы первостепенной задачей, которая исходит из подготовки к школе. Гораздо важнее, чтобы в результате упражнений с материалами, дети получили средства для саморазвития.
Так, в процессе свободной работы с математическими материалами, у дошкольников развиваются такие способности мышления, как общение, синтез, конкретизация, классификация. Кроме этого, умение выделять существенное и отделять его от несущественного, точно выражать свои мысли, и иметь развитую интуицию.
С помощью этой программы, и выше описанных материалов дети смогут:

-  Устно выстраивать ряд чисел от 0 до 10; от 0 до 20; от 0 до 30; от 0 до 40; от 0 до 50 и т.д., и обратно;
-  Называть цифры и соотносить их с соответствующими числами; количественный состав от 1 до 50. (усложнение до ста);
-  Иметь представление о четности-нечетности, определять эти виды чисел;
-  Знать, что такое 0;
-  Иметь представления о единицах, десятках, сотнях, тысячах; Знать их обозначения;
-  Производить сложения, умножение, деление, вычитание (элементарные азы начального обучения);
-  Производить сложение и вычитание в пределах ста, переходя через десяток;
-  Записывать все производимые действия при вычислениях; Решать простые задачи на нахождение первого неизвестного;
-  Различать понятия больше меньше, уметь сравнивать, ставить знаки >, <, = ;
-  Составлять самостоятельно задачи (простые), записывать примеры в пределах 50-100, сравнивать (при придумывании) числа;
-  Различать, рисовать, называть геометрические фигуры;
-  Знать и правильно записывать (по технике) цифры;
Обучающий материал по письму выстроен с учетом существующих связей между чтением и собственно письмом. Занятия строятся с опорой на предыдущий, хотя и маленький опыт детей, что позволяет увидеть разнообразие использования языка в различных жизненных и языковых ситуациях. Обучение строится на взаимосвязи предметов, и на осознанном понимании.

 Это способствует следующим умениям:
1.   В фонетике ребенок сможет видеть:
-  различие звуков в слове, их название;
-  различие позиции звука в слове (начало — конец — середина);
-  различие согласных и гласных звуков;
-  различие между звуком и буквой;
-  писать на слух звуковые диктанты;
-  записывать и составлять слово из звуков.

 2.   Письмо:
-  Сможет аккуратно прописывать, рисовать, штриховать буквы;
-  Представлять образы письменных и печатных букв;
-  Складывать и записывать печатные и письменные буквы в слоге и словах по образцу, или на слух;
-  Успешно работать с подвижным алфавитом;
-  Писать по образцу печатные и письменные буквы;
-  Списывать слова, предложения;
-  Писать со слуха слоги, слова.


Ознакомление с окружающим миром:

 У дошкольников формируется представление об общественных явлениях и природе, в ней  много внимания уделяется активизации детского словаря, речи, развитию  у детей тех или иных нравственных качеств, необходимых им для успешного обучения в школе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПояснительная записка Изучение иностранного языка в начальной школе...
С учётом постановленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения предмета “Иностранный язык ” в начальной...
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением...
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconЭлективный курс «Исследование информационных моделей» в старшей школе Пояснительная записка
В новом образовательном стандарте на третьей ступени общего образования, т е в старшей школе (10 – 11 классы), предусмотрено изучение...
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии...
Программа предназначена для студентов, прошедших курс подготовки по иностранному языку в общеобразовательной школе и достигших, согласно...
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М. Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа,...
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии...
Программа предназначена для студентов, прошедших курс подготовки по иностранному языку в общеобразовательной школе и достигших, согласно...
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПлан программа кружка ручного труда «весёлые петельки» Составила...
Целью, которого, является подготовка детей к школе через ведение кружковой работы. Эта цель решается через следующие задачи
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПояснительная записка Необходимость нравственного образования в школе,...
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее...
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПояснительная записка Комплект дидактического обеспечения для повышения...
Примеры дидактических материалов (индивидуальных карточек заданий) (Окружающий мир)
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка icon1. Пояснительная записка. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне...
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 7 класс Пояснительная записка
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой /Биология в основной школе:...
Программа подготовки детей к школе. Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена...
Обучение физике в школе служит целям образования и воспитания личности: вооружать учащихся знаниями и умениями, необходимыми для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск